Съемка в авторежиме и с ручными настройками
Для миллионов фотографов Canon EOS 700D стал или еще станет первой зеркалкой. Скорее всего, их опыт съемки начнется с полностью автоматического режима. Поэтому испытание камеры в реальных условиях съемки мы начнем именно с авторежима. А заодно я постараюсь дать свои рекомендации, когда и зачем нужно будет вмешаться в работу автоматики и поменять те или иные настройки.
Я ставлю на камере режим съемки A+ (интеллектуальный сценарный режим) и отправляюсь на фотопрогулку. Большинство настроек съемочных параметров в этом режиме фотографу просто недоступны, о чем камера честно предупреждает надписью на экране при нажатии на ту или иную кнопку. Можно разве что включить задержку срабатывания затвора или серийную съемку.
Впрочем, для многих сюжетов большего и не нужно. Лучше сосредоточиться на съемке и на время забыть о настройках. К тому же вокруг множество ярких и интересных сюжетов!
Нужно отдать должное работе автоматики. В XXI веке ей под силу адекватно оценить снимаемую сцену и правильно подобрать экспозицию даже в том случае, если вы снимаете сложный по свету сюжет, изобилующих тенями и яркими участками. При фокусировке приоритет всегда отдается ближнему в кадре объекту. Камера задействует ту из точек автофокуса, которая точнее всего совпадает с ближайшим объектом. Иногда это может быть и несколько точек, которые подсвечиваются в видоискателе в момент фокусировки.
Автофокус всегда отдает приоритет ближайшему к камере объекту
Впрочем, если речь идет о визировании по дисплею, то даже в авторежиме область фокусировки можно указать камере вручную, касанием дисплея. Это очень актуально, например, в том случае, когда вы работаете с многоплановым сюжетом. В этом кадре я мог сфокусироваться как на траве на переднем плане, так и на здании обсерватории. Непосредственно по дисплею камеры можно оценить будущий результат съемки и распределение резкости в кадре. Кадр с фокусом на траве мне понравился больше.
Но если фотоаппарат так хорошо снимает сам, зачем вообще нужны какие-то еще режимы? Если вы задаете такой вопрос, то вы на верном пути к творческой съемке. Например, съемка с различной выдержкой позволяет абсолютно по-разному снимать движущиеся объекты, в моем случае — льющуюся воду. Чем выдержка короче, тем сильнее вода разбивается на отдельные капельки. Управлять непосредственно выдержкой и подбирать наиболее подходящую ее длину куда удобнее в режиме Tv (приоритет выдержки). Затвор камеры умеет отрабатывать выдержки от 30 с до 1/4000 с. Ограничение минимальной выдержки значением 1/4000 с вряд ли ограничит вас в творчестве. Если же рано или поздно вы испытаете трудности, то всегда можно перейти на более продвинутую камеру, например Canon EOS 70D.
Я же предпочитаю приоритет диафрагмы. Во-первых, это удобный инструмент управления размытием фона. Чем сильнее закрыта диафрагма, тем меньше размытие. Во-вторых, итоговая резкость снимка сильно зависит от установленного значения диафрагмы. Большинство объективов демонстрируют наилучшую резкость на значении около f/8. И я активно использую это, например, при пейзажной съемке!
Кстати, если вы хотите получить более простой и понятный доступ к настройкам размытия фона, то попробуйте снимать в режиме CA (творческий автоматический). Здесь работа с размытием фона (то есть с установкой диафрагмы) представлена в максимально простом и понятном виде.
В особо сложных световых условиях камера может ошибаться в определении экспозиции. Происходит это чаще всего при съемке очень темных или очень светлых предметов: первые становятся светлее, вторые — темнее, чем того хотелось бы фотографу. Так что снимая в полуавтоматическом режиме, не забываем про коррекцию экспозиции. Ведь сделать кадр темнее или светлее по своей задумке — это работа фотографа, а вовсе не фотоаппарата. Кнопка +/- и управляющий диск решают проблему промаха по экспозиции за долю секунды.
В кадре много темных участков — теней. Чтобы они верно проэкспонировались, я ввел коррекцию экспозиции -0,7EV
Здесь отрицательная экспокоррекция -0,7 EV потребовалась, чтобы более эффектно смотрелось закатное небо
Вот, где действительно важны все настройки камеры, так это в ночной съемке. Ей, кстати, будет отчасти посвящена одна из последующих глав нашего большого теста. Дело в том, что при искусственном освещении, во время съемки на длинных выдержках часто ошибаются даже опытные фотографы, не то что автоматика. Здесь актуален и ручной режим съемки M с выставлением всех экспопараметров вручную, и установка баланса белого, и даже таймер спуска затвора (при съемке со штатива он позволяет несколько успокоиться вибрациям фотоаппарата после нажатия кнопки спуска). Все эти настройки доступны либо в одно касание после нажатия соответствующей кнопки, либо в экранном меню, вызываемом кнопкой Q. Canon EOS 700D позволяет очень оперативно и легко получать доступ к настройкам. Впрочем, более подробно о ночной съемке мы расскажем далее.