Вверх

Тест объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO

Дата публикации: 10.08.2017

Объектив в работе

Обработанный RAW-файл

Обработанный RAW-файл

E-M5MarkII / OLYMPUS M.300mm F4.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/320 с, 601.0 мм экв.Cкачать RAW

Мы уже отмечали, что на камерах системы Micro 4/3 фокусное расстояние нашего героя эквивалентно 600 мм. Самые очевидные жанры для использования Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm 1:4.0 IS PRO — анималистика, спортивная фотография и репортаж.

E-M5MarkII / OLYMPUS M.300mm F4.0 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/320 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/1000 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/1000 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

Также наш герой является отличным инструментом для творческой съёмки на улице. С его помощью можно эффектно запечатлеть даже самые банальные сюжеты. Объектив позволяет сильно «схлопнуть» перспективу или выловить то, что не видно невооружённым глазом. За это его могут всерьёз полюбить стоковые фотографы.

E-M5MarkII / OLYMPUS M.300mm F4.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/1250 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

Однако управление таким «телескопом» — задача не из простых. Из-за столь большого фокусного расстояния критическая выдержка при съёмке с рук — 1/600 с — может потребовать хорошей сноровки. Здорово, что в объективе имеется система стабилизации, которая работает со встроенным стабилизатором камер Olympus. Суммарно камера и объектив компенсируют дрожание сразу по пяти осям. По заверениям производителя, это позволяет удлинить критическую выдержку на 6 стопов.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/125 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

Для проверки эффективности работы системы я отключил стабилизатор и в камере, и в объективе. Начав с критической выдержки в 1/640 с, я постепенно удлинял её до появления первых фотографий с явной «шевелёнкой». Крайним значением выдержки до появления смаза у меня стало 1/125 с. Хороший результат с учётом фокусного расстояния объектива.

1/125 секунды — предельная выдержка с отключённым стабилизатором, при которой у меня получилось стабильно делать фотографии с рук без смаза.

1/125 секунды — предельная выдержка с отключённым стабилизатором, при которой у меня получилось стабильно делать фотографии с рук без смаза.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/125 с, 300.0 мм экв.

Включаю стабилизатор и повторяю эксперимент ещё раз. Не размениваясь по мелочам, я начал с 1/125 с и продолжал удлинять выдержку с каждым новым снимком. Первые следы «шевелёнки» появились на снимках с выдержкой в ⅙ с. Несмотря на то что через раз мне удавалось сделать резкие снимки на ⅕ и даже ¼ секунды, о стабильном результате речи уже не было. Но даже с учётом уверенной съёмки на ⅙ с в актив объектива можно занести 6 стопов экспозиции. Отличный результат!

При включённом стабилизаторе предельная выдержка составляет ⅙ с. Стабилизатор обеспечивает выигрыш в 6 ступеней относительно критической выдержки.

При включённом стабилизаторе предельная выдержка составляет ⅙ с. Стабилизатор обеспечивает выигрыш в 6 ступеней относительно критической выдержки.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/6 с, 300.0 мм экв.

Наш герой ориентирован на профессионалов, поэтому справедливо предъявлять высокие требования и к работе системы автофокуса. Объектив фокусируется абсолютно бесшумно, точно и быстро. Особенно если использовать переключатель диапазона фокусировки.

Ещё одна полезная функция — мгновенный переход на ручную фокусировку, для которого нужно просто потянуть кольцо на себя. Быстро и просто, однако ход самого кольца (градусов 45–50) мне показался коротким. Из-за этого даже небольшой поворот сильно меняет область фокусировки, и вращать кольцо приходится с ювелирной точностью.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/1600 с, 300.0 мм экв.
E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/1600 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M5MarkII / OLYMPUS M.300mm F4.0 УСТАНОВКИ: ISO 250, F5.6, 1/250 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

Боке заслуживает отдельного внимания. Размытие фона у Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm 1:4.0 IS PRO можно назвать мягким. Нет эффекта чешуи и «луковых колец».

