Вверх

Olympus OM-D E-M1 Mark II: возвращение флагмана

Дата публикации: 08.10.2019

Новая прошивка: улучшения и возможности

Флагманская беззеркальная камера Olympus OM-D E-M1 Mark II была выпущена три года назад, в сентябре 2016 года. Казалось бы, за это время она должна была морально устареть. Однако в современных цифровых устройствах очень большую роль играет встроенный софт (прошивка), от которого сильно зависит их функциональность. Часто обновления прошивки способны поддерживать актуальность устройств на протяжении всего срока их службы.

Olympus OM-D E-M1 Mark II: возвращение флагмана

Вот и в этом случае обновление программной прошивки до версии 3.0 значительно омолодило несколько важных функций E-M1 Mark II и добавило камере новые возможности, практически подтянув их до современного флагмана серии — E-M1X.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/125 с, 34.0 мм экв.

В редакционной части статьи мы расскажем об этих обновлениях и других конкурентных функциях Olympus OM-D E-M1 Mark II. А вторая часть теста, подготовленная совместно с Instagram-фотографом @antonsquare, будет посвящена уже практическим аспектам съёмки на E-M1 Mark II с новой прошивкой.

На этой странице мы напомним читателям основные характеристики камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II, а затем рассмотрим на конкретных примерах улучшения, связанные с новой прошивкой, и некоторые другие ключевые функции. Если же вы сразу хотите прочитать про опыт съёмки на обновлённый Olympus OM-D E-M1 Mark II, то воспользуйтесь оглавлением справа.


Основные характеристики Olympus OM-D E-M1 Mark II
Матрица Live MOS-сенсор формата 4/3
Количество эффективных пикселей 20,37 млн
Общее количество пикселей 21,77 млн
Автофокусировка Гибридная (фазовая + контрастная) с 121 фазовым датчиком крестового типа, покрывающими 75% площади кадра по вертикали и 80% по горизонтали.
Система стабилизации изображения 5-осевая, со сдвигом сенсора, эффективность до 5,5 EV
Максимальная скорость серийной съёмки До 15 кадров/с (АФ по первому кадру), до 60 кадров/с (электронный затвор/режим ProCapture)
Диапазон выдержек механического затвора 60–1/8 000 с, ручная (Bulb) до 30 минут
Диапазон выдержек электронного затвора 60–1/32 000 с
Диапазон ISO 64–25 600 ISO
Видеосъёмка До 4096 × 2160 (C4K) / 24p (прибл. 237 Мбит/с), до 3840 × 2160 (4K) / 30p, 25p, 24p (прибл. 102 Мбит/с)
Дисплей 3″, 1,037 млн точек, сенсорный, откидной
Видоискатель OLED 2,36 млн точек
Карты памяти 2 × SD (поддержка UHS-II гнездо 1 / поддержка UHS-I гнездо 2)
Беспроводные интерфейсы Wi-Fi 2,4 и 5 ГГц
Габариты 134,1 × 90,9 × 68,9 мм
Масса 574 г с аккумулятором и картой памяти

Продвинутая автофокусировка

В камеру E-M1 Mark II с новой прошивкой были добавлены продвинутые алгоритмы автофокусировки, и она стала реагировать на смену дистанции фокусировки и положения объекта гораздо быстрее — практически на уровне модели E-M1X. Среди улучшений отметим и новый пресет для следящей АФ, включающий 25 зон (5×5).

Этот пресет будет полезен при фото- и видеосъёмке динамичных сцен, особенно когда объект не слишком крупный.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/500 с, 274.0 мм экв.
Под кронами деревьев, где довольно темно, камера успела захватить в фокус внезапно выглянувшую из-за ствола белку.

Под кронами деревьев, где довольно темно, камера успела захватить в фокус внезапно выглянувшую из-за ствола белку.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F6.3, 1/60 с, 401.0 мм экв.Cкачать RAW

Скорость реакции системы автофокусировки более наглядно демонстрируют видеоролики.

При использовании светосильного объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 PRO на открытой диафрагме камера при видеосъёмке довольно уверенно справилась с фокусировкой на белке, которая обычно перемещается стремительно и непредсказуемо.

Фокус-стекинг (брекетинг по фокусу)

Фотографы, которые занимаются предметной и макросъёмкой, уже полюбили функцию Focus Stacking (брекетинг по фокусу). Она делает серию снимков со сдвигом дистанции фокусировки на определённый шаг (его величина настраивается) и собирает все кадры в финальный с максимальной глубиной резкости. Прошивка 3.0 добавила в эту функцию возможность задавать количество снимков в серии — от 3 до 15 (раньше их число было фиксированным — 8).

Выбор количества снимков в серии.

Выбор количества снимков в серии.

Выбор ширины шага при сдвиге фокуса.

Выбор ширины шага при сдвиге фокуса.

Теперь можно более гибко подстроить съёмку под длину снимаемого объекта, а также отрегулировать скорость и точность съёмки.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-40mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F5, 1/8 с, 58.0 мм экв.

Кроме настройки количества кадров в серии, прошивка версии 3.0 добавила в функцию Focus Stacking поддержку работы объективов с телеконвертерами.

Качество изображения

Новая прошивка, по заявлению Olympus, улучшила ситуацию с цифровым шумом: его уровень снизился на ⅓ экспоступени по сравнению с прошивкой версии 2.3. Кроме того, было добавлено расширенное значение ISO 100 и повышено качество изображений, снятых на этих минимальных значениях светочувствительности.

Проверим, что даёт новое расширенное значение ISO при ночной съёмке. Как и ранее, для этой же камеры и для конкурентов, снимок, сделанный с расширенным значением ISO 100, демонстрирует пересвеченные участки там, где их нет на «камерном» снимке с ISO 200.

JPG-снимок из камеры

JPG-снимок из камеры

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 3 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
JPG-снимок из камеры

JPG-снимок из камеры

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 2 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

Но если посмотреть на результаты конвертации RAW-версий снимков, то видно, что выбитые света почти исчезли (исключение — самые яркие источники света), и удалось восстановить многие детали в светлых областях (например, на стене храма). А в средних тонах и в тенях при ISO 100 мы видим заметный выигрыш по детализации — обратите внимание на облицовку набережной.

Результат конвертации RAW-версии в Adobe Camera RAW с настройками Highlights -100, Shadows +100, Noise Reduction Color +25.

Результат конвертации RAW-версии в Adobe Camera RAW с настройками Highlights -100, Shadows +100, Noise Reduction Color +25.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-40mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 3 с, 32.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат конвертации RAW-версии в Adobe Camera RAW с настройками Highlights -100, Shadows +100, Noise Reduction Color +25.

Результат конвертации RAW-версии в Adobe Camera RAW с настройками Highlights -100, Shadows +100, Noise Reduction Color +25.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-40mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 2 с, 32.0 мм экв.Cкачать RAW

Теперь оценим качество съёмки в зависимости от ISO по серии, отснятой на закате. JPG-версии снимков из камеры в этом контрастном сюжете сообщают не слишком много информации, поэтому «сырые» версии снимков были обработаны в RAW-конвертере Adobe Camera RAW с настройками Highlights -100, Shadows +100, Noise Reduction Color +25. Коррекция яркостного шума и повышение резкости не применялись.

Именно по сохранённым после конвертации версиям снимков в данном случае имеет смысл оценивать качество — ведь в таких сюжетах фотографы обязательно прибегнут к подобной обработке. Но для самых низких значений ISO всё же сделаем исключение — обычно после программного расширения ISO вниз при сохранении снимков в JPG получаются сильные потери в самых светлых оттенках, и при обработке RAW-версий удаётся восстановить только часть информации. Посмотрим, какая ситуация у Olympus OM-D E-M1 Mark II с прошивкой 3.0.

При сравнении JPG-снимков из камеры на ISO 64 и ISO 100 и значении ISO 200 видны обширные области с выбитыми светлыми тонами. Так что для съёмки столь контрастных сцен эти расширенные значения не подходят (без последующей обработки).

JPG-снимок из камеры

JPG-снимок из камеры

E-M1MarkII / 0 0 50 16 0 0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F6.3, 1/8 с, 56.0 мм экв.Cкачать RAW
JPG-снимок из камеры

JPG-снимок из камеры

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/13 с, 56.0 мм экв.Cкачать RAW
JPG-снимок из камеры

JPG-снимок из камеры

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/25 с, 56.0 мм экв.Cкачать RAW

Результаты обработки RAW-файлов рассеивают пессимизм. Светлые участки неба при обоих расширенных значениях успешно восстанавливаются. Более того, все светлые тона вмещаются в динамический диапазон уже при настройке Highlights -50. Как видно, из теней при Shadows +100 вытянуто очень много информации, и именно там заметно преимущество вновь появившегося значения ISO 100. По сравнению с ISO 200, средние тона при ISO 100 выглядят гораздо более гладкими, выше детализация. Проигрыш снимку на ISO 64 по этим критериям минимальный, зато выдержку можно сократить почти вдвое, а это позволит увереннее снимать при недостатке света с рук.

Результат конвертации RAW-версии

Результат конвертации RAW-версии

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 64, F6.3, 1/8 с, 112.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат конвертации RAW-версии

Результат конвертации RAW-версии

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/13 с, 112.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат конвертации RAW-версии

Результат конвертации RAW-версии

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/25 с, 112.0 мм экв.Cкачать RAW

Значения светочувствительности от 400 до 800 обеспечивают уровень качества, достаточный для печати на форматах до А3. При ISO 1600 формат печати стоит уменьшить до А4.

Результат конвертации RAW-версии

Результат конвертации RAW-версии

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 400, F6.3, 1/80 с, 112.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат конвертации RAW-версии

Результат конвертации RAW-версии

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 800, F6.3, 1/160 с, 112.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат конвертации RAW-версии

Результат конвертации RAW-версии

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F6.3, 1/320 с, 112.0 мм экв.Cкачать RAW

При ISO 3200 размер зерна шума увеличивается, но не критично, и ещё может визуально увеличивать резкость мелких контрастных деталей. Печать на А4 тоже вполне возможна. ISO 6400 — то пороговое значение, когда зерно шума начинает нарушать плавность тонких контрастных линий. Также заметно снижается количество цветовых оттенков. Но после понижения разрешения такие снимки вполне пригодны для демонстрации на Full HD экранах и публикации в интернете.

Результат конвертации RAW-версии

Результат конвертации RAW-версии

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F6.3, 1/640 с, 112.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 6400, F6.3, 1/1250 с, 112.0 мм экв.Cкачать RAW

При значениях ISO 12800 и выше яркостный шум уже сильно снижает детализацию, а цвета не только становятся блёклыми, но и заметно искажаются. Эти значения светочувствительности можно применять только в случае крайней необходимости.

Результат конвертации RAW-версии

Результат конвертации RAW-версии

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 12800, F6.3, 1/2000 с, 112.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат конвертации RAW-версии

Результат конвертации RAW-версии

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 25600, F6.3, 1/4000 с, 112.0 мм экв.Cкачать RAW

Таким образом, максимальное рабочее значение ISO действительно немного повысилось с новой прошивкой версии 3.0 и находится в диапазоне от 3200 до 6400 — всё зависит от дальнейшего применения снимка.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 6400, F7.1, 1/40 с, 160.0 мм экв.

Редактирование через USB

Прошивка 3.0 обеспечила ускорение обработки RAW-снимков за счёт совместной работы процессоров в персональном компьютере и камере Olympus OM-D E-M1 Mark II. Если во время работы в новом RAW-конвертере Olympus Workspace 1.1 подключить камеру к компьютеру по интерфейсу USB, то программа предложит ускорить работу, задействовав вычислительные мощности процессора в E-M1 Mark II — включить режим «Редактирование с USB».

Внешне в работе конвертера после подтверждения ничего не меняется, но появляется возможность загружать снимки прямо с установленной в камере карты памяти и экспортировать их (с обработкой) на ПК — отпадает необходимость предварительного копирования.

Olympus Workspace: предложение задействовать режим «Редактировать с USB»

Olympus Workspace: предложение задействовать режим «Редактировать с USB»

Диалог выбора источника RAW-файлов (в камере или на ПК)

Диалог выбора источника RAW-файлов (в камере или на ПК)

Выбор файла для редактирования в указанном источнике

Выбор файла для редактирования в указанном источнике

Чтобы оценить прирост скорости, который даёт подключение к работе процессора камеры в программе Olympus Workspace 1.1, мы замерили время пакетной обработки 20 файлов ORF — сначала в обычном режиме, а потом в режиме «Редактирование с USB». Ко всем файлам применялись: экспокоррекция, коррекция баланса белого, тональная коррекция в светах и тенях, а также шумоподавление.

