Съемка динамичных сюжетов
Рано или поздно каждый фотограф сталкивается со съемкой динамичных сюжетов: будь-то резвящийся малыш или спортивные соревнования. И тут наступает момент истины. Далеко не все фотоаппараты с такими сюжетами справляются. Даже имеющий некоторый опыт съемки фотограф может остаться ни с чем с “мыльницей” в руках. Любительские зеркалки при должной сноровке уже позволяют рассчитывать на приемлемый результат. Профессиональная же камера просто обязана этот результат гарантировать, предоставив фотографу удобное управление и надежную автоматику. Сегодня проверим: к какому же классу фотоаппаратов Canon EOS 70D ближе — к любительскому или профессиональному. Я расскажу об автофокусе этого фотоаппарата (в том числе и об автофокусе по матрице), серийной съемке и некоторых настройках применительно к реальным съемочным ситуациям.
Начнем с автофокуса. Если вы привыкли снимать через видоискатель, то к вашим услугам система фазового автофокуса с датчиком, состоящим из 19 точек. Все точки — крестообразные, то есть могут одинаково хорошо зацепляться и за вертикальные, и за горизонтальные линии в кадре. Точки автофокуса покрывают значительную площадь кадра. Но как всем этим пользоваться? Я хотел бы поделиться некоторыми хитростями настройки автофокуса и приемами работы с ним.
Как только вы достали камеру из коробки, в ней установлены максимально автоматические настройки. Например, за выбор точки автофокуса отвечает автоматика. Такая настройка годится для того, чтобы свыкнуться с новым фотоаппаратом и сделать первые снимки. Дальше для получения качественных кадров фотограф сам должен диктовать фотоаппарату, где именно он хочет сфокусироваться. Начнем с выбора точки автофокуса. Первым делом я назначают навипэду, расположенному на задней панели, прямой выбор точки фокусировки. При настройках по умолчанию для выбора точки необходимо предварительно нажимать кнопку в верхнем правом углу — не слишком оперативно.
Согласитесь, быстро выбрать одну из 19 точек при помощи навипэда — задача не из простых, и за пару мгновений в условиях динамичной съемки вам ее точно не решить. Разработчики Canon EOS 70D это прекрасно понимали, поэтому предусмотрели возможность объединения точек автофокуса в группы. Всего групп три: центральная, левая и правая. Выбираются они также при помощи навипэда. Выбор активной точки внутри группы происходит по уже привычному для обладателей зеркалок алгоритму. Камера выбирает наиболее близкий объект и активирует ту точку, которая совпадает с объектом в кадре.
Использовать все 19 точек, одну-единственную или определенную группу — это можно выбрать при помощи отдельной кнопки. Она находится рядом с кнопкой спуска.
Расположение точек и областей автофокуса в видоискателе
А теперь самое интересное. Выбор точек автофокуса для вертикальных и горизонтальных кадров может осуществляться по-разному. Я настроил камеру так: при горизонтальном положении камеры я работаю с фокусировкой по группе точек. Это дает наибольшую оперативность в работе при достаточно высокой гарантии попадания автофокуса в намеченную мною цель. При вертикальном кадрировании фокусировка осуществляется по одной точке, которую я выбираю вручную. Дело в том, что большинство вертикальных кадров у меня — портреты. Фокусировка должна быть произведена строго по глазам модели. Одна-единственная точка для этого подходит идеально.
Для вертикально ориентированных кадров я применяю фокусировку по одной точке
Чтобы протестировать автофокус камеры в реальных условиях, я отправляюсь к друзьям-моделистам на летное поле. Несмотря на сильный ветер, кое-кто соглашается устроить для меня показательные полеты. Сегодня моя цель — не только снять планер в воздухе, но и постараться поймать интересный свет и фон. А это уже задача не из простых, учитывая высокую скорость планера и непредсказуемость его траектории из-за порывистого ветра. Я устанавливаю максимальную скорость серийной съемки в камере (а это 7 кадров/с), включаю непрерывный фокус AI Servo.
