Особые режимы видеосъёмки
Замедленная и ускоренная съёмка — это приятные дополнения к стандартным режимам записи. Замедленный режим я использовал в динамичных сюжетах, снимая на танцплощадке и на спортивном мероприятии. Замедленная съёмка быстротекущих событий всегда завораживает, а замедленные повторы в спортивных трансляциях давно стали неотъемлемой частью этого формата.
Ускоренная съёмка, как и замедленная, существует давно, но стала набирать популярность в последние годы, с появлением доступных устройств для её осуществления. Я использовал её, снимая неспешные события, ускоренный ход которых также смотрится очень впечатляюще. Широкоугольная съёмка на берегу реки позволила ускорить движение облаков и прогулочных кораблей. Эффект ускорения смотрится очень хорошо, если подобрать подходящую ему сцену или сюжет.
Небольшие сложности возникли при использовании замедленной съёмки в ручном режиме (М): при выборе максимального битрейта она невозможна. Никаких инструкций, советов или подсказок камера не предоставляет, и я был в небольшом замешательстве, пока вручную не понизил битрейт. Тогда режим замедленной съёмки появился в меню, и камера позволила им воспользоваться. В автоматическом режиме работы (AUTO) таких проблем нет, и меню режимов как замедленной, так и ускоренной съёмки отображается в полной мере. Для замедленной съёмки предусмотрена только одна установка — ½ нормальной скорости, в большинстве случаев этого достаточно, чтобы получить нужный эффект. Мне эта функция пригодилась, когда я снимал марафон, где замедленное движение отлично передаёт все детали техники бега и эмоции участников, особенно когда они пробегают через импровизированный освежающий душ.
Скачать в оригинальном качестве
Интересный эффект дала съёмка праздничного салюта в замедленном режиме при включении в настройках сюжетной программы «Фейерверк». Получился чёткий и яркий ролик с правильной экспозицией, который по-настоящему завораживает.
Скачать в оригинальном качестве
Ролик из скейт-парка, снятый в режиме замедленной съёмки, также помогает подсмотреть технику выполнения трюков и посчитать количество оборотов самоката во время прыжка юного спортсмена. Ну и конечно, это просто красиво.
Скачать в оригинальном качестве
Замедленная съёмка шоу в дельфинарии, на мой вкус, смотрится лучше, чем при скорости в реальном времени: прыжки дельфинов и брызги воды, плавные движения — при замедлении получается картинка, очень приятная глазу.
Скачать в оригинальном качестве
Для ускоренной съёмки камера предлагает заметно больше вариантов настроек, и это понятно, ведь для неё не требуется больших аппаратных мощностей. Камера работает фактически в роли фотоаппарата, делая кадры с определённым интервалом и «сшивая» их в видео. Вариантов применения режима ускорения — масса. Ускорив картинку в 2–4 раза, можно снять смешное кино, похожее по стилю на ретро-фильмы, которые снимались на камеры с ручным приводом механизма протяжки плёнки.
Ускорение в 10–20 раз лучше подходит для съёмки движения на оживлённых улицах, а 60-кратное и выше — для природных явлений, таких, как надвигающийся грозовой фронт, закат или любое другое событие, ход которого исчисляется десятками минут или даже часов.
Скачать в оригинальном качестве
Съёмка динамичных сюжетов
Мне очень понравились возможности камеры при съёмке спортивных событий. Фильтр «Вид» в режиме «Приоритет высокой яркости», сюжетная программа «Спорт», стабилизатор изображения в режиме «Динамичный» — это всё, что нужно установить для того, чтобы сделать видео вещательного качества.
Съёмка мини-футбола велась из-за сетки, но система фокусировки отработала очень точно — сетка ею игнорировалась, а фокусировка на нужный объект, будь то игрок или мяч, происходила моментально, и объект выбирался верно. В сюжетной программе «Спорт» изображение выглядит жёстким, чётким, даже быстрые движения не размазываются — я остался доволен результатом. Звук был записан на внешний микрофон, подключенный к рукоятке.
Скачать в оригинальном качестве
Снимая игру в баскетбол, я использовал те же настройки, что и для мини-футбола, разве что из-за большего размера площадки пришлось чаще пользоваться зумом, но и тут всё было на высоте. Отклик зума очень быстрый: пока отправленный с дистанции в пять-десять метров мяч летит в корзину, удаётся раскрыть зум от умеренного теле- до широкоугольного положения, и нет ощущения, что камера не успевает среагировать. «Динамичный» стабилизатор изображения обеспечивает картинку без рывков, и даже при быстрых движениях камеры изображение стабильное и выглядит гармонично. Штатив обеспечил бы аналогичную устойчивость, но точно не дал бы такую же свободу действий при съёмке. Хорошее комплексное решение внутри камеры позволяет успешно выполнить подобную задачу.
Скачать в оригинальном качестве
Съёмка движения хорошо сочетается с разными сюжетными программами, позволяющими учесть специфику сцены.
Волейбол на песке — сюжетная программа «Пляж»:
Скачать в оригинальном качестве
Сюжетная программа «Портрет»:
Скачать в оригинальном качестве
Сюжетная программа «Закат»:
Скачать в оригинальном качестве
Съёмка при недостаточной освещённости
Съёмка в тёмное время суток — сама по себе задача непростая, а когда в кадре присутствуют точечные яркие источники света, автоматика теоретически может не справиться с задачей и высветлить или затемнить кадр. Для съёмки торжественного вечера и факельного шествия я всё же выбрал автоматический режим работы камеры и не пожалел. Экспозиция кадра получилась правильная, яркие источники света не передержаны, при этом информация в тенях сохранена. Цифровой шум — на том уровне, когда он не отвлекает от действия в кадре, автофокус точно распознаёт лица и правильно выбирает объект съёмки, яркий огонь свечей не сбивает его с толку. Стабилизатор изображения позволил снимать с вытянутых рук над головой. Баланс белого выбран автоматикой верно; в некоторых случаях вмешалось уличное освещение, но это — непростые условия для съёмки, и камера хорошо с ними справилась.
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Снимая в темноте, если всё же автоматика будет излишне высветлять кадр или по задумке нужно ограничить его яркость, можно воспользоваться инструментом «Ограничение автоматической регулировки усиления» (AGС). Использовать его достаточно просто: при помощи кнопки Func на задней панели камеры или воспользовавшись сенсорным экраном. Включив ручной режим корректировки, при помощи шкалы в децибелах можно задать порог усиления, выше которого камера не сможет его использовать, — это почти экспокоррекция.
Функцию «Ограничение AGС» я использовал при съёмке башен московского Сити на закате, поскольку на автомате камера немного пересвечивала их, а при использовании ограничения картинку удалось сделать близкой к той, что была на самом деле.
Скачать в оригинальном качестве
В некоторых сценах при слабом освещении оптимальной может оказаться программа «Ночная сцена». Например, при съёмке мотоциклов со встроенной внушительной иллюминацией лучше всего оказался именно этот режим. Света не выбиты, но и тени сохранены. На мой вкус, это оптимальный вариант.
Скачать в оригинальном качестве
Режим ночной съёмки
Включение режима ИК-съёмки осуществляется механическим рычажком с маркировкой Infrared, расположенным рядом с отсеком для карт памяти на левой стороне корпуса.
Режим ночной съёмки делает камеру «зрячей» в полной темноте, благодаря съёмке в инфракрасном диапазоне, которая возможна как с использованием встроенной в рукоятку подсветки, так и без неё.
В современном городе сложно найти по-настоящему тёмный угол, но и просто при недостаточном освещении ИК-режим позволяет увидеть гораздо больше деталей. Когда я снимал на совершенно неосвещённой аллее, камера тоже передала детальное изображение.
Скачать в оригинальном качестве
Чтобы полностью прояснить для себя возможности режима ночной съёмки, я провёл небольшой эксперимент с букетом цветов. Он показал, что фильтр для ИК-съёмки, не пропускающий видимый спектр света, абсолютно прозрачен для камеры. ИК-подсветка на рукоятке камеры невидима для глаза, но освещает сцену с букетом и видима для сенсора камеры. Серый нейтральный фильтр переменной плотности (на видео он в круглой оправе) также при своём максимальном затемнении не пропускает видимый свет, но в ИК-диапазоне он прозрачный для камеры. Это значит, что при необходимости оператор сможет снимать объекты даже за непрозрачными препятствиями, которые пропускают тепло или ИК-подсветку.
Скачать в оригинальном качестве
Съёмка в инфракрасном режиме не обязательно должна вестись в полной темноте, ведь наличие явного света или подсветки в видимом спектре также могут дать интересный эффект. Понимание возможностей камеры при съёмке в ИК-диапазоне и умение его использовать могут пригодиться как в бытовой, так и в репортажной или творческой съёмке. Так что применение ИК-режима вовсе не ограничено съёмкой животных, ведущих ночной образ жизни и использованием камеры в роли прибора ночного видения.
ИК-видео получается монохромным, но его возможно тонировать в чёрно-белой или чёрно-зелёной гамме.
Работа со звуком
Если камера используется в компактном виде, без ручки, то звук пишется в стереорежиме на два встроенных микрофона. При установленной рукоятке без внешнего микрофона или подключённого звукового источника через меню камеры можно включить только один канал записи встроенного микрофона; стереозаписи не получится.
В работе с внешним микрофоном камера предлагает массу различных настроек, в которых обязательно стоит разобраться, если предстоит им воспользоваться.
Имевшийся у меня внешний микрофон отлично подошёл к камере для съёмки в автоматическом режиме стандартных сцен, например, для записи голосов и различных «шумелок» групп поддержки участников марафона.
Скачать в оригинальном качестве
В одном из фрагментов в этом ролике, справа вверху в кадре виден микрофон. