Вверх

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Автоматический режим, LifeStyle

Один из сценариев использования любой камеры — съемка в автоматических режимах. Это может случиться и когда фотограф не привык экономить на технике, свято следуя логике “скупой платит дважды”, и когда фотограф прекрасно видит кадр, но в меню разбираться отказывается. Я лично знаком не просто с фотографами, а с настоящими фотохудожниками, для которых выбор точки фокусировки — уже ненужная и сложная задача. И это вовсе не делает их кадры менее классными или менее интересными. Так вот, попади Olympus E-M1 в руки фотографа “гумманитария”, — как она себя покажет?

Olympus OM-D E-M1 - ISO 800, F3.2, 1/60 с, 7.0 МБ

Чтобы это проверить, я сделал серию бытовых кадров, а после отправился на прогулку с камерой, поставив себе задачу снимать все, что вижу, не касаясь пока ручных режимов. Впрочем, некоторые настройки я все же буду использовать, о чем обязательно напишу по ходу повествования.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 500, F5.8, 1/10 с, 78.0 мм экв., 7.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.8, 1/10 с, 78.0 мм экв., 7.0 МБ
Olympus OM-D E-M1 - ISO 500, F5.6, 1/640 с, 120.0 мм экв., 7.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.6, 1/640 с, 120.0 мм экв., 7.0 МБ
Olympus OM-D E-M1 - ISO 500, F7.1, 1/800 с, 120.0 мм экв., 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 500, F7.1, 1/800 с, 120.0 мм экв., 8.0 МБ

С камерой я в основном использовал китовый объектив Olympus M.Zuiko 12-50 mm f/3.5-6.3 EZ, который отлично справлялся с любыми возложенными на него задачами. При съемке некоторых кадров также использовался объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 60mm f/2.8 Macro. Перед тестом я обновил прошивки обоих объективов с помощью бесплатного приложения Обновление цифровой камеры Olympus, которое я загрузил с сайта производителя.

Olympus OM-D E-M1 - 1.0 МБ

Итак, включение! От момента щелчка рычажка on/off до съемки первого кадра проходит в среднем 2-2.5 секунды. За это время камера успевает стряхнуть пыль с матрицы, активировать пятиосевой стабилизатор, загрузиться и навестись на резкость. Не быстро по сравнению с зеркалками, но здесь вполне можно сделать поправку на то, что легкая и стильная Olympus OM-D E-M1 скорее всего не станет покоиться в фотосумке, а будет болтаться у вас на груди. Cэкономленное на извлечение фотоаппарата из сумки время вполне можно потратить на ожидание неторопливой инициализации.

После включения фотоаппарат работает исключительно быстро. Забегая вперед, скажу, что во время теста мне не раз приходилось пользоваться функцией серийной съемки и следящего автофокуса при сложных условиях освещения, и ни разу камера меня не подвела, а я не упустил интересные кадры.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 500, F3.5, 1/30 с, 24.0 мм экв., 7.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 500, F3.5, 1/30 с, 24.0 мм экв., 7.0 МБ

Первое, что бросается в глаза — понятливый, молниеносный автофокус. И это с учетом того, что с родной для системы микро 4/3 оптикой камера использует исключительно контрастный автофокус. Еще в 2009 году я заметил, что компактные объективы и мощные процессоры позволяют беззеркальным камерам фокусироваться очень быстро, а спустя менее чем пять лет вынужден признать, что вовсе не могу уловить существенной разницы в скорости фокусировки между современной зеркалкой с фазовыми датчиками автофокуса и беззеркалкой, фокусирующейся по контрасту. В своей оценке я ориентируюсь на результаты собственных съемок и ощущения. Так вот, по ощущениям и результатам, в авторежиме Olympus OM-D E-M1 почти всегда точно выбирает зону или точку фокусировки, мгновенно находит резкость и в итоге позволяет сделать “тот самый” кадр.