Всю съемку я веду на объектив Canon EF 70-200mm F2.8 L IS II USM. Чтобы обеспечить гарантировано короткую выдержку, ISO вручную увеличиваю до 400 единиц. На ярком солнце этого более, чем достаточно. Хотя, если вы часто снимаете подобные сюжеты, то можете в меню фотоаппарата установить максимально допустимую выдержку для полуавтоматических режимов. Вот только самое короткое значение там 1/250 с. А мне сегодня нужны еще более короткие выдержки.
Теперь хороший снимок — дело техники в прямом смысле слова. Беру в кадр приближающийся планер, выбираю подходящую область фокусировки, наполовину придавливаю кнопку спуска. Дальше мне остается лишь вести мою цель в кадре до тех пор, пока на заднем плане не появится интересный фон. В фокусе объект съемки удерживает автоматика. В нужный момент я просто дожимаю кнопку спуска до конца и не отпускаю ее, пока самолет не пролетит мимо. Несмотря на высокую скорострельность камеры, между кадрами автофокус успевает перестроиться, а изображение в видоискателе не пропадает надолго.
А теперь немного усложним задачу. Добавим в кадр мешающих объектов. Планер пролетает через дождь из сухих листьев. Но автофокус не переключается на них, удерживая планер в фокусе. Я снимал с настройками по умолчанию, но чувствительность слежения также можно настроить под условия и ваш стиль съемки.
Возможно, я выбрал для демонстрации возможностей автофокуса не слишком понятные многим фотографам сюжеты. Но у меня тут же представляется возможность исправить ситуацию. На летном поле появляется очаровательная собака. Это кто-то из коллег-моделистов приехал с семьей и домашним питомцем. Скорость перемещения у собаки просто космическая. Сфотографировать ее без следящего фокуса невозможно. Поэтому решаю просто подержать ее в кадре подольше и поймать удачный момент. Вожу камерой из стороны в сторону, делаю пару коротких серий… И два отличных портрета готовы!
Следящий автофокус и серийная съемка пригодились мне и в другие дни при съемке птиц железных и птиц самых настоящих — чаек.
Dual Pixel CMOS AF
Рассказ об автофокусе Canon EOS 70D был бы неполным, если бы я не описал чуть более подробно фазовый автофокус по матрице фотоаппарата. Именно он используется в режиме Live View и при видеосъемке. Как же он реализован?
Расположение фотодиодов на матрице
По сути эта система фокусировки представляет из себя уменьшенную во много раз копию классического датчика фазовой фокусировки. На матрице фотоаппарата реализованы пиксели из двух фотодиодов, каждый из которых видит “свою” картинку, когда изображение расфокусировано. Разница в данных с парных пикселей позволяет вычислить направление смещения линз объектива для достижения резкости. Таким образом фокусировка может быть достигнута за один прием, без рысканья, как в случае контрастного фокуса.
Разница сигналов с двух фотодиодов определяет направление смещения линз объектива
Датчики фазового автофокуса покрывают около 80% площади кадра. Система фазовой фокусировки по матрице на данный момент совместима со 103 объективами Canon.
Фазовая фокусировка возможна по 80% площади матрицы
Чтобы продемонстрировать, как автофокус по матрице работает в реальной жизни, я снял заходящий на посадку радиоуправляемый самолет. При этом съемка велась навскидку: я не фокусировался на нем предварительно. Вы можете видеть, как камера фокусируется на самолете и как ведет его в фокусе. Точно так же работает автофокус и при съемке фото в режиме Live View.
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Итоги дня
Сегодня на долю Canon EOS 70D выпали действительно сложные испытания: камере приходилось фокусироваться на очень быстрых объектах. Признаться, результат превзошел ожидания. Автофокус справился со столь непростой задачей, не подвела и серийная съемка. 7 кадров/с с перефокусировкой перед каждым кадром — это не шутки, это серьезный профессиональный инструмент в руках фотографа.
Еще больше удивили способности камеры фокусироваться быстро и точно как в режиме Live View, так и при видеосъемке. Также я не могу не отметить хорошо продуманные настройки автофокуса камеры: разделение точек для вертикальных и горизонтальных снимков, объединение точек в зоны — все это существенно повышает оперативность управления фотоаппаратом и позволяет без труда снимать очень динамичные сцены, включая спортивные репортажи.