Вверх
9bb027dc 8884 43f0 88e9 b2c293345c8b

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Дата публикации: 07.04.2014

Автоматический режим, LifeStyle

Один из сценариев использования любой камеры — съемка в автоматических режимах. Это может случиться и когда фотограф не привык экономить на технике, свято следуя логике “скупой платит дважды”, и когда фотограф прекрасно видит кадр, но в меню разбираться отказывается. Я лично знаком не просто с фотографами, а с настоящими фотохудожниками, для которых выбор точки фокусировки — уже ненужная и сложная задача. И это вовсе не делает их кадры менее классными или менее интересными. Так вот, попади Olympus E-M1 в руки фотографа “гумманитария”, — как она себя покажет?

Чтобы это проверить, я сделал серию бытовых кадров, а после отправился на прогулку с камерой, поставив себе задачу снимать все, что вижу, не касаясь пока ручных режимов. Впрочем, некоторые настройки я все же буду использовать, о чем обязательно напишу по ходу повествования.

E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.8, 1/10 с, 78.0 мм экв.
E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.6, 1/640 с, 120.0 мм экв.
E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 500, F7.1, 1/800 с, 120.0 мм экв.

С камерой я в основном использовал китовый объектив Olympus M.Zuiko 12-50 mm f/3.5-6.3 EZ, который отлично справлялся с любыми возложенными на него задачами. При съемке некоторых кадров также использовался объектив Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 60mm f/2.8 Macro. Перед тестом я обновил прошивки обоих объективов с помощью бесплатного приложения Обновление цифровой камеры Olympus, которое я загрузил с сайта производителя.

Итак, включение! От момента щелчка рычажка on/off до съемки первого кадра проходит в среднем 2-2.5 секунды. За это время камера успевает стряхнуть пыль с матрицы, активировать пятиосевой стабилизатор, загрузиться и навестись на резкость. Не быстро по сравнению с зеркалками, но здесь вполне можно сделать поправку на то, что легкая и стильная Olympus OM-D E-M1 скорее всего не станет покоиться в фотосумке, а будет болтаться у вас на груди. Cэкономленное на извлечение фотоаппарата из сумки время вполне можно потратить на ожидание неторопливой инициализации.

После включения фотоаппарат работает исключительно быстро. Забегая вперед, скажу, что во время теста мне не раз приходилось пользоваться функцией серийной съемки и следящего автофокуса при сложных условиях освещения, и ни разу камера меня не подвела, а я не упустил интересные кадры.

E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 500, F3.5, 1/30 с, 24.0 мм экв.

Первое, что бросается в глаза — понятливый, молниеносный автофокус. И это с учетом того, что с родной для системы микро 4/3 оптикой камера использует исключительно контрастный автофокус. Еще в 2009 году я заметил, что компактные объективы и мощные процессоры позволяют беззеркальным камерам фокусироваться очень быстро, а спустя менее чем пять лет вынужден признать, что вовсе не могу уловить существенной разницы в скорости фокусировки между современной зеркалкой с фазовыми датчиками автофокуса и беззеркалкой, фокусирующейся по контрасту. В своей оценке я ориентируюсь на результаты собственных съемок и ощущения. Так вот, по ощущениям и результатам, в авторежиме Olympus OM-D E-M1 почти всегда точно выбирает зону или точку фокусировки, мгновенно находит резкость и в итоге позволяет сделать “тот самый” кадр.

В автоматическом режиме камера сама определяет баланс белого, выставляет ISO и определяет экспозицию. Автоматически выбирается и точка фокусировки. Умная автоматика может вносить поправку в экспозицию и даже выбирает подходящий съемочный сюжет, что влечет за собой зачастую дополнительную автоматическую постобработку камерного JPG. Простой пример на скриншоте ниже. Сделав кадр вечером из окна, я обнаружил не только грамотно внесенную отрицательную поправку для экспозиции и правильно подобранную сюжетную программу, но и иконку профиля камерной постобработки i-Enhance, который обеспечивает размытие однотонных поверхностей, вероятно, для снижения шума в ночном снимке, поскольку ISO было задрано до 1600 единиц.

E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F3.5, 1/4 с

Камера корректно определяет баланс белого как на улице, так и в помещении, впрочем отдавая предпочтение теплым оттенкам. В этом нет ничего криминального, наоборот люди на кадрах всегда выглядят живыми и здоровыми.

E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F6.3, 1/100 с, 100.0 мм экв.

Вот с экспозицией случаются проблемы. На контрастных сценах камера обычно отдает предпочтение проработке светлых участков кадра, недосвечивая теневые. Это часто сказывается на кадрах — у вас скорее получится силуэт, нежели памятник на фоне яркого неба. Справедливости ради стоит заметить, что от этого страдают многие фотоаппараты в авторежимах. Достаточно перевести камеру в режим P и выставить точечный замер, как проблема уходит.

