Вверх

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Знакомство

Пять лет назад компания Olympus возродила свою легендарную серию камер OM в цифровом варианте, дав ей имя OM-D. За первой камерой E-M5, вышедшей в 2012 году, в сентябре 2013 последовала E-M1. Она стала флагманом линейки на три года. И вот ей на смену пришла вторая версия — E-M1 Mark II.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

На первый, самый беглый взгляд, обе «единички» очень похожи, но при внимательном сравнении становятся видны внешние изменения, а при тщательном знакомстве выясняется, насколько серьёзны внутренние обновления.

Попробуем разобраться, достаточно ли всех этих улучшений для того, чтобы новый флагман мог претендовать на роль универсальной фотокамеры. В этом обзоре мы сравним его с другими моделями серии OM-D.

Дизайн и эргономика

Новинка, как и другие представители серии OM-D, имеет прочный корпус из магниевого сплава. Компоновка классическая для зеркалок и беззеркалок топового уровня: по центру — призматический выступ, внутри которого находится видоискатель, а сверху — разъём «горячий башмак».

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Справа — удобная рукоятка, покрытая резиновой накладкой, исключающей выскальзывание камеры из пальцев. Дополнительную страховку обеспечивает выступ на задней панели с такой же нескользящей поверхностью. Он служит упором для большого пальца.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Рукоятка во второй версии «единички» стала немного больше как в высоту, так и в длину. Это сделало её идеальной для крупной мужской руки: аппарат удобно держать, пальцы при этом не устают. У автора такого ощущения комфорта не возникало, пожалуй, ни с одной другой зеркалкой или беззеркалкой.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

На верхнем наклонном участке ручки в небольшом углублении расположена кнопка спуска затвора, окружённая одним из управляющих дисков. Указательный палец работает с ними без малейшего напряжения.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Внутри ручки размещён гораздо больший по размерам и ресурсу работы новый аккумулятор BLH-1 ёмкостью 1720 мА·ч (в М1 использовался BLN-1 ёмкостью 1220 мА·ч).

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Предназначенное для него зарядное устройство BCH-1 выполняет полную зарядку примерно на 50% быстрее, чем это происходило у М1. Новый аккумулятор в ходе многочасовых фотосессий ни разу не разрядился полностью.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Ещё одна приятная мелочь: в фоторежиме оставшийся заряд батареи теперь указывается на экране в процентах. При видеосъёмке сообщается количество оставшихся минут.

Корпус камеры, как и все объективы серии M.Zuiko PRO, защищён от пыли и влаги уплотнительными элементами. Кроме того, камера способна выдерживать относительно низкие температуры (до −10 °С). Но, согласитесь, фотографа-сибиряка или полярника эта цифра вряд ли впечатлит.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Как и у других камер OM-D, вся верхняя панель занята многочисленными органами управления.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Среди них — вспомогательные кнопки вызова функций, рычажок включения питания, селекторный диск режимов съёмки, управляющие диски, перепрограммируемая функциональная кнопка и кнопка видеозаписи.

Особенности управления

Фотоаппарат унаследовал очень удобную систему управления настройками «2х2». В ней используются два диска и два дополнительных органа управления, которые вместе обеспечивают быстрый доступ практически ко всем параметрам съёмки.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Диски по умолчанию управляют двумя важными параметрами (выдержкой, диафрагмой, экспокоррекцией), а при использовании одного или двух дополнительных органов временно меняют свою функцию.

Первый из этих органов — рычажок, который при переключении изменяет набор регулируемых дисками параметров (например, ISO и баланс белого), а также функции кнопок второго дополнительного органа.

Кстати, рычажку можно назначить и функцию включения питания, что оценят любители держать камеру одной рукой. В его центре находится кнопка для фиксации экспозиции и фокусировки при съёмке или защиты снимков от стирания в режиме просмотра.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Второй орган, имитирующий рулетку перемотки плёнки в старых камерах OM, оборудован двумя кнопками.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Они отвечают за изменение параметров, регулируемых каждым из управляющих дисков. А что это будет за параметр — определяет упомянутый выше рычажок.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Все эти премудрости с гибкими настройками легко могут вызвать оторопь у владельца стандартной зеркалки. Но если освоить управление «2х2» от Olympus, менять его на что-то другое вряд ли захочется — оно очень хорошо продумано.

