День 7. Фотопутешествие
Сегодня последний день большого теста Nikon D5200. Для камеры подготовлено серьезное испытание: съемка в однодневной туристической поездке. Я отправляюсь в Суздаль снимать последние дни длинной зимы. Не подведет ли фотоаппарат в непредсказуемых условиях съемки? Хватит ли аккумулятора на целый день на морозе? Проверим!
Это только кажется, что от Москвы до Суздаля рукой подать. Чтобы оказаться на месте съемки поздним утром, выезжать приходится затемно. По дороге успеваешь полюбоваться безоблачным звездным небом, встретить туманный рассвет, плавно переходящий в полное дымки утро… Друзья на заднем сиденье машины шутят: едем фотограировать не достопримечательности, а тональную перспективу. Утренняя дымка сглаживает краски, смягчает контраст, обволакивает все вокруг.
Я уже неплохо знаком с камерой, чтобы понять, как добиться оптимального результата от Nikon D5200 в таких условиях. Секрет прост: открываю Picture Control, выбираю установку “насыщенный”. А теперь захожу в основное меню, опять нахожу там Picture Control и корректирую настройки предустановки: чуть повышаю резкость, контраст и насыщенность. Камера позволяет все очень тонко настроить. О чудо! В кадре сразу появляется цвет. Небо из серого становится голубоватым. Мелкие детали на снимках прорисовываются более четко. То, что нужно для снимков из путешествия!
По древнему городскому валу от центральной площади отправляюсь в музей деревянного зодчества, хотя по сути здесь весь город — один сплошной музей под открытым небом. Предприимчивые местные жители с удовольствием исполняют роль музейных экспонатов, привлекая к этому даже своих питомцев: собак и лошадей.
С городского вала очень удобно выискивать интересные сюжеты. Все вокруг лежит, как на ладони. Телеобъектив позволяет снять любой сюжет, это как руку протянуть и сорвать яблоко. В работу камеры я теперь почти не вмешиваюсь: баланс белого, чувствительность, выдержку — все это Nikon D5200 устанавливает сам. Я доверяю работе автоматики. Лишь диафрагму и точку фокусировки меняю вручную в зависимости от сюжета. В остальном же о технической стороне съемки даже не думаю.
Всего час прогулки, а погода вокруг изменилась. Солнце поднялось выше, и вот оно уже пробивается через облака. Общая тональность снимков меняется с голубоватой на более теплую желтоватую. Мне приятно, что автоматика камеры эту смену цветов передает безошибочно даже без моего участия.
Музей деревянного зодчества встречает огромным количеством объектов съемки: древние мельницы и церкви, воссозданные интерьеры, и даже гусям с котами место нашлось. Как и любой турист, щелкаю затвором направо и налево. Кстати, в Суздале фотографов любят и ценят. Во всех музеях, где я был, съемка разрешена, и доплачивать за нее не нужно. Достаточно купить простой входной билет.
Внутри музейных экспозиций, несмотря на смену освещения, в настройки камеры не лезу. Во-первых, я уже уверен в корректной работе Nikon D5200. Во-вторых, это же тест. Мне самому интересно, как справится фотоаппарат в сложных условиях? Он неплохо справляется: смело поднимает ISO. Но вплоть до ISO 6400 результат съемки меня полностью устраивает: цвета естественные, шума на фотографиях почти не заметно. Естественно, в музее я снимаю без вспышки.
Мне особенно нравится, как безошибочно камера отрабатывает сложные с точки зрения экспозиции сюжеты. Очень яркое окно в кадре не может обмануть автоматику. Фотоаппарат старается прежде всего верно проэкспонировать основную часть сюжета. То же самое на сюжетах со снегом: и пересветов нет, и экпозиция не занижена. Датчик экспозиции из 2016 точек — не просто маркетинговый ход, как показала практика…
Тем временем, солнце все чаще пробивается между облаков. Чуть повышенная насыщенность дает вполне ожидаемый результат: на снимках небо получается выразительным, ярко-синим.
Я перемещаюсь в другую часть города — к Спасо-Ефимиеву монастырю. Здесь и древние хармы поснимать можно, и виды с высокого берега реки открываются шикарные. Вот только как ни старайся, не все сюжеты умещаются в кадр. Меня несколько ограничивает объектив AF-S NIKKOR 24-85mm 1:3.5-4.5 G. Все-таки 24 мм для матрицы APS-C — это не совсем широкоугольный объектив. Погнавшись за более высокой резкостью и светосилой, я предпочел именно эту модель обычному “китовому” объективу, о чем теперь жалею. При съемке на прикрытых диафрагмах резница в резкости была бы минимальной, а широкого угла ох как не хватает! Надеюсь, мой опыт будет полезен тем, кто собирается покупать камеру: не брезгуйте китовым объективом. Во-первых, он весьма неплох. А во-вторых, для любительской съемки его диапазон фокусных расстояний оптимален.