E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 500, F3.5, 1/1250 с, 24.0 мм экв.
E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/80 с, 24.0 мм экв.

За такой параметр, как резкость кадров, снимая на Olympus OM-D E-M1, можно не беспокоиться по трем причинам.

Во-первых, перед матрицей нет низкочастотного фильтра, который до недавнего времени были вынуждены использовать практически все производители фототехники — слишком слабыми были процессоры в фотокамерах, что в свою очередь приводило к невозможности подавить эффект муара, возникающий по причине единообразной структуры датчиков в современных матрицах. Процессор TruePic VII недостатком мощности не страдает, поэтому проблем с муаром не будет.

Во-вторых, пятиосевой стабилизатор делает свое дело весьма эффективно. Простите за такой эпитет, но я знаком со стабилизаторами на основе сдвига матрицы, неплохо изучил алгоритмы и принципы работы систем IS/VR/VC в объективах ведущих производителей фототехники, и могу с уверенностью сказать, что пятиосевой стабилизатор в Olympus OM-D E-M1 способен на удивительные вещи.

Это первая на моей памяти система, компенсирующая не просто вибрации, но созданная непосредственно для компенсации естественного дрожания руки, характеризующегося не математически просчитанными мгновенными микросдвигами в том или ином направлении, а скорее небольшими вращательными движениями в трехмерном пространстве. Вероятно, следующим этапом в разработке подобных систем будет датчик сердцебиения или тонометр где-нибудь на ручке фотоаппарата, позволяющий предугадать время и силу следующего удара сердца фотографа. Но это дело ближайшего будущего. Стабилизатор же в Olympus OM-D E-M1 позволяет выставлять выдержки до 1 секунды и даже больше, получая при этом в достаточной мере резкий кадр при съемке с рук. Посмотрите на кадр ниже, выдержка 3 секунды, снято с рук — и это не удача, а системный результат, достигнутый исключительно благодаря автоматике!

E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 3 с

Третья причина получения резких кадров кроется в философии разработки камер семейства OM, а точнее в той ее части, где говорится о снижении влияния вибраций при срабатывании затвора. Начиная с прошивки 1.3, Olympus OM-D E-M1 получил возможность использовать электронную первую шторку затвора на выдержках вплоть до 1/320 с! Это значит, что на традиционно самом востребованном диапазоне выдержек (длиннее 1/320 секунды) механическое срабатывание затвора перед экспозицией происходить не будет в принципе.

Во время прогулки, я наткнулся на гуляющих по земле уток — обычно мы видим их в воде, а они вышли на прогулку по берегу. Я решил их сфотографировать, но обнаружил, что эквивалентного 35 мм пленке фокусного расстояния в 100 мм мне недостаточно чтобы сделать кадр. И я решил включить режим “Цифровой телеконвертор”, доступный на первом же экране в меню.

Конечно, качество картинки должно было снизиться, а стабилизатору пришлось поднапрячься, но результат не разочаровал. Кадр сделан, а утки остались не напуганными. Главное — не забыть отключить опцию после съемки, т.к. она останется активированной даже после отключения камеры.

E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/100 с

Еще одна важная и удобная вещь, о которой я бы хотел рассказать сегодня, это сенсорный экран, который, безусловно, разнообразит съемочный процесс даже для самого далекого от техники человека. Если перевести камеру в режим визирования по дисплею, то в левой части экрана появится иконка, при нажатии пальцем позволяющая выбирать точку фокусировки простым касанием. Если же на иконку нажать еще раз, то при касании будет происходить не только установка точки фокусировки, но и непосредственно съемка. Как мы выяснили ранее, фокусируется камера уверенно и быстро, а значит съемка касанием больше не представляет из себя лотерею, а является простым и доступным инструментом даже для оперативной съемки.

Безусловно, одним из сдерживающих факторов при выборе камеры системы микро 4/3, является большая по сравнению с полнокадровыми зеркалками глубина резко изображаемого пространства. Проще говоря, размыть задний фон камере со вчетверо меньшей матрицей сложнее. Но так ли “страшен черт, как его малюют”? Вот простой кадр, сделанный у меня во дворе. По моему размытие прекрасное. И это с несветосильным китовым зумом!

E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/125 с

Обратная же сторона медали заключается в том, что камера позволит снимать пейзажи и архитектуру с куда более комфортной, чем на полнокадровой зеркалке глубиной резкости. Да и в репортаже, как мы увидим далее, большая ГРИП только на руку фотографу.

E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/200 с

Завтра я расскажу о встроенных творческих режимах съемки, и сделаю пару кадров на макро объектив!

Дата публикации: 07.04.2014
Комментировать
Главы:12345678
Предыдущая главаДалее «Работа с цветом, режим ART»
comments powered by Disqus