В автоматическом режиме камера сама определяет баланс белого, выставляет ISO и определяет экспозицию. Автоматически выбирается и точка фокусировки. Умная автоматика может вносить поправку в экспозицию и даже выбирает подходящий съемочный сюжет, что влечет за собой зачастую дополнительную автоматическую постобработку камерного JPG. Простой пример на скриншоте ниже. Сделав кадр вечером из окна, я обнаружил не только грамотно внесенную отрицательную поправку для экспозиции и правильно подобранную сюжетную программу, но и иконку профиля камерной постобработки i-Enhance, который обеспечивает размытие однотонных поверхностей, вероятно, для снижения шума в ночном снимке, поскольку ISO было задрано до 1600 единиц.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 1600, F3.5, 1/4 с, 3.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F3.5, 1/4 с, 3.0 МБ
Olympus OM-D E-M1 - ISO 200, F9, 1/5 с, 1.0 МБ

Камера корректно определяет баланс белого как на улице, так и в помещении, впрочем отдавая предпочтение теплым оттенкам. В этом нет ничего криминального, наоборот люди на кадрах всегда выглядят живыми и здоровыми.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 1600, F6.3, 1/100 с, 100.0 мм экв., 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F6.3, 1/100 с, 100.0 мм экв., 8.0 МБ

Вот с экспозицией случаются проблемы. На контрастных сценах камера обычно отдает предпочтение проработке светлых участков кадра, недосвечивая теневые. Это часто сказывается на кадрах — у вас скорее получится силуэт, нежели памятник на фоне яркого неба. Справедливости ради стоит заметить, что от этого страдают многие фотоаппараты в авторежимах. Достаточно перевести камеру в режим P и выставить точечный замер, как проблема уходит.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 500, F3.5, 1/1250 с, 24.0 мм экв., 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 500, F3.5, 1/1250 с, 24.0 мм экв., 8.0 МБ
Olympus OM-D E-M1 - ISO 200, F3.5, 1/80 с, 24.0 мм экв., 6.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/80 с, 24.0 мм экв., 6.0 МБ

За такой параметр, как резкость кадров, снимая на Olympus OM-D E-M1, можно не беспокоиться по трем причинам.

Во-первых, перед матрицей нет низкочастотного фильтра, который до недавнего времени были вынуждены использовать практически все производители фототехники — слишком слабыми были процессоры в фотокамерах, что в свою очередь приводило к невозможности подавить эффект муара, возникающий по причине единообразной структуры датчиков в современных матрицах. Процессор TruePic VII недостатком мощности не страдает, поэтому проблем с муаром не будет.

Во-вторых, пятиосевой стабилизатор делает свое дело весьма эффективно. Простите за такой эпитет, но я знаком со стабилизаторами на основе сдвига матрицы, неплохо изучил алгоритмы и принципы работы систем IS/VR/VC в объективах ведущих производителей фототехники, и могу с уверенностью сказать, что пятиосевой стабилизатор в Olympus OM-D E-M1 способен на удивительные вещи.

Это первая на моей памяти система, компенсирующая не просто вибрации, но созданная непосредственно для компенсации естественного дрожания руки, характеризующегося не математически просчитанными мгновенными микросдвигами в том или ином направлении, а скорее небольшими вращательными движениями в трехмерном пространстве. Вероятно, следующим этапом в разработке подобных систем будет датчик сердцебиения или тонометр где-нибудь на ручке фотоаппарата, позволяющий предугадать время и силу следующего удара сердца фотографа. Но это дело ближайшего будущего. Стабилизатор же в Olympus OM-D E-M1 позволяет выставлять выдержки до 1 секунды и даже больше, получая при этом в достаточной мере резкий кадр при съемке с рук. Посмотрите на кадр ниже, выдержка 3 секунды, снято с рук — и это не удача, а системный результат, достигнутый исключительно благодаря автоматике!

Olympus OM-D E-M1 - ISO 200, F5, 3 с, 3.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 3 с, 3.0 МБ

Третья причина получения резких кадров кроется в философии разработки камер семейства OM, а точнее в той ее части, где говорится о снижении влияния вибраций при срабатывании затвора. Начиная с прошивки 1.3, Olympus OM-D E-M1 получил возможность использовать электронную первую шторку затвора на выдержках вплоть до 1/320 с! Это значит, что на традиционно самом востребованном диапазоне выдержек (длиннее 1/320 секунды) механическое срабатывание затвора перед экспозицией происходить не будет в принципе.

