Фотопутешествие. Часть 1
Снимок сделан с поляризационным фильтром
Традиционно большой тест камеры мы завершаем фотопутешествием с ней. Nikon D810 я решил протестировать в поездке по Волге на борту теплохода. Камере предстоит потрудиться в разных жанрах: от повседневной бытовой фотографии до пейзажной фотосъемки. Я же постараюсь рассказать о некоторых интересных и полезных функциях, которые мне помогали делать красивые снимки.
Вечернее отправление из Москвы и «протокольный» кадр с Северным речным вокзалом. В который раз я восхищаюсь той детализацией, которую дает камера. В кадре прорисованы мельчайшие элементы, можно даже рассмотреть время на давно остановившихся часах вокзала.
Погода не радует эффектным светом, поэтому, чтобы добавить живости снимкам, я меняю настройку Picture Control со «стандартной» на «насыщенную». При сохранении JPG-файла камера будет значительно усиливать контраст и добавлять насыщенность. И вот уже снимки играют цветом, на них удается запечатлеть синеватые сумерки, цветные отсветы на воде от фонарей…
С заходом солнца становится понятно, что без высоких ISO не обойтись. Штатив на корабле абсолютно бесполезен. Во-первых, даже если снимать со штатива, то резким будут только детали корабля, а весь мир вокруг размоется в движении. Во-вторых, от работы двигателя весь корпус теплохода постоянно вибрирует, и вы все равно рискуете получить смаз в кадре. А значит, остается только съемка с рук.
Я ограничиваю верхний порог автоISO 6400 единицами. Этого достаточно для съемки с рук при выдержках порядка 1/30 с. В то же время такие, снимки вполне годятся для печати небольшим форматом или публикации в сети. Хотя при максимальном увеличении серьезная потеря детализации все же очень хорошо заметна… Но это общая тенденция для современных камер. Здесь как в шахматах, одна фигура разменивается на другую: разрешение — на низкий уровень шума. И тут 36 мегапикселей, которые многим фотографам могут показаться избыточными, приходятся как нельзя кстати!
Дождь… Не попасть под него осенью было бы трудно. Количество интересных сюжетов в такую погоду резко уменьшается, но для меня съемка в дождь — это возможность проверить влагозащиту камеры. Я не стараюсь промочить фотоаппарат насквозь. Тем не менее, я не прячу его в кофр, ношу все время на плече. Фотоаппарат должен быть всегда под рукой. С Nikon D810 мы не попали под ливень, зато целый день провели под мелкой изморосью, которая так и норовила забраться в каждую щель, в каждую складку одежды. Для фототехники такая погода вредна. Поворот кольца зума, и объектив подобно насосу пытается втянуть в себя влажный воздух. Но неприятных сюрпризов погода не преподнесла: даже если камера мокрая снаружи, внутрь влага не попадает. Я не заметил ни запотевания оптики, ни следов влаги под заглушками и крышками. Все органы управления продолжали работать корректно.
Даже в самую пасмурную погоду и с самым скучным светом можно найти интересные сюжеты и эффектно их обыграть, если в руках у вас полнокадровый фотоаппарат. На помощь приходит светосильная оптика, позволяющая работать с малой глубиной резкости, точно ставить акценты в кадре и эффектно размывать фон. Малая глубина резкости добавляет объем в кадр, помогает разделять планы.
И опять я использую настройку Picture Control. Но на этот раз я работаю уже не с цветом, а с черно-белым изображением. Это раньше цифровой аппарат делал черно-белый снимок простым обесцвечиванием цветного кадра. В Nikon D810 можно очень точно настроить перевод в монохром. Отдельно регулируется повышение резкости, четкость, контраст, яркость. Но и это еще не все.
Вместо обычных стеклянных цветных фильтров, знакомых любителям пленочной фотографии, теперь можно использовать цифровые. Работают они точно так же: затемняют одни тона и осветляют другие. Например, красный фильтр затемняет небо в кадре, делает более контрастной листву деревьев. Зеленый же наоборот, сохраняет светлые тона зелени, но аккуратно подчеркивает фактуру дерева. Nikon D810 просто творит чудеса, выдавая на снимках совершенно «пленочную» картинку, причем без всякой постобработки на компьютере.
Настройка Picture Control «Монохром с красным фильтром»
К съемке в цвете я возвращаюсь сразу же, как сквозь тучи начинает пробиваться голубое небо. Наш теплоход, отходивший от пирса на какое-то время, становится отличным объектом съемки на фоне суровой Волги.
Фактуру облаков, пространство в кадре я обыгрываю с помощью сверхширокоугольника Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Кстати, он же помогает мне и при съемке ретро-интерьеров теплохода.
Усиливая перспективу в кадре, несколько искажая действительность, он делает снимки более интересными. А уж если на небе появляются кучевые облака, то кадры получаются просто завораживающие.
Я уже писал, что D810 не так требователен к оптике, как пугают на форумах. Конечно, не стоит ставить на него изначально некачественные объективы «за три копейки» от сторонних производителей. Во всем нужно соблюдать определенную пропорциональность. Но вот простой пример: сверхширокоугольник средней ценовой категории вполне способен полностью разрешить матрицу этой камеры, спровоцировав появление муара на небольшом участке. Увеличьте снимок и посмотрите на ограждение моста правее центра кадра, и вы увидите муар. А значит, разрешающая способность оптики явно превышает разрешающую способность матрицы.
Снимок немного осветлен в Adobe Lightroom для большей наглядности
Некоторые кадры я делаю с поляризационным фильтром. Он помогает затемнить небо в кадре, лучше прорисовать фактуру облаков. Большинство видовых кадров из Рыбинска я снимаю именно с поляриком.
Снимок сделан с поляризационным фильтром
Здесь же я опробую появившийся впервые именно в Nikon D810 режим экспозамера с приоритетом светлых участков. В этом режиме камера постарается выставить экспозицию таким образом, чтобы не допустить пересветов. С одной стороны, вы рискуете получить слишком глубокие тени в кадре. С другой же, не будем забывать про RAW-формат. Из сырого файла Nikon D810 на этапе конвертации куда проще «вытянуть» детали в тенях, нежели спасти пересветы. Поэтому пейзажисты наверняка оценят подобный способ экспозамера.