Тестирование объектива
Несмотря на то что Cyber-shot DSC-RX10M4 обладает таким же объективом, что и RX10 III, мы протестируем его так же, как и все остальные объективы в наших обзорах, — тщательно и скрупулёзно.
Для начала давайте посмотрим на тот самый 25-кратный оптический зум, и для этого я отправился на смотровую площадку ЦДМ на Лубянке. Погода и пасмурная, но показать возможности камеры она нам не помешает. Я специально не ставлю камеру на штатив, дабы продемонстрировать работу стабилизатора на всех фокусных расстояниях.
Обратите внимание, где находится храм Христа Спасителя на первом фото и насколько мы его приблизили на пятом фото. Стабилизатор при работе с мощным зумом отрабатывает на отлично даже на 600 мм и при выдержке 1/80 с.
Хочу отметить угол обзора объектива в широкоугольном положении 8,8 мм (24 мм экв.). Он достаточен для абсолютного большинства сцен, порой даже с избытком.
Раз уж я здесь, давайте сразу проведём тесты на резкость объектива и на ISO, а заодно я покажу вам предновогодний ЦДМ. Его всегда украшают к Новому году. Спускаемся с крыши на четвёртый этаж, устанавливаем камеру на штатив, широкоугольное положение объектива 8,8 мм (24 мм экв.), ISO 100, поехали…
Объектив удивляет своей резкостью уже на f/2.4. Картинка чёткая, насыщенная. По краям заметно лёгкое виньетирование и падение резкости, сходящее на нет уже при f/4–5.6. Пик резкости приходится на значение f/8, к значениям f/11–16 она начинает немного снижаться из-за дифракции. Отмечу, что на открытой диафрагме у объектива Zeiss Vario-Sonnar T 8.8-220/2.4-4 можно увидеть цветные контуры — хроматические аберрации. Прикрытие диафрагмы до f/4 не сильно влияет на конечный результат. Картинка существенно меняется только при f/5.6, а сходят на нет хроматические аберрации лишь при f/8. Для суперзума с кратностью 25х это хороший результат. Если же по каким-либо причинам прикрыть диафрагму у вас не получается, то можно воспользоваться программными средствами подавления аберраций из RAW-файла. В комплекте с камерой поставляется профессиональный RAW-конвертер Capture One.
Давайте немного сменим вид и посмотрим на возможности RX10 IV в плане шумности картинки. Минимальное значение ISO — 64. А максимальное рабочее? Спускаемся на первый этаж, камеру снова на штатив, диафрагму на f/8. Смотрим…
Как видим, на значении ISO 100 картинка высокодетализированная. Фирменная «дюймовая» матрица Exmor RS® показывает отличный результат. Что примечательно, диапазон ISO от 200 до 400 можно считать уверенно рабочим.
С повышением ISO шумы дают о себе знать, и психологическим порогом можно назвать ISO 800. При значении ISO 1600 отдельные контрастные пиксели заметны уже невооружённым глазом: появляется яркостной шум. Такие настройки приемлемы лишь в том случае, если кадр будет печататься небольшим форматом или размещаться в сети. Более высокие значения годятся в том случае, если снимок должен быть сделан любой ценой без сохранения художественной ценности. На максимальном ISO 12800 картинка и вовсе рассыпается на составные части: детализация на минимальной уровне, цвета деградируют. Но не будем забывать, что перед нами не полнокадровая зеркалка, а компакт с матрицей формата 1″. И для него такой результат является более чем приемлемым.
Снимаем в дождь и снег
На улице начинается сильный снегопад, да ещё и с дождём. Самое время проверить камеру в экстремальных условиях съёмки.
Она быстро покрывается каплями от дождя и растаявшего снега, но нас это не должно волновать, так как корпус Sony RX10 IV защищён не только от пыли, но и от влаги. Большим плюсом камеры с уверенностью могу назвать её объектив. А точнее, то, что он с камерой составляет единое целое. Именно объектив позволил создать максимально герметичный корпус и защитить матрицу камеры от пыли, а все внутренние механизмы — от попадания влаги. Инженеры позаботились о том, чтобы нас с вами ничто не отвлекало от увлекательного процесса съёмки, даже если на улице идёт сильный дождь.
Прогуливаясь по ярмарке на Красной площади, я не выбираю объектив: 24 мм для полного охвата сцены съёмки, 50/85 мм для портрета или 90/100 мм для съёмки ёлочных украшений и мелких деталей… Всё что мне нужно — включить RX10 IV и начать снимать. В этом достоинство суперзума!
В ГУМе я заметил витрину с новогодними открытками времён СССР и сфотографировал её. На этом примере видно, как объектив ведёт себя при съёмке геометрических сцен и нет ли оптических искажений. Известно, что широкоугольные объективы частенько грешат этим в силу оптических особенностей.
Фото витрины с открытками из ГУМа
Как видим, все пропорции кадра и геометрия соблюдены, при этом я нахожусь от витрины на расстоянии не более 50 см.
Теперь давайте подробнее остановимся на новшестве RX10 IV, которое в разы упрощает работу с компоновкой кадра. Итак, речь пойдёт о сенсорном дисплее. Вот пример того, где сенсорное управление пригодится как никогда.
