Вверх

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Съемка видео на Olympus OM-D E-M1

Существует заблуждение, что при разработке камер, инженеры Olympus подходят к вопросу записи видео недостаточно серьезно. Я также скептически относился к спецификациям Olympus OM-D E-M1 в плане видеосъемки, пока не взял камеру в руки.

После съемок первого же видеофрагмента все стало на свои места. Если видеографов ограничили, то лишь в сугубо профессиональных моментах. Например, в Olympus OM-D E-M1 не предусмотрена возможность выбрать фреймрейт (частоту кадров): здесь нет киношных 24p или 60p для замедленной съемки. Только фиксированные 30p. Нет возможности выбрать и формат сжатия или битрейт: только кодэк H.264 с межкадровым сжатием при битрейте 24 мегабит/с.

Но все это детали, которые отходят на второй план, когда начинаешь снимать видео с помощью Olympus OM-D E-M1 сам. У камеры есть свой понятный подход к общению с видеографом, и философия здесь такова:

  • снимайте с рук;
  • снимайте с максимальным комфортом в управлении;
  • снимайте в один дубль сразу с креативными эффектами и преходами;
  • делайте видео, которое вам по душе в любых условиях, не отвлекаясь на лишние настройки.

Давайте разбираться. В случае с Olympus OM-D E-M1 съемка с рук оправдана на 100%. Я не встречал ни одной камеры со сменными объективами, которая умела бы снимать видео стабильнее, нежели героиня этого теста. Секрет в пятиосевом стабилизаторе, эффективно подавляющем естественный тремор рук и тряску при ходьбе. До недавнего времени я считал, что моя зеркалка с недорогим стедикамом вполне себе хороша, но после просмотра первых же роликов, снятых на Olympus OM-D E-M1, я убедился, что технологии стабилизации Olympus работают так же эффективно.

z

Скачать этот ролик в оригинальном качестве

z

Теперь попробуем поснимать видео в условиях сложного освещения со следящим автофокусом, а также посмотрим, как камера себя ведет при съемке движущихся объектов:

z

Скачать этот ролик в оригинальном качестве

z
z

Скачать этот ролик в оригинальном качестве

z

Второй важный при видеозаписи вопрос: а как же камера ведет себя на высоких ISO? Ответ прост. Лучше, чем абсолютное большинство современных фотоаппаратов. Меня полностью устраивает производительность фотоаппарата даже в условиях ночной съемки. Простой тест со светосильным объективом (CCTV 25/1.4). Съемка с рук.

z

Скачать этот ролик в оригинальном качестве

z

Давайте я поясню, что же происходит на этом видео. Я снимаю с рук ночью на сильном ветру. Фокусное расстояние 50 мм в 35-мм эквиваленте. Диафрагма примерно f/2.0 (на объективе недискретное кольцо регулировки), выдержка 1/30, ISO 3200. Картинка достойнейшая. В некоторых моментах изображение значительно увеличивается. Появляется световой шум, но изображение прекрасно читается. Это я нажимаю на клавишу Fn2, которая по умолчанию активирует цифровой телеконвертор. Обратите внимание на стабильность изображения: конечно, не идеально, но тремор минимален. Такую вибрацию без проблем подавит любой приличный программный стабилизатор. По сравнению с большинством зеркалок и, тем более, беззеркалок, картинка чудесная.

В следующем ролике я использую уже чуть более серьезный авофокусный объектив 30мм f/2.8 (60 мм в 35-мм эквиваленте), чтобы показать качество картинки и скорость фокусировки в темноте при касании экрана для указания точки фокусировки самым естественным образом, опять же периодически активируя цифровой телеконвертор.

z

В середине ролика я включаю режимы Эхо/Мульти-Эхо, которые создают эффекты двоения за движущимися объектами или по всей площади кадра при панаромировании. Это удобно для создания перехода между сценами при съемке одним дублем, а делается простым нажатием на навипад вниз или вправо.

Наконец, в завершение я применяю несколько Арт-фильтров к ролику на лету с помощью клавиши Fn1. Зернистость и расширенная тональность традиционно смотрятся весьма необычно.

Разумеется к изображению можно применять не только Арт-фильтры, но и всевозможные предустановки, позволяющие понизить контраст и резкость картинки для последующей коррекции в профессиональном видеоредакторе или наоборот — включить автоматическое улучшение картинки, если желания разбираться со сложными программами нет.

Несмотря на то, что перед матрицей у Olympus OM-D E-M1 нет низкочастотного фильтра, муара при съемке видео не заметно. Это достигается с помощью мощнейшего процессора Olympus TruePci VII.

Следующий тест сделан для того, чтобы продемонстрировать как камера пишет звук. Olympus OM-D E-M1 является на данный момент самой лучшей камерой Olympus для работы со звуком, поскольку оснащается не только встроенными микрофонами или аксессуарным портом для подключения фирменного микрофона SEMA-1, но еще и классическим гнездом 3.5” для подключения огромного числа доступных сегодня внешних микрофонов: от радиопетличек, до пушек и всенаправленных микрофонов.

z

Скачать этот ролик в оригинальном качестве

z

Замечу, что я не стал трогать настройки, потому что подстройка звука и качественный его мониторинг появились лишь в новейшей прошивке 1.3. Стоит заметить, что начиная с версии 1.3 также расширен динамический диапазон при записи звука. А писать звук техника Olympus традиционно умеет на отлично. Все просто: еще один успешный бизнес компании — производство диктофонов. Будучи журналистом я уже много лет пользуюсь именно таким для записи интервью и ни разу не пожалел о своем выборе. Сделать же выводы о качестве записи звука предлагаю вам самостоятельно после просмотра роликов.

Когда речь заходит о съемке видео, нельзя не отметить способность камеры записывать не только традиционные видеоролики, но и снимать так называемое Time Lapse видео. Olympus OM-D E-M1 делает серию из указанного количества кадров с заданным в меню интервалом и после склеивает полученные кадры в видеоролик. Для теста этой возможности я пригласил своего друга и эксперта в области видеосъемки в жанре Motion Time Lapse, Андрея Маршала. Буквально за несколько минут он снял вот такой ролик с рук, пользуясь только возможностями стандартного меню Olympus OM-D E-M1.

z

Скачать этот ролик в оригинальном качестве

z

С уверенностью можно утверждать, что смотрится такое видео достаточно зрелищно, а для съемок не потребовалось никакого дополнительного оборудования. Только камера и руки оператора. Единственное, что может потребоваться для достижения лучших результатов — дополнительная программная стабилизация видео в редакторе на компьютере после съемки и автоматической сборки ролика.

В заключительной части я расскажу о своем опыте использования различных аксессуаров Olympus и сделаю окончательные выводы о работе камеры за эту неделю.

Опубликовано: 07.04.2014

Обсудить
247d99b5 2ae6 4ba0 adc7 2d6d3068d6e7 square 100
Андрей Жуков
Опубликовано 07.04.2014
Дмитрий, 2015-10-11T16:47:36

Сравнил тут на досуге примеры фотографий на этом сайте, сделанных светосильными фиксами от Olympys и Fuji, с фото, снятыми мной на Canon EOS 5D M3 c фиксом 35 f/1.4 L USM.
Кэненоновский фикс даёт картинку заметно резче и с намного лучшим микроконтрастом.
Фото от Olympus и Fuji выглядят как-то по-любительски.
Полагаю, что не стоит ждать скорого отмирания зеркалок, пока есть спрос на высококачественную фотографию для печати.

Дмитрий, 2015-10-11T16:29:46

Всё верно у них нарисовано и объяснено.
С указанным конвертером фокусное расстояние уменьшается, как следствие, увеличивается геометрическая светосила.
"Подвох" в том, что эффективная светосила объектива неизбежно уменьшается, т.к. в оптической системе появляются дополнительные линзы, из-за которых уменьшается коэффициент светопропускания объектива. Как сильно уменьшится коэффициент светопропускания, зависит от качества стёкол и просветления. Наверное, снижение незначительное и в целом светосила объектива с конвертером действительно увеличивается примерно на одну ступень.
Интересно, как у этого конвертера дела обстоят с аберрациями и геометрическим искажениями?

Joe Ipsilanti, 2015-03-19T19:05:00

Более того, на софтине Olympus Share интервал можно сокращать до 0.5 сек, но там почему-то серия не более 10 кадров. Что это за интервальная съёмка такая в 10 кадров по видению разработчиков??

Joe Ipsilanti, 2015-03-19T19:02:38

Нет, это не из-за него. В камере отключено шумоподавление и стабилизатор, но проблема сохраняется. Проблема была на 1-й прошивке, сохранилась и на 2-й. Из-за этого, не знающему о проблеме человеку, просто невозможно корректно рассчитать параметры съёмки.

Вот тут проблема подтверждается: http://www.dpreview.com/for...

