Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Ню Херба Ритца

Дата публикации: 15.02.2010
Ню Херба Ритца

© Herb Ritts

«По правде говоря, ему удавалось все, за что он ни брался. И это скорее пугало меня: мне казалось, он будет неудачником», — сказала однажды Ширли Ритц, мать известного фотографа из Лос-Анджелеса Херба Ритца. Ритц совмещал в себе несколько ипостасей: был фотографом, режиссером музыкальных клипов и имиджмейкером, а если говорить еще более точно, то он был хроникером и мифотворцем культуры 1980–90-х годов. Единственное, кем он так и не стал, так это неудачником.

Будущий фотограф получил степень экономиста в Bard College (Нью-Йорк), где также изучал историю искусства. Он начинал в семейном бизнесе Ritts Co, связанном с производством мебели, которая часто поставлялась для съемок в Голливуд. Ритц исполнял роль торгового представителя. Поначалу фотография была для него хобби — съемка семьи, друзей, домашних событий, но именно любительский снимок, сделанный в поездке по пустыне Калифорнии, принес славу фотографу и его другу, актеру Ричарду Гиру. Бьюик Le Sabre, проколотая шина, гараж в Сан-Бернардино, Гир в белой майке, грязных потертых джинсах с сигаретой во рту и уверенно запрокинутыми за голову руками, подчеркивающими превосходно сложенное тело. «Я не помню, сказал ли я ему запрокинуть руки за голову или я просто зафиксировал тот самый момент, когда он потянулся», — говорил позже Ритц. Это сюжет легендарного снимка, увидевшего свет после выхода на экраны фильма «Американский жиголо» в 1980 году. Первым профессиональным заказом стала фотография Джона Войта и Рики Шродера в 1978 году во время съемок фильма «Чемпион» Франко Дзеффирелли. Фотографию опубликовали в журнале Newsweek в разделе «Известная личность».

z
© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

z

Рисовать чистыми линиями и сильными формами — художественное кредо фотографа, обнаженное тело — его любимая тема. Неоклассическая манера фотографа не делает из его моделей застывшие мраморные античные статуи, как у Роберта Мэпплторпа. Эти тела скорее вылеплены из глины, они невероятно пластичны. Здесь будет небезынтересно сравнить «Мужских гимнастов» (1950) Джорджа Плата Лайнса и «Пьер и Юрий» (1999) Ритца: зафиксированная статичность, окаменелость одних и гибкость, пульсирующая динамика других. Фотограф сказал однажды, что для него нет существенной разницы между женским и мужским обнаженным телом, но «если есть что-нибудь важное, так это отношение, позиция и как это передано».

Его моделями были атлеты и бодибилдеры, хорошо сложенные юноши и девушки, фотомодели и актрисы. Книга Men/Women 1989 года наглядно продемонстрировала красоту человеческих форм. На одних изображениях присутствует четкое разграничение мужского и женского, в других, наоборот, чувственно переплетенные тела утрачивают свои четкие гендерные границы, превращаясь в единое целое, как в случае с «Тони и Мими» (1987). Апогея тема «сплетения тел» достигает в работах, опубликованных в книге Duo (1992).

Как и в своих портретах, в обнаженном теле Ритц — мастер детали. Ритц был, вероятно, убежден, что часть, в данном случае тела, не уступает по выразительности и композиционному построению целому. Он создает подчеркнуто простые композиции, концентрируя внимание на выборе позы, ракурсе и свете. И даже отсутствие цвета (фотограф работает исключительно в черно-белой технике) не ограничивает полноту восприятия. Ритц любит естественный пейзаж — море, пляж, песок, скалистые берега и каскады воды. Природа, частью которой является и человек в своей первозданной наготе, служит отличным дополнением его ню и некоторых портретов. В обнаженном теле фотографа интересует не только тело, его форма, гибкость, текстура и свет, но также его чувственная, сексуальная сторона. Вместе с тем Ритц нередко превращает вполне индивидуальное тело в абстрактную форму, как, например, в работах «Деми Мур» (1996), «Борис Бейкер IV» (1997), «Синди Кроуфорд». В этом подходе определенно чувствуется восприимчивость Ритца к наследию Эдварда Уэстона. Но Уэстон не единственный фотограф, чье творчество оказало влияние на Херба Ритца, в числе других — Август Зандер и Александр Родченко, Брюс Вебер и Джордж Плат Лайнс, Ирвин Пэн и Роберт Мэпплторп.

