Вечерняя и ночная съемка
Так уже исторически сложилось, что в большинстве тестов фотоаппаратов при вечерней съемке внимание уделяется лишь уровню шума на высоких ISO. Однако, на мой взгляд — это не единственная сложность, с которой может столкнуться фотограф. И это не единственная деталь, на которую нужно смотреть. Современный фотоаппарат — это сложнейшее устройство со множеством тонких настроек и дополнительных возможностей. Сегодня я про некоторые из них расскажу.
Вчерашний день тестирования я закончил ночной съемкой и рассказом об «электронной передней шторке». Да-да, это одна из тех функций, которые призваны облегчить жизнь фотографу при съемке на длинных выдержках, сведя к минимум микросмаз изображения. Но я хочу чуть подробнее рассказать о том, как я проводил саму съемку.
Техника фотографирования подобных сюжетов крайне проста: камера ставится на штатив, устанавливается относительно небольшое ISO и длинная выдержка — и все! Съемку я провожу ночью, примерно через три часа после заката, чтобы на небе лучше были видны звезды. А значит, снимать приходится в полной темноте. Как менять параметры съемки? У монохромного экранчика Nikon D810 есть приятная зеленая подсветка, которая зажигается селектором включения вокруг кнопки спуска. Яркость подсветки невелика: при съемке в темноте она не слепит фотографа, как слепил бы основной дисплей.
А как быть с наведением на резкость? Я использовал автофокус. Если вы фокусируетесь по центральной точке, то можете рассчитывать на встроенную подсветку автофокуса. Радиус ее действия всего несколько метров, но это лучше, чем ничего. Я же применял для подсветки фонарик, тот же самый, которым во время экспозиции освещал дерево, прорисовывая его контур как световой кистью.
Следующий сюжет — это уже давно примеченная мною точка напротив Москва-сити. Здесь мне также предстоит съемка с недостаточным освещением. Но время я выбираю другое — сумерки сразу после заката. Я хочу получить в кадре не черное, а темно-синие небо. Лучший момент для этого — 30-40 минут после заката, когда зажигаются уличные фонари. Пока же я ожидаю интересный вечерний свет, я включаю в камере функцию цейтраферной видеосъемки, то есть съемки с большими интервалами между кадрами. В моем случае интервал составляет одну секунду. После 20 минут съемки Nikon D810 сам объединяет снимки в Full HD видеоролик. Кстати, в камере есть и просто интервалометр, с помощью которого можно снять такую же серию кадров и объединить их в ролик уже самостоятельно после соответствующей обработки.
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Изменение характера света отлично видно на видео. И вот, когда картинка в кадре становится действительно интересной, я перехожу к фотосъемке. Сегодня я тоже буду снимать со штатива. Для построения кадра я использую режим Live View. Несмотря на то, что вокруг уже довольно темно, на дисплее изображение видно отлично — света камере хватает. А главное, можно ценить еще до съемки баланс белого и скорректировать его. Я использую установку в Кельвинах, плавно меняя цветовую температуру и контролируя результат по дисплею. Также на дисплей выведены показания электронного уровня. Он помогает мне не завалить горизонт.
Сегодня в моем распоряжении нет дистанционного пульта, поэтому для минимизации колебаний камеры в момент нажатия на спуск я использую простой прием: снимаю с двухсекундной задержкой срабатывания затвора. Это дает свои плоды: детализация в кадре получается высочайшая даже на относительно длинной выдержке. В центре кадра можно различить рисунок дорожных знаков на другой стороне реки.
А что если увеличить ISO? На ISO 200 изображение принципиально не отличается. Шумов не заметно, детализация крайне высокая. Такая же ситуация на при ISO 400.
При ISO 800 изображение становится немного более «рыхлым» — дает о себе знать мелкий, почти попиксельный яркостной шум, заметный на монотонных участках кадра. Однако, принципиального влияния на качество снимка он не оказывает. При ISO 1600 шума становится чуть больше, а система шумоподавления начинает поедать мелкие детали. Вы все еще можете разглядеть самые мелкие элементы изображения, но они уже не кажутся столь резкими. На небе появляются более темные пятна яркостного шума. Но все эти изменения в характере картинки видны лишь при 100% увеличении.
На ISO 3200 кое-где становятся видны пятна цветного шума. Однако нужно отдать Nikon D810 должное: детализация все еще очень высокая. Такое ISO можно смело использовать на практике и даже печатать снимки большим форматом при небольшой постобработке. Пороговым я бы назвал ISO 6400. Оно вполне пригодно для использования снимков в сети или печати небольшим форматом даже без постобработки. Но это то значение, когда автоматика камеры начинает разменивать шум на детализацию. С одной стороны, уровень шума сравнительно невелик для столь высокого ISO. Но и детализация по сравнению с самыми низкими ISO различается очень существенно.
Дальнейшее повышение ISO дает резкое увеличение уровня шума. Кадры, сделанные при ISO 12800, еще можно обработать в графическом редакторе и получить неплохой результат для WEB-публикации. Максимальное же значение ISO Hi 1 стоит применять лишь в том случае, когда кадр нужно получить любой ценой.
Проведя такой нехитрый опыт, я устанавливаю верхнюю границу авто-ISO в камере на уровне 6400 единиц и отправляюсь на съемку ночного города, но уже с рук, без штатива.
Приятно, что никаких сюрпризов камера не преподносит. Автофокус работает так же четко и быстро, как и при дневной съемке. Я не заметил какой-то разницы в работе центральной или какой-либо другой точки фокусировки. Цепкость у всех на высоком уровне. Разве что с балансом белого приходится повозиться: в положении «авто» он никак не хочет убирать со снимков чрезмерный оранжевый оттенок натриевых ламп.
В целом я бы не сказал, что Nikon D810 является чемпионом по соотношению ISO и уровня шума, особенно на фоне его собрата Nikon Df, побывавшего у нас на тесте ранее. Но за счет высокой, а порой даже избыточной детализации изображения, с этой фотокамерой можно очень эффективно реализовать шумоподавление при помощи встроенных алгоритмов или сторонних графических редакторов — на ваш выбор. Ведь единичные зерна шума оказываются значительно меньше отдельных элементов изображения. Поэтому при шумоподавлении страдают лишь очень мелкие детали, а не контуры и очертания предметов. Но все это касается действительно высоких значений. До ISO 3200 включительно камера выдает очень качественный результат даже в JPG без всякой обработки.