Качество изображения
Работа в контровом свете, хроматические аберрации
Мы не проводили парный тест по работе телевиков в контровом свете, поскольку довольно трудно повторить условия и соблюсти идентичность сюжета на таких больших фокусных расстояниях. Однако в ходе съёмки на МАКС-2019 солнце не раз попадало в кадр или «лизало» переднюю линзу. Все три объектива работали без бленд весь день.
Существенных бликов не поймал ни один из них. Потеря контраста возникала лишь тогда, когда съёмка велась непосредственно на фоне солнца и подсвеченной атмосферы, что вполне закономерно и не является минусом объектива. Следов хроматических аберраций практически нет, несмотря на крайне сложные условия съёмки. Бликозащита всех трёх телевиков находится на очень высоком уровне, и они достойны отличной оценки.
Резкость
Минимальное фокусное расстояние 70 и 100 мм доступно на объективах SEL70300G и SEL100400GM соответственно. На открытой диафрагме обе модели обеспечивают в целом высокую резкость. Однако детализация у SEL100400GM явно выше. Картинка смотрится впечатляюще. Кроме того, распределение резкости по плоскости камеры у него ровнее. По краям кадра SEL70300G значительно проигрывает собрату из серии G Master. Отметим здесь отсутствие хроматических аберраций у обоих объективов, что является отличным результатом для телевиков.

Диафрагмирование до f/5,6 повышает резкость SEL70300G и почти ничего не меняет в картинке SEL100400GM — она резкая и детализированная.

При f/8 представитель G-серии всё ещё уступает топовому G Master, но уровень резкости можно охарактеризовать как высокий. G Master на этой диафрагме безупречен.
На f/11 принципиальных изменений в картинке не происходит, а при дальнейшем диафрагмировании идёт падение детализации из-за дифракции.
И всё же для телевиков намного важнее резкость на длинном конце! Поэтому выставляем максимальный зум на всех объективах и смотрим на качество картинки. Здесь в борьбу вступает тяжеловес SEL400F28GM. На диафрагмах f/2,8 и f/4 он выступает вообще без конкурентов.
Уже на f/2,8 его резкость можно назвать очень высокой по всему полю кадра. Хроматических аберраций нет. Однако на f/4 картинка ещё добирает качества, что называется, в мелочах: чуть подтягивается резкость по периферии, ослабевает виньетирование. Объектив выходит на свой максимум. А конкуренты вступают в борьбу только со следующего значения диафрагмы.
Диафрагма f/5,6 для SEL400F28GM характеризуется полным отсутствием виньетирования. Хроматических аберраций нет, а резкость идеальная по всему полю кадра. Но и собрат из серии G Master не отстаёт: SEL400F28GM демонстрирует сравнимую резкость в центре кадра, а проигрывает лишь на периферии, да и то не сильно. Отметим также виньетирование на открытой диафрагме: оно присутствует, но не оказывает решающего влияния на качество картинки. Хроматики нет, и это здорово! Картинка с SEL70300G выглядит чуть мягче, но в целом такой детализации достаточно для крупноформатной печати. Объектив также не склонен к проявлению хроматических аберраций; виньетирование есть, но в пределах допустимого. Распределение резкости SEL70300G по полю кадра намного ровнее, чем на минимальном фокусном расстоянии.

Диафрагмирование до f/8 делает картинку с SEL70300G намного более детализированной, убирает виньетирование. У SEL100400GM также подтягиваются края кадра. Можно сказать, что оба телевика примерно сравниваются по резкости. Отставание от топового SEL400F28GM есть, но оно будет заметно лишь при детальном рассматривании увеличенных снимков.
Такая же тенденция сохраняется и при f/11: все объективы резки, но SEL400F28GM имеет некоторое превосходство. А после f/11 возможности оптики уравниваются потерей детализации из-за дифракции.
Дмитрий, мы, вероятно, используем разную физику:) Микросмаз и шевеленка для меня разные вещи. Первый может быть вызван вибрацией камеры от работы механизмов (того же затвора), неидеальной работой стаба. Его не убрать штативом или моноподом. Смаз из-за недостаточной стабилизации камеры — это, как ни крути, шевеленка. Убирается только укорачиванием выдержки. И чем выше разрешение и больше фокусное, тем сильнее эта проблема будет применяться. Здесь от объектива и камеры ничего не зависит. Тем более проблема смаза на таких длинных выдержках (1/125 при 600 мм) не будет зависеть от объектива. При столь малом поле зрения смаз будет! Сильный или нет — всё относительно и зависит от Ваших требований к итоговому качеству. Чем выше разрешение матрицы, тем сильнее смаз будет заметен.