Помимо органов, входящих в систему «2х2», в камерах Olympus серии OM-D для вызова функций можно использовать практически все кнопки, поскольку предусмотрено их перепрограммирование.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Назначение функций управляющим дискам

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Меню назначения функций органам управления

Возможности владельца E-M1 Mark II стали ещё шире, поскольку кнопки батарейной ручки, которые в предыдущих моделях просто дублировали расположенные на камере, теперь могут жить своей жизнью и выполнять другие назначенные на них функции.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Нельзя обойти вниманием самый наглядный и лёгкий способ добраться до многих важных настроек — использование быстрого меню SCP (Super Control Panel). Навигация по нему осуществляется через задний управляющий диск. Через передний меняется активный параметр. Поскольку ЖК-экран сенсорный, выделить нужный параметр можно просто касанием пальца.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

ЖК-экран

Сенсорные свойства ЖК-экрана позволяют быстро пролистывать и масштабировать отснятые кадры, как на смартфоне или планшете. Кроме того, одним касанием пальца можно мгновенно выбрать область для автофокусировки или выполнить съёмку.

Экран имеет диагональ 3 дюйма. Впервые в беззеркалках Olympus он получил конструкцию с возможностью откидывания в сторону (на 180°) и поворота вокруг своей оси (на 360°). С одной стороны, это дало фотографу такие возможности, как съёмка сбоку (камерой, заглядывающей за угол), съёмка автопортрета или видеоролика со своим участием (это понравится видеоблогерам).

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II
Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Поворотный экран делает съёмку с необычных ракурсов простой и удобной.

E-M1MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/640 с, 9.0 МБ

С другой стороны, такая конструкция почти лишила возможности незаметно снимать жанровые сценки «от пояса». При использовании другой конструкции, где экран принимает наклонные положения позади корпуса камеры, фотограф мог сделать вид, что что-то рассматривает на дисплее, наклонившись к камере, а в это время делать снимки касанием экрана.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

С точки зрения отображения картинки, к ЖК-экрану претензий нет: он контрастный, имеет большие углы обзора, хорошо передаёт цвета, позволяет оценить точность фокусировки и проработку мелких деталей за счёт высокого разрешения (1,04 млн точек).

Электронный видоискатель

Для визирования в камере E-M1 Mark II используется электронный видоискатель (ЭВИ) высокого класса. Он обладает разрешением 2,36 млн точек, увеличением 1,48х (0,74х в 35-мм эквиваленте) и 100% покрытием поля кадра. Частота обновления картинки составляет 120 fps, а лаг — всего 6 миллисекунд (это на 30% меньше, чем в предыдущей OM-D E-M1). ЭВИ оснащён ИК-датчиком для автоматического переключения показа картинки в нём или на ЖК-экране. При желании фотограф может переключать вывод картинки вручную при помощи специальной кнопки, а также регулировать диоптрии под своё зрение.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Главным преимуществом ЭВИ перед оптическим видоискателем является отображение фотографии ещё до съёмки в том виде, в котором она будет записана, с учётом всех внесённых коррекций по экспозиции, балансу белого и наложенных фильтров. Кроме того, в ЭВИ можно вывести больше параметров съёмки, гистограмму, вспомогательные средства для кадрирования (несколько видов сетки, электронный уровень) и ручной фокусировки (фокус-пикинг, увеличение фрагмента с заданным масштабом в выбранной зоне кадра).

У владельцев зеркалок обычно есть стандартные претензии к электронным видоискателям: лаг отображения, шумность картинки при съёмке в тёмное время, возникающий блэкаут при высокоскоростной серийной съёмке (через видоискатель нельзя контролировать снимаемый процесс), неточная цветопередача.

Да, к сожалению, всё это (пусть и в меньшей мере) можно отнести и к E-M1 Mark II. Обычно в любительских камерах мы так пристально не рассматриваем эти моменты. Но в случае топовой камеры, в том числе предназначенной для репортажа, как её позиционирует производитель, требования к видоискателю очень жёсткие, поскольку от контроля ситуации зависит результат.

Стоит упомянуть и про подсветку снимаемой сцены в тёмное время суток. С одной стороны, это даёт возможность контролировать фокусировку, но с другой — усложняет оценку реальной освещённости сцены. Преимущество это или недостаток, каждый решает сам.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II E-M1MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/2500 с, 9.0 МБ

Специально для тех, кто всё же предпочитает оптический видоискатель, в E-M1 Mark II предусмотрен режим его имитации, когда изменения съёмочных параметров никак не влияют на картинку в видоискателе. Однако полностью избавить ЭВИ от автокоррекции яркости не получилось.

Интерфейсы

OM-D E-M1 Mark II — первая беззеркалка Olympus, оснащённая двумя слотами для SD-карт, причём один из них поддерживает работу с быстрыми картами типа UHS-II.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

Слоты поддерживают несколько режимов работы с двумя картами: запись только на одну указанную карту, одновременная запись на обе карты в разных форматах (например, JPG и RAW), последовательная запись в одинаковых форматах (закончилось место на одной карте — запись переносится на вторую), параллельная зеркальная запись одинаковой информации (для надёжного резервирования). Можно назначить сохранение фото и видео на карты в разных слотах, подобрав наиболее подходящие карты.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

На левой панели камеры находится отсек с разъёмами, который защищён тремя плотно закрывающимися эластичными заглушками. Две позволяют получить отдельный доступ к микрофонному входу и выходу на наушники (его не было у предыдущих камер серии), у них стандартные 3,5-мм гнезда. Под третьей заглушкой находятся разъёмы micro-HDMI (поддерживает прямой вывод видео в формате 4:2:2 на внешний рекордер) и порт USB Type-C.

Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II
Тест Olympus OM-D E-M1 Mark II

На правой панели, тоже в защищённом отсеке, находится разъём для подключения проводного пульта ДУ.

Опубликовано: 20.04.2017

Обсудить
Eedb84b7 2f6f 4e5c b649 b9e6cb66200b
Антон Шарапов
Опубликовано 20.04.2017

Фотографирует более 30 лет. Около 12 — цифровой техникой. Автор многочисленных статей для нескольких фотоизданий. Снимает в жанрах портрет, пейзаж, стрит, репортаж.

Dmitry Shemonaev, 2017-05-07T13:52:44

Поясните смысл вашего комментария

Alexander Romanov, 2017-05-07T11:49:19

Price:US $1,745.99
Buy It Now
Shipping: $16.99
http://www.ebay.com/
перевожу - цена новой камеры + доставка
покупал с этого сайта технику,никаких проблем,доставка несколько дней

Spiny, 2017-05-03T15:21:48

А, ну если речь только о весе и размере оптики, то предлагаю обратить самое пристальное внимание на Pentax Q, у него редкий объектив больше 50 грамм весит. Никакому Олимпусу даже не снилось.

Rus lan, 2017-05-02T20:58:06

Что за чушь Вы несете? Какими числами? Какие пересчеты? Какой ГРИП? Речь о весе и размере оптики! Алё!

Spiny, 2017-05-02T16:02:32

А если взять фотоаппарат с матрицей в 1/2.3 дюйма, то он вообще всех уничтожит. Грозными числами.
Однако в реальной жизни, раз уж мы пересчитали фокусные, то надо бы и эквивалентную ГРИП прикинуть. И тогда выяснится, что Панасоник 35-100, можно удачно заменить на 70-200/4, который и быстрее, и технически качественнее, и фон лучше отделяет, и дешевле. И весит, опять-таки только на 400 грамм больше. С 40-150 та же история.

Rus lan, 2017-04-30T23:24:29

Вы сравните вес Canon 70-200/2.8 и Panasonic 35-100/2.8 да и все, спорить будет не о чем;) Сразу поймете какова разница в весе всей системы.

Rus lan, 2017-04-30T23:17:08

Ага! Сравните как вес Canon 70-200/2.8 и Panasonic 35-100/2.8.
А Canon 300/2.8 весит, всего, каких-то 2,5 кила, в то время как Olympus 40-150/2.8 весит 880 грамм и стоит в 4 раза дешевле.

Rus lan, 2017-04-26T20:31:07

Не смешно уже. Пример фото

Жорж, 2017-04-26T19:41:21

https://uploads.disquscdn.c...

Георгий Полицарнов, 2017-04-26T07:57:50

Да, утомляет. Факт. Я через это не раз проходил, но проходил осознанно.