Георгий Полицарнов, 2015-03-02T09:46:03

Включено в меню шумоподавление на длинной выдержке? Если да, то это из-за него.

Joe Ipsilanti, 2015-03-02T07:57:24

Егор, не меряйте всё по себе. Я осознанно отказался от полнокадрового Nikon D700 в сторону этой камеры, причём ни разу пока не пожалел. У каждого свои задачи и требования.

Joe Ipsilanti, 2015-03-02T07:55:54

Ребята, в части time-lapse совершенно поверхностно рассмотрено и не обращено внимание на дичайшую багу этой камеры. Фактически, камера некорректно отрабатывает программируемый сценарий съёмки.

Какой бы интервал съёмки я ни выставлял, камера всегда делает его на 2 сек длиннее. Напр., ставлю интервал 4 сек. и выдержку 2 сек., а на деле получаю 6 сек. интервала + 2 сек. выдержки. Если ставлю интервал 2 сек., то реально он будет 4 сек. Поэтому даже если я выставляю интервал до минимальной 1 сек. (вопрос почему нельзя поставить интервал 0 сек.), то реально это 3 сек.

Ivan Donskoy, 2015-01-12T18:04:36

Спасибо. Ознакомился с удовольствием, но больше что-то похоже на жульство из серии следите за руками, схемами и чудесами математики.
По-прежнему остается пара вопросов про реальное светопропускание такой системы (где-то какой-то подвох).
И все-таки есть нестыковки. В данном обзоре указывается что возрастает и фокусное расстояние, но в примере и в описании переходника указано, что оно уменьшается с коэффициентом х0,71 + всегда считал, что ступень или стоп - изменение параметра в два раза. В общем как-то не сложилась арифметика в приведенные в данной статье параметры 60 ф1.2.
Что касается основного персонажа обзора то штуковина безусловно интересная (и эта конкретно и класс в целом). Вполне возможно, что со временем такими товарищами будут вытеснены многие зеркалосодержащие аппараты. Хотя и не отказался бы попробовать в использовании данный Олимпус (личные впечатления наше всё), но в целом мне более нравятся более ухватистые корпуса зеркалок и чтоб с дополнительным монохромным дисплеем. Цена с объективом 12-40 больше стоимости второго Семена + 18...135 или сопоставима с комплектом Никанор 7100+родной 17...55 (а то и 24-70) или равна туловищу Д750, а любой из трех вариантов для меня более интересен.

Георгий Полицарнов, 2015-01-12T08:47:25

Вот здесь подробно и со схемами расписано, как это работает: http://prophotos.ru/news/14...

Ivan Donskoy, 2015-01-11T20:42:31

Можно для тех кто на бронепоезде пояснить как при помощи переходника может повышаться светосила. Всегда считал, что любые насадки/переходники в лучшем случае оставляют все как есть, а если есть какой-то конвертер то светосила только падает.

Энтони Попиков, 2014-05-23T20:41:17

Егор, или даже лучше вас называть "отчаянная домохозяйка" сюдя по вашей манере спамить везде и всюду, у меня к вам несколько вопросов:
1) что же вы распродаете-то свой замечательный 6д? Который кстати купили дороже чем Е-М1.
2) вы кучу раз писали что " лучше я куплю Пентакс"- так что же вы его не купите???? Купите и снимайте... Зачем вам 6д? Зачем вам панас gx-7 ? А я знаю) наверно потому что Пентакс огромный кирпич.....
3) ну и много раз вы писали что возьмете себе Е-М1 как только она подешевеет... Значит нравится камера??? Но вы нищеброд и не можете себе ее позволить вот и кряхтите как старый дед. Тем более Олимпус-это не Пентакс который демпенгует, ни Кэнон с Никоном-серого товара которого до фига и больше и не Панасоник- который на старте стоит 30 тыс, а через 5 месяцев 15тыс, и тут уже не найти халявки. У Олимпуса очень ровный ценик. Вот вы и брызгаете ядом где только можно, а проблема только в вас....
Отличный обзор , как и сама камера)

Егор Емельянов, 2014-04-22T20:49:53

Да не, автофокус у них пока далек от зеркалок. Безнадежно далек. Даже простенький Canon 6D (модуль АФ там действительно очень простенький) запросто кладет на лопатки тот самый FastAF олимпуса уже при простом сумеречном освещении на динамичных объектах, а уж при съемке птиц в полете или предметки в комнатном (или пилотном) свете и подавно - все беззеркалки в части кадров на предметке просто не способны сфокусироваться, а зеркалка делает это влет. Даже олимпсусовская зеркалка (E-520). Все, чем реально может похвастать БЗК - это медленный АФ почти в полной темноте - для статики пойдет. В остальном нет, не заменит пока БЗК зеркалку на 100%, это дневные камеры и камеры для статичных вечерних сюжетов. Хотя имея скилл, можно динамику и с ними снимать, в ручном фокусе. Только нафиг так заморачиваться, если есть зеркалки?

Егор Емельянов, 2014-04-22T20:46:08

А разница с зеркалкой в лучшую сторону-то есть? Я вот что-то не впечатлился - ну, компактность, да, но у Панасоника функционал больше понравился, стаба нет только, а в остальном удобнее во всем, да еще плюшки в виде богатства настроек, функции интервальной съемки вообще на высоте, электронный затвор (только бы матрицу пошустрее в плане считывания).

Егор Емельянов, 2014-04-22T20:23:18

Ля, чуваки... ой, простите: господа и дамы, я купил полнокадровый фотик дешевле, чем этот расчудесный бублик. Так что и остается тестерам убеждать потенциального немногочисленного покупателя в невероятных суперспособностях этой поделки. Кстати, в минусах про конскую цену этого кропа ни слова нет. А я лучше куплю Pentax K-5 IIs в два раза дешевле - функционал тот же, фазовая фокусировка даже лучше, по крайней мере в разных условиях. Я как-то разочаровался в Olympus. Вроде снаружи круто, вроде цена высокая и все должно быть прекрасно. А косяк потом то там, то здесь вылазит. Некоторые кадры с ним упускал (из-за медленного АФ вечером) - зеркалка такого не позволяла себе, мелкие косяки, непродуманное управление и эргономика БЗК (зеркалки компании были хороши), детские болезни, нелогичный модельный ряд, завышенные ценники. Ну ценники понятно - олимпус метит в короли (но чо-т с кропом туда соваться - моветон), но мне на это наплевать. Пусть покупают мажористые фотографы, а другие купят аппарат другой фирмы, впрочем, ни в чем особо не теряя, а кое-что даже и приобретая.

starчe, 2014-04-17T16:32:12

Это и завораживает. Без заморочек можно заниматься непосредственно построением кадра будучи уверенным, что технически всё будет на уровне.

Георгий Полицарнов, 2014-04-16T15:20:40

Что мне в этом фильтре понравилось, так это правдоподобная пленочная зернистость и передача полутонов. Я хорошо помню, как работал с советской пленкой А-2Ш: высококнтрастная, зернистая. Я ее из-за зернистости и любил:) А тут точно такой же характер изображения без всяких танцев с бубном и проявкой-печатью:)

Starче, 2014-04-16T15:16:29

«Еще один фильтр, признаюсь, мой любимый —
“Зернистость”. Он напоминает пленку с крупным зерном и высоким контрастом. Если
честно, то только ради этого фильтра я без раздумий готов приобрести камеру
Olympus»- под этими словами подписываюсь двумя руками.

Недавно купил E-PL3 для зимних снимков и был покорён обоими фильтрами, о которых
говорится. При самых невзрачных условиях можно получить очень интересные
снимки. Примеры на

http://fotki.yandex.ru/user... и http://fotki.yandex.ru/user...

Андрей Жуков, 2014-04-11T04:49:13

Нужно почитать списки исправлений для каждого случая. Где то лучше работает стабилизатор, где то исправляется совместимость с некоторыми камерами, где то улучшается серийная съемка со следящим автофокусом. Вот здесь, к примеру, есть информация о прошивках для большинства объективов (по синей кнопке):

http://www.olympus.co.jp/en...

Андрей Жуков, 2014-04-11T04:46:00

Через день будет часть по студийной съемке. Там будет не мало про кожу, портрет, сравнение при искусственном и естественном свете и на разных ISO. Я даже сделал несколько исходников бьюти портретов с креативным мэйком. О разном, одним словом.
Что касается объектива - 12-40 конкретно под тест мне не выдавали, поскольку пришел младший кит, с которым тестирование и происходит.

daddyroom, 2014-04-10T07:10:18

Собстевенно снимали им товар для бумажного каталога для http://www.presentbar.ru Нареканий особо нет, но пока если честно не привык еще к нему, руки так и тянутся к старой зеркалки)

Aa36aa0f 3c1a 43ea 906c e680576dc4e8