Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Дата публикации: 07.04.2014

Управление и эргономика

Камеры Olympus OM-D обладают впечатляющим стильным ретро-дизайном и прекрасно лежат в руке. Olympus OM-D E-M1, действительно удобна, и, что немаловажно, отлично сбалансирована с большинством оригинальных объективов M.Zuiko (PRO/Premium). Все органы управления расположены именно там, где ожидаешь, а там, где есть свободное место, почти всегда можно найти программируемую кнопку или переключатель для решения любой задачи.

После нескольких минут в меню камеры можно бескомпромиссно настроить фотоаппарат под себя, какие бы запросы к органам управления вы не предъявляли. Все важные в том или ином жанре фотографии параметры окажутся заведенными на выделенные кнопки и переключатели, а экранное меню в электронном видоискателе или на откидном дисплее позволит вообще не отвлекаться от съемки.

Для меня важно иметь полный контроль над съемкой, поэтому обычно я снимаю в режиме М. Мне привычно, когда выдержку контролирует колесо, расположенное около кнопки спуска, а диафрагма регулируется колесом на задней части корпуса. Именно эти параметры я и выставил для колес управления.

Второе изменение, которое я внес — назначил кнопке REC переключение между режимами JPG и RAW+JPG. Для меня это важно, поскольку некоторые сюжеты я снимаю для тестов, и мне необходимы для публикации RAW файлы. Для себя же я снимаю в JPG, поскольку меня более чем устраивает результат съемки в этом формате в камерах Olympus. Для переключателя я задал режим Mode 5, когда отключается автофокус, ведь на объективах Olympus обычно такого переключателя нет.

Для самых продвинутых пользователей доступно полноценное управление камерой со смартфона или планшета при подключении по встроенному Wi-Fi. Для этого на ваш Android или iOS смартфон нужно установить фирменное приложение. Мы обязательно рассмотрим процесс удаленной съемки и другие возможности приложения далее по ходу тестирования камеры.

Если вам мало и этого, то дополнительные программируемые клавиши можно найти прямо на объективах семейства M.Zuiko Digital.

Например, на одном из участвующих в тесте объективов — M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑50mm 1:3.5‑6.3 EZ, обнаружились сразу две кнопки. Первая отвечает за переход в режим макросъемки с коротких дистанций, а вторая (L-Fn) за блокировку автофокуса, но при этом она программируемая, и на нее можно назначить одну из 20 доступных допонлнителньо функций, а так же выбрать один из четырех пользовательских наборов настроек для заранее определенной съемочной ситуации. Или можно просто отключить эту кнопку.

Если внимательно посмотреть на этот объектив, то в нем обнаружатся еще несколько необычных особенностей. Например, кольцо зуммирования имеет два положения: традиционное, и положение, в котором активируется моторизованный привод, позволяющий плавно и абсолютно беззвучно пользоваться зумом при видеосъемке.

Olympus чутко прислушивается к комментариям и пожеланиям фотографов и регулярно выпускает обновленные прошивки для камер и объективов. Прямо во время теста встроенное программное обеспечение камеры обновилось до версии 1.3, привнеся несколько значительных улучшений в режим записи звука при съемке видео. Что еще интересней, появилась возможность использовать режим работы затвора на выдержках до 1/320 секунды с электронно передней шторкой, чтобы дополнительно сократить эффект “встряски” от срабатывания затвора и сделать изображения еще более резкими. После обновления прошивки до версии 1.3 я сразу же активировал этот режим на выдержках до 1/320 секунды. Для этого я перешел в пользовательское меню, раздел Экспозиция, пункт Антишок и выставил там 0 сек.

Камера Olympus OM-D E-M1 позиционируется как профессиональный инструмент и поэтому готова похвастаться полной пыле-влагозащитой. Судя по роликам из Youtube, ее можно смело мыть под краном. А я смог удостовериться в защищенности фотоаппарата, отработав съемочный день под мокрым весенним снегом. Промокло и промерзло все: и я, и защищенный от влаги фото-рюкзак, и, безусловно, камера, но ни единого намека на отказ или некорректную работу я не почувствовал.

Olympus OM-D E-M1 не боится умеренных морозов. По спецификации ей нипочем холода вплоть до - 10 градоусов по Цельсию. Мне удалось поснимать ночью, когда столбик термометра опустился ниже -8 градусов. Могу сказать одно: единственное, о чем в такой ситуации стоит задуматься, так это о хороших перчатках, ведь корпус фотоаппарата из магниевого сплава мгновенно промерзает и сильно холодит руку, даже несмотря на специальные вставки из кожезаменителя.

Особенности и органы управления:

Передняя часть камеры оснащена парой кнопок, которые предназначены для установки баланса белого по эталону и предпросмотра глубины резкости. Функции обоих кнопок можно переназначить в меню.

Здесь же есть архаичный, но зачастую выручающий забывчивого фотографа разъем для синхронизации со внешней вспышкой. Это полезно, когда у вас нет синхронизатора, или в нем сели батарейки, а поснимать со студийным светом необходимо прямо сейчас.

Наконец, весьма полезной окажется лампа подсветки автофокуса, загорающаяся довольно ярким красным светом. Как показали испытания, подсветка эффективна на расстояние около пяти метров от камеры, что здорово помогает при съемке событийного репортажа.

Сверху на камере расположены удобные, но весьма непривычные органы управления. Кнопка спуска затвора совмещена с одним из колес управления. Рядом с ней находится кнопка старта записи видео (которую также можно перепрограммировать). Наличие второго колеса управления на верхней панели является не совсем обычным, но, стоит признать, весьма удобным решением. Обычно это колесо располагается либо непосредственно на задней панели камеры, либо совмещается с навипадом. В Olympus OM-D E-M1 оно расположилось очень высоко, фактически над корпусом камеры. Впрочем, “потерять” это колесо в запале съемки у фотографа не получится оно отлично прощупывается, и промахнуться мимо него будет действительно сложно.

Гораздо больший интерес вызывает клавиша Fn2, по умолчанию вызывающая функцию управления светом и тенью. По сути фотографу предложено самым естественным способом контролировать “кривую” света и тени. После активации функции заднее колесо позволяет вытягивать тени, а переднее — светлые участки. Многие производители позволяют делать нечто подобное в автоматическом режиме и только в заданных на заводе рамках, и я хочу сказать огромное спасибо Olympus за возможность контролировать этот важный параметр сразу же во время съемки.

Большое девятипозиционное колесо выбора режима съемки оснащено кнопкой, которая, будучи нажатой, блокирует его вращение. Не прочитав вначале инструкцию и нажав на нее два раза я даже было подумал, что камера неисправна — колесо оставалось заблокированным . Но нет, просто у кнопки два фиксированных положения: заблокировано/разблокировано. И как это происходит на некоторых других камерах, простое нажатие и удержание кнопки не приводит к разблокировке колеса.

Еще одним органом управления стал целый блок кнопок, совмещенный с рычажком включения/выключения камеры. Здесь совмещены две кнопки, по умолчанию отвечающие за включение режима HDR, выбора режима протяжки, переключение режима автофокуса и выбор режима экспозамера. Подробнее на некоторых особенностях работы этих функций мы остановимся в следующих частях теста, когда я буду рассказывать, как они применялись во время реальных съемок.

Задняя панель Olympus OM-D E-M1 выглядит традиционно для топовых беззеркальных камер. Здесь не так много органов управления и все они расположены классическим образом. Почти все кнопки сгруппированы в правой части камеры. Здесь и навипад, и 6 кнопок, и рычажок, позволяющий мгновенно переводить камеру в режим пользовательского набора настроек или изменять функции колес управления. Всего у рычажка 5 режимов работы. Мне больше всего понравился Mode 5, позволяющий мгновенно переключаться в режим ручной фокусировки и обратно.