Александр Савочкин, 2017-04-25T18:30:15

Это верное замечание — Олимпус не прямой конкурент Кэнону. Однако не могу не отметить, что Кэнон хоть и не утомляет мозг фотографа, но прекрасно утомляет спину, руки и ноги. Да, есть моноподы, разгрузки и миллион хитростей, но лёгкую камеру, как ни крути, носить легче.

Александр Савочкин, 2017-04-25T18:27:07

Фотография, конечно, не претендует на какую-либо ценность, просто это первый подвернувшийся под руку снимок. Сделан он был мною для теста скорострельности — 60 кадров в секунду камера действительно умеет. :) Ну а передержка там просто потому, что сзади за сотрудником стоит ярко освещённый стенд, он любой экспозамер с толку собьёт.

Что касается сравнения с «циферными» зеркалками, то я опирался на реальный случай: питерский фотограф Александр Петросян сменил Nikon D4s с неким набором оптики (я догадываюсь, что там были 16-35, 24-70 и 80-400, но не ручаюсь, что были эти и только эти) на «второй первый» Олимпус с примерно похожей оптикой. Почему и зачем коллега Петросян перешёл на более лёгкий комплект, я не знаю наверняка, но представляю его манеру съёмки и характер работы — оттого думаю, что вес системы на выбор таки повлиял.

Второй реальный случай — Георгий Розов. Он не единожды прямо говорил, что Олимпус легче носить. Я склонен этому верить: в 70 лет может и правда лишний вес носить не хочется, особенно если камера и так снимает приемлемо. Каким Никоном снимал товарищ Розов, я не знаю, но вряд ли он весил легче, чем D700. Сама по себе камера может и лёгкая, но в комплекте с оптикой, да на протяжении хотя бы полудня, да в возрасте — вряд ли в радость.

В любом случае сравнение с топовыми и почти топовыми зеркалками не умозрительное, а на основе реальных случаев. Ну и не могу не повторить, что в том деле, для которого «второй первый» Олимпус хорош, техническое качество снимка, рисунок оптики, боке и прочее эстетство несколько вторично.

Rus lan, 2017-04-25T15:27:36

Показать просил;)

Spiny, 2017-04-25T13:29:23

Сравнивать "циферные" зеркалки с Олимпусом — всё-таки сомнительная затея, общего у них только количество кадров в секунду. Я сопоставлял с Пятёрками. Они весят где-то 800 грамм, Олик из этой статьи — 500, если всё-таки взять E5II — 400.
Объективы сравнивать тяжелее, но навскидку:
50 мм — весят одинаково
35 мм — 200 грамм
12-40 2.8 на 200 грамм легче 24-70 4
85 1.8 проигрывает 45 1.8 целых 300, но, ИМХО, это довольно-таки разные объективы. Первый — портретник, второй скорее умеренный длиннофокусный, фон им размыть тяжеловато, а про пластику я уже говорил.

Ну, 28-300 — натуральный монстр, если сменить его на пару 24-70/4 и 70-300/4-5.6, то разница с Оликом, опять же, будет в районе 500 грамм. Ну килограмма, если использовать две тушки одновременно.

Про фотографию ничего сказать не могу, на мой взгляд, она очень сильно недоэкспонированна, если у меня такие выходят, я их сразу удаляю.

Георгий Полицарнов, 2017-04-25T06:34:27

На то он и Зверев. Фотограф с Даром и видением кадра. Для его сюжетов Olympus — чуть ли не идеальный инструмент. Именно в его стиле съемки с обилием "плоских" сюжетов, где упор делается на композицию, графику кадра, игру с формой, а вовсе не с полутонами и объемами, камеры с малой матрицей раскрываются на все 100%.

Георгий Полицарнов, 2017-04-25T06:32:27

Я бы все же не стал ставить их в один ряд. Имел возможность поснимать на обе. Что-то общее у них можно найти только в спецификациях. В остальном это совершенно разные фотоаппараты, причем Olympus — скорее продвинутый аппарат для сильно увлеченных фотографов, которым дай покопаться с настройками, поэкспериментировать. Он откровенно утомляет необходимостью настройки! То есть постоянно перетягивает внимание фотографа на себя: а что будет с шумами? Не пора ли увеличить выдержку в пользу меньшего ISO? А автофокус у меня сейчас по широкой зоне или по узкой? То есть результат можно получить, но осознанный.

Canon EOS-1D X Mark II — это камера другого уровня. Она НЕ утомляет фотографа. После 8 часов съемки ты можешь смело отключить мозг и не волноваться о настройках, просто снимать. Результат гарантирован. Я отработал им довольно напряженную 8-часовую смену после перелета, вечерней съемки и бессонной ночи. Вот когда снимать уже совсем не хотелось и не моглось, основные плюсы камеры и проявились.

Alexander Savochkin, 2017-04-24T23:54:03

Полкило — это не разница всей системы. Олимпус с батарейным блоком весит 574 г, а репортёрская зеркалка аналогичной быстроты, например, Canon EOS 1Dx, весит 1,3 кг. Как видите, одна только камера весит почти втрое меньше. Объективы лично я не взвешивал, но по ощущениям они примерно вдвое легче аналогов. Ну, плюс-минус. Так что двукратную разницу в массе не так уж и сложно обеспечить. И это важно: у меня, например, после рабочей смены с 8 утра до 11 вечера в обнимку с третьим марком и фирменным 28-300 спина очень откровенно отваливалась. Известный фотограф Георгий Розов до сих пор практически каждый день ходит что-то снимать в Москве, и хотя выглядит он бодрее многих, ему всё-таки уже 70 — и несложно понять, почему он сменил Никон на Олимпус. Чем дольше приходится бегать с камерой, тем важнее, сколько она весит.

Что касается качества, то оно вполне достаточное для почти всего, исключая, наверное, только рекламную съёмку под широкоформатную печать. Да, картинка как будто немного пластилиновая, детализация не особенно звенит, а шум на высоких ISO выражен сильнее. Однако всё, что должно быть видно — видно, тени тянутся, света не теряются, да и вообще по качеству картинки камера как минимум не уступает кропам времён 2010-2013 годов.

Вот пример джипега прямо из камеры, которой я немного поснимал на последнем Фотофоруме. В оригинале вышло темновато, поэтому я подтянул тени, а для наглядности привожу всё в виде скриншота. Оцените форму кривой и вид гистограммы. https://uploads.disquscdn.c...

Spiny, 2017-04-24T20:49:48

Не, полкило это разница всей системы: 300 грамм даёт камера и ещё где-то от 0 до 300 — объективы.
Не берусь судить насколько это важно.

Про качество я ничего и не говорил, сам до сих пор не могу определиться с отношением к Олимпусу )
Может быть, когда-нибудь доберусь до рентала. На основании отзывов складывается картина, что Олик очень хорош, но всё же чем больше сенсор, тем лучше пластичность, веселее боке и шире динамический диапазон. Вопрос: насколько сильно всё это падает на дваждыкропе. Я встречал и мнения, что всё нормально, и, что картинка получается плоская.

Александр Савочкин, 2017-04-24T16:50:00

Если в руках сравнивать, то не очень важно. А если ходить с техникой рабочую смену, то я бы не стал утверждать, что полкило на камере (и ещё по 200-300 г разницы на каждом объективе) так уж несущественны. А теперь представьте, что камер для удобства две — вот уже на одних камерах лишний килограмм набежал.

У репортёра рабочая смена нередко длится часов по 8 на ногах без перерыва. Это пусть и не то же самое, что служить в армии или копать грунт, но работа действительно физически не самая лёгкая. В молодом возрасте с ней справляться легче, и чем старше фотограф, тем тяжелее такая работа даётся. В некотором смысле вес оборудования влияет на профессиональное долголетие — и уже ради этого следовало изобрести лёгкие репортажные камеры.

Насчёт же качества у меня есть возражение. На последних двух Фотофорумах в фойе висит выставка Дмитрия Зверева. Он давно снимает на Олимпусы. Отпечатки довольно большие, на глаз где-то 40×60 см. Проблем с детализацией я не заметил ни на одном снимке: никакого мыла, а где-то видно даже кирпичную кладку на дальнем плане.

Spiny, 2017-04-24T14:49:26

Слушайте, ну там же разница грамм в 500, неужели это настолько важно?

1f635624 906c 4ba8 8713 972105083de2