Качество изображения
Теперь переходим к самому интересному! Как камера снимает? Какое качество изображения можно получить? Поверьте, аппарат сможет вас удивить.
Для начала поговорим о качестве изображения. Ведь если камера будет давать картинку плохого качества, об удобстве работы рассуждать бессмысленно. Мы уже упомянули, что аппарат оборудован КМОП-матрицей формата APS-C с разрешением 20,9 мегапикселя, до этого не встречавшейся ни в одной камере. Для кропнутой камеры 20 мегапикселей — разумное разрешение, способное дать хорошую детализацию картинки, не упираясь в проблемы с дифракцией. Следуя тренду последних лет, матрица лишена низкочастотного фильтра. Напомним, что такой фильтр призван защитить изображения от появления муара, но при этом он снижает детализацию. Несмотря на его отсутствие, муар на изображении нам так и не удалось получить — матрица и без фильтра справляется с этой проблемой. Она работает в диапазоне светочувствительности от 100 до 51200 единиц. И без того широкий диапазон ISO расширяется до значений от 50 до фантастических 1640000 единиц.
В паре с матрицей работает новый процессор EXPEED 5. Аппарат позволяет записывать файлы в форматах JPEG, NEF (RAW) и TIFF. RAW может записываться как в 12-, так и в 14-битном виде, со сжатием или без.
Аппарат приятно удивляет низким уровнем шумов. Рассмотрим снимки на разных значениях ISO, чтобы читатель смог в этом убедиться.
Разумеется, на минимальных значениях светочувствительности шумов нет и быть не должно.
На длинных выдержках при низких ISO шумы тоже не появляются.
На ISO 400 по-прежнему всё чисто:
Минимальные шумы можно заметить ближе к ISO 800. При этом кадры остаются вполне «рабочими» — у некоторых других зеркалок такая же картинка получается на ISO 200. Их можно печатать большими форматами.
Я помню времена, когда ISO 1600 на зеркалке выглядело как каша из цифрового шума. К примеру, на Nikon D300s фотографы с большой неохотой поднимали светочувствительность до таких значений. На Nikon D500 ISO 1600 на глаз почти не отличается от ISO 400. Очень достойный результат.
ISO 6400 — это то значение, за которое я бы заходил уже с некоторой опаской. Тут всё будет зависеть от ваших требований к качеству кадра и допустимому лично для вас уровню шума.
ISO 12800 и выше можно назвать «репортажными» значениями. Они помогут фотографу-репортёру снимать даже в самых сложных условиях освещения и получать уверенный результат. Но при этом, конечно, шумы на таких ISO становятся довольно заметными. Честно говоря, я в своей практике редко добираюсь до подобных значений светочувствительности — почти всегда в условиях настолько слабой освещённости я применяю либо штатив (для статичных сюжетов), либо вспышку (для репортажа). Поэтому меня далеко не в первую очередь заботит, что творится на столь высоких ISO
Честно говоря, не знаю, в какой темноте надо оказаться, чтобы значения ISO выше 12800 были действительно нужны. Но расскажем и о них. К ISO 25600 картинка становится всё более шумной. Такие значения можно использовать лишь для фиксации момента, без претензий на высокое качество. То же можно сказать и о расширенных значениях ISO. Хорошо, что они есть, и я думаю, даже для ISO 1640000 кто-то найдёт применение, но изображение там очень шумное. Кроме того, картинка постепенно теряет в цветах и динамическом диапазоне. К максимально расширенному ISO оно становится почти чёрно-белым.
Наступили те времена, когда вы вообще можете забыть о таком параметре, как ISO, отдав его на откуп камере. Очень удобно, что в аппарате можно установить диапазон ISO, доступный автоматике. Просто настройте его под себя и снимайте в своё удовольствие, не беспокоясь о шумах и значениях светочувствительности.
Итак, большинство читателей мы успокоили: с шумами у камеры всё хорошо (конечно, если только вы не любитель снимать в абсолютной темноте или не снимая крышки с объектива). Теперь осталось рассказать о не менее важном параметре матрицы фотоаппарата — о динамическом диапазоне. При минимальных значениях ISO динамический диапазон достаточно широк, и его хватит, чтобы запечатлеть почти любой сюжет. Главное — точно настроить экспозицию.
Закатный пейзаж с кораблями. Динамического диапазона хватило с лихвой.
Дополнительные детали в светлых и тёмных участках снимка получается «вытянуть» из RAW. RAW-файлы «тянутся» хорошо не только в тенях, но и в светах.
Камера оснащена всеми привычными функциями расширения динамического диапазона. Здесь есть как ставшая привычной всем «никонистам» функция «Активный D-Lighting», позволяющая при съёмке в JPEG сохранить все детали в светах и тенях, так и HDR, который тоже работает только с JPEG.
Заметим, что при повышении ISO до значений более 3200 динамический диапазон матрицы снижается. Это нормальная ситуация для современных матриц. Поэтому нецелесообразно использовать высокие ISO для съёмки пейзажей и других сюжетов на длинной выдержке. Правда, их и так ни один фотограф не использует в этих целях.
А как обстоят дела с резкостью изображения? Отсутствие низкочастотного фильтра позволяет получить изображение более резкое, чем у конкурентов. Но разумеется, детализация картинки хороша настолько, насколько позволяет ваш объектив. Матрица высокого разрешения (20 мегапикселей — это высокое разрешение для «кропа») предъявляет очень серьёзные требования к оптике. Далеко не каждый объектив даст резкую картинку на такой матрице. Поэтому мне пришлось отложить в сторону пару объективов, которыми в плане резкости я был вполне доволен, используя их на полнокадровом Nikon D810. На «кропе» они были крайне неубедительны в плане резкости. Для получения резкой картинки со светосильных фиксов я предпочёл диафрагмировать их на ступень-другую, чтобы не получить «мыло». Здесь помогут объективы, разработанные специально для DX-камер. Основным моим объективом во время теста фотоаппарата, как вы могли увидеть в съёмочных данных под фотопримерами, стал Nikon AF-S DX 16-80mm F2.8-4E ED VR Nikkor — лёгкий и доступный универсальный зум. Он же поставляется с камерой в качестве китового объектива. Наличие оптической стабилизации в объективе тоже не пустой каприз: на матрицах высокого разрешения небольшую «шевелёнку» можно получить даже на выдержках в районе 1/100–1/1200 с, на которых работают многие фотографы чуть ли не всё время.
Итак, мы выяснили, что аппарат обладает качественной матрицей, дающей крайне низкий уровень цифрового шума. Но удобен ли Nikon D500 в практической работе? Читайте об этом в следующем разделе нашего обзора!