Вверх

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Студийная съемка

Студия — еще одно место, где Olympus OM-D E-M1 может оказаться весьма перспективным инструментом, особенно для людей, снимающих в таких жанрах, как макро, фуд-фотография, съемка для каталога, модельные тесты, бьюти, актерское и модельное портфолио. Уверен, что камера сможет себя показать и в других жанрах, в которых принято работать с контролируемым светом.

Итак, работать буду в студии с возможностью снимать с различными типами света — естественным, постоянным и импульсным.

Начнем же мы с теста ISO. Ведь одно дело, когда публикуются безжизненные мишеньки, и совсем другое другое — портреты красивой девушки. С помощью этого теста мы рассмотрим как же работают объектив Olympus Zuiko 12-50 и 16 мегапиксельная матрица при естественном рассеянном свете из окна при съемке кожи:

Olympus OM-D E-M1 - ISO 200, F5.8, 1/10 с, 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.8, 1/10 с, 8.0 МБCкачать RAW
Olympus OM-D E-M1 - ISO 400, F5.8, 1/15 с, 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.8, 1/15 с, 8.0 МБCкачать RAW
Olympus OM-D E-M1 - ISO 800, F5.8, 1/40 с, 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.8, 1/40 с, 8.0 МБCкачать RAW
Olympus OM-D E-M1 - ISO 1600, F5.8, 1/80 с, 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F5.8, 1/80 с, 8.0 МБCкачать RAW
Olympus OM-D E-M1 - ISO 3200, F6.3, 1/100 с, 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F6.3, 1/100 с, 8.0 МБCкачать RAW
Olympus OM-D E-M1 - ISO 6400, F8, 1/160 с, 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 6400, F8, 1/160 с, 8.0 МБCкачать RAW
Olympus OM-D E-M1 - ISO 12800, F9, 1/200 с, 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 12800, F9, 1/200 с, 8.0 МБCкачать RAW
Olympus OM-D E-M1 - ISO 25600, F10, 1/250 с, 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 25600, F10, 1/250 с, 8.0 МБCкачать RAW

Вплоть до 1600 ISO кожа остается живой, хорошо прорабатываются мягкие тени, цветопередача остается отличной, а детализация практически не снижается.

Начиная с 3200 ISO и до 8000 ISO цвет контролируется хорошо, но картинка “сохнет”, скрадываются некоторые полутона, падает детализация. Однако, изображение на 3200 и даже 6400 ISO остается абсолютно пригодной при публикации в интернет с разрешением до 2000 точек по длинной стороне (это перекрывает требования любой социальной сети и даже многих фотосайтов). Можно также без опаски производить печать не очень большим форматом. Если не сказать, что фотография сделана на высоком ISO — мало ко обратит на это внимание.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 12800, F9, 1/250 с, 7.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 12800, F9, 1/250 с, 7.0 МБCкачать RAW

Начиная с 12800 ISO и далее сильно заметен яркостной шум, который сразу же съедает детализацию, особенно страдают теневые участки. Картинка все еще применима в качестве иллюстраций, например, в событийном репортаже, или для перевода в ч/б.

И только на 25600 ISO становится очевидно, что мы потеряли почти половину информации из-за шума и шумоподавления. Впрочем, при переводе в монохром или уменьшении до 700 точек по длинной стороне такие изображения вполне применимы для размещения в интернете.

Очередным испытанием для камеры станет съемка портрета с постоянным светом от галогеновой лампы мощностью 1000 Вт. Цветовая температура света 3200-3600 Кельвинов. Здесь я выставляю ISO на LOW (эквивалент 100 ISO) и прикрываю диафрагму, чтобы большая площадь кадра попала в резкость и сохранилось как можно больше деталей. Насадку я выбираю самую простую — стандартный рефлектор, потому что нам важен жесткий свет, прорисовывающий все рельефы.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 100, F9, 1/125 с, 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/125 с, 8.0 МБCкачать RAW

Как видите, матрица и объектив и процессор камеры справились неплохо. Про автофокус можно сказать только лестное — он не ошибается. Кроме того, в меню камеры можно задать автоматическую фокусировку на правом или левом глазу. Эта функция, как показала практика, работает даже при съемке поясных портретов и при более мелких планах.

Olympus OM-D E-M1 - 1.0 МБ

Хватило матрице и динамического диапазона — полутонов в кадре очень много, а ведь мы используем жесткий свет и довольно сложный макияж. Здесь и почти выбитые участки (но все же содержащие немного информации) вроде блика на носу, и градация до почти абсолютно черного.

Еще одна важная особенность, о которой не стоит забывать — матрица формата 4/3” при прочих равных гарантирует значительно большую ГРИП (глубину резко изображаемого пространства), нежели матрицы в полнокадровых или даже кроп-камерах. Именно поэтому, снимая актерское портфолио, я получил огромное количество нерезких кадров на взрослую зеркалку, а на тестируемой беззеркалке все кадры были резкими. Хотите более сильного размытия? Попробуйте использовать макро объектив и сфокусироваться с более короткой дистанции!

Следующий тест — с импульсным светом, и тут стоит сразу же учесть, что вам подойдет не каждый студийный радиосинхронизатор. Вернее так: работать будет каждый — и инфракрасный, и радиосинхронизатор. Но минимальная выдержка x-сихронизации, доступная камере, составляет 1/320 секунды. А это очень неплохо по сравнению со многими зеркалками! В моем случае китайский студийный синхронизатор не позволил работать на выдержках короче 1/160, но с синхрокабелем выдержка получилась как раз 1/320. Именно тут мне и пригодился тот самый разъем синхроконтакта на передней части корпуса, который ранее казался гостем из далекого прошлого.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 100, F6.3, 1/160 с, 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/160 с, 8.0 МБCкачать RAW

Картинка характеризуется естественной цветопередачей и хорошим микроконтрастом. Автофокус срабатывает даже при выключенном пилотом свете в полумраке студии. Граница между светом и тенью аккуратная, как и должно быть при использовании большого софтбокса.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 100, F7.1, 1/160 с, 6.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/160 с, 6.0 МБCкачать RAW

Автоматика позволяет без опаски пользоваться автоматическим балансом белого, но при съемке каталога или предметки рекомендую этот параметр выставить вручную по эталону. Кроме всего прочего, мне понравилось снимать в студии с АРТ фильтрами. На выходе я получил кадры, которые не стыдно сразу же отдать вашей модели или опубликовать в социальные сети.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 100, F5.8, 1/15 с, 9.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.8, 1/15 с, 9.0 МБ

Макро

Съемка мелких предметов на полнокадровую камеру с макро объективом — боль. В первую очередь — боль в мышцах и суставах на следующий день после съемки. Объективы для макро на коротких дистанциях имеют минимальную глубину резкости, иногда шириной всего в пару миллиметров. Для того, чтобы в резкость попала даже небольшая значимая часть предмета, необходимо максимально стабилизировать камеру, а объект съемки при этом не должен двигался. На поле, в ветреный день — ситуация патовая. Однако, если у вас в руках Olympus OM-D E-M1, проблем будет куда меньше.

Матрица формата micro 4/3 обеспечивает увеличенную по сравнению с зеркалками глубину резкости, а эффективный стабилизатор и общий баланс камеры с фирменными макрообъективами позволяют получать больше качественных снимков.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 200, F8, 1 с, 8.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1 с, 8.0 МБCкачать RAW

Есть у камеры и еще один режим, помогающий макрофотографу. Называется он «Рф помощник». В этом режиме на экране или в видоискателе подсвечиваются контуры объектов, попавших в полосу резкости. Система также может увеличивать часть изображения при повороте фокусировочного кольца на объективе. Для съемок совсем уж маленьких объектов это очень удобно.

Olympus OM-D E-M1 - ISO 500, F2.8, 1/80 с, 120.0 мм экв., 7.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 500, F2.8, 1/80 с, 120.0 мм экв., 7.0 МБCкачать RAW

Наконец, мне показалось логичным использовать следящий автофокус (C-AF+TR). Даже если вы хотите снять почки на ветке, которую раскачивает ветер, следящий автофокус запомнит объект съемки и будет постоянно стараться отслеживать его движения. Результатом становятся удачные кадры!

Olympus OM-D E-M1 - ISO 400, F4.5, 1/125 с, 7.0 МБ E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4.5, 1/125 с, 7.0 МБCкачать RAW

Что касается объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 60mm f/2.8 Macro, то его можно похвалить сразу за многое. Он достаточно светосильный, легкий и компактный, с быстрым приводом автофокуса и поворотным многопозиционным переключателем лимитера автофокуса. С помощью этого объектива при эквивалентном фокусном расстоянии 120 мм, можно снимать как макро, так и воспользоваться им как умеренным телевиком, в том числе для съемки портретов.

Опубликовано: 07.04.2014

Обсудить
247d99b5 2ae6 4ba0 adc7 2d6d3068d6e7 square 100
Андрей Жуков
Опубликовано 07.04.2014
Дмитрий, 2015-10-11T16:47:36

Сравнил тут на досуге примеры фотографий на этом сайте, сделанных светосильными фиксами от Olympys и Fuji, с фото, снятыми мной на Canon EOS 5D M3 c фиксом 35 f/1.4 L USM.
Кэненоновский фикс даёт картинку заметно резче и с намного лучшим микроконтрастом.
Фото от Olympus и Fuji выглядят как-то по-любительски.
Полагаю, что не стоит ждать скорого отмирания зеркалок, пока есть спрос на высококачественную фотографию для печати.

Дмитрий, 2015-10-11T16:29:46

Всё верно у них нарисовано и объяснено.
С указанным конвертером фокусное расстояние уменьшается, как следствие, увеличивается геометрическая светосила.
"Подвох" в том, что эффективная светосила объектива неизбежно уменьшается, т.к. в оптической системе появляются дополнительные линзы, из-за которых уменьшается коэффициент светопропускания объектива. Как сильно уменьшится коэффициент светопропускания, зависит от качества стёкол и просветления. Наверное, снижение незначительное и в целом светосила объектива с конвертером действительно увеличивается примерно на одну ступень.
Интересно, как у этого конвертера дела обстоят с аберрациями и геометрическим искажениями?

Joe Ipsilanti, 2015-03-19T19:05:00

Более того, на софтине Olympus Share интервал можно сокращать до 0.5 сек, но там почему-то серия не более 10 кадров. Что это за интервальная съёмка такая в 10 кадров по видению разработчиков??

Joe Ipsilanti, 2015-03-19T19:02:38

Нет, это не из-за него. В камере отключено шумоподавление и стабилизатор, но проблема сохраняется. Проблема была на 1-й прошивке, сохранилась и на 2-й. Из-за этого, не знающему о проблеме человеку, просто невозможно корректно рассчитать параметры съёмки.

Вот тут проблема подтверждается: http://www.dpreview.com/for...

Георгий Полицарнов, 2015-03-02T09:46:03

Включено в меню шумоподавление на длинной выдержке? Если да, то это из-за него.

Joe Ipsilanti, 2015-03-02T07:57:24

Егор, не меряйте всё по себе. Я осознанно отказался от полнокадрового Nikon D700 в сторону этой камеры, причём ни разу пока не пожалел. У каждого свои задачи и требования.

Joe Ipsilanti, 2015-03-02T07:55:54

Ребята, в части time-lapse совершенно поверхностно рассмотрено и не обращено внимание на дичайшую багу этой камеры. Фактически, камера некорректно отрабатывает программируемый сценарий съёмки.

Какой бы интервал съёмки я ни выставлял, камера всегда делает его на 2 сек длиннее. Напр., ставлю интервал 4 сек. и выдержку 2 сек., а на деле получаю 6 сек. интервала + 2 сек. выдержки. Если ставлю интервал 2 сек., то реально он будет 4 сек. Поэтому даже если я выставляю интервал до минимальной 1 сек. (вопрос почему нельзя поставить интервал 0 сек.), то реально это 3 сек.

