Детализация. Выжимаем из матрицы максимум
Детализация
Главная особенность Nikon D810 — высочайшее по современным меркам разрешение матрицы. Установленная в камере 36,3-мегапиксельная матрица в этой камере применяется без низкочастотного противомуарного фильтра, чтобы фотограф мог получить максимально высокую детализацию в кадре. Сегодняшний день тестирования я хочу посвятить именно вопросам работы с матрицей Nikon D810.
Первый опыт, который я хочу проделать с Nikon D810, это получение максимально высокой детализации снимка. Я выбираю солнечный день, когда света для съемки будет гарантировано хватать, а ISO поднимать не придется, ставлю качественный светосильный объектив, закрываю его диафрагму до f/8 и отправляюсь на съемку. Снимки я делаю с рук на относительно коротких выдержках.
Снято на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
Уже после нескольких кадров становится понятно, что D810 творит чудеса: уровень детализации высочайший! Конечно, резкость нельзя назвать попиксельной. Но не будем забывать, что в камере установлена байеровская матрица, и каждый пиксель итогового изображения получается путем усреднения информации от нескольких соседних пикселей матрицы. Точно так же работает абсолютное большинство современных фотоаппаратов. Но благодаря отсутствию оптического низкочастотного фильтра изображение не «замыливается» и остается настолько резким, насколько его может зафиксировать датчик изображения с байеровской структурой.
Снято на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
Снято на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
Рассмотрите увеличенное фото, кликнув по изображению. На снимке отлично различимы отдельные провода троллейбусной контактной сети, номера машин, листья деревьев. Мелкие детали не превращаются в кашу, а фиксируются на снимке. Благодаря этому у фотографа появляется возможность очень сильно кадрировать фотографии без потери качества. Также можно печатать фотографии очень крупным форматом, хоть во всю стену. О третьем преимуществе высокого разрешения — более эффективном шумоподавлении — мы поговорим чуть позже.
Снято на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
А если использовать не фикс-объектив, а широкоугольный зум? Сможет ли он раскрыть потенциал камеры? Многочисленные интернет-скептики заявляют, что D810 даст адекватное качество только с дорогой топовой оптикой. В моем распоряжении есть широкоугольник Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, относящийся к средней ценовой категории объективов. Для широкоугольников вообще характерна чуть более низкая резкость. К тому же, из-за особенностей оптической схемы такие объективы являются не телецентричными: лучи света от ближней к матрице линзы падают на края сенсора не под прямым углом, что также способствует некоторому снижению детализации в углах снимка.
Съемка с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Тем не менее, детализация фотографии, сделанной с подобным объективом, не будет существенно ниже по сравнению со снимками с фикс-объектива. Да, некоторое различие присутствует, и особенно оно заметно по углам кадра. Но я точно могу сказать, что D810 не так требователен к оптике, как о том пишут на многочисленных фотографических форумах. Вовсе не обязательно иметь парк топовой оптики, чтобы раскрыть весь потенциал фотоаппарата. Многие объективы средней и даже бюджетной ценовой группы вполне способны обеспечить соответствующую резкость. Кстати, напомню, что плотность пикселей на матрице Nikon D810 соответствует плотности пикселей 16-мегапиксельных зеркалок формата APS-C. Например, любительские модели типа Nikon D3300 с их 24 мегапикселями оказываются куда более требовательны к оптическому качеству объектива.
Съемка с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Муар
В Nikon D810 применяется матрица без противомуарного низкочастотного оптического фильтра. Муар — характерные искажения, возникающие при наложении какой-либо регулярной структуры в изображении на регулярную структуру цветных пикселей матрицы. Насколько эти искажения могут испортить жизнь фотографу? В предыдущей серии кадров, как я ни старался, муара найти так и не смог. А что если специально спровоцировать камеру? Я точно знаю, что чаще всего муар возникает на рисунке ткани.
Признаюсь, мне пришлось потратить немало времени, чтобы подобрать ткань, вызывающую муар, а также расстояние до объекта съемки. И вот они — характерные цветные разводы на сером пиджаке! Но не так страшен муар, как о нем пишут. Виден он лишь на некоторых участках кадра при сильном увеличении, а возникает только на поверхностях с регулярной структурой, причем регулярная структура в кадре должна быть сопоставима по своему масштабу с массивом пикселей. Подойди к объекту съемки на десять сантиметров ближе, и эффект исчезает. Я бы сказал, что свадебным фотографам, регулярно снимающим женихов в костюмах, бояться особенно нечего: несмотря на отсутствие низкочастотного оптического фильтра матрица D810 может поймать муар лишь в редких случаях.
Появление муара на рисунке ткани заметно лишь в очень редких случаях и лишь при максимальном увеличении снимка
Смаз и шевеленка
Многие владельцы камеры-предшественницы Nikon D800 отмечали, что пришедшее из пленочной эпохи эмпирическое соотношение для определения максимальной безопасной выдержки при съемке с рук уже неактуально для 36-мегапиксельной матрицы. Если устанавливать выдержку в долях секунды, обратно пропорциональную фокусному расстоянию (например, 1/50 для 50-мм объектива), то шансы получить идеально резкий кадр, снимая с рук, невелики. Уж слишком требовательна матрица. Поэтому я сразу зашел в меню фотоаппарата и немного скорректировал работу экспоавтоматики. Большинство съемок я провожу в режиме А — приоритет диафрагмы. В этом случае я позволяю камере автоматически выставлять ISO и значение выдержки. В настройках ISO я чуть сокращаю значение выдержки, которое будет подбираться автоматикой. И это приносит свои результаты: смаза на снимках нет.
Но в вопросе выбора оптимальной выдержки все очень индивидуально. Я часто снимаю с рук навскидку, редко использую стабилизированную оптику и порой слишком требовательно отношусь к резкости снимков. Вполне возможно, что у вас получится добиться идеального результата и с более длинными выдержками.
Съемка с рук с разными выдержками:
Если же вы хотите на все 100% раскрыть потенциал камеры по разрешению, в том числе обезопасить себя от возможного смаза, вызванного вибрациями от подъема зеркала или хлопка затвора, то единственный путь — съемка с использование «электронной первой шторки» затвора. Данная настройка доступна только в одном режиме работы затвора — при съемке с предподъемом зеркала.
По первому нажатию на спуск поднимается зеркало и открывается затвор, по второму нажатию начинается экспозиция. Понятно, что речь идет преимущественно о съемке со штатива с использованием дистанционного пульта. Электронная первая шторка доступна также в режиме Live View. Но и тут работает она лишь в режиме предподъема зеркала. После первого нажатия на спуск исчезает изображение с экрана, по второму, после звукового сигнала, начинается экспозиция.
Ночная съемка с "электронной передней шторкой"
За многочисленными экспериментами с детализацией мы чуть было не оставили за кадром тот факт, что Nikon D810 — полнокадровая камера. А значит, у фотографа появляется возможность работы со сверхмалой глубиной резкости, широчайшие возможности красиво и мягко размыть задний план. И здесь уже лишних слов не требуется: снимки говорят сами за себя!