Снимаем портрет на Nikon D610
Современные фотоаппараты чем-то сродни музыкальным инструментам. И те, и другие являются средством самовыражения для их обладателя. И те, и другие требуют тщательной и точной настройки… В случае Nikon D610 я это ощутил в полной мере в процессе портретной съемки. С настройками «из коробки» результат мне не понравился. Но плюс D610 в том, что все необходимые установки в этой камере реализованы и доступны фотографу, в отличие от многих дешевых любительски моделей.
Весеннее солнце почти каждый вечер балует нас отличным светом, который просто идеально подходит для съемки портретов. Причем в течение десяти минут свет может меняться таким образом, что ни один фотограф не останется обиженным. Сначала солнце светит через легкую дымку, давая мягкий и фактурный свет. Через минуту — уже из-за тучки, максимально сижая контраст в кадре. А еще через пять минут тучка уходит в сторону, и можно снимать с жестким вечерним светом, с его характерным теплым оттенком. Идеальные условия для съемки портрета!
На прогулку в парк я беру с собой Nikon D610 в комплекте с портретным объективом Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor. Это современный портретник со встроенным мотором автофокуса, совместимый со всеми зеркалками Nikon. Мне он нравится прежде всего возможностью обеспечить малую глубину резкости в кадре.
Но как только речь заходит о малой глубине резкости, зачастую встает и проблема фокусировки. От использования привычной многим фотографам центральной точки автофокуса все чаще приходится отказываться, выбирая наиболее подходящую для сюжета точку автофокуса вручную. Делается это для того, чтобы исключить перекадрирование после фокусировки и потерю резкости.
С оперативностью выбора подходящей зоны автофокуса проблем нет: за доли секунды при помощи навипэда можно указать камере, какую точку использовать. Кроме того, я применяю на практике всего 11 из 39 точек — прежде всего для более быстрого управления. 39 точек же использую лишь для фокусировки с помощью 3D-трекинга.
Но из-за того, что в камере применен модуль автофокуса с относительно небольшим покрытием площади кадра, есть вероятность, что в сюжетно важной части снимка просто не окажется точки автофокуса. И тогда приходится снимать по старинке: наводимся по ближайшей точке, придавливаем кнопку спуска наполовину, перестраиваем кадр, снимаем… Риск промазать с фокусировкой при этом, естественно, увеличивается. Но справедливости ради нужно отметить, что пока Nikon D610 из всех относительно бюджетных полнокадровых камер имеет лучшее покрытие площади кадра точками фокусировки. Необходимость перекадрирования возникает не так уж и часто.
И все же на некоторых кадрах есть легкая нерезкость — автофокус промахивается на несколько миллиметров. Это как раз тот случай, когда фотоаппарат нужно немного настроить. Нахожу пункт меню «Тонкая настройка АФ» и прямо на месте съемок, сделав несколько пробных кадров, ввожу коррекцию в работу автофокуса с конкретно этим объективом. Результат получается значительно лучше! Здорово, что эту важну настройку разработчики камеры сделали доступной фотографу через меню.
После публикации первых частей нашего теста читатели Prophotos.ru просили меня уделить особое внимание цвету в портретной съемке. Поэтому в этот раз я подхожу к съемке со всей тщательностью. В меню выбираю режим Picture Control «Портрет». По опыту тестирования Nikon Df я знаю, что это позволит получить чуть более естественную цветопередачу в JPG, а также несколько понизить контраст и резкость снимка, чтобы лучше передать фактуру кожи в кадре. Баланс белого я в некоторых случаях выставляю вручную, выбирая предустановку для солнечной погоды. Но чаще все же отдаю его на откуп автоматике, выбрав настройку AUTO1 (без приоритета теплых тонов). Наконец, все снимки я делаю в RAW+JPG, чтобы у вас была возможность скачать сырой файл и самостоятельно «проявить» его.
Стиль изображения также можно настроить под свой вкус. Например, я немного смещаю ползунок «оттенок» для ослабления пурпурного оттенка в некоторых кадрах. Также на некоторых снимках я отключал Active D-Lighting, чтобы добиться максимально естественной проработки полутонов. Как ни странно, эта полезная функция может сыграть злую шутку с фотографом при съемке портрета, усилив розовый оттенок лиц людей.
В конечном счете, каждый из вас сможем составить свое собственное мнение о цветопередаче Nikon D610, поработав с RAW-файлами к тестовым снимкам. Ведь я настраивал камеру под свой вкус, под свое восприятие картинки. Я остался доволен тем функционалом, который доступен фотографу при работе с внутрикамерным JPG. Опытный фотограф со сложившимся видением кадра сможет добиться той цветопередачи, которую именно он хочет видеть, даже если по тем или иным причинам он не пользуется RAW-конвертерами.
Как ни странно, мой любимый портрет из всей серии вделан вовсе не на портретный объектив, а на 24-мм широкоугольник. Благодаря ему на снимке удалось передать простор, впустить в кадр много весеннего неба