Съемка при низком освещении
Съемка при слабом освещении — серьезной испытание для любого фотоаппарата. И дело тут не только в шумах, которые неизбежно появятся на ваших снимках из-за увеличения чувствительности. Проблемы могут возникнуть и с автофокусом, и с экспозамером, и с другими автоматическими системами камеры. Сегодня мы будем тестировать Canon EOS 70D как раз в таких сложных условиях: я отправляюсь в центр города после захода солнца. Сразу скажу, что для чистоты эксперимента я откажусь от применения штатива и имеющегося в наличии сверхсветосильного объектива. Вся съемка будет вестись с рук на объектив Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM.
Почему именно этот объектив? Во-первых, он лучше всего подходит для моих целей по фокусным расстояниям: при 17 мм удобно снимать городские пейзажи, а 55 мм достаточно, чтобы выхватить крупным планом какую-то интересную деталь. Объектив оснащен оптическим стабилизатором, который не будет лишним при съемке с рук. И наконец, его светосила достаточно высока, чтобы не задирать ISO до слишком больших значений. В настройках камеры я выставляю автоматический выбор ISO в пределах 6400 единиц.
Признаюсь, в успехе своей фотовылазки я немного сомневался: с самого утра на улице лил дождь. Сам я промокнуть не боялся, но вот камера… Но стоило мне доехать до места съемки, как мои сомнения рассеялись: снимать в городе в дождь намного интереснее, чем в сухую погоду. На фонарных столбах, на асфальте и брусчатке, на кованных оградах — везде появляются красивые блики и отражения. Да и людей в кадре меньше. А камера? Понадеемся на ее влагозащищенный корпус.
Первые снимки я делаю буквально на вскидку. Но результаты пристрелки мне уже нравятся. Я успел поймать тот короткий промежуток времени, когда небо над городом еще не стало черный и имеет красивый синий оттенок. Но уровень шума меня настораживает. Конечно, здесь ISO 6400 единиц — шутка ли? Но решение проблемы, как всегда, лежит на поверхности. В настройках камеры стояла стандартная автокоррекция яркости. Автоматика пыталась “вытянуть” темные участки снимков программно. Отсюда и шумы. Чуть снижаю автокоррекцию, но не отключаю полностью, и снимки получаются куда лучше. Впрочем, вы можете посмотреть и сырые RAW-файлы, чтобы составить свое мнение о работе Canon EOS 70D на высоких ISO.
Баланс белого в некоторых кадрах я доверяю автоматике, но в некоторых ставлю вручную, используя предустановку для ламп накаливания. Единого верного решения в этом вопросе быть не может: в каждом кадре одновременно присутствуют разные источники света с разной цветовой температурой. Так что выбор баланса белого сегодня — в большей степени дело вкуса.
Ночная съемка в городе, где много огней, — не самая простая задача для экспозамера фотоаппарата. Яркий фонарь, попавший в кадр, сразу сбивает с толку экспоавтоматику, снимок может получиться чуть темнее, чем хотелось бы. Аналогично, если большую часть снимка занимают темные объекты, кадр будет светлее. Мне часто приходится пользоваться экспокоррекцией, сдвигая ее в плюс и минус в пределах одной ступени. В который раз говорю спасибо разработчикам за оперативность управления: для ввода поправки экспозиции даже не нужно нажимать никаких кнопок, достаточно повернуть управляющий диск на задней панели фотоаппарата.
Довольно быстро я перехожу от съемки через видоискатель к визированию по дисплею. Снимать так намного удобнее! Баланс белого и экспозицию будущего снимка можно оценить еще до нажатия кнопки спуска. Более того, перемещая область фокусировки касанием экрана, фотограф может влиять на работу экспоавтоматики: при замере освещенности камера отдает приоритет той области, на которой вы фокусируетесь. Если не фокусироваться по ярким фонарям и абсолютно черным предметам, необходимость в экспокоррекции вообще отпадает.
А что же с автофокусом? Про него я сегодня почти не вспоминаю. И через видоискатель, и по экрану камера фокусируется быстро и точно. Каких-либо сложностей съемка с недостаточным освещением не вызывает. Даже попавшие на объектив капли дождя и сильное контровое освещение не мешают фокусироваться.
Многие снимки я делаю буквально на вскидку: вот человек на секунду замер, снимая красивый вид. Он выглядит черной тенью на фоне ярко совещенного здания ГУМа. Мне нравится такое силуэтное решение кадра. Щелк — снимок готов.
Вот тут по мостовой идет пара с зонтом. Я снимаю ее с самой нижней точки, почти с земли: выручает Live View и быстрая фокусировка по матрице. Капли дождя на объективе добавляют бликов и чуть снижают контраст, придавая снимку немного романтики.
Интересные сюжеты есть везде. Здесь группа туристов с огромными черными зонтами остановилась в самом центре Красной площади. Отличный композицонный центр дял будущего снимка! Навожу камеру, моментально фокусируюсь, ввожу небольшую минусовую коррекцию (черные зонты собьют с толку любую автоматику) и снимаю. Стоит ли говорить, что каждый из этих сюжетов через секунду перестал существовать? Люди не позируют, они не замирают на месте… И только очень быстрая и предсказуемая в работе камера дает возможность поймать момент.
Напоследок я все же захожу в ГУМ, чтобы сделать несколько снимков в тепле и сухости. Здесь света больше, и я могу себе позволить снимать на более низких ISO. Снимки получаются достаточно показательными: уровень шума низкий, зато камера способна передать максимум мелких деталей в кадре.
Моя прогулка подходит к концу. Она длилась чуть больше часа. Все это время я снимал под проливным дождем. Как мне кажется, кадр ниже дает полное представление о погоде в Москве в тот вечер. Сейчас, спустя некоторое время после съемки, я могу с уверенностью заявить: камера прекрасно перенесла столь сложные погодные условия. Каких-то отклонений от нормы в ее работе ни во время съемки, ни через несколько дней после нее не было.
Выводы
Canon EOS 70D, как и положено камере такого уровня, прекрасно справляется со съемкой с недостаточным освещением. Нет никаких проблем с фокусировкой: и через видоискатель, и по экрану фокусироваться можно быстро и точно. Уровень шумов матрицы позволяет смело поднимать ISO в пределах 3200 единиц и чуть более осторожно до ISO 6400. Можно и выше, но в этом случае качество снимка будет сильно зависеть от самого сюжета. Отдельное спасибо хочется сказать разработчикам за влагозащиту камеры, которую я вовсе не хотел испытывать, но обстоятельства сложились иначе…