Да, у Sony A9 с системой АФ всё сильно лучше. Этого сам производитель не скрывает.
«Георгий, этот навык приобретается и самолет теряешь только если он "на солнце" улетел или за облако» — моя задача указать объективные факторы, влияющие на результат съёмки. Соблюсти совмещение области автофокуса и быстродвижущейся цели с длиннофокусной оптикой сложнее. Отсюда и выше процент брака. Навык лишь снижает процент брака, но не убирает причину.
Спасибо за информацию по тренировочным полетам.
"Непрозрачность атмосферы и дрожание воздуха" - ух, загнули :) На самом деле - не существенно. Или не снимаем вообще или ищем точку, когда эти явления не оказывают влияния на съемку. А микросмаз - это головная боль. Мы снимаем не только реактивные самолеты, где выдержку можно сделать максимально короткой, но и вертолеты или винтовые самолеты, там наоборот, выдержка увеличивается (1/60 - 1/125 - запросто), потому что нужно размыть винты и показать динамику. Я потому и спросил, навык можно наработать или искать/придумывать приемы работы с моноподом.
На счет вина или нет объектива - не знаю. Со слов западных обзорщиков, возможно, что и нет. В том тесте, что я видел участвовали 4 камеры: А9, A7R3, А7 III /вроде бы/ и А6400. 100% в фокусе было только у А9. Снимали собачку бегущую по пляжу и человека бегущего в лесу по тропинке. Возможно у А9 с системой АФ все сильно лучше, чем у остальных камер.
"то вовремя не поменял точку, то потерял цель — специфика 600 мм, когда происходящее в кадре трясётся, прыгает и движется слишком быстро" - Георгий, этот навык приобретается и самолет теряешь только если он "на солнце" улетел или за облако /да и то, со временем учишься понимать физику полета и +/- понимаешь где самолет может выйти/.
Спасибо за ответы на вопросы, буду ждать обзор 200-600мм.
P.S. по-поводу совмещения тестовой съемки и красивых кадров на МАКСе. За неделю до МАКСа начинаются тренировочные полеты их вполне себе можно снимать по солнцу рядом с точкой где стоит медиаплатформа, но с другой стороны забора. Приходите! :)
Гораздо большее влияние, чем микросмазы, оказывает непрозрачность атмосферы и дрожание воздуха. Я бы вообще на них не акцентировал внимание. То есть они есть, но убираются укорачиванием выдержки. Здесь ни от камеры, ни от объектива ничего не зависит, если мы говорим о динамике. На статике микросмазов не заметил. Не мешают.
Развесовка достаточно удобная, если жить в парадигме: устанавливаем камеру на объектив. То есть держим всегда объектив, а на камере только кнопку нажимаем. Центр тяжести не меняется при зумировании и фокусировке. Ход кольца зума маленький, но от 200 до 600 мм мне чаще всего всё равно приходилось перехватываться. Комфортно вращать от 300 до 600 примерно.
Скорость — смотря с чем сравнивать. Это всё же 600 мм! Любой объектив с конвертером будет медленнее. С 30% брака соглашусь — цифра похожа на правду, если мы говорим о съёмке динамики. Но вина ли это объектива? Чаще всего брак получается из-за самого построения процесса съёмки без предварительной фокусировки. Когда быстро навёл и нажал кнопку, первый кадр иногда не в резкости, дальше серия в резкости. Если самолет идет на посадку, то возможны промахи из-за того, что автофокус цепляется на передний план. На изолированном фоне проблем вообще никаких. Если автофокус захватил самолет, то все кадры будут резкими.
Если работаешь не с широкой зоной, а с точкой автофокуса, то брака те же 30%: то вовремя не поменял точку, то потерял цель — специфика 600 мм, когда происходящее в кадре трясётся, прыгает и движется слишком быстро.