Ivan Donskoy, 2015-01-12T18:04:36

Спасибо. Ознакомился с удовольствием, но больше что-то похоже на жульство из серии следите за руками, схемами и чудесами математики.
По-прежнему остается пара вопросов про реальное светопропускание такой системы (где-то какой-то подвох).
И все-таки есть нестыковки. В данном обзоре указывается что возрастает и фокусное расстояние, но в примере и в описании переходника указано, что оно уменьшается с коэффициентом х0,71 + всегда считал, что ступень или стоп - изменение параметра в два раза. В общем как-то не сложилась арифметика в приведенные в данной статье параметры 60 ф1.2.
Что касается основного персонажа обзора то штуковина безусловно интересная (и эта конкретно и класс в целом). Вполне возможно, что со временем такими товарищами будут вытеснены многие зеркалосодержащие аппараты. Хотя и не отказался бы попробовать в использовании данный Олимпус (личные впечатления наше всё), но в целом мне более нравятся более ухватистые корпуса зеркалок и чтоб с дополнительным монохромным дисплеем. Цена с объективом 12-40 больше стоимости второго Семена + 18...135 или сопоставима с комплектом Никанор 7100+родной 17...55 (а то и 24-70) или равна туловищу Д750, а любой из трех вариантов для меня более интересен.

Георгий Полицарнов, 2015-01-12T08:47:25

Вот здесь подробно и со схемами расписано, как это работает: http://prophotos.ru/news/14...

Ivan Donskoy, 2015-01-11T20:42:31

Можно для тех кто на бронепоезде пояснить как при помощи переходника может повышаться светосила. Всегда считал, что любые насадки/переходники в лучшем случае оставляют все как есть, а если есть какой-то конвертер то светосила только падает.

Энтони Попиков, 2014-05-23T20:41:17

Егор, или даже лучше вас называть "отчаянная домохозяйка" сюдя по вашей манере спамить везде и всюду, у меня к вам несколько вопросов:
1) что же вы распродаете-то свой замечательный 6д? Который кстати купили дороже чем Е-М1.
2) вы кучу раз писали что " лучше я куплю Пентакс"- так что же вы его не купите???? Купите и снимайте... Зачем вам 6д? Зачем вам панас gx-7 ? А я знаю) наверно потому что Пентакс огромный кирпич.....
3) ну и много раз вы писали что возьмете себе Е-М1 как только она подешевеет... Значит нравится камера??? Но вы нищеброд и не можете себе ее позволить вот и кряхтите как старый дед. Тем более Олимпус-это не Пентакс который демпенгует, ни Кэнон с Никоном-серого товара которого до фига и больше и не Панасоник- который на старте стоит 30 тыс, а через 5 месяцев 15тыс, и тут уже не найти халявки. У Олимпуса очень ровный ценик. Вот вы и брызгаете ядом где только можно, а проблема только в вас....
Отличный обзор , как и сама камера)

Егор Емельянов, 2014-04-22T20:49:53

Да не, автофокус у них пока далек от зеркалок. Безнадежно далек. Даже простенький Canon 6D (модуль АФ там действительно очень простенький) запросто кладет на лопатки тот самый FastAF олимпуса уже при простом сумеречном освещении на динамичных объектах, а уж при съемке птиц в полете или предметки в комнатном (или пилотном) свете и подавно - все беззеркалки в части кадров на предметке просто не способны сфокусироваться, а зеркалка делает это влет. Даже олимпсусовская зеркалка (E-520). Все, чем реально может похвастать БЗК - это медленный АФ почти в полной темноте - для статики пойдет. В остальном нет, не заменит пока БЗК зеркалку на 100%, это дневные камеры и камеры для статичных вечерних сюжетов. Хотя имея скилл, можно динамику и с ними снимать, в ручном фокусе. Только нафиг так заморачиваться, если есть зеркалки?

