Качество изображения. Режим Pixel Shift
Буква R в индексе модели Sony Alpha 7R Mark III означает не что иное, как «разрешение» (resolution). Изначально R-серия «семёрок» была адресована коммерческим, студийным, пейзажным фотографам. Но с ростом функциональности от версии к версии камеры серии шагнули за пределы этих жанров. Однако высокое техническое качество снимков никуда не делось. Полнокадровая 42-мегапиксельная матрица с обратной засветкой и без противомуарного фильтра по-прежнему «даёт прикурить» многим конкурентам, особенно в паре с качественной фирменной оптикой.
Снимок незначительно отредактирован в Adobe Lightroom.
Детализация снимков так высока, что на кадрах отчётливо различимы, например, отдельные провода между домами на расстоянии более полукилометра при фокусном расстоянии 35 мм! Хорошо читаются отдельные ветви деревьев, детали ограды. Изображение на минимальном ISO яркое, сочное, контрастное. Цвет живой. Что касается уровня шума, то абсолютно гладкой картинку не назовёшь: мельчайший попиксельный «песок» заметен при сильном увеличении на монотонных участках кадра в JPEG. В RAW его легко подавить без ущерба для качества снимка.
Уровень шума на высоком ISO
Здесь и далее — внутрикамерный JPEG.
При увеличении чувствительности ситуация практически не изменяется до 400 единиц включительно. При 800 единицах ISO детализация всё ещё остаётся очень высокой, но шум в JPEG становится заметнее, он начинает собираться в отдельные зёрна. В RAW его уровень низок, монохромный шум легко подавляется.
При ISO 1600 уровень монохромного шума плавно возрастает, оставаясь приемлемым для коммерческого использования кадров. На ISO 3200 в JPEG появляются первые цветные артефакты, однако в RAW ситуация всё ещё позитивная: виден преимущественно мелкий и ненавязчивый монохромный шум, который легко подавить. Поэтому мы считаем, что и это значение ISO полностью пригодно для качественной крупноформатной печати.
Переломный момент — ISO 6400. Здесь начинает страдать цветопередача в тенях, несколько снижается детализация. Такие кадры можно печатать крупным форматом (А3 и более), но потребуется вдумчивая обработка с шумоподавлением. ISO 12800 в JPEG уже смотрится не столь эффектно. Такие кадры лучше не увеличивать до 100%. Впрочем, для публикации в сети они отлично подойдут. В RAW опять же всё не так страшно: кадры теряют в детализации после шумоподавления, но изначальный запас детализации огромен, его легко можно разменять на пониженный уровень шумов. Поэтому напечатать такой снимок форматом до A3 проблем не составит.
ISO 25600 является условно рабочим. После постобработки такие кадры пригодны для публикации в сети, но не более того. А вот ISO 51200 и более высокие значения стоит использовать лишь тогда, когда фиксация момента важнее художественной составляющей.
Динамический диапазон
В наследство от Sony ILCE-7RM2 новая камера получила отличный динамический диапазон. RAW-файлы здесь буквально резиновые: их можно тянуть и вверх, и вниз по экспозиции довольно смело. Пересвет в одну-полторы ступени ликвидируется очень легко. Запас есть и по цвету, и по деталям.
Внутрикамерный JPEG
Эффективно восстанавливать экстремальные пересветы у нас получалось в пределах чуть более двух ступеней отрицательной коррекции даже на сравнительно высоких ISO.
Исходный кадр
Тени тоже тянутся отлично. Так, коррекция на три ступени экспозиции в плюс не приводит к значительному росту шума (на примерах шум умышленно не подавлялся) даже на сравнительно высоких ISO. Коррекция помогает вытянуть множество деталей и цветов в тенях. Растр и другие артефакты не появляются.
Теоретически возможна коррекция и в больших пределах, но на практике мы с такой необходимостью ни разу не столкнулись.
Исходный кадр
12-битный и 14-битный RAW. Сжатый и несжатый RAW.
Sony ILCE-7RM3 умеет работать как с 12-битными, так и с 14-битными RAW-файлами. В инструкции сказано буквально следующее:
«Изображения RAW, записанные данной камерой, имеют разрешение 14 бит на пиксель. Однако в следующих режимах съемки разрешение ограничивается до 12 бит:
- [ШП длит. экспоз.]
- [BULB]
- [Непрерыв. Съемка] если [Тип файла RAW] установлен в [Сжато]
Вы можете установить, сжимать или не сжимать изображения RAW, с помощью [Тип файла RAW].»
Чтобы вы самостоятельно могли оценить разницу между сжатым и несжатым RAW, мы сделали три кадра с одинаковыми экспоустановками, но с разными настройками сжатия.
Несжатый RAW. ШП длит. экспоз. отключено. Объем RAW 85,6 МБ.
Несжатый RAW. ШП длит. экспоз. включено. Объем RAW 85,6 МБ.
Сжатый RAW. ШП длит. экспоз. включено. Объем RAW 43 МБ.
Несмотря на то, что кадры изобилуют перепадами яркости, градиентами, контрастными границами, выявить существенную разницу между ними не удалось.
Как работает режим Pixel Shift
Вероятно, разработчикам камеры разрешения старой «семёрки» показалось недостаточным для полного счастья. Увеличить за счёт матрицы его не получилось: с неё и так уже убран противомуарный фильтр. Тогда они решили подарить фотографам настоящую попиксельную резкость, которая в принципе недостижима при обычной съёмке на байеровскую матрицу. Напомним, что изображение на такой матрице строится за счёт усреднения информации с соседних пикселей.
В режиме Pixel Shift камера делает последовательно четыре кадра в формате RAW со сдвигом матрицы ровно на один пиксель. Снимки можно объединить в один кадр в программе Sony Imaging Edge. Это новый бесплатный продукт для работы с изображениями для камер Sony Alpha.
За счёт того, что в каждой точке пространства есть информация о цвете с четырёх цветных пикселей, при «сборке» итогового изображения можно обойтись без всяких усреднений и получить честную попиксельную резкость. Файл после съёмки в режиме Pixel Shift остаётся 42-мегапиксельным, но его реальное разрешение выше, чем разрешение «обычного» кадра.
Один из кадров, снятых для Pixel Shift. Разница в детализации заметна при 100% увеличении на примере каната в центре кадра.
Однако у режима Pixel Shift довольно много ограничений. Во-первых, съёмка возможна только со штатива. Кадры делаются последовательно, один за другим. Если ваш штатив недостаточно жёсткий или в сюжете присутствуют движущиеся объекты, с резкостью могут возникнуть проблемы.
Во-вторых, объединение снимков возможно только на компьютере, а не в камере. Поэтому этот режим больше подходит для архивной, предметной, интерьерной съёмки. Только в идеальных условиях съемки удаётся реализовать преимущества этого режима.