Съемка на природе
Раннее воскресное утро, очень хочется поспать… Но первые лучи солнца уже светят в окно. Если учесть, что хорошая погода не баловала нас почти три недели, солнечное утро приобретает статус важного события, особенно для фотографа! Нельзя пропустить золотую осень с красивым светом. Сегодня я променяю теплую постель и утренний кофе на компанию Canon EOS 70D и сырость подмосковных болот. Я планирую испытать камеру на природе, а заодно пополнить свой фотоальбом сочными осенними снимками.
В этот раз на тест фотоаппарат попал ко мне в довольно богатой комплектации. Есть и телеобъектив, и штатный зум, и самый дорогой в линейке Canon полтинник, и даже макрообъектив с макровспышкой! Найти компромисс между весом фоторюкзака и богатством выбора объективов не так-то просто. Дома остаются лишь телеобъектив и макровспышка: фотоохотиться я не собираюсь, а в макросюжетах сегодня отдам приоритет естественному свету. Но с первых кадров становится понятно: можно было бы обойтись одним-единственным Canon EF-S17-55mm f/2.8 IS USM. Во-первых, для пейзажной съемки его широкий угол обзора годится как нельзя лучше. Во-вторых, этот объектив неплохо показал себя в паре с новой 20-мегапиксельной матрицей: детализация снимков достаточно высока для зум-объектива.
20 мегапикселей во всей своей красе: на снимке отлично различима каждая веточка дерева
Мне, как и многим другим фотографам, прекрасно знакомо это чувство бессилия, когда ты видишь прекрасный рассвет, переливающийся сотней красок… Но на снимках передать его просто не получается. Даже самые совершенные камеры сильно не дотягивают до возможностей человеческого глаза. Они не могут воспринимать такой же широкий диапазон яркостей, какой видит глаз. Так было и в этот раз: вот из-за деревьев пробиваются красивейшие лучи, но на фотографии удается запечатлеть только небо и абсолютно черные тени деревьев. Из такой ситуации существует как минимум два выхода. Первый — самый простой и понятный: подстроиться под свет. Иногда достаточно просто повернуть камеру в сторону и скомпоновать кадр так, чтобы в нем было больше освещенных предметов. Другими словами, снимать по свету.
Второй способ менее очевиден и более сложен. Это HDR-съемка. Раньше для этого вам понадобился бы штатив, съемка трех или более кадров с разной экспозицией и несколько минут работы в графическом редакторе. С Canon EOS 70D все чуть проще. Функция HDR-съемки есть в самой камере. Работает она, кстати, только при съемке в JPG. Камера делает последовательно три кадра с разной экспозицией, а затем в течение нескольких секунд объединяет их в один. Вручную можно выставить ширину динамического диапазона. Я выбираю 3 ступени экспозиции. Ну что же, результат явно лучше того, что получилось при простой съемке. Впрочем, никакая техника не заменит фотографу голову: снимок, в котором я сам немного поработал со светом и поменял точку съемки, все равно мне нравится больше.
Результат HDR-съемки. Удалось проработать детали в тенях и не пересветить небо
Даже совершенная техника никогда не заменит самого фотографа: в ряде ситуаций лучше поискать более выгодную точку съемки
Косые лучи утреннего солнца все же провоцируют на съемку в контровом свете, несмотря на первый не слишком удачный опыт. Нужно просто поискать менее контрастный сюжет. Иногда достаточно лишь вывести солнце из кадра. Пусть оно светит чуть сбоку. И вот уже совершенно невзрачный листок на кривой ветке смотрится совершенно по-другому. А открытая диафрагма помогает мне размыть фон и создать акцент на переднем плане. Определенно, EF-S17-55mm f/2.8 IS USM мне нравится все больше…
Часто бывает, что интересные сюжеты лежат буквально у вас под ногами или висят перед носом. А что если взглянуть на сухой лист с другой точки зрения? Подсвеченный солнцем, на фоне неба он смотрится ярко и эффектно. Вот только снимать его не очень удобно. Выход из положения — режим Live View с кадрированием по дисплею камеры. Плюсы такого решения очевидны: вы сразу видите будущий снимок таким, каким он получится. Можно оценить и экспозицию, и баланс белого. Поворотный дисплей позволяет сделать кадр снизу вверх без каких-либо проблем.
Сделать кадр в метре от земли вертикально вверх без поворотного дисплея было бы проблематично
Начав снимать в Live View, я сразу заметил преимущества новой системы фокусировки по фазовым датчикам на матрице. Опыт съемки на зеркалки и беззеркалки различных производителей у меня огромный. Нажимая кнопку спуска, я подсознательно ожидал неторопливой фокусировки с прогоном объектива по всему диапазону: от минимальной дистанции до бесконечности. Именно так чаще всего работает контрастный автофокус. Но не тут-то было! Главная фишка фазовой фокусиоовки в том, что камера сразу знает, в какую сторону вращать мотор для наводки на резкость. Придавливаю кнопку спуска, и желаемый объект уже в фокусе. Более того, даже если мой листик оказывался ближе, чем камера могла сфокусироваться, EOS 70D сразу предупреждал меня об этом, подсвечивая рамку фокусировки на дисплее красным. Пустых попыток сфокусироваться с прогоном объектива туда-сюда просто не было!
Поворотный экран и возможность съемки абсолютно из любого положения способны подарить фотографу новые сюжеты и открыть новые возможности. Не верите? Я когда-то тоже не верил. Но в этот раз могу доказать вам это на деле. Все остальные снимки на этой странице сделаны практически на одном месте: я не отходил далее двух метров от фоторюкзака, лежащего на месте съемки предыдущего кадра с листиком. Сначала я решил сфотографировать другой лист, но уже с помощью макрообъектива. Способ съемки тот же: удерживаю камеру перед собой на уровне груди прямо под листом и строю кадр по дисплею. Фокусировка при масштабе съемки 1:1, естественно, только ручная. Контролирую резкость по увеличенному фрагменту изображения. И тут есть небольшая хитрость: чтобы сделать кадр, я не жму на кнопку спуска. Это создает колебания камеры и, как результат, нерезкость снимка. Для спуска затвора я использую сенсорный дисплей: просто касаюсь его пальцем. Очень удобно! Раньше для этих целей я применял дистанционный пульт.
Чтобы избежать смаза при макросъемке, я спускал затвор простым прикосновением к сенсорному экрану
Изучение окружающего пространства сантиметр за сантиметром приводит меня к замечательной фотомодели: это жук, который вылез погреться на солнце. Его размер — всего несколько миллиметров. Для съемки я использовал объектив Canon MP-E65mm f/2.8 1-5x Macro, который может снимать в масштабе от 1:1 до 5:1. Масштаб этого снимка около 1,5:1. Снять крупнее без оставленной дома макровспышки и штатива уже трудно…
Наводить резкость при макросъемке куда удобнее по дисплею камеры, чем в видоискателе
Впрочем, лезть в макромир за интересными кадрами вовсе не обязательно. Нужно просто повнимательнее рассмотреть то, что лежит под ногами. Вот небольшая веточка, поросшая лишайником. Если убрать из кадра несколько не совсем вписывающихся в композицию листьев, можно получить очень фактурный и яркий снимок.
А здесь из травы растет крохотный гриб, который я даже и не заметил сначала. Но как только на него упал луч света, он буквально засветился. И тут я могу с уверенностью сказать: без поворотного дисплея я бы его не сфотографировал, просто прошел бы мимо. Под ногами хлюпает десяток сантиметров воды, на колени не встанешь. Но с Canon EOS 70D все просто: опускаю камеру почти на землю и смотрю на дисплей, что же там получается в кадре. А получается красивый контровый свет и эффектно размытый фон.
Остается лишь определиться с фокусным расстоянием, отбросить все лишее и сделать снимок!
Подведем итоги?
Сегодня у Canon EOS 70D была относительно простая задача: света для съемки достаточно, высокая оперативность не требуется… Казалось бы, любой фотоаппарат здесь справился бы. Но все не так просто: “мелочи” в виде поворотного экрана и сенсорного управления помогли не только найти, но и качественно снять несколько интересных кадров. Порадовал новый фазовый автофокус по матрице: работать в режиме Live View чрезвычайно комфортно. Что касается качества изображения, то к нему у меня также нет никаких претензий. Камера показала отличную детализацию, а в случаях повышения ISO — достаточно низкий уровень шума (но мы еще устроим ей проверку в условиях слабой освещенности!).