Вверх

Nikon D810: неделя с экспертом

  • Тест

Детализация. Выжимаем из матрицы максимум

Детализация

Главная особенность Nikon D810 — высочайшее по современным меркам разрешение матрицы. Установленная в камере 36,3-мегапиксельная матрица в этой камере применяется без низкочастотного противомуарного фильтра, чтобы фотограф мог получить максимально высокую детализацию в кадре. Сегодняшний день тестирования я хочу посвятить именно вопросам работы с матрицей Nikon D810.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 560, F8, 1/200 с, 85.0 мм экв.

Первый опыт, который я хочу проделать с Nikon D810, это получение максимально высокой детализации снимка. Я выбираю солнечный день, когда света для съемки будет гарантировано хватать, а ISO поднимать не придется, ставлю качественный светосильный объектив, закрываю его диафрагму до f/8 и отправляюсь на съемку. Снимки я делаю с рук на относительно коротких выдержках.

Снято на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

Снято на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/200 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Уже после нескольких кадров становится понятно, что D810 творит чудеса: уровень детализации высочайший! Конечно, резкость нельзя назвать попиксельной. Но не будем забывать, что в камере установлена байеровская матрица, и каждый пиксель итогового изображения получается путем усреднения информации от нескольких соседних пикселей матрицы. Точно так же работает абсолютное большинство современных фотоаппаратов. Но благодаря отсутствию оптического низкочастотного фильтра изображение не «замыливается» и остается настолько резким, насколько его может зафиксировать датчик изображения с байеровской структурой.

Снято на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

Снято на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/250 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
Снято на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

Снято на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/200 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Рассмотрите увеличенное фото, кликнув по изображению. На снимке отлично различимы отдельные провода троллейбусной контактной сети, номера машин, листья деревьев. Мелкие детали не превращаются в кашу, а фиксируются на снимке. Благодаря этому у фотографа появляется возможность очень сильно кадрировать фотографии без потери качества. Также можно печатать фотографии очень крупным форматом, хоть во всю стену. О третьем преимуществе высокого разрешения — более эффективном шумоподавлении — мы поговорим чуть позже.

Снято на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

Снято на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/320 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

А если использовать не фикс-объектив, а широкоугольный зум? Сможет ли он раскрыть потенциал камеры? Многочисленные интернет-скептики заявляют, что D810 даст адекватное качество только с дорогой топовой оптикой. В моем распоряжении есть широкоугольник Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, относящийся к средней ценовой категории объективов. Для широкоугольников вообще характерна чуть более низкая резкость. К тому же, из-за особенностей оптической схемы такие объективы являются не телецентричными: лучи света от ближней к матрице линзы падают на края сенсора не под прямым углом, что также способствует некоторому снижению детализации в углах снимка.

Съемка с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Съемка с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/320 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Тем не менее, детализация фотографии, сделанной с подобным объективом, не будет существенно ниже по сравнению со снимками с фикс-объектива. Да, некоторое различие присутствует, и особенно оно заметно по углам кадра. Но я точно могу сказать, что D810 не так требователен к оптике, как о том пишут на многочисленных фотографических форумах. Вовсе не обязательно иметь парк топовой оптики, чтобы раскрыть весь потенциал фотоаппарата. Многие объективы средней и даже бюджетной ценовой группы вполне способны обеспечить соответствующую резкость. Кстати, напомню, что плотность пикселей на матрице Nikon D810 соответствует плотности пикселей 16-мегапиксельных зеркалок формата APS-C. Например, любительские модели типа Nikon D3300 с их 24 мегапикселями оказываются куда более требовательны к оптическому качеству объектива.

Съемка с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Съемка с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/400 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW

Муар

В Nikon D810 применяется матрица без противомуарного низкочастотного оптического фильтра. Муар — характерные искажения, возникающие при наложении какой-либо регулярной структуры в изображении на регулярную структуру цветных пикселей матрицы. Насколько эти искажения могут испортить жизнь фотографу? В предыдущей серии кадров, как я ни старался, муара найти так и не смог. А что если специально спровоцировать камеру? Я точно знаю, что чаще всего муар возникает на рисунке ткани.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/640 с, 50.0 мм экв.

Признаюсь, мне пришлось потратить немало времени, чтобы подобрать ткань, вызывающую муар, а также расстояние до объекта съемки. И вот они — характерные цветные разводы на сером пиджаке! Но не так страшен муар, как о нем пишут. Виден он лишь на некоторых участках кадра при сильном увеличении, а возникает только на поверхностях с регулярной структурой, причем регулярная структура в кадре должна быть сопоставима по своему масштабу с массивом пикселей. Подойди к объекту съемки на десять сантиметров ближе, и эффект исчезает. Я бы сказал, что свадебным фотографам, регулярно снимающим женихов в костюмах, бояться особенно нечего: несмотря на отсутствие низкочастотного оптического фильтра матрица D810 может поймать муар лишь в редких случаях.

Появление муара на рисунке ткани заметно лишь в очень редких случаях и лишь при максимальном увеличении снимка

Появление муара на рисунке ткани заметно лишь в очень редких случаях и лишь при максимальном увеличении снимка

Смаз и шевеленка

Многие владельцы камеры-предшественницы Nikon D800 отмечали, что пришедшее из пленочной эпохи эмпирическое соотношение для определения максимальной безопасной выдержки при съемке с рук уже неактуально для 36-мегапиксельной матрицы. Если устанавливать выдержку в долях секунды, обратно пропорциональную фокусному расстоянию (например, 1/50 для 50-мм объектива), то шансы получить идеально резкий кадр, снимая с рук, невелики. Уж слишком требовательна матрица. Поэтому я сразу зашел в меню фотоаппарата и немного скорректировал работу экспоавтоматики. Большинство съемок я провожу в режиме А — приоритет диафрагмы. В этом случае я позволяю камере автоматически выставлять ISO и значение выдержки. В настройках ISO я чуть сокращаю значение выдержки, которое будет подбираться автоматикой. И это приносит свои результаты: смаза на снимках нет.

Корректировка автоматической установки выдержки в меню камеры

Корректировка автоматической установки выдержки в меню камеры

Но в вопросе выбора оптимальной выдержки все очень индивидуально. Я часто снимаю с рук навскидку, редко использую стабилизированную оптику и порой слишком требовательно отношусь к резкости снимков. Вполне возможно, что у вас получится добиться идеального результата и с более длинными выдержками.

Съемка с рук с разными выдержками:

Выдержка 1/80 при фокусном расстоянии 85 мм

Выдержка 1/80 при фокусном расстоянии 85 мм

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 80, F8, 1/80 с, 85.0 мм экв.
NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/160 с, 85.0 мм экв.
NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 320, F8, 1/320 с, 85.0 мм экв.

Если же вы хотите на все 100% раскрыть потенциал камеры по разрешению, в том числе обезопасить себя от возможного смаза, вызванного вибрациями от подъема зеркала или хлопка затвора, то единственный путь — съемка с использование «электронной первой шторки» затвора. Данная настройка доступна только в одном режиме работы затвора — при съемке с предподъемом зеркала.

Включение электронной передней шторки в меню

Включение электронной передней шторки в меню

По первому нажатию на спуск поднимается зеркало и открывается затвор, по второму нажатию начинается экспозиция. Понятно, что речь идет преимущественно о съемке со штатива с использованием дистанционного пульта. Электронная первая шторка доступна также в режиме Live View. Но и тут работает она лишь в режиме предподъема зеркала. После первого нажатия на спуск исчезает изображение с экрана, по второму, после звукового сигнала, начинается экспозиция.

Ночная съемка с "электронной передней шторкой"

Ночная съемка с "электронной передней шторкой"

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 30 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW

За многочисленными экспериментами с детализацией мы чуть было не оставили за кадром тот факт, что Nikon D810 — полнокадровая камера. А значит, у фотографа появляется возможность работы со сверхмалой глубиной резкости, широчайшие возможности красиво и мягко размыть задний план. И здесь уже лишних слов не требуется: снимки говорят сами за себя!

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.4, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

Опубликовано: 23.09.2014

Обсудить
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов
Опубликовано 23.09.2014

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Alexander Savochkin, 2018-01-09T13:36:59

Справедливости ради, ISO делается в том или ином виде умножением сигнала, поэтому там главное, чтобы он был просто чистым на входе, и дело там вовсе не в ПЗС. Ранние КМОП-сенсоры тоже шумели будь здоров. ПЗС проиграли потому, что их дороже делать.

Георгий Полицарнов, 2018-01-09T08:53:33

И вспомним про ISO! Мне ПЗС тоже шибко импонировал, когда речь шла об ISO 100. И я его начинал ненавидеть после ISO 400. Будем уж честными.

Alexander Savochkin, 2018-01-07T21:17:23

Скептик сказал бы, что раньше и трава была зеленее, и деревья выше. Однако лично я с вами согласен: у меня D70s давал весьма приятные цвета прямо сразу, когда я попадал в баланс белого. :) И всё же не всё так плохо: сейчас не составляет большого труда соорудить соответствующий LUT и перекрашивать им картинки на старый лад с довольно высокой точностью. Да и потом у новых камер картинка тоже неплохая. Она просто не как у старых, но тоже нормальная.

Руслан Шугушев, 2018-01-07T13:28:40

Не знаю у меня картинка с этой камеры не вызывает восхищения до этого пользовался D200 и D3 картинка казалась менее цифровой чтоли,это сложно объяснить все субъективно конечно но то что древние CCD сенсоры выдавали более приятную глазу картинку для меня сомнений не вызывает...даже зеленили тогда по лругому никоны

Alexander Savochkin, 2017-12-22T10:28:43

В парах трения всегда есть какой-то износ, так что ход у одной камеры мягче, у другой нет. У моих никонов такая же ситуация, причём с разными объективами разная. По всей вероятности причина в износе и приработке поверхностей байонета. Всё нормально. Просто на D700 байонет чуть поизносился, наверняка там оптику меняли не один десяток раз, а то и не одну сотню.

krek_free, 2017-12-22T09:03:18

он не болтался(на 700), просто мягче ход был. по сравнению с 810.

Alexander Savochkin, 2017-12-22T07:30:30

Вот так выглядит гистограмма файла на скриншоте https://uploads.disquscdn.c... А вот так выглядит сам рав, если его отобразить как он есть: https://uploads.disquscdn.c... Как видите, никаких признаков баланса белого тут нет, и быть не может — рав не зря называется сырым файлом. :)

В байонете ничего болтаться не должно. Если объектив в байонете болтается, это свидетельствует о износе либо байонета в камере, либо на объективе. Если объектив не будет держаться в байонете точно, это повлияет на работу и электроники, и особенно отвёрточного автофокуса.

krek_free, 2017-12-22T07:10:38

вот я и усомнился, когда скачал NEFF. видимо сказывается полярик. Есть вопрос. у Вас байонет жесткий? ( до 810 использовал 700 и объективы на него проворачивались словно по маслу)

Alexander Savochkin, 2017-12-21T23:52:31

Настройки камеры абсолютно никак не сказываются на равах. Даже баланс белого, который равконвертер иногда учитывает при проявке рава, на самом деле не более чем пометка, необязательная для интерпретации.

krek_free, 2017-12-21T19:33:36

подскажите ваши настройки камеры? у вас рафы даже контрастнее как я вижу.

Георгий Полицарнов, 2017-06-26T15:20:30

Ничего не слышно, ждем-с...

AggreSSor, 2017-06-26T15:17:00

Что слышно? Когда ребята обновлят эту линейку?

Георгий Полицарнов, 2017-04-24T12:56:42

Да, Wi-Fi отсутствует.

Pavel Kozlovsky, 2017-04-23T11:12:55

В данной модели отсутствует Wi-Wi и возможность снимать себя через программу на телефоне?

Георгий Полицарнов, 2017-03-14T09:13:58

Да, справится. Я эти кадры редактировал на макбуке 11 года.

Александр Белозеров, 2017-03-09T15:14:42

Григорий подскажите пожалуйста сложна ли обработка фотографий с d810? Все-таки они не мало "весят"...
Справится с ними мой макбук про 14 года?

Георгий Полицарнов, 2016-10-24T09:44:55

Нет, этой функции в камерах нет.

Дмитрий, 2016-10-17T15:17:44

5ds r дает лучшее качество.

Алёна Фенько, 2016-10-15T09:48:34

Здравствуйте, Георгий! подскажите в Nikon D810 или Nikon D750 имеется фокусировка по глазам, или эта функция есть только у некоторых моделей Sony 7 серии?

Максим Сергеевич, 2015-10-29T21:27:01

да фотик просто прелесть, его равы тянутся просто превосходно, в отличие от кенон 5д эски с 50 мегапикселей у никона цветопередачу не надо тянуть и дорисовывать в итоге, 36 мп это сверх качество для сток фото - кувалда для заколачивания денег и его стоимость за годик отбивается

5cb9e8e0 8775 476b 944e 710f703e49ff