Эксперимент выполнялся на не очень мощном ноутбуке: процессор Intel i5-7200U (2,5 ГГц) с интегрированной видеосистемой, 8 ГБ ОЗУ, SSD. В стандартном режиме пакетная обработка заняла 22 минуты 20 секунд, а в режиме «Редактирование с USB» — 15 минут 10 секунд. Очень ощутимый прирост в производительности!

Новый профиль для видеосъёмки

Важным обновлением для тех, кто снимает видео, стало появление профиля OM-Log400. Он обеспечивает ещё более пологую передаточную кривую (т. е. меньший контраст), чем уже имевшийся в камере профиль Flat («Приглушённый цвет»).

Серым окрашена кривая для стандартного профиля, жёлтым — для Flat и синим — для OM-Log400.

Серым окрашена кривая для стандартного профиля, жёлтым — для Flat и синим — для OM-Log400.

Во-первых, такой новый профиль обеспечивает больше свободы при съёмке высококонтрастных сюжетов — снижается риск получить пересветы и провальные тени. Во-вторых, видео, снятое с профилем OM-Log400, удобно обрабатывать в видеоредакторах с целью встраивания в уже отснятый материал, в том числе выполнять подкраску (Grading) при помощи таблиц LUT. Компания Olympus предоставляет такие таблицы для профессионального редактора Blackmagic Design DaVinci Resolve.

Съёмка в режиме Super HD

В конце обзора самых сильных сторон Olympus OM-D E-M1 Mark II стоит напомнить о функции съёмки с повышенным в 2,5 раза разрешением — вместо 20-мегапиксельных камера способна выдавать 50-мегапиксельные снимки. Для этого она снимает 8 кадров со сдвигом матрицы, после чего встроенный софт объединяет полученную информацию и записывает финальный снимок в супервысоком разрешении. Для съёмки в этом режиме требуется надёжная фиксация камеры на штативе — иначе неминуемо получится смаз. Но возня со штативом окупается с лихвой.

Снимок в стандартном разрешении 20,4 Мп

Снимок в стандартном разрешении 20,4 Мп

E-M1MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm f/2.8 PRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/320 с, 25.0 мм экв.
Снимок в супервысоком разрешении 50 Мп

Снимок в супервысоком разрешении 50 Мп

E-M1MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm f/2.8 PRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/320 с, 25.0 мм экв.

На 50-Мп снимках получаем заметно больше мелких деталей, которые сливались или не так чётко прорисовались на снимках со стандартным разрешением. Режим Super HD заметно расширяет возможности фотографа при съёмке пейзажей, натюрмортов и в профессиональной предметной съёмке.

Благодаря прошивке версии 3.0 возможности камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II, как мы убедились, действительно были подняты на современный уровень. Она снова справедливо может называться флагманом, наравне с моделью E-M1Х. При этом на стороне E-M1 Mark II — преимущество по компактности и весу, а при необходимости запас энергии и ухватистость камеры всегда можно повысить с помощью батарейной ручки.

Дата публикации: 08.10.2019
Комментировать
Главы:123
Далее «Впечатления Инстаграм-фотографа @antonsquare»
24bd0aa3 ac1f 4bd2 bfa3 6d2869706b19 square 100
Антон Шарапов и Антон Антонов
Георгий Полицарнов, 2019-10-14T06:25:54

Какого предыдущего? Olympus OM-D E-M1? Тот вышел в 2014, имел 16-мегапиксельную матрицу, скорость с автофокусом лишь до 6,5 кадров/с. И его практически нет в продаже (один магазин по данным Яндекс-маркета — это ни о чем).

Pimen Tot, 2019-10-12T07:51:44

вопрос не в том, как снимает этот, вопрос, в чем отличие этого от предыдущего? стоит ли покупать этот, если есть тот???
если нет, то чем этот лучше другого за эти же деньги... или более дешевого

Георгий Полицарнов, 2019-10-09T16:40:47

Евгений, мы стараемся удалять ненормативную лексику и оскорбления. Поэтому старайтесь не переходить на личности. Что касается личного мнения насчет той или иной техники — мы позволяем его высказывать, даже если редакция не разделяет мнение конкретного читателя. Конструктивная критика всегда полезна, а неконструктивная видна всем с первого взгляда:)

Indievision, 2019-10-09T14:59:53

О, Олимпус денежек за микру занес =)

Джон Сноу, 2019-10-09T13:22:35

А что в ней уважаемого: выкачивание денег из доверчивых лопухов?

Джон Сноу, 2019-10-09T13:21:45

Так, а что там разбираться- это и есть олимпус.

