Фотопутешествие. Выводы
Традиционным испытанием в наших больших тестах для всех без исключения камер является фотопутешествие. На этот раз я отправляюсь с семьей в осенний круиз по Волге. Несмотря на, прямо скажем, отвратительную погоду, я постараюсь выжать из комплекта фототехники максимум интересных сюжетов. И уж точно у меня будет возможность проверить влагозащиту Canon EOS 70D в действии — в день отправления дождь льет, как из ведра.
Что же снимать в такую погоду? Ну как минимум, кадры для семейного альбома на палубе и внутри корабля. Сразу же после отправления я делаю несколько снимков на улице, но находиться долго на пронизывающем ветру тяжело. Так что мы отправляемся в каюту… Самое время выложить фотографию в Facebook и попрощаться с онлайн-друзьями на несколько дней: по мере отдаления от Москвы мобильный интернет работает все хуже. Приложение EOS Remote в моем смартфоне уже установлено, камера и телефон связаны. Поэтому для передачи снимка в смартфон мне достаточно включить Wi-Fi в фотоаппарате и сделать несколько нехитрых действий. Пока, друзья, мы в отпуске!
Как и любой абсолютно сухопутный человек я, оказавшись на борту, нахожу множество интересных и необычных для меня механизмов, деталей. И коль скоро погода за окном нас не радует пейзажами, самое время сосредоточиться на съемке подобных деталей. С какими-то из них проблем не возникает, но с некоторыми приходится повозиться: где-то ISO поднять, где-то поиграть с экспокоррекцией, где-то с балансом белого. Даже самая совершенная автоматика никогда не догадается, что именно вы снимаете, если речь заходит об абстрактном сюжете. Но за время тестирования я настолько привык к камере, что смену параметров осуществляю буквально на автомате: коррекцию экспозиции ввожу “на лету” управляющим кольцом на задней панели камеры; ISO меняю с помощью отдельной кнопки, не отрываясь от видоискателя; баланс белого устанавливаю в быстром экранном меню при помощи сенсорного дисплея, причем обязательно в режиме Live View, чтобы сразу оценить результат.
Обилие темных деталей в кадре потребовало введение отрицательной коррекции экспозиции
Тут я сильно увеличил ISO: съемка велась в полутемном помещении
Темный бетон, голубоватый сумеречный свет — здесь пришлось и баланс белого вручную ставить, и с экспокоррекцией играть
На следующее утро нас уже встречает милый город Углич, встречает хлебом-солью и проливным дождем. Для съемки городских пейзажей не лучшая погода. Так что сегодня я беру с собой на берег лишь один объектив — Canon EF 50 f/1.2L USM. Ставку делаю на его светосилу и возможность максимально размывать фон. Ну и не будем забывать про влагозащищенность L-ceрии. Сегодня такая защита лишней не будет.
Мои худшие предположения оправдываются: снимать не то что нечего, просто в отсутствии эффектного света снимки смотрятся невыразительно. Отчасти спасает стиль изображения “пейзаж”, который делает цвета в кадре чуть ярче.
Через три часа я возвращаюсь на корабль. Я обещал проверить влагостойкость камеры, и я ее проверил. Все эти три часа камера мокла под дождем. Вода с нее буквально стекает. Не желая испытывать судьбу дальше, насухо протираю ее и кладу поближе к батарее — пусть просохнет.
Плес — город, который я не мог пропустить. Старый купеческий, затем курортный, на какое-то время забытый — сегодня он вновь популярен. Летом сюда приезжают современные “купцы”, политики и простые туристы. На центральной улице даже стали перекрывать автомобильное движение. Но осенью Плес снова становится тихим и провинциальным, каким я его люблю. Здесь царит какая-то особая атмосфера, которую хочется передать в фотографиях: суровая волжская погода с почти ураганным ветром; тишина русской глубинки, так заметная после шумного мегаполиса; неповторимые краски осени…
Из окружающей действительности хочется вырвать максимум цветных фрагментов, чтобы сделать из них минизарисовки о городе. Опять на помощь приходит сверхсветосильный полтинник: он помогает добавить объема в кадр, размывая фон. Лишь отдельные виды города снимаю на EF-S17-55mm f/2.8 IS USM, когда без широкоугольника уже не обойтись.
Почти всю съемку я веду в режиме Live View: так проще оценить будущий результат, скомпоновать кадр, скорректировать экспозицию и баланс белого. При этом в который раз говорю спасибо разработчикам камеры за быстрый автофокус в режиме Live View. Система контрастной фокусировки по матрице работает отлично даже со сверхсветосильными объективами. Все “тормоза” автофокуса при визировании по экрану остались в прошлом.