Фото витрины с фарфоровыми фигурами в ГУМе
При съёмке подобной сцены вам достаточно коснуться пальцем желаемого объекта, и камера сфокусируется на нём. Так, вы с лёгкостью можете сделать 3–4 кадра с фокусом в разных местах и после выбрать наиболее удачный.
Боке
Боке никогда не было сильной стороной подобных объективов, но и здесь Sony смогла нас приятно удивить. Разумеется, это не то знаменитое боке, которым радуют полнокадровые фикс-объективы 50, 85 и 135 мм. Но давайте не будем забывать, что оптика здесь нацелена на другие задачи. Одиночные блики в боке в меру ровные по краям, слегка фрагментированы в центральной части (так называемые «луковые кольца») и смотрятся вполне органично. Такое размытие можно использовать как самостоятельный творческий инструмент в кадре.
За интересными сюжетами я отправился на выставку «Здравствуй, Италия!» в Манеже. На одном из стендов были представлены мотоциклы итальянских производителей. Несколько минут я размышлял над тем, что можно было бы снять, чтобы показать возможности камеры. Но как только я выставил зум на максимум и начал «бегать» по мотоциклам в поисках кадров, они нашлись сами. Оставалось только подстроиться под освещение и угол композиции. Если бы я просто снимал на широком угле, это оказались бы ещё одни фотографии ещё одних мотоциклов. Я же постарался найти интересные детали, которые привлекут внимание зрителя и заставят его задуматься.
Ещё одна из многочисленных особенностей камеры и её несомненный плюс — возможность снимать с дальнего расстояния. Особенно это касается всевозможных выставок, когда подойти ближе к объектам съёмки попросту не разрешают.
Это макет в одном из магазинов ЦДМ. Ещё один пример того, как фокусное расстояние объектива позволяет «выцепить» детали и погрузить зрителя в сцену.
В этом случае объектив Sony RX10 IV позволяет проникнуть глубже в игрушечный мир и познакомиться ближе с его обитателями. Это непросто, учитывая тот факт, что весь макет накрыт стеклянным коробом.
Скоростная съёмка
Я отправился на один из картодромов Москвы с целью показать возможности скоростной и серийной съёмки. Условия съёмки сложно назвать комфортными: тусклый свет, карты носятся как угорелые, съёмка возможна только с рук. Ну что же, тем интереснее посмотреть на результат.
Активируем следящий автофокус, полностью открываем диафрагму (f/2.4), ISO переводим в режим AUTO, но ограничиваем значением 6400 единиц.
Автофокус действительно срабатывает практически молниеносно, цепляясь за гонщиков и их шлемы «мёртвой хваткой» благодаря дюймовой CMOS-матрице Exmor RS™.
Освещение, к сожалению, не позволяет автоматике камеры опускать ISO до приемлемых значений. Но учитывая, что мы снимаем в RAW и над изображениями можно будет «поколдовать» в редакторе, результат более чем достойный. Значения ISO 2500–3200 выглядят вполне комфортными для публикации в сети.
Любопытно наблюдать, как серийная съёмка отрабатывает кадр за кадром и заполняет буфер в 130 кадров в формате RAW. А если перевести формат съёмки в JPEG, то поместятся и все 249! Подобные характеристики едва ли можно назвать любительскими.
24 кадра в секунду — это практически съёмка видео с помощью фотографий, в видоискателе мы видим фактически каждое движение. К сожалению, карты памяти формата UHS-II не поддерживаются.
Съёмка в вечернее время со штатива и с рук
Давайте немного поговорим о съёмке в вечернее время. При наличии штатива всё довольно просто — поставили штатив, установили на него камеру и снимаем. При съёмке кадров с несколькими объектами на помощь приходит сенсорный экран, касаясь которого мы определяем, где будет фокус.
Единственный момент, который стоит учитывать при съёмке со штативом: на максимальном зуме из-за объектива камера даёт небольшой крен вниз. Особенно это чувствуется у штативов с так называемыми 3D-головами: когда уже выстроен кадр и начинается фиксация «головы», кадр начинает немного съезжать. Всё же объектив тут довольно тяжёлый, сопоставим по весу с серьёзным объективом зеркалки.
Теперь о съёмке с рук в вечернее и ночное время. Занятие это не из простых, тут нужна определённая сноровка. Но у RX10 IV есть для этого отличные помощники: диафрагма f/2.4, серийная съёмка, рабочее авто-ISO до 800, поворотный экран и электронный уровень.
Устанавливаем диафрагму на f/2.4, что позволит нам максимально сократить выдержку. Комфортные значения для вечерней съёмки — 1/20–1/25 с. Включаем серийную съёмку и «стреляем очередями». Лучше отобрать 1–2 резких кадра из 100, чем не получить их вовсе.
Потратив на этот снимок порядка 125 кадров, я всё же добился резкости в сочетании с оптимальным ISO.
При съёмке в вечернее время можно смело переводить камеру в режим auto-ISO, ограничив верхний предел значением 800 единиц.
Поворотный экран поможет при съёмке с уровня ног, над головой или в любой другой нестандартной ситуации.
Дополнительно на помощь приходит электронный уровень, показывающий, не завален ли горизонт.