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/2000 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

Размытие переднего плана (важный критерий для супертелевиков) грубее. Тут «луковые кольца» и чешуя заметны, при этом формы объектов всё ещё читаются, а это часто бывает важным для создания сюжета внутри кадра.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/800 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/400 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 250, F8, 1/320 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 400, F11, 1/250 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 800, F16, 1/250 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 1600, F22, 1/250 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

Высокая детализация — ещё одна сильная сторона объектива. Начиная с открытой диафрагмы Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm 1:4.0 IS PRO позволяет рассматривать даже самые незначительные детали на объектах, попавших в глубину резкости. При этом нельзя сказать, что объектив сильно наращивает или теряет резкость при увеличении диафрагмы. Детали хорошо читаются на любых её значениях, только на f/22 общая резкость изображения будет чуть меньше из-за дифракции на отверстии диафрагмы.

От сильного контрового света не спасёт даже встроенная бленда.

От сильного контрового света не спасёт даже встроенная бленда.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/1000 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
Но с «зайцами» проще бороться небольшим изменением точки съёмки.

Но с «зайцами» проще бороться небольшим изменением точки съёмки.

E-M5MarkII / OLYMPUS M.300mm F4.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/2000 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

Наш герой оказался устойчив к хроматическим аберрациям. Цветная каёмка не возникает даже при съёмке блестящих объектов на светлом фоне (обратите внимание на орлов). Замечу, что при работе с RAW-файлом в Adobe Lightroom применяется неотключаемый профиль подавления хроматики. Хотя кого-то такая чрезмерная забота может и не устроить.

E-M5MarkII УСТАНОВКИ: ISO 200Cкачать RAW

Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm 1:4.0 IS PRO для объектива своего класса обладает небольшой минимальной дистанцией фокусировки. Для супертелевика фокусировка на 1,4 метра практически представляет собой макро с коэффициентом увеличения 0,48х. В ведь это максимальный масштаб съёмки для некоторых любительских макрообъективов.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 3200, F5.6, 1/100 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO УСТАНОВКИ: ISO 250, F4, 1/250 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
Дата публикации: 10.08.2017
Комментировать
Главы:123
Предыдущая главаДалее «Выводы»
Alexander Savochkin, 2017-08-23T13:11:57

Перефразируя известный анекдот, тут 300 мм и там 300 мм, но есть нюанс. Поле зрения упомянутых вами объективов различается раза эдак в два, и сравнивать вернее было бы не по фокусному расстоянию, а по полю зрения. И вот тогда сравнение выйдет совсем не в пользу полнокадровых систем.

Константин, 2017-08-23T10:34:24

Его габариты: 227×92,5 мм. Это как минимум вдвое меньше размеров объективов с аналогичным фокусным расстоянием для полнокадровых камер. Вес — меньше 1,5 кг. Диаметр передней линзы равен 77 мм/

Ребята, если уж пишете джинсу, то хоть проверяйте.
Возьмём к примеру Nikon 300mm f/4E PF ED VR AF-S Nikkor
размеры (DхL): 89x147.5 мм
вес 755 г

То есть по размерам объектив для полного кадра - меньше, а по весу легче, чем объектив для компактной камеры! А вы пишете совершенно обратное, как после этого верить всей статье?

Егор Емельянов, 2017-08-20T02:26:49

На любой можно. Не надо возвышать настолько матричку 4/3 с её шумами и кашей в тенях. Тот же никон Д610 вполне горазд на такой фокус, да 5D M4, не говоря уже о D810. Так там выбор этих 300мм таков, что аж дух захватывает: на любой вкус и кошелек, как родные, так и тамроны с сигмами. К тому же на Д610 те 5.6, что на том же 70-300 VR, будут даже светлее, чем 4.0 на олимпусе - из-за размера пикселя. И что-то не заметно, чтобы сигма и тамрон ринулись лепить оптику на МФТ. У сигмы есть пара фиксов, но и то это снисхождение от APS-C. Да и соотношение сторон 4:3 это на любителя, мне больше 3:2 нравится. Хотя можно переключать, но как-то корежит обрезка "лишней" информации. В итоге получается, что единственный плюс микры - это компактность, зато матрица мелкая, грип большой, батареи жрет как электровоз, неудобно в руке, автофокус своеобразный, при этом дорого. Еще правда, видео снимать удобно, но это к панасонику, он на этом собаку съел - сам пользовал, знаю.

