Дизайн, эргономика, интерфейс
Когда берёшь камеру в руки, первое, на что обращаешь внимание, это хват. Рукоятку разрабатывали долго и тщательно, и камера сидит в руке как влитая. Вес чувствуется, но уже спустя мгновение понимаешь, что всё сбалансировано, 1 кг равномерно распределён по площади и объёму камеры. Перевеса или дисбаланса не ощущаешь, её комфортно держать одной рукой. В целом камеру можно назвать компактной, она с лёгкостью поместится в рюкзак средних размеров, подойдёт наплечный вариант переноски или кистевой ремень.
На объективе расположены три кольца, отвечающие за диафрагму, зум и ручную фокусировку.
Кольцо диафрагмы имеет возможность выбора хода: с характерным щелчком или бесступенчато и плавно, что будет большим подспорьем для видеографов.
Кольца зума и фокуса электронные, имеют почти бесшумный и очень плавный ход, даже слишком плавный, что порой приводит к случайным срабатываниям во время съёмки при поддержке камеры левой рукой. Кольца практически идентичны по ширине и могут быть перепрограммированы в меню настроек. По умолчанию кольцо, которое ближе к нам и шире, это зум. Второе — фокус.
Направление вращения каждого из колец можно инвертировать.
Раз уж мы заговорили о настройках и меню, сразу хотелось бы отметить, что Sony его немного видоизменила. Теперь определённые параметры собраны в группы: Качество / Размер изображения, Режим съёмки / Работа затвора, Автофокус, Экспозиция, Видео и так далее. С меню стало немного комфортнее работать, но некоторые параметры по-прежнему приходится искать методом тыка, пробегая закладки меню 2–3 раза. Уж слишком много тонких настроек предусмотрено в камерах этого производителя. А хорошо это или плохо — каждый решает для себя сам.
Помимо зумирования кольцом, можно воспользоваться специальным рычажком на корпусе рядом с кнопкой затвора и включения камеры. Пользоваться им так же удобно, и после нескольких дней съёмок начинаешь непроизвольно искать его и на остальных камерах Sony. Скорость работы зума можно настроить в меню и выбрать из трёх режимов: «Нормальный», «Быстрый» и «Шаг».
Мне «Быстрый» режим показался излишне резвым. Зум начинает приближать картинку слишком стремительно, и сложно поймать нужную крупность кадра. Хотя предположу сценарий, при котором это будет востребовано: если вы собираетесь снимать динамичные объекты только на широком и длинном концах зума и вам необходимо оперативно переключаться между ними. В подобном случае скорость будет вам только на руку.
В режиме «Шаг» объектив останавливается автоматически на так называемых классических фокусных расстояниях: 24, 28, 35, 50, 70, 85, 100, 135, 200, 300, 400, 500 и 600 мм.
RX10 IV имеет три программируемые кнопки: две у кольца экспокоррекции и кнопку удаления снимка (пиктограмма корзины), которую можно перепрограммировать под свои задачи, пока она не будет задействована при просмотре отснятых кадров.
На них можно назначить следующие функции: настройка ISO, баланс белого, область фокусировки, режим съёмки, фокус по глазам и так далее. На С1 я назначил настройку ISO, на С2 — фокус на глаза (эта функция работает так же, как в старших Alpha) и на С3 — выбор режима съёмки. Дополнительно есть кнопка Fn, нажимая на которую вы попадаете в быстрое меню настроек. Его тоже можно настроить: режим съёмки, баланс белого, область фокусировки и т.п.
Имеется небольшой монохромный ЖК-экран с подсветкой, на который выводятся основные параметры. Подсветка включается кнопкой с изображением лампочки и выручает в ситуациях со сложным освещением. Тут же располагается кнопка активации накамерной вспышки.
Справа от видоискателя — кнопка начала записи видео (случайно вы её точно не нажмёте, как это бывало на «семёрках» от Sony) и управляющее кольцо.
В RX10 IV появился ограничитель диапазона фокусировки. Теперь вы можете выбирать из двух режимов: полный пробег по всей длине фокусных расстояний или от 3 м до бесконечности.
Удобно, когда вы заранее знаете, что объекты съёмки будут на достаточном расстоянии от вас и камере незачем искать фокус в диапазоне 1–3 метров.
Всего на корпусе Sony DSC-RX10M4 я насчитал порядка 20 элементов управления, но это не значит, что камера перенасыщена ими, напротив, они лишь упрощают работу с ней. Все элементы управления расположены на привычных для опытного фотографа местах и каких-либо неудобств или затруднений при работе с камерой не возникает.
Экран
Он сенсорный, 3-дюймовый (7,5 см), с поворотным механизмом (вверх/вниз), довольно контрастный и яркий (яркость настраивается в меню) при работе в облачную погоду и вечернее время. Разрешение составляет 1,44 Мп.
На него можно вывести гистрограмму, электронный уровень, ISO, уровень звука во время видеозаписи и ещё более двух десятков параметров. Но для съёмки в яркий солнечный день лучше воспользоваться видоискателем.
Видоискатель
RX10 IV снабжён крупным электронным видоискателем с диагональю 1 см, разрешением 2,36 Мп и увеличением 0.7х (в 35-мм эквиваленте). Такой же Sony использует в большинстве своих камер: от серии RX100 до системных камер A6300/A6500. Резкость изображения в видоискателе можно подстроить под себя с помощью регулятора диоптрий — от -4 до +3.
Благодаря высокому разрешению, картинка выглядит живой, контрастной и насыщенной. Все детали кадра можно рассмотреть в мельчайших подробностях, что при фокусном расстоянии 600 мм крайне важно.
При построении кадра с помощью видоискателя на него дополнительно можно вывести электронный уровень, гистрограмму и сетку. Выбор параметров происходит нажатием на область главного диска-джойстика, обозначенной DISP (от англ. display — экран). Параметр «Сетка» выбирается в меню.
Объектив
Это ZEISS Vario-Sonnar T* 24-600 мм (в эквиваленте 35 мм) со светосилой f/2.4–4. Здесь восемь элементов из низкодисперсионного (ED) стекла, включая два асферических и один из стекла со сверхнизкой дисперсией (Super ED). Больше всего удивляет то, что RX10 IV позволяет вести съёмку на расстоянии от 3 см до объекта в широкоугольном положении и 72 см в телефото.
Перед тем как выходить с камерой на уличную фотоохоту, предлагаю протестировать возможности объектива в режиме «Макро» в комнатных условиях. Для демонстрации я выбрал купюру достоинством в один американский доллар, а также монеты номиналом 25 рублей и серебряный рубль 1924 года. Вначале проверим минимальную дистанцию фокусировки.
Обратите внимание на тёмную область в нижней части монеты, это уже отражается корпус объектива. Дистанция порядка 3–4 см. В объект съёмки в буквальном смысле можно «влезть», практически уткнуться в него линзой.
Хочу отметить, что благодаря оптическому стабилизатору, значение выдержки на фокусном расстоянии 24 мм можно смело повышать до 1/10–1/20 с (если вы работаете без штатива и в помещении с недостаточным освещением), не жертвуя при этом ISO. В качестве дополнительного стабилизатора можно использовать саму поверхность, на которой располагается объект съёмки, уперевшись в неё объективом. В этом случае при скоростной съёмке (24 кадра в секунду) выдержка увеличивается до ⅓–¼ с.
Теперь посмотрим, на что способен объектив на фокусном расстоянии 600 мм.
Управиться с таким фокусным расстоянием намного сложнее. Тут нужны натренированные руки, штатив или выдержка короче 1/600 с. Выдержка должна как минимум равняться фокусному расстоянию, а в идеале быть короче в 2 раза. Если вы снимаете на 50 мм, то выдержка должна быть 1/50 с или короче (1/100–1/200 с). Что уж говорить о 600 мм? Идеальные условия съёмки для таких фокусных расстояний — яркий солнечный день. Но тут на помощь нам приходит оптический стабилизатор и тот самый баланс между весом камеры, её объёмом и хватом. Удерживать камеру двумя руками очень удобно, и при должной сноровке получать резкие кадры на максимальном приближении не составит труда.