z
© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

z

Немногочисленнее предметы в его снимках — не просто красивые аксессуары, они всегда продолжение образа, одновременно визуальный и смысловой акцент, провоцирующий определенные ассоциации или усиливающий выразительность другого объекта. Так, композиция из отмерших и высохших растений невольно ассоциируется с причудливым париком («Нейт и перекати-поле», 1986), точно так же, как и осьминог на голове Джимона («Джимон с осьминогом», 1989). Ассоциации рождаются посредством нетривиального использования тени — так появляется женщина-зебра («Женщина с тенями» и «Нейт с тенями», 1985). Выбранный ракурс, выражение лица и выкрашенное черной краской лицо делает мужчину похожим на мифического кентавра («Тони с черным лицом», 1986). В другом случае («Мужчина с цепью», 1985) предмет еще больше подчеркивает определенные качества тела: цепь олицетворяет железную силу и гибкость, подобно мужскому телу, и повторяет рельефность натянутых мускул. Ритц любит работать с фактурой, сталкивать и сопоставлять различные поверхности, пробуждая тактильные ощущения: тело, испещренное песком («Женщина с черным песком», 1989), задрапированное в ткань необычной фактуры («Скрытый торс», 1989), обнаженное каскадом воды («Водопад», 1989) или прозрачной вуалью («Консуэло»,1984; «Мужской торс с вуалью», 1985).

В изображении мужского нагого тела бывает трудно отделить красоту от гомоэротического сообщения. Херб Ритц в своей серии «Гараж» 1984 года сделал последовательный ряд снимков, на которых изображена группа механиков с прекрасно сложенными, сверкающими обнаженными торсами, занятыми повседневными делами в ремонтной мастерской. И хотя основное сообщение изображения — это прежде всего сила и независимость, форма одежды и окружение на подсознательном уровне создают некую гомосексуальную фантазию. Гомосексуальными аллюзиями наполнены и многие другие работы фотографа.

z
© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

z

То, что он не делает существенной разницы между съемкой мужского и женского тела, Ритц лишний раз подтвердил своей работой для известного календаря Pirelli в 1994 и 1999 годах. Последний назывался весьма символично: «Женщины — десятилетие за десятилетием». Название не только отражало сюжет — каждый месяц каждая модель представляли десятилетие, — но и во многом сущность самой фотографии, моды, красоты, вдохновением для которых во все времена была именно женщина. Менялся стиль в одежде и прическе, параметры женской красоты — все это внешние детали в работе фотографа и стилиста Лоурен Скотт (она же дизайнер по костюмам и креативный директор), главным было верно схваченное настроение, сущность каждого времени. Ритцу позировали известные супермодели Софи Даль, Мишель Хикс, Алек Век, Литиция Каста, Сандра Нот и другие.

Творчество Ритца вообще пришлось на золотое время модной индустрии и топ-моделей. Благодаря его работам оно навсегда останется в истории и в искусстве, к которому, безусловно, относится и фотография. Самой известной работой в этом направлении является групповой портрет обнаженных супермоделей Стефании, Синди, Кристи, Татьяна и Наоми (1989). Это своего рода сконцентрированный образ модной индустрии 1980–90-х годов. Его работы были опубликованы на страницах и обложках таких журналов, как Vogue, Elle, Vanity Fair, Harper’s Bazaar и GQ. Он работал с дизайнерскими марками Donna Karan, Gianni Versace, Calvin Klein, Ralph Lauren, Giorgio Armani, Guess, Gap, Revlon, Chanel и Cartier. Многие из его работ были слишком провокационны, как, например, изображение актера Марка Уолберга в трусах марки Calvin Klein. Стиль Херба Ритца стал эталоном модной и рекламной фотографии.