Удивительно, но в который раз убеждаюсь: фотоаппарат и глаз человека видят по-разному. Там, где я вижу промокший осенний город, серые блеклые цвета, полное отсутствие интересных сюжетов, мой фотоаппарат наоборот находит какие-то цветовые акценты. Сначала я замечаю их лишь на экране камеры, водя объективом из стороны в сторону, а затем начинаю уже осознанно выискивать их в городе. Вот по булыжной мостовой разбросаны яркие ягоды рябины, а вот пара красных лиcтьев ярко выделяется на фоне стены дома. По кусочкам и фрагментам собираю серию фотографий.
После Плеса теплоход идет назад в Москву уже без остановок. Времени для того, чтобы поснимать с борта, предостаточно. А поснимать есть что! Просто поражают своими масштабами волжские шлюзы, в которых трехпалубный теплоход смотрится маленькой лодкой.
В Рыбинске шлюз собрал какое-то невообразимое количество чаек. В бурлящей воде они ловят мелкую рыбу. До момента шлюзовки чайки сидят по берегам и почти не шевелятся, как будто еще не проснулись. Но как только шлюз начинает наполняться, эта крылатая орава срывается со своих мест. Запечатлеть на фото это невозможно, поэтому я просто записываю на камеру короткий видеоролик — покажу его дочери, которая проспала Рыбинск. Определенно, видео — не лишняя функция в зеркалке.
К одному из шлюзов мы подходим поздно ночью. Корабль, который в темное время суток сам погружен во тьму (чтобы не мешать рулевому видеть навигационную обстановку, ночью тушится даже свет на палубе), вдруг начинает светиться, как новогодняя елка: освещается палуба, включаются носовые прожекторы. Они-то и выхватывают из темноты причудливые арки причальной стенки шлюза. В луче прожектора виден дождь со снегом.
ISO камера подбирает автоматически, но в настройках я принудительно ограничил верхнее значение 6400 единиц. Я сделал это осознанно: все же качественный снимок на более высоких значениях можно получить далеко не во всех условиях. И лучше я положусь на стабилизатор объектива и сделаю кадр с более длинной выдержкой, чем получу слишком высокий уровень шумов.
Следующее утро удивляет хорошей погодой. От облаков и дождя не осталось и следа! С первым лучом солнца я уже на палубе. Вот, собственно, и он — первый луч: корабль уже освещен, а берег на заднем плане все еще в тени.
Сегодня я, наконец, достаю телеобъектив. Самое время угостить чаек за бортом корочкой хлеба. Эти благодарные модели старательно позируют, закладывая пируэты над кормой корабля ровно до тех пор, пока бросаешь им хлеб. Как только вкусный гонорар заканчивается, они удаляются. Я снимаю их всего несколько минут. Когда съемка окончена, понимаю свою ошибку: в который раз я пробовал снимать динамику в приоритете диафрагмы, доверив камере определять выдержку. Но для птиц даже 1/400 с много — фактура пера чуть смазана. В таких случаях лучше снимать с приоритетом выдержки, выставив не больше 1/1000 с. Никакая автоматика не заменит фотографу его голову. Хорошо, что остальные мои модели сегодня — корабли и люди — не столь быстры и ошибки прощают.
К обеду мы уже в Москве, короткое путешествие окончено. А в нашем тесте осталось подвести финальную черту — сделать окончательные выводы.
Наше резюме
Canon EOS 70D — достойный продолжатель рода полупрофессиональных фотоаппаратов. Он сочетает в себе надежность старших моделей, высокие характеристики и доступную стоимость. Мы можем рекомендовать его как начинающим фотолюбителям, так и опытным фотографам-энтузиастам. Первым по душе придется наличие автоматических режимов съемки и простота управления с помощью сенсорного дисплея, вторым же — отличный автофокус (в том числе при визировании по дисплею), высочайшая скорость работы и продуманное управление, когда любая настройка может быть изменена в считанные мгновения.
За время тестирования Canon EOS 70D настолько хорошо показал себя в деле, что в качестве конкурентов я бы противопоставил ему недорогие полнокадровые фотоаппараты вроде Canon EOS 6D. Что в итоге выбрать — полнокадровый фотоаппарат или “кропнутый” EOS 70D — решать вам. Но в таких жанрах как репортаж, макросъемка, фотоохота неполнокадровый EOS 70D может оказаться предпочтительнее. Ведь малая глубина резкости нужна не всегда, а по другим характеристикам “семидесятка” будет впереди.