День 4. Ночная съемка
Ночная съемка начинается тогда, когда заканчивается дневной свет. Сегодня я расскажу вам, как в подобных условиях снимает Nikon D5200. Ночные пейзажи, сфотографированные со штатива, портреты при скудном вечернем освещении, фотографии в кафе — вот такие испытания я уготовил для камеры.
Сразу оговорюсь: от съемки со встроенной вспышкой я воздержусь. Мне кажется, достаточно одного кадра, чтобы показать читателям: вспышка в камере есть, и она работает. Вот только свет ее редко дает красивый художественный результат.
Съемка со встроенной вспышкой
Зачастую лучше немного повозиться с настройками фотоаппарата или поколдовать со штативом, но получить более интересный снимок. Собственно, со штатива и начнем…
На самом деле наиболее интересные результаты получаются при съемке в сумерках, а не в полной темноте. Если снимаемый объект имеет подсветку, то достаточно дождаться ее включения. Таким образом вы получите и интересный свет в кадре, и выразительное небо. По этой причине на вечернюю или ночную съемку я стараюсь приехать заранее, чтобы найти наиболее интересные точки и “пристрелять” их еще до захода солнца. Так было и в этот раз. А результаты “пристрелки” оказались очень показательными. Двумя снимками, сделанных в один и тот же момент времени, я хочу проиллюстрировать два разных подхода к ночной (а точнее — вечерней) съемке: с рук на высоком ISO или со штатива на длинной выдержке.
Съемка со штатива на длинной выдержке
Нетрудно заметить, что снятая с рук на высоком ISO фотография имеет более низкую детализацию, кое-где видны следы цифрового шума. Хотя в целом результат пригоден даже для печати относительно крупным форматом. Снимая же со штатива с минимальной чувствительностью и длинной выдержкой, можно добиться высочайшей детализации и полного отсутствия шума.
Здесь я хотел бы поделиться парой полезных для новичков хитростей. Перед съемкой со штатива я всегда отключаю стабилизатор в объективе, а также функцию Active D-Lighting (она отвечает за легкое осветление теней и сохранение деталей в светлых участках). Стабилизатор нам попросту не нужен, ведь камера надежно зафиксирована. А Active D-Lighting может слишком сильно осветлить темные участки кадра. Спуск затвора я осуществляю с 10-секундной задержкой, чтобы не сотрясать камеру нажатием на кнопку спуска. В съемке мне сильно помог поворотный экран камеры и функция Live View. Мне не пришлось склоняться над штативом в неудобной позе, заглядывать в видоискатель. По дисплею намного удобнее строить кадр: и баланс белого можно сразу оценить, и точность фокусировки проверить, и вертикали по сетке выровнять.
Соблюдение таких простых хитростей позволяет создать для фотокамеры идеальные условия. Остается лишь закрыть диафрагму объектива до значений f/5,6-f/8, чтобы получить максимально возможную резкость в кадре. Теперь можно попытаться пересчитать все треснувшие кирипичики в кладке моста на фотографии.
В самом начале я не просто так завел речь о наиболее выгодном времени для съемки. Вечернее небо темнеет очень быстро, и вместо эффектного синего цвета в кадре уже через десять минут вы можете получить совершенно скучный черный цвет. Ну раз так, то самое время складывать штатив и отправляться в другое место…
Снимок сделан через 10 минут после предыдущего
И вот ситуация, в которой оказывался, наверное, каждый. Штатив сложен, а интересный сюжет — вот он! Ну что же, попробуем снять его практически в полной темноте. Используем светосильный “полтинник” с открытой диафрагмой. Естественно, из-за относительно длинной выдержки, сильно открытой диафрагмы и высокого ISO кадр не отличается звенящей резкостью. Но он есть! И после небольшого колдовства с графическим редактором его можно будет не только смело публиковать в сети, но и печатать.
Следующее место съемки — центр города. Здесь объектом фотографирования будет уже не архитектура, а модель. Человека нельзя заставить замереть на длительное время, так что штатив можно даже не доставать из чехла. Только съемка с рук на высоком ISO с открытой диафрагмой. Из источников освещения — тусклые уличные фонари и гирлянды на заднем плане. Хочу отметить, что автофокус в таких условиях работал отлично: фокусировка осуществлялась всегда с первого раза, без пустых прогонов.
Точку фокусировки я выбирал заранее вручную. Плотное покрытие кадра 39 точками автофокуса тут пригодилось как нельзя кстати: всегда можно снимать без перекадрирования, сразу совмещая нужную точку фокусировки с глазом модели.
Покрытие площади кадра точками автофокуса
Глупо было бы требовать от Nikon D5200 полного отсутствия шумов при съемке в столь сложных световых условиях. Но разработчики камеры неплохо потрудились над системой шумоподавления: даже на самых высоких значениях ISO шум заметен преимущественно яркостной. Раздражающих цветных пятен на снимках нет. И это здорово! Конечно, система шумоподавления съедает многие мелкие детали. Но в итоге их все равно остается достаточно даже для печати форматом А4 фотографий, снятых с ISO порядка 3200 единиц. А высокое разрешение матрицы при съемке на высокой чувствительности идет прежде всего на обеспечение структуры шума, оптимальной для печати снимков: мелкий монохромный шум не раздражает глаз зрителя, выглядит сродни пленочному зерну.
Как и многие другие фотографы, я люблю заканчивать длинный съемочный день зимой в теплом и уютном кафе, где зачастую “приглушенный свет” вплотную приближается по яркости к классическому полумраку. Кадры ниже я сделал скорее из спортивного интереса. Хотелось понять, получится ли вообще что-либо снять? Результатом я остался доволен. Для публикации в личном блоге качества снимков более чем достаточно. Вот оно — преимущество зеркалки перед компактными фотоаппаратами или, что еще хуже, телефонами… И те, и другие здесь оказались бы бессильны.
Снимок сделан при слабом вечернем свете из окна
Снимок сделан при тусклом освещении в кафе