Как снимать красиво?
Мой главный совет — не следуйте ничьим советам. Слишком уж много их стало. Если фотография для вас как воздух, если вы чувствуете необходимость делиться своим творчеством, просто делайте это.
Сегодня существует довольно много курсов, статей и даже книг, посвящённых раскрутке в Instagram. Кто-то компетентен больше, кто-то меньше. Я никогда не занималась собственной раскруткой: основная часть моих подписчиков появилась в то время, когда в Instagram были рекомендованные пользователи и публиковались списки с топовыми блогерами Москвы и России.
На мой взгляд, главное — ваше творчество и искренность. Важно делать то, что действительно интересно.
Что касается выбора техники, всё зависит от ваших задач. Для меня в приоритете остаются зеркальные камеры Nikon с полноформатной матрицей.
Я предпочитаю объективы с высокой постоянной светосилой (F2.8, F1.4). Фокусные расстояния подбираются в зависимости от задумки, идеи кадра. Когда новички спрашивают меня о том, какой объектив купить, я рекомендую взять универсальный зум, который захватывает и широкий, и портретный сегменты (например, как мой AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED). Чтобы понять, что на самом деле человеку нравится снимать, нужен объектив с широким разлётом фокусных расстояний.
Nikon в каждом направлений съёмки предлагает и бюджетную, и премиум-оптику. Но если вы однажды попробовали поснимать на объектив с золотым ободком, вам не захочется переходить на другие.
В универсальном наборе должны быть стёкла от широкоугольника до телевика, перекрывающие значениями своих фокусных расстояний друг друга. В мой арсенал входят AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED и AF-S NIKKOR 80–400mm f/4.5–5.6 G ED VR. Да, есть пробел между 70 и 80 мм, но можно заменить последний объектив на оптику с фокусным расстоянием 70–200 мм. У Nikon есть сразу три модели с такой вилкой: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR и AF-S NIKKOR 70–200mm f/4G ED VR. Добавьте к этому ещё телеконвертер, позволяющий увеличить фокусное расстояние в полтора или два раза.
В построении кадра, конечно, стоит придерживаться базовых правил. Например, вертикали и горизонтали должны быть параллельны краям кадра. Впрочем, это правило можно нарушить, если иное является вашей художественной задумкой. Однако всё это должно хорошо читаться, чтобы зрители увидели вашу идею. Например, если вы хотите снять здание снизу вверх или какой-то ракурс сбоку, желательно, чтобы хотя бы какое-то из измерений было параллельно краю кадра.
Кстати, блогеры довольно нарушают правила академической фотографии. Например, в интерьерной и архитектурной съёмке применяются строгая симметрия и фронтальные кадры. Как правило, это не раскрывает объёма, но смотрится эффектнее, чем классические ¾. Часто можно увидеть, что линия горизонта или какой-то значимый объект расположен чётко по центру кадра. Это можно объяснить тем, что несколько лет назад в Instagram можно было размещать исключительно квадратные изображения. Симметрия тогда была чуть ли не главным правилом. Прямая или сходящаяся в точку перспектива до сих пор является главной героиней большинства снимков в сети. Это противоречит правилам третей или золотому сечению, но работает, а значит имеет право на жизнь. Ещё можно вспомнить о любимых блогерами кадрах, снятых строго сверху. Раньше считалось, что так делать неправильно.
В кадре очень важен ритм. В городе его создают деревья, фонари, здания, игра света и тени.
Мне интересно использовать в фотографии разные планы и масштабы. Хорошо, когда на первом плане есть объект, за который цепляется взгляд. Например, в городе это может быть клумба с цветами, столик в кафе, лавочка с сидящим на ней человеком.
Человек в кадре — это очень хорошая история… Вы задумывались о том, почему на снимках в Instagram человек либо очень маленький, либо стоит к нам спиной? Всё просто: маленькие фигурки нужны для масштаба, а отвернувшийся человек усиляет эффект присутствия (разглядывая такие кадры, мы представляем себя этим человеком, смотрящим на красивый пейзаж).
Большую роль играет свет. Лучше снимать в рассветные и закатные часы (режимное время, «золотые» часы), когда солнце низко, тени от него красивые и даже само светило иногда можно впустить в кадр.
Старайтесь не смешивать естественное и искусственное освещение. Например, при включённом в помещении свете днём окна дают синие блики.
Желательно не снимать против света. Если же такая световая схема является частью вашей художественной задумки, то помните, что обычно самыми интересными бывают кадры, снятые под углом 30-45 градусов от источника света. При этом не стоит бояться пересветов или провалов — и то и другое может придать кадру художественности. С тех пор как видео начали снимать на фотокамеры с хорошими линзами, стали модными не только размытия заднего плана, но и красивые блики от солнца в кадре. Они оживляют картинку.
Приёмы, которые я обычно использую, чтобы разнообразить картинку:
- Люди, машины, птицы в кадре — всё это в качестве объекта для привлечения взгляда или создания настроения.
- Чёткая симметрия: главный объект по центру или диагонали, сходящиеся в точку. А можно, наоборот, сбить симметрию с помощью какого-то объекта.
- Отражения. Они способны сделать эффектную картинку даже из самого банального сюжета. Нужно помнить, что отражает не только вода, но и витрины магазинов, гранитный пол в метро.
- Рука с телефоном или каким-то предметом на первом плане. Это вообще излюбленный блогерами приём, если возвращаться к разговору о рекламе и монетизации.
- Фрейминг, то есть заключение основного объекта в «рамку». Ей может служить ограда моста или прорезь в открытке.
- Добавление элементов в кадр, съёмка через что-то. Это могут быть, например, капли воды, листья, иней, оригами.
- Съёмка на длинной выдержке. Здесь нужно озаботиться статичностью камеры: штатив, пол, парапет или другая опора. Такой приём позволяет «убрать» лишние объекты из кадра, сделать акцент на чём-то важном.
Очень важно не зацикливаться на очевидных сюжетах. Важны авторские идеи и решения, необычные ходы по поиску сюжетов и работе с ними.