Камера в работе
Скорость включения камеры, по субъективным ощущениям, несколько снизилась по сравнению с первой версией М1 и составляет 1,5–2 секунды, хотя производитель заявляет об обратном. Видимо, дело в том, что камера выполняет какие-то предварительные настройки, калибровки, возможно, очистку сенсора от пыли. Впрочем, при многократном включении/выключении скорость пробуждения камеры не всегда была одинаковой.
Реакция на нажатие кнопки спуска стала более быстрой. Это нажатие теперь более мягкое, как и срабатывание механического затвора, который работает ещё и заметно тише.
Использование электронного затвора делает съёмку полностью бесшумной, а также почти в четыре раза увеличивает скорость серийной съёмки: с максимальных для механического затвора 18 до 60 кадров в секунду. О серийной съёмке стоит поговорить отдельно и подробно, так как производитель характеризует её как одну из самых сильных качеств камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II.
Серийная съёмка
В камере есть два режима серийной съёмки — быстрая (High) и медленная (Low). Их принципиальное отличие в том, что в режиме High съёмка выполняется только с фокусировкой по первому кадру (S-AF), а в режиме Low принимается в расчёт настройка автофокусировки — одиночная, следящая или следящая с трекингом — и выполняется соответствующая работа по наведению на резкость.
В каждом из режимов High и Low есть возможность задать частоту кадров, причём отдельно для съёмки с механическим или электронным затвором, а также для нового режима Pro Capture, про который будет рассказано отдельно.
Режим High полезен при съёмке какого-то быстротекущего действия, которое происходит на неизменной или почти неизменной дистанции от камеры. Например, состязания спортсменов (настольный теннис, фехтование, прыжок с вышки в воду и пр.). Благодаря скорости до 18 кадров в секунду при съёмке с механическим затвором, а особенно при 60 кадрах в секунду — с электронным, можно поймать любую фазу движения.
Но надо добавить, что во время серийной съёмки в режиме High с максимальной частотой 60 кадров/с фотограф видит только первый кадр серии и ориентироваться в ситуации может только, глядя мимо видоискателя и экрана.
В режиме Low можно снимать довольно быстро. При использовании механического затвора — со скоростью до 10 кадров в секунду, а электронного — до 18 кадров в секунду. Здесь фотограф уже может контролировать снимаемый процесс на экране или в видоискателе, а система автофокусировки (если выставлен режим C-AF или C-AF+TR) держит объект в фокусе. Этот режим позволит успешно снимать объекты, которые двигаются на или от фотографа, а также постоянно меняют дистанцию до него (например, транспорт, животные, игроки с мячом и пр.).
В условиях хорошего освещения снимать движущиеся объекты на камеру с кроп-фактором 2х проще, чем на камеры с более крупной матрицей, за счёт большей ГРИП. Если на Olympus мы выставим диафрагму f/4,0, то получим глубину резкости как на полнокадровой камере при съёмке на f/8,0, а зажав диафрагму до f/5,6. получим ГРИП, эквивалентную f/11,2. Это свойство ценят многие репортажные фотографы. Впрочем, не будем забывать, что при использовании одинакового значения диафрагмы, камера с большей площадью сенсора соберёт больше света. Плюс более крупный сенсор лучше передаёт объём и пластику сцены. Это очень важно как при творческой, так и при коммерческой съёмке.
Режим Pro Capture
Этом режим предназначен для съёмки быстротечных сюжетов, событий, начало которых трудно точно предугадать. В режиме Pro Capture при полунажатии кнопки спуска затвора активируется непрерывная запись кадров в буфер, которые постоянно там обновляются по принципу стека. После полного нажатия кнопки из буфера на карту памяти будет записано заранее заданное количество кадров (до 14), а затем съёмка продолжится либо до момента, когда вы отпустите кнопку, либо до достижения заданного количества кадров, либо до достижения максимального их количества — 99. То есть при скорости 60 кадров в секунду получится снять серию длиной в 1,65 секунды. Среди других настроек режима Pro Capture: выбор «быстрого» или «медленного» варианта серийной съёмки, частота кадров и тип автофокусировки.
Ситуаций, в которых может понадобиться сверхвысокая скорость съёмки, в реальной жизни не так много. За время тестирования камеры было найдено всего одно наиболее подходящее и ненадуманное применение: фотоохота на пугливых птиц и животных. Высокоскоростной вариант режима Pro Capture позволил во всех подробностях запечатлеть старт дрозда с ветки. Обычно в такой ситуации после нажатия кнопки спуска даже на «безлаговых» камерах в лучшем случае в кадр попадает хвост птицы — настолько быстры эти создания.
Нужны ли профессионалам Pro Capture и 60 кадров в секунду?
Есть события, где режим, позволяющий не упустить неповторимый момент, очень нужен профессионалам, особенно если в нём обеспечивается высокая скорость съёмки (30–60 кадров в секунду). Например, в ответственном репортаже с участием важных персон (рукопожатие, характерный жест, реакция на фразу собеседника), в ключевых моментах свадьбы (бросание букета), при съёмке спорта. Но часто световые условия там далеки от идеальных, и даже полнокадровые репортажные камеры не способны обеспечить высокое качество картинки без световой поддержки внешних вспышек, а «кропнутой» матрице она точно необходима.
Но использовать преимущества режима Pro Capture при работе со вспышками не получится: они запускаются после полного нажатия кнопки спуска, так что нет возможности получить яркие, правильно экспонированные кадры из буфера — они начнут записываться при полунажании кнопки спуска, то есть «в потёмках».
Нельзя использовать внешние вспышки и при высокоскоростной съёмке, начав снимать заранее, ещё до важного момента. Даже топовые вспышки с бустерами в необходимом для высокоскоростной съёмки режиме стробоскопа (Мульти) перегреваются через 1–2 секунды и потом блокируются для остывания на несколько минут.
Выходит, что Pro Capture и очень высокие скорости серийной съёмки будут полезны только при фотоохоте и фотографировании тех быстрых событий, которые проходят в условиях хорошего освещения. Естественно, эти ограничения накладывают профессиональные требования к качеству картинки, а любитель может экспериментировать когда угодно.
Также не стоит забывать о том, что при высокоскоростной съёмке очень быстро расходуется место на картах памяти. Поэтому использовать высокоскоростной режим стоит очень дозированно, или придётся носить с собой большой запас очень дорогих быстрых носителей. Кстати, пора рассказать о буфере камеры.
Объём буфера и скорость записи на карту памяти
Для оценки ёмкости буфера при серийной съёмке и скорости его освобождения я провёл эксперименты с первым слотом аппарата, установив туда карту SDXC класса UHS-I U3 с заявленной скоростью записи 80 МБ/с. Для подсчёта времени съёмки и записи на карту использовался секундомер смартфона, а за кадром писалось видео процесса.
В настройках был выбран режим высокоскоростной съёмки с механическим затвором (чтобы по звуку определить момент начала замедления скорости съёмки) с максимальной скоростью — 15 кадров в секунду.
При записи кадров в формате JPG высокого качества (LF) длина серии до момента снижения скорости съёмки составила 55 кадров. Их аппарат успел отстрелять за 3,5 секунды, что соответствует скорости 15,7 кадра в секунду. Затем скорость снизилась и оставалась неизменной в течение как минимум 13 секунд. За это время аппарат успел отснять ещё 48 кадров, что соответствует скорости 3,6 кадра в секунду. После остановки процесса на полное освобождение буфера ушло ещё 13 секунд.
При записи в формате RAW длина быстрой серии составила 54 снимка (скорость около 15,8 кадров в секунду), затем скорость резко упала, и по окончании записи ещё пяти кадров (скорость 2,8 кадра в секунду) съёмка была остановлена. После этого на полное освобождение буфера ушло 22 с.
При записи в JPG+RAW камера сильно притормозила после 49 кадров (скорость 15,8 кадра в секунду), и после съёмки ещё пяти кадров на скорости 1,4 кадра в секунду процесс был остановлен, а буфер освободился через 57 секунд.
Резкое снижение скорости съёмки объясняется необходимостью освобождать буфер и перемещать файлы на карту памяти. И чем больше объём каждого записываемого файла, тем медленнее скорость съёмки после заполнения буфера.
По другим наблюдениям, во время реальной фотосессии, когда съёмка велась в формате JPG+RAW на скорости 18 кадров в секунду короткими сериями по 5–10 кадров, камера успевала переносить часть файлов на карту памяти SDXC UHS-I U1, и буфер ни разу не переполнился.
Работа со сменными объективами
В тестировании камеры принимали участие три объектива серии PRO. Все они имеют солидный внешний вид и надёжную конструкцию, одинаково хорошо показали себя в плане фокусировки (быстро и бесшумно). Скажем несколько слов о каждом.
Очень порадовал во время теста новый зум M.Zuiko Digital ED 12-100mm f4.0 IS PRO, обладающий большим диапазоном фокусных расстояний. Это отличный кандидат на роль тревел-зума, который покроет все нужды туриста и путешественника.
Он способен заменить несколько объективов, от широкоугольного до телевика, и единственным его недостатком (точнее, компромиссом) можно считать светосилу f/4,0, которая не позволит сильно размывать фон на портретах. К достоинствам относится встроенный стабилизатор, который в сочетании с системой стабилизации OM-D E-M1 Mark II обеспечивает эффективность до 6,5 ступеней.
Объектив M.Zuiko Digital ED 12-100mm f4.0 IS PRO очень хорош по оптическим показателям. Уже с открытой диафрагмы он резкий по всему полю кадра и обеспечивает высокую детализацию.
Ещё он уверенно держит контровой свет и хорошо сохраняет контраст сцены.
Таким образом, в путешествие можно брать камеру с одним M.Zuiko Digital ED 12-100mm f4.0 IS PRO, и ни один типичный сюжет не ускользнёт от фотографа. Этим зумом было снято две трети всех тестовых кадров — при уличной съёмке его попросту незачем было менять на что-то другое.
Хорошо известный поклонникам марки Olympus стандартный зум-объектив M.Zuiko Digital ED 12-40mm f/2.8 PRO был уместен при съёмке в слабо освещённом помещении и в ночном городе, когда требовалось пошире открыть диафрагму.
Как и все объективы серии PRO, он выдаёт очень качественную картинку, может, как и предыдущий объектив, работать в паре с камерой OM-D E-M1 Mark II даже в суровых погодных условиях.
Ещё одно пополнение серии PRO — новый объектив M.Zuiko Digital ED 25mm f1.2 PRO, который по эквивалентному фокусному расстоянию является типичным «полтинником», причём светосильным. Он хорош и для предметной съёмки, и для портретной, и для стрит-фотографии — применений ему можно найти массу.
Боке ровное и мягкое. Но, как и у любого объектива, на определённой дистанции от объекта в фокусе блики могут выглядеть не лучшим образом.