Ритц создал целую галерею знаменитостей из мира кино, моды, политики, музыки, спорта и искусства. Вот только некоторые имена: Джек Николсон, Дастин Хоффман, Дэвид Боуи, Диззи Гиллеспи, Мадонна, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл, Шон Коннери, Элизабет Тейлор, Майкл Джексон, Эдвард Нортон, Чарльз Буковски, Рой Лихтенштейн, Борис Бейкер, Кофи Аннан, Нельсон Мандела, Михаил Горбачев и многие другие. Ряд фотопортретов Ритц задумывает и выстраивает по принципу метонимии, когда определенная выразительная и характерная деталь создает образ остро-индивидуального целого. Такова улыбка через увеличительное стекло Джека Николсона или щека Диззи Гиллеспи. Но иногда эта деталь превращается в эмблематический символ, понятный лишь посвященным: открытый рот — все, что «осталось» на снимке от комедийной актрисы Сандры Бернард.

z
© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

© Herb Ritts

z

Одни фотопортреты он делает подчеркнуто классицистическими: Стив Мартин, Аль Пачино, Нельсон Мандела, Шон Коннери, Эдвард Нортон, другие гротескными — Джек Николсон в маске клоуна из фильма «Бэтмен» (образ для фильма придуман Ритцем), Мадонна с ушами Микки-Мауса, Джим Керри в образе русалки. Есть еще одна разновидность портретов, где герои при помощи стилистов, грима и не без участия природной схожести перевоплощаются в образ другой знаменитости: Дастин Хоффман в Сальвадора Дали, Мишель Пфайфер в Кларка Гейбла. Лица иных становятся почти трафаретными профилями (Борис Бейкер, Дарати, Камерон).

В 1994 году в свет выходит еще одна книга фотографа под названием «Африка» (всего при жизни было выпущено восемь книг: Herb Ritts, Work, Kazu, Africa, Notorious, Duo, Men/Women, Pictures), ставшая результатом его путешествия по востоку страны в 1993 году. Пейзажи, животные и люди племени массаи, живущие в безвременном пространстве, стали для фотографа на это время главными темами. Но и здесь Ритц остается верен своей манере — интересу к детали в ее выразительном и смысловом качестве, игре в ассоциации и ясности линий. Сплетенные стволы деревьев напоминают одновременно и снимок с двумя встречающимися жирафами, и переплетенные тела из серии «Дуо», а портрет Кристи Тарлингтон (1988) имеет определенное художественное сходство с портретом Коррея (1993). В какой-то мере между изображениями, созданными в Африке, и фотографиями моды, портретами знаменитостей, сделанными в Лос-Анджелесе, почти нет различий.

Херб Ритц добился успеха и на поприще создания музыкальных клипов (две престижные награды MTV). Первый он сделал в 1989 году для Мадонны на песню Cherish, фотограф является также автором имиджа будущей поп-дивы. Затем были клипы для Дженет Джексон, Криса Айзека, Майкла Джексона и Мэрайи Кэрри в неизменной для Ритца черно-белой эстетике.

В работах фотографа — полное отсутствие агрессии в любом ее проявлении, физическая сила, забота, красота и свобода становятся лейтмотивом его изображений. То, что Ритц снимал, как чувствовал, вполне подтверждает его фраза: «Я думаю, что факт того, что я чувствовал себя удобно и счастливо, наслаждался тем, что я делал в личной жизни, воодушевлял меня».

z
© Herb Ritts

© Herb Ritts

Дата публикации: 15.02.2010
Комментировать
User
Елена Зырянова

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus