Первое знакомство с Nikon Z 6
В свою поездку в Узбекистан у меня появилась возможность взять новую полнокадровую беззеркальную камеру Nikon Z 6. Конечно, увидев её размер и почувствовав вес, я обрадовалась. Камера примерно вполовину меньше моей, при этом не смотрится «мыльницей» и довольно удобно лежит в руке. Несмотря на то, что камера заметно меньше моего D810, рукоятка мне показалась привычной, а все кнопки, вынесенные на корпус, быстро, не глядя, нащупывались пальцами.
Всё управление интуитивно понятно без использования инструкции — сказывается консерватизм бренда в вопросах интерфейса. Если сравнивать с другими камерами Nikon, то я не заметила сильных изменений в меню. Понятно, что в каждом сегменте камер разная функциональность и неодинаковое количество настроек вынесены на отдельные кнопки, но для меня переход на Nikon Z 6 с камеры Nikon D810 оказался максимально безболезненным.
У меня была возможность протестировать два объектива с байонетом Z: Nikkor Z 35mm f/1.8 S и Nikkor Z 24-70mm f/4 S. Также есть адаптер Nikon FTZ, позволяющий использовать объективы с байонетом F. Переходник я решила оставить дома и протестировать его работу позже, в Москве, а в путешествии почувствовать себя настоящим туристом — налегке, только камера и два объектива. Мой рюкзак (ручная кладь), обычно жутко тяжёлый, наконец-то весил меньше 10 кг даже с ноутбуком и всеми зарядками. Конечно, я понимала, что мне будет не хватать любимого 14-24, позволяющего делать широкие и эффектные кадры, которые так хорошо «заходят» в Instagram, но я решила, что эксперимент должен быть чистым и нужно протестировать именно новую технику.
В итоге этого комплекта — Nikkor Z 35mm f/1.8 S и Nikkor Z 24-70mm f/4 S — оказалось вполне достаточно для моего путешествия; думаю, что будет достаточно и для многих других целей.
Nikkor Z 24-70mm f/4 S — это по-настоящему универсальный объектив, маст хэв для любого владельца фотоаппарата со сменной оптикой, позволяющий снимать и архитектуру (без искажений, что важно), и пейзажи, и репортаж. Да, возможно светосилы f/4 маловато, чтобы назвать его супер-универсальным, но всё-таки в использовании он оказался довольно хорош и подходил в большинстве случаев.
Стабилизатор камеры прощал мне небольшое дрожание рук, особенно при плохом освещении, так что светосилу конкретно этого объектива на конкретно этой камере минусом я бы не считала. Объектив резкий; автофокус быстро и почти бесшумно срабатывал при фокусировке по тачскрину; а на кадрах с прямым светом я не заметила сильных хроматических аберраций.
Nikkor Z 35mm f/1.8 S идеален для не очень крупных жанровых портретов (камера полнокадровая, а 35мм всё-таки ещё считается широким углом) и интересных деталей. Благодаря своей светосиле он позволяет снимать в условиях очень плохого освещения без сильного поднятия ISO. Также я отметила красивый рисунок на максимально открытой диафрагме. Это тоже большой плюс, ведь фотографии с размытым задним или передним планом и фокусировкой на какой-то одной детали, будь то портрет, предметное фото или пейзаж, всегда смотрятся привлекательно. В характере боке нет каких-то запоминающихся особенностей: это именно мягкое, приятное глазу размытие в духе современной оптики.
35 мм оказался резким даже с полностью открытой диафрагмой. Это отлично видно на моих любимых кадрах с собакой, которые я сделала чуть позже в Москве (их вы увидите почти в самом конце статьи).
Надеюсь, что компания Nikon скоро создаст какой-то сверхширокоугольный объектив с байонетом Z, и я буду абсолютно довольна. Наверное, хорошо было бы выпустить ещё и портретник, и что-то с функцией макро, но лично мне это уже не так принципиально, ведь есть переходник FTZ, позволяющий использовать любой объектив из привычного парка оптики.
Помимо веса и размера, в новой камере довольно много приятных фишек как для самой съёмки, так и для последующей работы с фотографиями.
Один из плюсов новой камеры — поворотный тач-дисплей с возможностью фокусировки по нему. Буду честна, я не сразу поняла, насколько это может быть удобно. Ведь мне, в связи с многолетним опытом съёмок на зеркальные камеры, даже на работе привычнее смотреть в видоискатель, хотя сейчас и принято интерьерные съёмки проводить с использованием ноутбука или планшета.
Но впоследствии я прочувствовала все преимущества тач-дисплея: и возможность видеть будущий кадр в большем размере, не щурясь; и способность фокусироваться на нужных объектах одним прикосновением пальца; и простую навигацию по меню без использования кнопок. После нескольких недель работы с Nikon Z 6, взяв в руки свой привычный D810, я даже немного расстроилась, что так больше нельзя.
На экран Z 6 смотреть эстетически приятно, у него хорошая яркость и цветопередача. Картинка на экране фактически равна тому, что мы в итоге увидим на фотографии (в отличие, например, от режима live view на моем D810, где картинка становится довольно тёмной и шумной при плохом освещении).
C электронным видоискателем Nikon Z 6 немного по-другому: смотреть непривычно, ведь на зеркальных камерах видоискатели всегда оптические, то есть изображение мы видим благодаря системе зеркал, призм и линз. В Nikon Z 6 видоискатель электронный, то есть отображает картинку непосредственно с матрицы. Плохо это или хорошо, судить не берусь. Просто в силу того, что я всегда работала только с зеркальными камерами, цифровое изображение в видоискателе было для меня необычным. Но, хоть картинка в видоискателе и «не живая», она качественна, и все задержки показа изображения сведены к минимуму; да и разрешение у него очень высокое — 3,69 млн точек.
Немаловажный плюс Nikon Z 6 — разрешение матрицы 24,5 Мп. У старшего брата Nikon Z 7, конечно, побольше — 45,7 Мп, но тут ведь вопрос целей и задач. К слову, у моего боевого Nikon D810 36,3-мегапиксельная матрица. На самом деле матрицы Nikon Z 6 вполне достаточно не только для использования в быту, но и для печати фотографий довольно большого размера. Кстати, меньшее разрешение позволило увеличить скорость серийной съёмки: 12 кадров в секунду у Z 6 против 9 у Z 7. Это отличная возможность, которая, думаю, многим будет полезна, хотя для меня не слишком важная, так как я обычно снимаю статичные объекты.
Ещё один бонус, который особенно значим в путешествии — возможность зарядить фотоаппарат от USB Type-C разъёма: отсутствие очередной специальной зарядки также слегка уменьшит вес вашего багажа. Только важно учесть, что зарядка через кабель проходит медленнее, чем в зарядном устройстве.
И, конечно, имеет большое значение то, что фотографии с камеры можно быстро перекинуть на смартфон и даже управлять камерой с него. Понимаю, что это уже довольно обычная функция во многих современных камерах, но мне она по-прежнему в новинку, поскольку в моём «боевом» D810 такой возможности нет.
Чтобы воспользоваться этой функцией, нужно установить приложение SnapBridge и связать камеру и смартфон по Bluetooth. Уже дальше устройства будут связываться по Wi-Fi по мере необходимости, а энергоэффективный протокол Bluetooth будет поддерживать их связь в фоновом режиме и помогать устанавливать соединение. Я по старой памяти люблю обрабатывать фото на ноутбуке, но здорово, когда можно что-то оперативно опубликовать в социальные сети, без проводов и компьютера.
Считается, что у беззеркалок быстрее, чем у зеркалок, садится аккумулятор (из-за одновременной и постоянной работы и экрана, и процессора); я этого не заметила.
На самом деле, с любой камерой всё зависит от того, что, где и в каком режиме мы снимаем. Например, батареи на моём D810 хватает на 3–4 часа съёмок с непрерывно включённым live view и на весь съёмочный день — без него. И это именно в рабочем режиме, когда камера включена непрерывно, с частым просмотром фотографий. С Nikon Z 6 у меня не было возможности полностью разрядить батарею. Но в туристическом режиме, когда мы периодически в течение дня включаем камеру, что-то снимаем и тут же выключаем, батареи мне вполне хватило бы дня на полтора без подзарядки (как, впрочем, и в моём D810 в том же режиме). Но в путешествии мы всё равно ставим батарею на зарядку каждую ночь.
Но это всё технические моменты; самое интересное начинается, когда погружаешься в съёмку.