Качество изображения. Съемка ночью
Наш тест Canon EOS 700D мы продолжаем вечерней и ночной съемкой. Когда солнце садится за горизонт, а в городе зажигается уличное освещение, наступает лучшее время для съемки пейзажей! В течение часа после заката небо переливается всеми цветами радуги: от сиреневого до глубокого синего. В это время я отправляюсь на одну из смотровых площадок в Москве, чтобы сделать несколько ночных кадров.
Съемку я начинаю еще по дороге, даже не разложивл штатив. Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS II имеет встроенный стабилизатор изображения, а камера способна фотографировать на высоких ISO. В итоге автоматика (а съемку я веду в полуавтоматическом режиме приоритета диафрагмы) подбирает такие настройки, при которых фотоаппарат дает приемлемое качество снимков. Не забывайте, что этот кадр я сделал на телеобъектив после захода солнца!
Однако если снимок увеличить на экране, то хорошо будут заметны цифровые шумы и потеря детализации (резкости) из-за действий системы шумоподавления. Чтобы этого избежать, другие кадры я снимаю на минимальной чувствительности ISO 100 и со штатива. Выдержки получаются длинными, вплоть до 30 секунд. Но при съемке со штатива это не проблема.
Кадр я строю по дисплею, даже не заглядывая в видоискатель. Смотровая площадка окружена заграждением, и я вынужден располагать камеру между труб-перил. Если бы не визирование по дисплею, снимать пришлось бы из очень неудобной позы. С помощью сенсорного экрана я также меняю основные настройки: включаю задержку срабатывания затвора, подбираю баланс белого.
Кстати о блансе белого. Canon EOS 700D не относится к профессиональным моделям, и в нем не реализована возможность установки баланса белого в Кельвинах. Такая настройка пришлась бы очень кстати в условиях города, где цвет в кадре формируется различными источниками: фары автомобилей, отсветы заката, оранжевые натриевые лампы уличного освещения. Готовые предустановки здесь оказываются бесполезными, а выставить баланс белого по белому листу не всегда получается — лист нужно помещать непосредственно в будущий кадр, а я снимаю вид на городское шоссе.
Выход из ситуации удивительно прост. В конечном счете, перебрав все предустановки (на это не уходит много времени, так как результат виден сразу же, на дисплее), я возвращаюсь к автоматической установке баланса белого. Автоматика дает вполне адекватный результат! К тому же для подстраховки я веду съемку в двух форматах: RAW + JPG. Баланс белого всегда можно выставить и после съемки, на этапе обработки сырого файла.
Для получения максимальной резкости я стараюсь прикрывать диафрагму до f/8-f11. При таких значениях большинство объективов демонстрируют наилучшую резкость. И лишь для некоторых сюжетов я закрываю диафрагму до f/14. Это позволяет увеличить выдержку и размыть движущиеся по дороге машины, оставив в кадре лишь следы их фар. Побочным эффектом становятся блики-звездочки вокруг фонарей, появляющиеся из-за переотражения света от лепестков диафрагмы внутри объектива. Мне нравится как они смотрятся в городском пейзаже.
Ночная съемка для нас — это еще и способ протестировать камеру на уровень шума при разных значениях чувствительности. Я делаю серию кадров на разных значениях ISO с шагом в одну ступень: от самого низкого до самого высокого.
На минимальной чувствительности ISO 100 качество изображения выше всяких похвал: детализация высокая, а шумов нигде не видно. Такая же ситуация сохраняется и на ISO 200, и на ISO 400. И лишь при ISO 800 на монотонных участках снимка, например на небе, проступает яркостной шум в виде отдельных более темных или более светлых пикселей. Заметен такой шум при увеличении снимка до 100% на мониторе компьютера, но никак не при печати или простом просмотре кадров.
При ISO 1600 уровень шума не увеличивается, но общий контраст кадра и насыщенность цветов чуть снижаются. Это проявляет себя система шумоподавления. Такие снимки можно по-прежнему печатать крупным форматом. Шум влияет лишь на возможности редактирования: осветлить тени на таком снимке без заметной потери качества уже не получится. Но снимать на ISO 1600 можно смело! Почти такая же картина и при ISO 3200. Разве что полутона в теневых участках кадра становятся все менее различимыми.
А вот ISO 6400 применять стоит с осторожностью. При этом значении появляется цветной шум в виде сгустков цветных пятен на монотонных участках. Да и в целом картинка становится более «рыхлой», малоконтрастной и ненасыщенной. Такие снимки подойдут для печати небольшим форматом или публикации в сети, не более того. ISO 12800 стоит применять в том случае, когда кадр нужно получить любой ценой. Из-за сильной деградации изображения для творческой фотографии это значение чувствительности точно не подходит.
Нужно отдать должное Canon EOS 700D, его запас рабочих значений чувствительности точно не хуже, чем у камер-конкурентов, в том числе и более современных. Так что даже если вы оставили штатив дома, хороший снимок получить все равно удастся: просто используйте повышенное до 1600-3200 единиц ISO, увеличенную вручную выдержку и оптический стабилизатор в объективе.