Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Дата публикации: 07.04.2014

Аксессуары. Выводы

Как и для любой системной камеры, для Olympus OM-D E-M1 разработано немало аксессуаров, готовых помочь фотографу во многих ситуациях. Некоторые из них помогали мне во время теста, и в заключительный день я хотел бы поделиться впечатлениями об их использовании.

Вспышка Olympus FL-600R

Olympus FL-600R станет важным спутником любого репортера или видеографа. Вспышка весьма компактна, но при этом оснащена по последнему слову техники.

Фотографу доступны все актуальные для современной накамерной вспышки режимы работы: TTL, скоростная синхронизация и синхронизация по второй шторке. Разумеется, во время съемки можно оперативно внести поправку для компенсации мощности импульса в автоматических режимах.

Вспышка готова работать с объективами с фокусными расстояниями от 12 до 42 мм, а с поднятым встроенным широкоугольным рассеивателем и с супер-широкоугольными 8-мм объективами. Угол освещения определяет автоматика, но фотограф может выставить значение по собственному желанию, например, что бы притемнить углы на общем плане и дать акцент на центр изображения. Имеется возможность использовать ее в качестве ведущей или ведомой беспроводной вспышки, в том числе, в четырех независимых группах из нескольких вспышек.

Мощность импульса у Olympus FL-600R относительно невелика. Ведущее число при 100 ISO всего 36 (хотя, при дефолтных для камер Olympus 200 единицах ISO ведущее число составляет уже 50), а это значит, что о больших рассеивателях или о полноценной работе в переносном софт-боксе стоит забыть. Это оборотная сторона компактности.

В помещении с поднятым встроенным белым отражателем вспышка отрабатывает прилично. Если же увеличить ISO, открыть диафрагму и выставить выдержку побольше (до 1/60) — можно хорошо проработать даже темный фон, заморозив при этом объект съемки.

E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/125 с, 120.0 мм экв.

Стоит отметить, что TTL работает предсказуемо и стабильно, но по какой-то причине автоматика в режиме P не дает проработать фон, делая его стабильно темным. Стоит перейти в режим iAuto, как ситуация исправляется, но лишь отчасти — камера начинает выбирать экстремальные выдержки, используя стабилизатор на пределе возможностей.

E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/60 с

Вот где Olympus FL-600R действительно шикарна, так это при съемке видео! В нее встроен яркий светодиод, позволяющий осветить мягким постоянным светом объект съемки даже в полной темноте. Правда эффективность светодиода ограничена всего парой метров, но и этого вполне достаточно для съемки небольшого интервью даже в полной темноте. Светодиод прикрыт пластиковым рассеивателем, смягчающим свет и не слепящим объект съемки — а себя я отношу к людям, которые при каждом “удобном” случае начинают сильно щуриться.

</param></param></param></embed>
z

Скачать этот ролик в оригинальном качестве

z

Светодиод даже способен немного высветлить жесткие тени при съемке на солнце, правда, только с расстояния не более 1 метра. Наконец, с помощью светодиода Olympus FL-600R эффективно помогает автофокусу в сложных условиях.

Вспышка весьма экономна: за неделю довольно активных съемок мне не удалось посадить комплект из четырех свежезаряженных аккумуляторов PowerGenix емкостью 2500mWh (можно сравнить с классическими аккумуляторами емкостью около 3000mAh), а сделано было около 250 импульсов! Более того, я так и не смог добиться перегрева, даже снимая длинной серией с этими мощными аккумуляторами (тип Ni-Zn, напряжение 1.6V вместо классических 1.2V). И темп, который берет вспышка, впечатляет — на мощности, близкой к полной (GN 32), с мощными аккумуляторами Olympus FL-600R делает не менее 1 импульса за секунду.

К сожалению, у Olympus FL-600R нет разъема для подключения внешнего батарейного блока, но мы все же говорим о супер-компактной вспышке, и в минусы отсутствие дополнительных разъемов на корпусе я заносить не стану.

Батарейная ручка Olympus HLD-7

Еще один аксессуар, способный изменить опыт от работы с Olympus OM-D E-M1 — батарейная ручка HLD-7, благодаря которой продлевается время автономной работы камеры, что весьма немаловажно, учитывая невысокое количество кадров от одного заряда аккумулятора. Использование батарейного блока продлевает работу Olympus OM-D E-M1 чуть менее, чем в три раза. С двумя свежезаряженными аккумуляторами в ручке вместо примерно 350, получается сделать более 900 кадров.

Увеличивается при использовании Olympus HLD-7 в разы еще и удобство съемки в портретном режиме. Этому способствует как выделенная кнопка спуска, так и пара функциональных клавиш, добавляющих удобства и без того совершенной в плане эргономики камере.

Порадуются обладатели крупной ладони. Дело в том, что компактная Olympus OM-D E-M1 оказывается для таких людей слишком низкой, и мизинец обычно свешивается с ручки. Так вот, с Olympus HLD-7 этой проблемы попросту не существует: удерживать камеру получается всеми пальцами. На весе камеры установка такой батарейной ручки почти не сказывается: я по прежнему с легкостью удерживаю камеру одной рукой.

Адаптер Olympus MMF-3

На сладкое я оставил, пожалуй, один из самых полезных аксессуаров для любителей системы Olympus. Это переходник Olympus MMF-3 на классическую оптику Four Thirds, то есть на классические автофокусные (и не только) объективы Olympus Zuiko. О качестве этой оптики ходят правдивые легенды, а Olympus OM-D E-M1, оснащенная фазовыми датчиками в составе матрицы, позволяет работать с ними почти так же, как и с родной для системы Micro Four Thirds оптикой — автофокус сохраняется (при этом он работает по фазовому принципу с использованием датчиков на матрице). Более того, пылевлагозащита вашей Olympus OM-D E-M1 останется при вас — переходник характеризуется той же же степенью защиты, что и камера.

Компания Olympus предоставила мне на тест потрясающий светосильный зум Olympus 50-200mm f/2.8-3.5 ED SWD Zuiko, оснащенный ультразвуковым приводом автоматической фокусировки. Конечно, этот объектив смотрится огромным монстром на крохотной E-M1, но с другой стороны, заказчик съемки уже точно не спросит: “А почему у вас камера такая маленькая?”.

Самый главный вопрос — как же работает автофокус при использовании фазовых датчиков автофокуса? И ответ будет таким: медленней, чем молниеносный контрастный с Micro Four Thirds объективами, но достаточно быстро, чтобы снимать идущего прямо на вас человека. И уж точно достаточно быстро, чтобы снимать позирующую перед камерой модель. Причем отрабатывает автофокус одинаково эффективно как в покадровом режиме, так и при слежении за объектом.

У режима слежения при использовании оптики 4/3 есть особенность, которая не позволяет получить в резкости всю серию на максимальных скоростях серийной съемки. Olympus OM-D E-M1 фокусируется точно предсказывая положение объекта съемки, но, как мне показалось, с дискретным шагом и небольшим промежутком между перемещениям фокусировочной группы линз в объективе. Выглядит это примерно так: первый кадр резкий, второй нет, а третий снова резкий и так с завидной стабильностью. Происходит это вовсе не потому, что автофокус “промахнулся”, а потому, что дофокусировка имеет свой темп работы. Стоит ограничить в меню скорость серийной съемки до 3 кадров в секунду, как все кадры в серии со следящим автофокусом оказываются в резкости.

Наконец, стоит учитывать, что фазовые датчики традиционно покрывают не всю площадь кадра, но точно большую его часть. Причем крайние верхние и боковые точки разнесены довольно широко. И это здорово! Неохваченными оказываются только углы, но это характерно абсолютно для любых систем фазовой автофокусировки, применяемых в камерах со сменной оптикой.

Объективы от других систем

Еще одна особенность Olympus OM-D E-M1 — короткий рабочий отрезок, позволяющий установить на камеру через переходники практически любую оптику: от копеечных сверхкомпактных светосильных CCTV объективов (с-mount) до оптики от камер любых других производителей.

С использованием переходников вроде Metabones Speed Booster или Mitakon Lens Turbo Focal Reducer фотографы получают почти точно такой же угол обзора, как у того же объектива на полнокадровой камере, да еще и с увеличенной на ступень светосилой! Например, любой объектив с фокусным расстоянием 50мм f/1.4 с таким переходником на камере с байонетом micro 4/3 запросто превращается в 60мм f/1.2! Качество в данном случае падает, но незначительно. Например, для видеосъемки, такие адаптеры подходят просто идеально.

Для примера привожу пару кадров, снятых на миниатюрные CCTV объективы.

Wi-Fi

Наличием в современном фотоаппарате Wi-Fi функционала никого не удивить. Однако далеко не каждая камера предоставляет возможность из фирменного приложения не только скачивать отснятый материла, но и удаленно управлять камерой, и даже обрабатывать кадры, выставляя им при желании геометки.

Если бы меня спросили, чего мне не хватает в этом приложении, то я бы сильно задумался и предложил бы добавить функцию вывода на экран кадров на лету во время съемки, и, вероятно, дать возможность людям без фирменного приложения напрямую скачивать фото из памяти камеры, например, через браузер.

Дело в том, что настройка Wi-Fi в Olympus OM-D E-M1 хоть и занимает не более 10-15 секунд и не обязывает фотографа читать инструкцию, но все же требует наличия уже установленного приложения Olympus Image Share весом более 35 мегабайт.

Даже в таком немаленьком обзоре объемом в 8 частей, всех возможностей Olympus OM-D E-M1 и системы micro 4/3 в целом, созданной вокруг этой камеры, описать не получится. Но вы можете задавать свои вопросы в комментариях под статьей. Я обещаю читать все ваши вопросы и постараюсь ответить на них максимально оперативно. Только, пожалуйста, не спрашивайте, как работает тот или иной объектив. У меня в руках были только те объективы, которые я упоминал в тексте обзора, и только о их работе у меня сложилось четкое представление, которым я смог бы поделиться с интересующимися. Удачных кадров!

Выводы

Olympus OM-D является одной из самых удобных и настраиваемых под нужды фотографа цифровых системных камер, которые нам доводилось тестировать. Во время теста мы не обнаружили таких функций, которых бы нам не доставало в съемочной практике, будь то съемка на улице в авторежиме, съемка в контролируемых условиях в студии или съемка в режиме репортажа на модном показе. Качество картинки в JPG сравнимо или лучше, чем у большинства зеркалок, а RAW файлы демонстрируют достойный потенциал для коррекции изображения. Множество ART-фильтров и внутрикамерный фоторедактор вкупе со встроенным модулем Wi-Fi позволяют сразу же обрабатывать и выкладывать снимки в интернет.

Единственное, чего сознательно лишается обладатель такой камеры — малой глубины резкости, присущей более крупноформатным камерам. Стоит отметить, что во время тестов не столь малая глубина резкости оказалась очень кстати при съемках репортажа и макро. Да и в студии этот параметр не критичен. И только когда речь заходит о съемке портрета на пленере, приходилось устанавливать макрообъектив и снимать с короткой дистанции, чтобы получить сравнимую с полнокадровой зеркалкой глубину резко изображаемого пространства.

Olympus OM-D E-M1 оснащается эффективным пятиосевым стабилизатором, компенсирующим естественные вращательные движения во всех плоскостях. Таким образом, какую бы оптику вы не использовали, камера сможет снимать в любых условиях. Видеовозможности камеры достаточно широки для профессионального использования, особенно при наличии различных переходников, ведь выбранный для системы micro 4/3 рабочий отрезок позволяет камере работать практически с любой оптикой. Для тех, кому важны компактные размеры при высочайшей защищенности фотоаппарата, прекрасный JPG и отличные RAW - Olympus OM-D EM-1 возможно самая лучшая камера.

Плюсы:

  • компактность;
  • быстрый и точный автофокус в любых режимах и условиях освещения;
  • продуманное управление и меню;
  • быстрый и функциональный встроенный Wi-Fi;
  • видеорежим с расширенным функционалом для творчества;
  • пыле-, влаго- и морозостойкость камеры;
  • возможно, лучший на сегодня стабилизатор;
  • богатый выбор аксессуаров для системы;
  • высокая детализация кадра не только по центру, но и по углам;
  • возможность с помощью доступных переходников установить фактически любой объектив.

Минусы:

  • по шумам на высоких ISO камера все еще немного отстает от одноклассниц в своем ценовом диапазоне;
  • видеорежим рассчитан на творческую съемку, но не на профессиональное использование;
  • для эффективной работы стабилизатора с несистемными объективами необходима его ручная настройка.

Наше резюме

Olympus OM-D E-M1 предназначена для фотографа, ценящего стиль, мобильность и свободу самовыражения. Камера индиффирентна к условиям съемки: будь то знойная пустыня, морской пляж в штормовую погоду, снегопад в зимнем лесу или освещенный ультрафиолетовым светом ночной клуб. Olympus OM-D E-M1 отлично подойдет как для съемок жанровых сцен, так и для сурового репортажа. Фотоаппарат прекрасно зарекомендовал себя в студии и отлично справился с работой на пленере. Если вы ищите камеру, которая позволит не ограничивать себя в съемочном жанре — Olympus OM-D E-M1 станет прекрасным выбором. И обратите внимание на его крайне компактные размеры.

Дата публикации: 07.04.2014
Комментировать
Главы:12345678
Предыдущая глава
247d99b5 2ae6 4ba0 adc7 2d6d3068d6e7 square 100
Андрей Жуков