Во время прогулки, я наткнулся на гуляющих по земле уток — обычно мы видим их в воде, а они вышли на прогулку по берегу. Я решил их сфотографировать, но обнаружил, что эквивалентного 35 мм пленке фокусного расстояния в 100 мм мне недостаточно чтобы сделать кадр. И я решил включить режим “Цифровой телеконвертор”, доступный на первом же экране в меню.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 200, F9, 1/5 с, 1.0 МБ

Конечно, качество картинки должно было снизиться, а стабилизатору пришлось поднапрячься, но результат не разочаровал. Кадр сделан, а утки остались не напуганными. Главное — не забыть отключить опцию после съемки, т.к. она останется активированной даже после отключения камеры.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 200, F6.3, 1/100 с, 4.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/100 с, 4.0 МБ

Еще одна важная и удобная вещь, о которой я бы хотел рассказать сегодня, это сенсорный экран, который, безусловно, разнообразит съемочный процесс даже для самого далекого от техники человека. Если перевести камеру в режим визирования по дисплею, то в левой части экрана появится иконка, при нажатии пальцем позволяющая выбирать точку фокусировки простым касанием. Если же на иконку нажать еще раз, то при касании будет происходить не только установка точки фокусировки, но и непосредственно съемка. Как мы выяснили ранее, фокусируется камера уверенно и быстро, а значит съемка касанием больше не представляет из себя лотерею, а является простым и доступным инструментом даже для оперативной съемки.

Безусловно, одним из сдерживающих факторов при выборе камеры системы микро 4/3, является большая по сравнению с полнокадровыми зеркалками глубина резко изображаемого пространства. Проще говоря, размыть задний фон камере со вчетверо меньшей матрицей сложнее. Но так ли “страшен черт, как его малюют”? Вот простой кадр, сделанный у меня во дворе. По моему размытие прекрасное. И это с несветосильным китовым зумом!

Olympus OM-D E-M1 - ISO 200, F7.1, 1/125 с, 4.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/125 с, 4.0 МБ

Обратная же сторона медали заключается в том, что камера позволит снимать пейзажи и архитектуру с куда более комфортной, чем на полнокадровой зеркалке глубиной резкости. Да и в репортаже, как мы увидим далее, большая ГРИП только на руку фотографу.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 200, F8, 1/200 с, 3.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/200 с, 3.0 МБ

Завтра я расскажу о встроенных творческих режимах съемки, и сделаю пару кадров на макро объектив!

Опубликовано: 07.04.2014

Обсудить
247d99b5 2ae6 4ba0 adc7 2d6d3068d6e7 square 100
Андрей Жуков
Опубликовано 07.04.2014
Дмитрий, 2015-10-11T16:47:36

Сравнил тут на досуге примеры фотографий на этом сайте, сделанных светосильными фиксами от Olympys и Fuji, с фото, снятыми мной на Canon EOS 5D M3 c фиксом 35 f/1.4 L USM.
Кэненоновский фикс даёт картинку заметно резче и с намного лучшим микроконтрастом.
Фото от Olympus и Fuji выглядят как-то по-любительски.
Полагаю, что не стоит ждать скорого отмирания зеркалок, пока есть спрос на высококачественную фотографию для печати.

Дмитрий, 2015-10-11T16:29:46

Всё верно у них нарисовано и объяснено.
С указанным конвертером фокусное расстояние уменьшается, как следствие, увеличивается геометрическая светосила.
"Подвох" в том, что эффективная светосила объектива неизбежно уменьшается, т.к. в оптической системе появляются дополнительные линзы, из-за которых уменьшается коэффициент светопропускания объектива. Как сильно уменьшится коэффициент светопропускания, зависит от качества стёкол и просветления. Наверное, снижение незначительное и в целом светосила объектива с конвертером действительно увеличивается примерно на одну ступень.
Интересно, как у этого конвертера дела обстоят с аберрациями и геометрическим искажениями?

Joe Ipsilanti, 2015-03-19T19:05:00

Более того, на софтине Olympus Share интервал можно сокращать до 0.5 сек, но там почему-то серия не более 10 кадров. Что это за интервальная съёмка такая в 10 кадров по видению разработчиков??

Joe Ipsilanti, 2015-03-19T19:02:38

Нет, это не из-за него. В камере отключено шумоподавление и стабилизатор, но проблема сохраняется. Проблема была на 1-й прошивке, сохранилась и на 2-й. Из-за этого, не знающему о проблеме человеку, просто невозможно корректно рассчитать параметры съёмки.

Вот тут проблема подтверждается: http://www.dpreview.com/for...

Георгий Полицарнов, 2015-03-02T09:46:03

Включено в меню шумоподавление на длинной выдержке? Если да, то это из-за него.

Joe Ipsilanti, 2015-03-02T07:57:24

Егор, не меряйте всё по себе. Я осознанно отказался от полнокадрового Nikon D700 в сторону этой камеры, причём ни разу пока не пожалел. У каждого свои задачи и требования.

Joe Ipsilanti, 2015-03-02T07:55:54

Ребята, в части time-lapse совершенно поверхностно рассмотрено и не обращено внимание на дичайшую багу этой камеры. Фактически, камера некорректно отрабатывает программируемый сценарий съёмки.

Какой бы интервал съёмки я ни выставлял, камера всегда делает его на 2 сек длиннее. Напр., ставлю интервал 4 сек. и выдержку 2 сек., а на деле получаю 6 сек. интервала + 2 сек. выдержки. Если ставлю интервал 2 сек., то реально он будет 4 сек. Поэтому даже если я выставляю интервал до минимальной 1 сек. (вопрос почему нельзя поставить интервал 0 сек.), то реально это 3 сек.

Ivan Donskoy, 2015-01-12T18:04:36

Спасибо. Ознакомился с удовольствием, но больше что-то похоже на жульство из серии следите за руками, схемами и чудесами математики.
По-прежнему остается пара вопросов про реальное светопропускание такой системы (где-то какой-то подвох).
И все-таки есть нестыковки. В данном обзоре указывается что возрастает и фокусное расстояние, но в примере и в описании переходника указано, что оно уменьшается с коэффициентом х0,71 + всегда считал, что ступень или стоп - изменение параметра в два раза. В общем как-то не сложилась арифметика в приведенные в данной статье параметры 60 ф1.2.
Что касается основного персонажа обзора то штуковина безусловно интересная (и эта конкретно и класс в целом). Вполне возможно, что со временем такими товарищами будут вытеснены многие зеркалосодержащие аппараты. Хотя и не отказался бы попробовать в использовании данный Олимпус (личные впечатления наше всё), но в целом мне более нравятся более ухватистые корпуса зеркалок и чтоб с дополнительным монохромным дисплеем. Цена с объективом 12-40 больше стоимости второго Семена + 18...135 или сопоставима с комплектом Никанор 7100+родной 17...55 (а то и 24-70) или равна туловищу Д750, а любой из трех вариантов для меня более интересен.

Георгий Полицарнов, 2015-01-12T08:47:25

Вот здесь подробно и со схемами расписано, как это работает: http://prophotos.ru/news/14...

Ivan Donskoy, 2015-01-11T20:42:31

Можно для тех кто на бронепоезде пояснить как при помощи переходника может повышаться светосила. Всегда считал, что любые насадки/переходники в лучшем случае оставляют все как есть, а если есть какой-то конвертер то светосила только падает.

Энтони Попиков, 2014-05-23T20:41:17

Егор, или даже лучше вас называть "отчаянная домохозяйка" сюдя по вашей манере спамить везде и всюду, у меня к вам несколько вопросов:
1) что же вы распродаете-то свой замечательный 6д? Который кстати купили дороже чем Е-М1.
2) вы кучу раз писали что " лучше я куплю Пентакс"- так что же вы его не купите???? Купите и снимайте... Зачем вам 6д? Зачем вам панас gx-7 ? А я знаю) наверно потому что Пентакс огромный кирпич.....
3) ну и много раз вы писали что возьмете себе Е-М1 как только она подешевеет... Значит нравится камера??? Но вы нищеброд и не можете себе ее позволить вот и кряхтите как старый дед. Тем более Олимпус-это не Пентакс который демпенгует, ни Кэнон с Никоном-серого товара которого до фига и больше и не Панасоник- который на старте стоит 30 тыс, а через 5 месяцев 15тыс, и тут уже не найти халявки. У Олимпуса очень ровный ценик. Вот вы и брызгаете ядом где только можно, а проблема только в вас....
Отличный обзор , как и сама камера)

Егор Емельянов, 2014-04-22T20:49:53

Да не, автофокус у них пока далек от зеркалок. Безнадежно далек. Даже простенький Canon 6D (модуль АФ там действительно очень простенький) запросто кладет на лопатки тот самый FastAF олимпуса уже при простом сумеречном освещении на динамичных объектах, а уж при съемке птиц в полете или предметки в комнатном (или пилотном) свете и подавно - все беззеркалки в части кадров на предметке просто не способны сфокусироваться, а зеркалка делает это влет. Даже олимпсусовская зеркалка (E-520). Все, чем реально может похвастать БЗК - это медленный АФ почти в полной темноте - для статики пойдет. В остальном нет, не заменит пока БЗК зеркалку на 100%, это дневные камеры и камеры для статичных вечерних сюжетов. Хотя имея скилл, можно динамику и с ними снимать, в ручном фокусе. Только нафиг так заморачиваться, если есть зеркалки?

Егор Емельянов, 2014-04-22T20:46:08

А разница с зеркалкой в лучшую сторону-то есть? Я вот что-то не впечатлился - ну, компактность, да, но у Панасоника функционал больше понравился, стаба нет только, а в остальном удобнее во всем, да еще плюшки в виде богатства настроек, функции интервальной съемки вообще на высоте, электронный затвор (только бы матрицу пошустрее в плане считывания).

Егор Емельянов, 2014-04-22T20:23:18

Ля, чуваки... ой, простите: господа и дамы, я купил полнокадровый фотик дешевле, чем этот расчудесный бублик. Так что и остается тестерам убеждать потенциального немногочисленного покупателя в невероятных суперспособностях этой поделки. Кстати, в минусах про конскую цену этого кропа ни слова нет. А я лучше куплю Pentax K-5 IIs в два раза дешевле - функционал тот же, фазовая фокусировка даже лучше, по крайней мере в разных условиях. Я как-то разочаровался в Olympus. Вроде снаружи круто, вроде цена высокая и все должно быть прекрасно. А косяк потом то там, то здесь вылазит. Некоторые кадры с ним упускал (из-за медленного АФ вечером) - зеркалка такого не позволяла себе, мелкие косяки, непродуманное управление и эргономика БЗК (зеркалки компании были хороши), детские болезни, нелогичный модельный ряд, завышенные ценники. Ну ценники понятно - олимпус метит в короли (но чо-т с кропом туда соваться - моветон), но мне на это наплевать. Пусть покупают мажористые фотографы, а другие купят аппарат другой фирмы, впрочем, ни в чем особо не теряя, а кое-что даже и приобретая.

starчe, 2014-04-17T16:32:12

Это и завораживает. Без заморочек можно заниматься непосредственно построением кадра будучи уверенным, что технически всё будет на уровне.

Георгий Полицарнов, 2014-04-16T15:20:40

Что мне в этом фильтре понравилось, так это правдоподобная пленочная зернистость и передача полутонов. Я хорошо помню, как работал с советской пленкой А-2Ш: высококнтрастная, зернистая. Я ее из-за зернистости и любил:) А тут точно такой же характер изображения без всяких танцев с бубном и проявкой-печатью:)

Starче, 2014-04-16T15:16:29

«Еще один фильтр, признаюсь, мой любимый —
“Зернистость”. Он напоминает пленку с крупным зерном и высоким контрастом. Если
честно, то только ради этого фильтра я без раздумий готов приобрести камеру
Olympus»- под этими словами подписываюсь двумя руками.

Недавно купил E-PL3 для зимних снимков и был покорён обоими фильтрами, о которых
говорится. При самых невзрачных условиях можно получить очень интересные
снимки. Примеры на

http://fotki.yandex.ru/user... и http://fotki.yandex.ru/user...

Андрей Жуков, 2014-04-11T04:49:13

Нужно почитать списки исправлений для каждого случая. Где то лучше работает стабилизатор, где то исправляется совместимость с некоторыми камерами, где то улучшается серийная съемка со следящим автофокусом. Вот здесь, к примеру, есть информация о прошивках для большинства объективов (по синей кнопке):

http://www.olympus.co.jp/en...

Андрей Жуков, 2014-04-11T04:46:00

Через день будет часть по студийной съемке. Там будет не мало про кожу, портрет, сравнение при искусственном и естественном свете и на разных ISO. Я даже сделал несколько исходников бьюти портретов с креативным мэйком. О разном, одним словом.
Что касается объектива - 12-40 конкретно под тест мне не выдавали, поскольку пришел младший кит, с которым тестирование и происходит.

daddyroom, 2014-04-10T07:10:18

Собстевенно снимали им товар для бумажного каталога для http://www.presentbar.ru Нареканий особо нет, но пока если честно не привык еще к нему, руки так и тянутся к старой зеркалки)

F9520b7d 87d1 428c aa6a c5c143595aec