Автофокус и серийная съемка
Первое, на что я смотрю, беря в руки полнокадровую зеркалку, — это расположение точек фокусировки в видоискателе. Если они сконцентрированы в центре кадра, то скорее всего вы столкнетесь с проблемой при съемке на светосильные объективы. Например, для съемки портрета с не центральной компоновкой вам придется предварительно фокусироваться по ближайшей удобной точке, затем блокировать фокусировку и немного перестраивать кадр. В этот момент очень часто теряется резкость из-за изменения расстояния до объекта съемки. Лучший вариант — непосредственное совмещение точки автофокуса и сюжетно-важной части снимка в момент съемки. Тогда вы будете застрахованы от промахов, а съемка со сверхмалой глубиной резкости доставит настоящее удовольствие.
Моя дочь выступает сегодня моделью: мы отправляемся в лес, чтобы снять несколько осенних портретов. Одного взгляда в видоискатель D810 достаточно, чтобы понять: проблем с фокусировкой возникнуть не должно. Точки автофокуса покрывают достаточно большую площадь кадра. Выбор наиболее подходящей точки осуществляется непосредственно с помощью навипэда на задней панели — все достаточно оперативно. Я использую 51 точку, чтобы наиболее точно указать камере область фокусировки. Но если вам нужно быстро менять области фокусировки, в меню можно включить выбор всего из 11 точек. Есть в меню и множество других тонких настроек, вплоть до подстройки автофокуса на случай, если ваша камера немного «мажет». Впрочем, с этой проблемой я не сталкивался.
В этот раз мне помогает объектив Nikon AF-S NIKKOR 85MM F/1.4G. Этот портретник дает потрясающе мягкое размытие фона. Но чтобы раскрыть весь его потенциал, снимать нужно на открытой диафрагме с минимальной глубиной резкости. Возможность выбрать точку автофокуса в нужной части кадра приходится как нельзя кстати.
А если добавить снимкам немного динамики? Здесь уже покадровым фокусом не обойтись. Я включаю непрерывную фокусировку AF-C. Чтобы несколько упростить задачу автофокусу, я работаю не с одной точкой, а с группой точек. Так камера надежнее удерживает объект съемки в фокусе. Несмотря на то, что в руках у меня явно не репортажный объектив, мне удается получать резкие серии снимков, из которых затем можно выбрать наиболее удачный кадр.
Кстати, в камере реализован очень большой набор вариантов выбора области фокусировки для следящего режима. Например, можно выбрать область из 9, 21 или 51 точки. После предварительной фокусировки на объекте камера будет удерживать его в фокусе и не «отвлекаться» ни на что другое до тех пор, пока снимаемый объект не покинет выделенную область.
Но самая «продвинутая» функция — это 3D-слежение, когда автоматика, используя информацию с датчика экспозамера, после предварительной фокусировки сама будет отслеживать в кадре снимаемый объект, как бы он ни перемещался. Чтобы показать эту функцию в действии, я отправляюсь на аэродром для радиоуправляемых самолетов. Посмотрим, как камера справится с быстродвижущимися целями? Ведь их траектория полета не всегда оказывается предсказуемой, а перемещения по площади кадра бывают весьма существенны.
Я снял несколько серий, в которых попадание в резкость было близко к 100%. Лишь некоторые снимки оказались нерезкими из-за смаза. Все-таки я проводил съемку вечером, почти в сумерках, и для динамичных кадров выдержка могла быть велика.
Здесь же мне пригодилась и серийная съемка. Признаться, я был несколько удивлен возможностями камеры со столь высоким разрешением матрицы снимать серии. Если говорить о съемке в JPG, то даже в максимальном качестве без сбоев и снижения скорости мне удавалось снять серии до 99 кадров! Конечно, я использовал быструю карту памяти со скоростью записи 120 МБ/с, но все равно такого результата не ожидал. Скажем спасибо новому процессору камеры, который способен обрабатывать такое количество снимков с высокой скоростью. В RAW (14 бит без сжатия) и JPG с максимальным разрешением результат чуть скромнее, но тоже неплохой — 18 кадров, потом скорость резко падает. Интересно, что переход к S-RAW с разрешением 9 мегапикселей сокращает объем непрерывной серии до 12 кадров, но после заполнения буфера скорость падает незначительно, примерно до 3 кадров/с.
36 мегапикселей — нешуточное разрешение матрицы. Серия из десяти кадров, снятая в RAW+JPG, может весить до одного гигабайта. Но все это не мешает Nikon D810 быть и репортажной камерой. Во всяком случае, весь необходимый функционал для динамичных съемок разработчики в D810 заложили.
Во-первых, речь, конечно, идет об оперативном управлении при помощи кнопок и селекторов. Во-вторых, Nikon D810 — это классическая зеркалка с отличным видоискателем, позволяющим моментально реагировать на происходящее в кадре. Камера обладает вполне репортажной скорострельностью до 5 кадров/с в полном разрешении и достаточно большим буфером, особенно в JPG. И наконец, автофокус Nikon D810 — это совершенный тонко настраиваемый инструмент.