Репортаж с недели моды в Москве
Фэшн и Olympus OM-D E-M1, кажется, созданы друг для друга. Обратите внимание на рекламные материалы и постеры Olympus. Всегда и везде эти камеры оказываются в руках у стильных молодых людей. Это часть философии компании, используемой при проектировании камер семейства OM-D. И где, как не на Московских неделях мод, можно было протестировать способности E-M1? Ведь репортаж — родная среда обитания этого фотоаппарата!
Один из важнейших аспектов, определяющих успешность камеры в репортажном жанре — качество и скорость работы автофокуса, причем чаще всего — следящего. И здесь у камеры нет никаких проблем.
Контрастный автофокус хорош не только в покадровом режиме, но также и в режиме слежения за объектом съемки. Камера уверенно и безошибочно ведет в фокусе модель, вышагивающую по подиуму. Заметьте, делает она это в условиях недостаточной освещенности.
В случае, когда съемка проходит в людном месте с клубным освещением, помогает лампа подсветки автофокуса. Она деликатно освещает пространство перед камерой, не слепя при этом моделей. Автофокус с ее помощью мгновенно находит цель, и камера делает резкие кадры. С другой стороны, есть ситуации и места, где работа с подсветкой автофокуса не привествуется или вовсе неприемлема (например, при съемке животных или в театре). В Olympus OM-D E-M1, безусловно, предусмотрели опцию, позволяющую подсветку отключить.
Перед съемкой я воспользовался функцией «ББ в одно касание», установив баланс белого вручную по белой поверхности. Это позволило мне сразу же получить правильный баланс белого для помещения, в котором я планировал снимать показ. Так же я поступал, перемещаясь из одного зала в другой, если понимал, что характер и тип освещения меняются. Процесс ручной установки баланса белого реализован в Olympus OM-D E-M1 макисмально удобно и оперативно. Зажал выделенную клавишу, сфотографировал белый лист при текущих условиях освещения, и готово!
Репортеру важна скорострельность камеры. Здесь есть выбор: либо переключить фотоаппарат в режим “пулемета” со скоростью съемки до 10 кадров в секунду, заблокировав при этом автофокус, экспозицию и баланс белого; либо оставить следящий автофокус и систему экспозамера активными, но немного потерять в скорости серийной съемки (до 6-6,5 кадров в секунду). Безусловно, скорострельности камеры для репортажной съемки вполне хватает даже в “медленном” режиме, когда активна вся автоматика. С такой настройкой я и продолжаю съемку.
Одним из важнейших параметров при оценке скорострельности камеры является объем встроенного буфера и время до замедления съемки при использовании хорошей карты памяти. В моем случае использовалась довольно шустрая SDHC карта Transcend стандарта UHS-I (модель TS32GSDHC10U1).
В режиме RAW+JPG до замедления съемки прошло около 7 секунд, камера сделала 43 снимка. При замедлении камера, впрочем, была способна делать около 1 кадра в секунду. С более быстрой картой возможен и лучший результат. После непрерывной съемки 43 кадров буфер был полностью готов к следующей серии через 19 секунд, когда завершилась запись на карту памяти). Однако, снимать на прежней скорости можно было уже через 7 секунд.
Серия в формате RAW заполнила буфер примерно за 9 секунд (54 кадра). Далее снова последовало замедление. А вот в режиме JPG Fine (максимальное качество) камера, вероятней всего, может снимать до заполнения карты памяти, по крайней мере 1 минуту и 361 кадр камера отработала без какого-либо снижения скорости серийной съемки.
Светочувствительность матрицы — параметр, безусловно, важный для репортажной съемки. Ведь в условиях тусклого клубного света работать приходится без внешней вспышки. Большую часть времени я старался удерживать ISO в пределах от 200 до 800, иногда поднимая чувствительность до 1600 единиц.
Предлагаю внимательно рассмотреть предложенные кадры и сделать выводы самостоятельно, но закономерность я выведу такую: чем темнее кадр, тем больше шума и меньше деталей в картинке будет запечатлено. Это видно на многих кадрах. После ISO 800 в таких условиях картинка сильно теряет в деталях, а кое-где начинает пробиваться видимый шум. Для публикации в сети в разрешении до 2000 точек по длинной стороне, фотографии вполне хороши даже на 3200 ISO, но коммерческое качество картинки доступно только на чувствительности до 800 единиц ISO.
Другое дело — светлые помещения. Здесь ISO можно поднимать выше. При съемке людей — до 8000 ISO, не опасаясь за качество картинки. На улице же, при естественном вечернем освещении и вовсе камера способна выдавать приличную картинку вплоть до 12800 ISO. Только без злоупотреблений! По-настоящему чисто можно отсняться при чувствительности до 1600 ISO. Более высокие значения только в том случае, когда фотографу важнее так или иначе запечатлеть событие, нежели сохранить максимальное качество снимка.
Для серьезной репортажной работы стоит запастись сменными аккумуляторами. Моя батарейка села через три часа активной съемки. За это время я успел отснять без малого 32 гигабайта кадров в формате RAW+JPG, ведя съемку длинными сериями. Кроме этого я воспользовался разве что Wi-Fi для передачи нескольких изображений (4 файла) к себе на смартфон для публикации в Instagram и немного покопался в меню, экспериментируя с настройками и режимами съемки. В спецификации камеры производитель, не умалчивает информацию о невысокой емкости аккумулятора, заявляя, что его хватит на 330 снимков при среднестатистических условиях съемки. Справедливости ради замечу, что в среднем я делал гораздо больше кадров от одного заряда аккумулятора, но по сравнению с классическими зеркалками ресурс аккумулятора E-M1 все еще маловат.
Я обязательно вернусь к описанию работы камеры с фирменной внешней вспышкой в одной из заключительных частей теста. В завтрашней же части теста мы перемещаемся в студию, чтобы опробовать Olympus OM-D E-M1 в качестве инструмента для съемки модельных тестов, портретов и даже бьюти.