Студийная съемка
Студия — еще одно место, где Olympus OM-D E-M1 может оказаться весьма перспективным инструментом, особенно для людей, снимающих в таких жанрах, как макро, фуд-фотография, съемка для каталога, модельные тесты, бьюти, актерское и модельное портфолио. Уверен, что камера сможет себя показать и в других жанрах, в которых принято работать с контролируемым светом.
Итак, работать буду в студии с возможностью снимать с различными типами света — естественным, постоянным и импульсным.
Начнем же мы с теста ISO. Ведь одно дело, когда публикуются безжизненные мишеньки, и совсем другое другое — портреты красивой девушки. С помощью этого теста мы рассмотрим как же работают объектив Olympus Zuiko 12-50 и 16 мегапиксельная матрица при естественном рассеянном свете из окна при съемке кожи:
Вплоть до 1600 ISO кожа остается живой, хорошо прорабатываются мягкие тени, цветопередача остается отличной, а детализация практически не снижается.
Начиная с 3200 ISO и до 8000 ISO цвет контролируется хорошо, но картинка “сохнет”, скрадываются некоторые полутона, падает детализация. Однако, изображение на 3200 и даже 6400 ISO остается абсолютно пригодной при публикации в интернет с разрешением до 2000 точек по длинной стороне (это перекрывает требования любой социальной сети и даже многих фотосайтов). Можно также без опаски производить печать не очень большим форматом. Если не сказать, что фотография сделана на высоком ISO — мало ко обратит на это внимание.
Начиная с 12800 ISO и далее сильно заметен яркостной шум, который сразу же съедает детализацию, особенно страдают теневые участки. Картинка все еще применима в качестве иллюстраций, например, в событийном репортаже, или для перевода в ч/б.
И только на 25600 ISO становится очевидно, что мы потеряли почти половину информации из-за шума и шумоподавления. Впрочем, при переводе в монохром или уменьшении до 700 точек по длинной стороне такие изображения вполне применимы для размещения в интернете.
Очередным испытанием для камеры станет съемка портрета с постоянным светом от галогеновой лампы мощностью 1000 Вт. Цветовая температура света 3200-3600 Кельвинов. Здесь я выставляю ISO на LOW (эквивалент 100 ISO) и прикрываю диафрагму, чтобы большая площадь кадра попала в резкость и сохранилось как можно больше деталей. Насадку я выбираю самую простую — стандартный рефлектор, потому что нам важен жесткий свет, прорисовывающий все рельефы.
Как видите, матрица и объектив и процессор камеры справились неплохо. Про автофокус можно сказать только лестное — он не ошибается. Кроме того, в меню камеры можно задать автоматическую фокусировку на правом или левом глазу. Эта функция, как показала практика, работает даже при съемке поясных портретов и при более мелких планах.
Хватило матрице и динамического диапазона — полутонов в кадре очень много, а ведь мы используем жесткий свет и довольно сложный макияж. Здесь и почти выбитые участки (но все же содержащие немного информации) вроде блика на носу, и градация до почти абсолютно черного.
Еще одна важная особенность, о которой не стоит забывать — матрица формата 4/3” при прочих равных гарантирует значительно большую ГРИП (глубину резко изображаемого пространства), нежели матрицы в полнокадровых или даже кроп-камерах. Именно поэтому, снимая актерское портфолио, я получил огромное количество нерезких кадров на взрослую зеркалку, а на тестируемой беззеркалке все кадры были резкими. Хотите более сильного размытия? Попробуйте использовать макро объектив и сфокусироваться с более короткой дистанции!
Следующий тест — с импульсным светом, и тут стоит сразу же учесть, что вам подойдет не каждый студийный радиосинхронизатор. Вернее так: работать будет каждый — и инфракрасный, и радиосинхронизатор. Но минимальная выдержка x-сихронизации, доступная камере, составляет 1/320 секунды. А это очень неплохо по сравнению со многими зеркалками! В моем случае китайский студийный синхронизатор не позволил работать на выдержках короче 1/160, но с синхрокабелем выдержка получилась как раз 1/320. Именно тут мне и пригодился тот самый разъем синхроконтакта на передней части корпуса, который ранее казался гостем из далекого прошлого.
Картинка характеризуется естественной цветопередачей и хорошим микроконтрастом. Автофокус срабатывает даже при выключенном пилотом свете в полумраке студии. Граница между светом и тенью аккуратная, как и должно быть при использовании большого софтбокса.
Автоматика позволяет без опаски пользоваться автоматическим балансом белого, но при съемке каталога или предметки рекомендую этот параметр выставить вручную по эталону. Кроме всего прочего, мне понравилось снимать в студии с АРТ фильтрами. На выходе я получил кадры, которые не стыдно сразу же отдать вашей модели или опубликовать в социальные сети.
Макро
Съемка мелких предметов на полнокадровую камеру с макро объективом — боль. В первую очередь — боль в мышцах и суставах на следующий день после съемки. Объективы для макро на коротких дистанциях имеют минимальную глубину резкости, иногда шириной всего в пару миллиметров. Для того, чтобы в резкость попала даже небольшая значимая часть предмета, необходимо максимально стабилизировать камеру, а объект съемки при этом не должен двигался. На поле, в ветреный день — ситуация патовая. Однако, если у вас в руках Olympus OM-D E-M1, проблем будет куда меньше.
Матрица формата micro 4/3 обеспечивает увеличенную по сравнению с зеркалками глубину резкости, а эффективный стабилизатор и общий баланс камеры с фирменными макрообъективами позволяют получать больше качественных снимков.
Есть у камеры и еще один режим, помогающий макрофотографу. Называется он «Рф помощник». В этом режиме на экране или в видоискателе подсвечиваются контуры объектов, попавших в полосу резкости. Система также может увеличивать часть изображения при повороте фокусировочного кольца на объективе. Для съемок совсем уж маленьких объектов это очень удобно.
Наконец, мне показалось логичным использовать следящий автофокус (C-AF+TR). Даже если вы хотите снять почки на ветке, которую раскачивает ветер, следящий автофокус запомнит объект съемки и будет постоянно стараться отслеживать его движения. Результатом становятся удачные кадры!
Что касается объектива Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 60mm f/2.8 Macro, то его можно похвалить сразу за многое. Он достаточно светосильный, легкий и компактный, с быстрым приводом автофокуса и поворотным многопозиционным переключателем лимитера автофокуса. С помощью этого объектива при эквивалентном фокусном расстоянии 120 мм, можно снимать как макро, так и воспользоваться им как умеренным телевиком, в том числе для съемки портретов.