Объектив в работе
Обработанный RAW-файл
Мы уже отмечали, что на камерах системы Micro 4/3 фокусное расстояние нашего героя эквивалентно 600 мм. Самые очевидные жанры для использования Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm 1:4.0 IS PRO — анималистика, спортивная фотография и репортаж.
Также наш герой является отличным инструментом для творческой съёмки на улице. С его помощью можно эффектно запечатлеть даже самые банальные сюжеты. Объектив позволяет сильно «схлопнуть» перспективу или выловить то, что не видно невооружённым глазом. За это его могут всерьёз полюбить стоковые фотографы.
Однако управление таким «телескопом» — задача не из простых. Из-за столь большого фокусного расстояния критическая выдержка при съёмке с рук — 1/600 с — может потребовать хорошей сноровки. Здорово, что в объективе имеется система стабилизации, которая работает со встроенным стабилизатором камер Olympus. Суммарно камера и объектив компенсируют дрожание сразу по пяти осям. По заверениям производителя, это позволяет удлинить критическую выдержку на 6 стопов.
Для проверки эффективности работы системы я отключил стабилизатор и в камере, и в объективе. Начав с критической выдержки в 1/640 с, я постепенно удлинял её до появления первых фотографий с явной «шевелёнкой». Крайним значением выдержки до появления смаза у меня стало 1/125 с. Хороший результат с учётом фокусного расстояния объектива.
1/125 секунды — предельная выдержка с отключённым стабилизатором, при которой у меня получилось стабильно делать фотографии с рук без смаза.
Включаю стабилизатор и повторяю эксперимент ещё раз. Не размениваясь по мелочам, я начал с 1/125 с и продолжал удлинять выдержку с каждым новым снимком. Первые следы «шевелёнки» появились на снимках с выдержкой в ⅙ с. Несмотря на то что через раз мне удавалось сделать резкие снимки на ⅕ и даже ¼ секунды, о стабильном результате речи уже не было. Но даже с учётом уверенной съёмки на ⅙ с в актив объектива можно занести 6 стопов экспозиции. Отличный результат!
При включённом стабилизаторе предельная выдержка составляет ⅙ с. Стабилизатор обеспечивает выигрыш в 6 ступеней относительно критической выдержки.
Наш герой ориентирован на профессионалов, поэтому справедливо предъявлять высокие требования и к работе системы автофокуса. Объектив фокусируется абсолютно бесшумно, точно и быстро. Особенно если использовать переключатель диапазона фокусировки.
Ещё одна полезная функция — мгновенный переход на ручную фокусировку, для которого нужно просто потянуть кольцо на себя. Быстро и просто, однако ход самого кольца (градусов 45–50) мне показался коротким. Из-за этого даже небольшой поворот сильно меняет область фокусировки, и вращать кольцо приходится с ювелирной точностью.
Боке заслуживает отдельного внимания. Размытие фона у Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm 1:4.0 IS PRO можно назвать мягким. Нет эффекта чешуи и «луковых колец».
Размытие переднего плана (важный критерий для супертелевиков) грубее. Тут «луковые кольца» и чешуя заметны, при этом формы объектов всё ещё читаются, а это часто бывает важным для создания сюжета внутри кадра.
Высокая детализация — ещё одна сильная сторона объектива. Начиная с открытой диафрагмы Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm 1:4.0 IS PRO позволяет рассматривать даже самые незначительные детали на объектах, попавших в глубину резкости. При этом нельзя сказать, что объектив сильно наращивает или теряет резкость при увеличении диафрагмы. Детали хорошо читаются на любых её значениях, только на f/22 общая резкость изображения будет чуть меньше из-за дифракции на отверстии диафрагмы.
От сильного контрового света не спасёт даже встроенная бленда.
Но с «зайцами» проще бороться небольшим изменением точки съёмки.
Наш герой оказался устойчив к хроматическим аберрациям. Цветная каёмка не возникает даже при съёмке блестящих объектов на светлом фоне (обратите внимание на орлов). Замечу, что при работе с RAW-файлом в Adobe Lightroom применяется неотключаемый профиль подавления хроматики. Хотя кого-то такая чрезмерная забота может и не устроить.
Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm 1:4.0 IS PRO для объектива своего класса обладает небольшой минимальной дистанцией фокусировки. Для супертелевика фокусировка на 1,4 метра практически представляет собой макро с коэффициентом увеличения 0,48х. В ведь это максимальный масштаб съёмки для некоторых любительских макрообъективов.