Съемка на прикрытой диафрагме при ярком солнце вполне способствует раскрытию всего потенциала 24-мегапиксельной матрицы. Откройте снимки в полном разрешении (для этого достаточно просто кликнуть по ним) и посмотрите на количество мелких деталей, которые удалось сохранить на фотографиях. На фото лошадей, сделанных телевиком с приличного расстояния, можно рассмотреть каждый волос в гриве.
Динамический диапазон матрицы меня тоже вполне устраивает: выгоревших пересветов на снимках нет. За мягкую проработку теней сегодня отвечает функция Active D-Lighting. При дневной съемке я стараюсь держать ее включенной с настройкой “авто”. Для некоторых особо контрастных сюжетов я применял функцию HDR, о которой рассказывал вам вчера.
Когда солнце начинает клониться к закату, появляется самый удачный свет для съемки пейзажа. Косые лучи солнца помогают не только подкрасить древние стены желтыми тонами, но и проявляют фактуру снега. В тенях снег становится голубым, а на фотографиях получается очень красивая игра контрастирующих оттенков: теплых и холодных. Перед отъездом буквально бегом я спешно возвращаюсь на точки, присмотренные мною еще утром. Целый день я надеялся, что к вечеру будет хороший свет, я ждал его. Несколько пейзажей-открыток, и можно начинать собираться в обратную дорогу.
На это намекает и индикатор заряда аккумулятора, показывающий последнее деление. Зарядки хватило на день съемки на морозе с частым использованием визирования по дисплею, с применением прожорливых стабилизированных объективов и просмотром отснятых кадров на экране. На флешках уже почти 16 гигабайт фото (около 400 кадров). Но практика съемки на D5200 подсказывает, что это все же не предел. На последнем делении индикатора можно сделать не меньше сотни кадров.
Суздаль умеет делать подарки. Кроме великолепной атмосферы и чудесной погоды город подарил мне на прощанье пару кадров снегирей — птиц, без которых и зима не зима. Они ждали меня на дереве буквально над моей машиной. Короткая пятиминутная фотосессия, и можно ехать домой — подводить итоги большого теста Nikon D5200.
Выводы
Nikon — консервативный фотобренд в хорошем смысле этого слова. Инженеры не спешат отказываться от зарекомендовавших себя наработок, но и новое им не чуждо. Nikon D5200 — прекрасная тому иллюстрация. Компактный, но в то же время ухватистый корпус — годами отработанный на предыдущих моделях компромисс. Количество органов управления достаточно для оперативной съемки, но при этом не путает новичка. Поворотный дисплей даже у привыкшего к оптическому видоискателю фотографа оказался активно задействован.
По началу у меня было несколько предвзятое отношение к 24-мегапиксельной матрице. Но на деле оказалось, что она обеспечивает весьма неплохой результат при нехватке света, позволяя снимать почти в любых условиях и не задумываться о настройках. За счет несколько избыточного разрешения система шумоподавления работает лучше, практически полностью убирая цветовой шум. С хорошей оптикой в солнечный день снимки порадуют вас высочайшей детелизацией.
Доставшиеся по наследству от Nikon D7000 системы автофокуса и экспозамера работают ничуть не хуже, чем в профессиональной камере. Я не раз с успехом использовал непрерывный автофокус с динамическим слеженим за объектом съемки. Матричный замер во время тестирования работал настолько адекватно, что мне ни разу не захотелось включать другие режимы.
Приятно удивило количество доступных настроек в меню, среди которых отдельного упоминания заслуживает прежде всего тонкая настройка автоматической установки ISO и максимальной выдержки. Также отнесем к плюсам обилие дополнительных функций, в числе которых широкие возможности постобработки снимков средствами камеры.
Плюсы
- высокая детализация снимков при хорошей освещенности с качественной оптикой;
- высокое качество изображения при съемке на ISO до 3200 единиц включительно;
- тонкая настройка автовыбора ISO;
- адекватная и предсказуемая работа автоматики;
- совершенная система автофокуса и экспозамера;
- прямой выбор точки фокусировки;
- наглядное и понятное экранное меню;
- наличие программируемой кнопки;
- поворотный дисплей;
- относительно компактный корпус;
- функции постобработки снимков в камере.
Минусы
- не слишком удобный хват для удержания камеры одной рукой;
- для раскрытия всего потенциала матрицы нужна качественная оптика;
- отсутствие “отверточного” привода автофокуса;
- заряда аккумулятора хватает ровно на один съемочный день.
Наше резюме
Nikon D5200 — отличная фотокамера для новичка с запасом “на вырост”. Позаимствованный у старших моделей функционал позволит не задумываться об апгрейде камеры даже после овладения относительно сложными приемами съемки. В то же время, даже в полностью автоматическом режиме Nikon D5200 обеспечивает отличный результат.