Егор Емельянов, 2014-04-22T20:46:08

А разница с зеркалкой в лучшую сторону-то есть? Я вот что-то не впечатлился - ну, компактность, да, но у Панасоника функционал больше понравился, стаба нет только, а в остальном удобнее во всем, да еще плюшки в виде богатства настроек, функции интервальной съемки вообще на высоте, электронный затвор (только бы матрицу пошустрее в плане считывания).

Егор Емельянов, 2014-04-22T20:23:18

Ля, чуваки... ой, простите: господа и дамы, я купил полнокадровый фотик дешевле, чем этот расчудесный бублик. Так что и остается тестерам убеждать потенциального немногочисленного покупателя в невероятных суперспособностях этой поделки. Кстати, в минусах про конскую цену этого кропа ни слова нет. А я лучше куплю Pentax K-5 IIs в два раза дешевле - функционал тот же, фазовая фокусировка даже лучше, по крайней мере в разных условиях. Я как-то разочаровался в Olympus. Вроде снаружи круто, вроде цена высокая и все должно быть прекрасно. А косяк потом то там, то здесь вылазит. Некоторые кадры с ним упускал (из-за медленного АФ вечером) - зеркалка такого не позволяла себе, мелкие косяки, непродуманное управление и эргономика БЗК (зеркалки компании были хороши), детские болезни, нелогичный модельный ряд, завышенные ценники. Ну ценники понятно - олимпус метит в короли (но чо-т с кропом туда соваться - моветон), но мне на это наплевать. Пусть покупают мажористые фотографы, а другие купят аппарат другой фирмы, впрочем, ни в чем особо не теряя, а кое-что даже и приобретая.

starчe, 2014-04-17T16:32:12

Это и завораживает. Без заморочек можно заниматься непосредственно построением кадра будучи уверенным, что технически всё будет на уровне.

Георгий Полицарнов, 2014-04-16T15:20:40

Что мне в этом фильтре понравилось, так это правдоподобная пленочная зернистость и передача полутонов. Я хорошо помню, как работал с советской пленкой А-2Ш: высококнтрастная, зернистая. Я ее из-за зернистости и любил:) А тут точно такой же характер изображения без всяких танцев с бубном и проявкой-печатью:)

Starче, 2014-04-16T15:16:29

«Еще один фильтр, признаюсь, мой любимый —
“Зернистость”. Он напоминает пленку с крупным зерном и высоким контрастом. Если
честно, то только ради этого фильтра я без раздумий готов приобрести камеру
Olympus»- под этими словами подписываюсь двумя руками.

Недавно купил E-PL3 для зимних снимков и был покорён обоими фильтрами, о которых
говорится. При самых невзрачных условиях можно получить очень интересные
снимки. Примеры на

http://fotki.yandex.ru/user... и http://fotki.yandex.ru/user...

Андрей Жуков, 2014-04-11T04:49:13

Нужно почитать списки исправлений для каждого случая. Где то лучше работает стабилизатор, где то исправляется совместимость с некоторыми камерами, где то улучшается серийная съемка со следящим автофокусом. Вот здесь, к примеру, есть информация о прошивках для большинства объективов (по синей кнопке):

http://www.olympus.co.jp/en...

Андрей Жуков, 2014-04-11T04:46:00

Через день будет часть по студийной съемке. Там будет не мало про кожу, портрет, сравнение при искусственном и естественном свете и на разных ISO. Я даже сделал несколько исходников бьюти портретов с креативным мэйком. О разном, одним словом.
Что касается объектива - 12-40 конкретно под тест мне не выдавали, поскольку пришел младший кит, с которым тестирование и происходит.

daddyroom, 2014-04-10T07:10:18

Собстевенно снимали им товар для бумажного каталога для http://www.presentbar.ru Нареканий особо нет, но пока если честно не привык еще к нему, руки так и тянутся к старой зеркалки)

Aa36aa0f 3c1a 43ea 906c e680576dc4e8