Eugene Shilkin, 2019-10-09T13:19:03

Согласен. Но вот вопрос: почему Вы не "баните" отъявленных троллей, которые бросаются словами, типа "УГ", на такую уважаемую фирму как Olympus?

Джон Сноу, 2019-10-09T13:18:14

Так это я скажу и про вас.

Eugene Shilkin, 2019-10-09T13:17:29

А вы, надо полагать, ассенизатор-сантехник, разбираетесь в сортах говна?))) Ну,против вашего мнения, профессионала по говну, что можно возразить?)))

Eugene Shilkin, 2019-10-09T13:14:02

да, да... японцы дураки, вы - умный)))

Марат К., 2019-10-09T11:52:26

Перешел на сие с 5diii разница колосольна. Парк оптики огонь. Выбирал между соней. Результат по фото просто огонь. Единственный минус это шум прт малом освещении.

Георгий Полицарнов, 2019-10-09T10:19:27

Я бы не был столь категоричен. Действительно, агентства сидят на Canon и Nikon, и вряд ли с них слезут: много оптики закуплено ранее. А вот те самые «энтузиасты», а точнее репортажники внештатники, даже в моем ближайшем круге общения вполне используют Micro 4/3 прежде всего из-за значительно меньших габаритов длиннофокусной оптики. Это осознанный компромисс.

Джон Сноу, 2019-10-09T10:18:03

К тому же на кому нужна Микра, когда Кэнон и Никон фф такого же размера почти делают беззеркалки, а Кэнон к тому же выдает картинку превосходнейшую. Микра держится последние годы.

Джон Сноу, 2019-10-09T10:15:00

Олик, да он опережает только влажные мечты своих боссов и из маркетологов и то в их умах. А так картинку видно невооружённым взглядом. Гавно оно и в Африке гавно.

Джон Сноу, 2019-10-09T10:14:03

Кому надо увидит. У "знаменитого" "фотографа" Шона Арчера все бабы плосколицые на микру, вот и разница. Купить микру за 150, когда тона, переход цвета, объем и т.п. на фф за 80(например 6дмарк 2) новый на порядок лучше, это фотодрочером надо быть. Купите тогда телефон и кричите, что он от фф не отличается. Ну нет же отличий, да? А на счёт репортажных камер- вообще смех. Никто их не использует. Все репортажные фотографы, а не дрочеры-энтузиасты пользуются оптовыми зеркалаками Никон да Кэнон. Потому, что они надёжны, держат заряд, удобны под руку а не это нечто в виде микры

sharapov, 2019-10-09T10:09:02

Сферический конь в вакууме. У меня тоже всё )))

Джон Сноу, 2019-10-09T10:08:04

Никому не нужна Микра, только энтузиастам и то зачем по такой цене. Спорить о картинке матрицы которая меньше и к тому же стоит дороже фф вообще но смысла: она хуже это физика. Все.

Jungle, 2019-10-09T09:55:42

Ну тут АФ живой вроде. Купил я ФФ за сотку - Sony A7m2 - картинка огонь, на исо 1600 вообще чисто, но автофокуса по сути нет: в сумерках проще руками навестись - процент годных кадров будет выше.

sharapov, 2019-10-09T09:17:07

Джон, говорить просто о «качестве» бесполезно. Оно должно быть полностью востребованным в тех задачах, которые перед фотографом стоят (в съёмке для онлайн-издания сколько нужно «качества»?). Это во-первых. И, во-вторых, «качество» должно быть подкреплено другими характеристиками, без которых может оказаться бесполезным. Например, топовые беззеркалки Olympus это сильные репортажные камеры с очень высокими скоростями серийной съёмки (до 60 к/с), и под них есть довольно компактные, лёгкие и светосильные телеобъективы. Для многих фотографов ЭТИ их преимущества стоят на первом месте. Более медленная ФФ-камера их не устроит, несмотря на своё суперкачество. Да и после 40 лет многие спину убивать не хотят, если снимать приходится целый день.

Eugene Shilkin, 2019-10-09T01:15:12

Минуточку... на порядок - это в 10 раз! Хотите сказать, что Canon 5DIII в 10 раз(!) даёт лучшее качество изображения по сравнению с микро4/3?))) ГДЕ вы об этом узнали/прочитали/увидели?)))

7d03e11c ad97 4b06 9822 c9ace4c27588