Alexander Savochkin, 2017-08-19T00:54:21

Если с объективом работает камера EOS 5DSR, то да. А если EOS 5D Mk3, то нет.

Егор Емельянов, 2017-08-18T23:38:23

На 300 IS достаточно обрезать фото, чтобы получить тот же результат.

Alexander Savochkin, 2017-08-18T04:55:52

Перефразируя известный анекдот, тут 300 и там 300, но есть нюанс: размер сенсора разный. Функциональный аналог этого объектива — Canon EF 600/4L IS II USM, и стоит он совсем по-другому.

Егор Емельянов, 2017-08-18T02:12:27

Чего в нем особенного-то, в этом объективе? Если не ошибаюсь, Canon 300/4.0 L IS продают даже дешевле, чего в этом-то хорошего?

Alexander Savochkin, 2017-08-16T19:15:27

Вероятно, индустрия предпочитает не воспитывать пользователя, а подстраиваться под него. Хотя механизм распространения мифов это не объясняет. Тут есть ещё одна засада: потребитель привык к скорости и динамике изменений в технике, и ожидает этого от новых моделей, а прогрессу объективно неоткуда взяться. В итоге замедлять прогресс вроде как нельзя, но поскольку его нет, приходится выдавать за прогресс то, что им не является.

Alex Tutubalin, 2017-08-16T16:35:09

К сожалению, все так.
И, опять же к сожалению, относится не только к "пользователям" (фотографам), но и всей индустрии в целом.

Alexander Savochkin, 2017-08-16T16:22:47

Ну да, только опять же — размер-то линейный, поэтому мылить начинает в зависимости от разрешающей способности сенсора (сиречь мегапикселей) и от физического размера самого сенсора. Поэтому товарищам с камерами 8х10" даже 1:64 не препятствие, а на MFT не каждый объектив закрывается сильнее чем до 1:16. В контексте того разговора на фейсбуке у одного собеседника был Nikon D800E, у другого D7000, порог неприемлемого влияния дифракции тоже разный. :)

Особенно занятно, что даже фотообразование сводится к упрощениям вроде замыливания дифракцией при 1:22, правила третей для правильной композиции, или оценки динамического диапазона камеры по тому, как тянутся тени в ACR.

Alex Tutubalin, 2017-08-16T11:51:02

Оба правы.
Угловой диаметр дифракции - определяется физическим диаметром диафрагмы.

А линейный размер /в плоскости сенсора/ - относительным отверстием

Alexander Savochkin, 2017-08-16T11:31:57

Пару часов назад в фейсбуке встретил откровение о том, что дифракция проявляется непременно начиная с диафрагмы 1:11. Автор утверждения забыл, что влияние дифракции определяет физический диаметр диафрагмы в миллиметрах, а не относительное отверстие. Несть числа мифам о динамическом диапазоне, чувствительности и причинах фирменной цветопередачи. Фотография, если так посмотреть, вообще довольно мистическая штука. :)

Alex Tutubalin, 2017-08-16T10:48:23

Совершенно верно: если вы заклеите полматрицы, а потом сравниваете снимки одинакового размера, то снимок с полуматрицы придется увеличить больше т.е. шевеленка станет виднее.

Alexander Savochkin, 2017-08-15T02:53:42

Критическая выдержка не имеет прямой взаимосвязи с фокусным расстоянием. Она про угол зрения объектива, и тут как раз справедливо применить понятие ЭФР.

Cmihelson, 2017-08-12T04:00:43

"критическая выдержка при съёмке с рук — 1/600 с "
Так ли это? То, что объектив с фокусным 300 мм прикрутили к камере дваждыкропу вовсе не делает из него 600. А по вашему выходит, что если мы бы на полнокадровом фотоаппарате заклеили изолентой внешнюю часть матрицы, дабы получился дваждыкроп, то внезапно критическая выдержка из 1/300 стала бы 1/600. Вообще с понятием эквивалентного фокусного поосторожнее бы. Этот объектив оптически 300 мм и никак иначе.

S. N., 2017-08-11T15:22:26

Когда будет тест 7-14 f2.8?

4a37c2ef e91f 40f6 a51e 1a315781a8f7