Основной вопрос: микросмазы при съемке на длиннофокусную оптику камерами у которых матрицы выдают 40-60 мп. Миф или реальность? Если реальность, то есть ли шансы привыкнуть (Ваше мнение) и наработать навык съемки без микросмазов? Все ж таки 40-60 мп дают большую свободу для кадрирования и хочется ее использовать. Речь о съемки "с рук", без монопода.
Так же интересует развесовка: если я правильно понимаю, объектив сильно тяжелее камеры, как-то влияет на съемку "с рук"? Насколько удобно работать с разными фокусными, приходится ли перехватывать объектив при переходе с 200 мм на 600 или хватает одного хода кольца? Насколько он быстрый? /На ютубе у западных обзорщиков встречал информацию, что в связке с ILCE-7RM3 из серии 30% уходит в брак - автофокус не успевает/. Ну и... насколько он резкий? 40-60 мп ему подходят или не стоит?
Нет, такой возможности нет. Мы уже сделали тест SEL200600, но там использовалась предыдущая версия камеры — ILCE-7RM3. Съёмка динамики также проходила на МАКСе. Если есть вопросы — задавайте, отвечу. Специфику объектива прочувствовал в полной мере. Тест будет опубликован в ближайшее время.
Георгий, почему-то вопросов к Вашей съемке мотокросса не возникает, вероятно потому, что как снимать мотокросс Вы понимаете и знаете. И там и тестовая съемка и фото для выставки есть, как-то смогли Вы объединить и то и другое.
P.S. Есть ли у Вас возможность протестировать новую А7R4 в связке с новым же 200-600 мм на динамичных сюжетах: авиафотография, спорт (мотогонки или автогонки)? Понимаю, что это интересно довольно узкому кругу фотографов, но все же?
Дмитрий, мне тоже очень жаль, что я не смог попасть снимать на медиаплатформу. Не вижу смысла оправдываться. Тот материал, который демонстрирует работу объектива в сложных условиях, я смог отснять и без медиаплатформы. Мои снимки могут отличаться по качеству от Ваших, но они и сняты для другой цели — показать возможности техники. Давайте разделять тестирование оптики и фото для выставки. Эти два направления пересекаются ровно наполовину.
Георгий, я бы в это поверил, если бы не занимался авиационной фотографией и не знал ситуацию. На этом МАКСе платформа в бизнес-дни была пустая, там было от силы человек 30. Спросить у читателей в ФБ: а где и как отснять - это ведь тоже не проблема?
Дмитрий, вместимость медиаплатформы сильно ограничена, из-за чего ограничен и доступ на нее в том числе и представителям СМИ. Поэтому мы снимаем как простые смертные, с летного поля.
Меня мучает один вопрос: вот уже дважды на вашем сайте присутствует съемка с МАКСа и оба раза она в контре, зачем так издеваться над собой и техникой? Допустим, в редакции нет авиационных фотографов, но уж получить регистрацию на МАКС и отснять тестовый материал с медиаплатформы можно? Или спросить совета у своих читателей "где можно отснять быстрые самолеты в динамике?", это ведь не большая тайна... Печаль.
P.S. "Здесь я хотел взять крупность помельче" - переведите на русский язык, пожалуйста.
Вы о SEL400F28? Цитирую:
Целых шесть элементов отвечают за работу автофокуса. Из привычного — только выключатель. Второй селектор является трёхпозиционным лимитером дистанций: полный диапазон, 2,7 — 7 метров, 7 метров — бесконечность. Третий рычажок позволяет включить постоянную доводку резкости кольцом фокусировки. Ниже расположены селектор и кнопка SET, которые работают в паре с кольцом моторизованного фокуса. В самом простом случае можно фокусироваться плавно и с постоянной скоростью при видеосъёмке. Но есть и дополнительные возможности. Например, можно задать дистанцию фокусировки, к которой объектив вернётся после смещения подпружиненного дополнительного кольца. Оптический стабилизатор имеет три режима работы: традиционный, для панорамирования в одной плоскости, для динамичных сюжетов с хаотичным перемещением камеры. Ну и плюс кнопки блокировки фокуса (перепрограммируемые) в трех местах.
Чё все эти кнопки делают? Это больше, чем весь этот обзор волнует. Он выглядит как моя клавиатура))