Что касается кнопок на задней панели, то все они традиционны для любой камеры — останавливаться на их функциях я бы не стал, просто перечислю их: кнопка блокировки фокуса/экспозици, кнопка info, кнопка меню, кнопка просмотра фото и кнопка их удаления, а так же навипад с клавишей ОК внутри. Седьмая клавиша — Fn1 — чуть более интересна, ведь она может быть переназначена для включения одной из 20 функций или активации одного из четырех пользовательских наборов настроек. По умолчанию Fn1 отвечает за выбор зоны фокусировки.

Единственная кнопка, расположившаяся слева от видоискателя, переключает режим работы дисплея. Его можно использовать для вывода сенсорного меню или переключения в режим визирования по экрану. По длинному нажатию на эту кнопку, на экран выводится меню, предлагающее отключить сенсор на видоискателе и в дальнейшнем переключаться между основным дисплеем и электронным видоискателем вручную.

Но и это не проблема. По центру расположен электронный видоискатель, оснащенный датчиком приближения, который отключает основной дисплей и включает непосредственно дисплей в видоискателе. Это здорово экономит энергию и не отвлекает от съемки свечением одного из дисплеев. Сбоку спрятался диск коррекции диоптрий. Многие фотографы опасаются перехода от оптического к электронному видоискателю. Довериться собственному глазу куда проще, нежели электронике, работающей, пускай и молниеносно, но с точно измеримой задержкой. Более того, еще пару лет назад любой электронный видоискатель страдал множеством детский болезней, и кроме заметного лага выдавал зернистую неконтрастную картинку, зачастую искажая цвета. Глядя в электронный видоискатель Olympus OM-D E-M1, понимаешь, что многие проблемы в прошлом. Разрешение видоискателя составляет 2 360 000 точек, отображается 100% площади кадра, а увеличение в 0.74x делает его чуть ли не самым крупным видоискателем в камерах со сменным объективом!

Большую часть задней панели камеры занимает откидной дисплей, который, к сожалению, не оснащен шарниром, что, впрочем гарантирует куда более высокую надежность и долговечность конструкции.

Камерой удобно пользоваться как держа ее над головой, так и опустив на землю.

Об экране можно рассказать только хорошее — он достаточно ярок и передает изображение с правдоподобными цветами. Картинка при этом остается четкой, и можно с легкостью оценить попал ли автофокус в точку. Во время ручной фокусировки дисплей умеет увеличивать изображение таким образом, чтобы навестись на резкость в нужной точке было максимально удобно. К тому же доступна функция подсветки контрастных областей кадра (там где сейчас резко). Благодаря этой функции работа с неавтофокусной оптикой становится простой и удобной.

Немало хороших кадров будет сделано благодаря тому, что экран сенсорный — есть возможность попросту ткнуть в него пальцем и тут же получить снимок с резкостью именно там, куда было указано камере. Это безусловно удобно и вполне применимо, особенно во время съемки из неудобной позиции.

Боковые панели камеры содержат с одной стороны слот для карт памяти, а с другой разъемы для подключения USB кабеля (нестандартный разъем!), микрофонный вход стандарта джек 3.5” и HDMI выход. Хотелось бы иметь слот для второй карты памяти, но инженеров скорее всего остановили требования по компактности фотоаппарата.

Даже полностью заряженной батареи хватает в среднем на 400 кадров, а этого не достаточно для того, чтобы забить больше одной карты памяти объемом 32 Гб. Еще меньше кадров получается сделать в мороз. У меня свежезаряженная батарея разрядилась на 346 кадре. Правда, для построения кадров использовался исключительно внешний дисплей (съемка велась со штатива).

Заканчивая описание Olympus OM-D E-M1, хочу заметить, что камера одинаково здорово смотрится как в мужской, так и в женской руке. При этом стильный дизайн лишь подчеркивает удобство управления. Если позволите, Olympus OM-D E-M1 по эргономике — это своеобразный iPhone в мире фотоаппаратов. Крепкий, стильный, дорогой и выполняющий каждую свою функцию до мелочей идеально. Подтвердить подобное сравнение я постараюсь реальными съемками уже завтра .

Дата публикации: 07.04.2014
Комментировать
Главы:12345678
Предыдущая главаДалее «Автоматический режим, LifeStyle»