ЭВИ на полном кадре: будущее профессиональной фотографии
Я долго шёл к этой камере. Раньше в основном снимал на зеркалки с оптическим видоискателем. Сначала на кроп, а с 2009 года — на полный кадр. Зеркальные камеры совершенствовались: появлялись модели с чуть меньшим корпусом, большим количеством пикселей или точек фокусировки. На мой взгляд, они не имели серьёзного преимущества перед моим фотоаппаратом, выпущенном в 2009 году. Шагом вперёд стало появление камер с электронным видоискателем. После выхода первых полнокадровых камер Sony с электронным видоискателем в 2012 году мне стало ясно, что будущее фотографии за ними.
Электронный видоискатель позволяет свести к нулю ошибки при съёмке, а следовательно, быстрее обрабатывать и отдавать снимки. Экспонометр просто не нужен, мы видим будущий результат ещё в ходе визирования. Обычно я отдавал готовые фотографии через десять рабочих дней, но сейчас благодаря Sony A99 Mark II могу порадовать клиентов уже на следующий день.
Сегодня много «кропнутых» фотоаппаратов с электронным видоискателем, но вот полнокадровые камеры с ЭВИ, кроме Sony, делает только Leica, но это совсем другая ценовая категория. Профессиональная техника должна окупать себя, поэтому камеры Leica малопривлекательны для ряда жанров коммерческой съёмки.
Новинка сочетает в себе преимущества зеркальной и беззеркальной систем. В ней реализован блок фазовой фокусировки, благодаря чему камера не уступает в скорости работы автофокуса зеркалкам. Как и в беззеркалках, на матрице есть фазовые датчики фокусировки, покрывающие практически весь кадр, а также электронный видоискатель.
Достоинства и инновации можно перечислять долго: здесь и наработки в области распознавания лиц и глаз автофокусом, и огромное количество точек фокусировки, покрывающих всю площадь кадра (399 фазовых и контрастных точек фокусировки, часть из которых размещена непосредственно на матрице), и лучшая в классе серийная съёмка (12 кадров в секунду), и матрица с обратной засветкой (чип матрицы фактически вывернут наизнанку: свет на светочувствительные элементы попадает с обратной стороны) с невероятно низким уровнем шума на высоких ISO, и стабилизация изображения на матрице, и многое другое. Для меня главное — наличие электронного видоискателя, а также высокая скорость работы камеры и автофокуса.
Настраиваем камеру под себя
Сначала, конечно, не обошлось без трудностей. Я долго подбирал настройки яркости, чтобы в видоискателе, на дисплее камеры и мониторе видеть одну и ту же картинку. В итоге выбрал значение «-1» для ЭВИ и автоматическую подстройку для дисплея. В отличие от экрана, яркость видоискателя не зависит от окружающего освещения, он защищён от паразитных засветок.
Пришлось привыкать к расположению кнопок и их функциям. Хорошо, что у Sony A99 Mark II широкие возможности кастомизации. Камера позволяет настраивать кнопки для режима съёмки и для режима просмотра отдельно. Ниже я буду приводить названия настроек и функций для актуальной прошивки — Sony A99 Mark II v1.00.
Начнём с режима просмотра. На кнопку C2 я назначил 100% увеличение кадра в точке фокусировки, чтобы быстро проверять, попал ли автофокус: «Специал. Кнопка 2» → «Увеличить».
Необработанный снимок. Естественной цветопередаче способствуют идеальная экспозиция и правильный баланс белого, обеспечиваемые ЭВИ.
Кнопка удаления снимков была перенесена мною на кнопку ISO: «Кнопка ISO» → «Удалить».
Теперь настройка кнопок для режима съёмки. Я привык, что нажатие на середину джойстика возвращает точку фокусировки в центр. Это экономит много времени. Команда «Центральн. Кнопка» → «Стандарт фокусир.» позволила не менять привычек. Также мне очень нравится, когда работа автофокуса не связана с кнопкой спуска. Это позволяет делать серии снимков с одной и той же фокусировкой. Стандартную фокусировку лучше настроить на кнопку AEL, расположенную под большим пальцем: «Функц. Кнопки AEL» → «AF включен». Более продвинутый вариант фокусировки — фокусировка по глазам, с определением лиц в кадре. Эту функцию я настроил так: «Кнопка AF/MF» → «AF на глаз».
Скорость работы системы
Электронный видоискатель в этой модели отлично читается в любую погоду. Я не представляю, как после него работать с оптическим. В темноте ЭВИ способен видеть даже лучше, чем глаз.
Первое время меня смущало относительно длительное время записи снимков. Конечно, у меня была не самая быстрая карта. В зеркалке снимки появлялись на экране мгновенно, но там 12 Мп, а в Sony A99 Mark II — 42 Мп, да и съёмка проходила в формате RAW + JPG. Через некоторое время я привык, что вижу результат сразу в ЭВИ.
Камера включается практически мгновенно, дольше длится первое включение после смены батарейки. В статье приведены кадры с трёх съёмок: в первую я сделал 941 кадр, во вторую — 839, в третью — 1369. Последняя длилась 8 часов, и в конце дня у меня осталось 2% заряда. Неплохие показатели для камеры с ЭВИ! Так что двух аккумуляторов должно хватить на день съёмки.
Теперь о фокусировке. Снимая на зеркалку, я перемещал точку фокусировки джойстиком вручную. В Sony A99 Mark II мне понравилась функция определения лиц и фокусировка командой «AF на глаз». Камера находит глаз в любой части кадра, сама определяет, какие точки фокусировки задействовать, и происходит это очень быстро. Так гораздо удобнее! Кадр выше был снят именно так.
Фокусировка по глазам отлично работает и в следящем режиме. Это просто магия! Правда, когда в кадре много лиц, это может ввести камеру в некоторое замешательство. Также здесь реализован режим регистрации лиц.