Макросъемка на Canon EOS 70D
Трудно найти другой жанр фотографии, для которого Canon EOS 70D подходил бы настолько идеально. Я говорю о макросъемке — жанре технически сложном, но очень интересном и многогранном. Так что же такого полезного есть в 70D для макросъемки? Как минимум — матрица формата APS-C с высоким разрешением. Она позволяет и детализацию получить высокую, и низкий уровень шумов на умеренно больших ISO, и действительно крупноплановые фотографии, если, конечно, у вас есть хороший макрообъектив.
Когда я брал на тест фотоаппарат в представительстве Canon, мне на выбор был предложен огромный парк оптики. Но я человек не жадный, взял только самое необходимое и… И макрообъектив Canon MP-E65mm f/2.8 1-5x Macro, о котором я раньше много слышал, но даже не держал в руках. Это чуть ли не единственный из производимых сегодня макрообъективов, способный обеспечить масштаб съемки от 1:1 до 1:5.
Что это значит на практике? А это значит, что вы сможете снимать с огромным увеличением, когда проекция предмета на матрице в пять раз больше самого предмета. К сожалению, снимать в таком масштабе не так-то и просто. Даже со специальной вспышкой Canon Macro Twin Lite MT-24EX света не всегда хватает, и ISO приходится повышать в среднем до 800 единиц. Впрочем, позвольте мне на этом остановиться: объектив мне настолько понравился, что ему будет посвящен отдельный большой тест, в котором мы расскажем обо всех его талантах. Ну и с “синтетическими” сюжетами тоже заканчиваем.
Вот так выглядит ткань скатерти при масштабе съемки 5:1
Осеннее утро за окном радует не только ярким солнцем, но легким морозцем. Трава под ногами хрустит, изо рта идет пар. В который раз я променял утренний кофе на удачные кадры. Правда, сегодня за ними не нужно далеко ехать. Все, что мне нужно — во дворе.
Вот стоит моя машина. Сегодня утром она похожа на одну большую сосульку — вся в инее. Но это только невооруженным глазом иней воспринимается как однородный матовый налет. Посмотрим на него через наш макрообъектив… Большой масштаб съемки не нужен. Уже при масштабе 1:1 становятся различимы отдельные кристаллы льда. Пусть их форма не так идеальна, как форма снежинок… Но снимок все равно мне кажется интересным.
А здесь иней уже растаял. И на автомобильной краске блестят капли воды. Чем не сюжет для макросъемки? Кстати, вы заметили, что несмотря на яркий солнечный свет, в обоих кадрах я довольно высоко поднял ISO?
Сейчас я снимаю без вспышки. Часть света “съела” прикрытая диафрагма. Часть света пошла на обеспечение короткой выдержки. Для макрофотографии при том же фокусном расстоянии нужны куда меньшие значения выдержки, нежели для обычных сюжетов. Например, я в настройках камеры устанавливаю ограничение в 1/125 с. И в ряде случаев этого оказывается мало.
Следующий набор сюжетов ждет меня на замерзшей клумбе с цветами. Солнце до нее только-только добралось, и иней еще не успел растаять. Он эффектно подсвечивается контровым солнечным светом и, если взглянуть на него с сильным увеличением, переливается всеми цветами. Первые кадры я делаю через оптический видоискатель. Что ни говори, он у Canon EOS 70D отличный: большой и светлый, с информативным отображением параметров съемки. За долгие годы существования зеркалок разработчики Canon здорово набили руку в этой области. Но от видоискателя мне все же приходится оторваться, выведя изображение на дисплей: не везде мне удается комфортно расположиться с камерой у глаза. Некоторые сюжеты требуют самой низкой точки съемки.
И тут же я сталкиваюсь с проблемой. Удерживая камеру на вытянутых руках, куда проще получить смаз, нежели упирая наглазник видоискателя в бровь. За удобство визирования по дисплею (на который, кстати, можно вывести увеличенный фрагмент изображения для точной фокусировки) расплачиваюсь возросшим процентом брака: сказывается и смаз, и промахи в фокусировке — камера немного “гуляет” в руках. Бежать за штативом уже нет времени — кристаллы инея на солнце растают за считанные минуты.
При съемке заиндевевшего листа приходится порядком попотеть. Мало того, что на вытянутых руках никак не удается стабилизировать камеру. Так еще и сам лист немного раскачивается на легком утреннем ветру. Тут я применяю одну очень простую хитрость: включаю серийную съемку с высокой скоростью (Canon EOS 70D умеет делать до 7 кадров в секунду), примерно навожусь на резкость, а затем просто нажимаю кнопку спуска и делаю длинную серию, чуть перемещая камеру вперед и назад. Из двух десятков кадров, снятых за первые три с небольшим секунды, удается выбрать как минимум один резкий. Делая снимки по одному, я бы, наверное, мучился до обеда.
Напоследок снимаю абстрактный сюжет с фокусом на одной-единственной травинке, размывая весь фон. В контровом свете капли на траве образуют красивейшие блики! Отличная получится заставка для рабочего стола.
Итоги дня
В Canon EOS 70D есть все, что нужно и начинающему, и опытному макрофотографу. Начнем прежде всего с богатейшего парка совместимых объективов и аксессуаров. Привыкли вы строить кадр через видоискатель или по дисплею — и то, и другое одинаково комфортно с EOS 70D. Разрешение матрицы настолько высоко, что зачастую его даже не удается полностью реализовать в макросъемке из-за микросмазов. Зато в случае работы на высоких ISO вы получаете огромный запас для возможного шумоподавления. Но изображения, снятые при ISO до 800 единиц включительно, на мой взгляд, в дополнительном шумоподавлении точно не нуждаются.
Я часто практикую серийную съемку, в том числе и в макро. И здесь тоже все отлично: до 7 кадров в секунду — хорошая скорость. Добавим сюда продуманное и настраиваемое управление камеры, возможность спуска затвора при помощи касания к дисплею, и получим идеальный макрофотоаппарат. Да, и диафрагму с EOS 70D не придется зажимать так же сильно, как с полнокадровой камерой, при том же заполнении кадра.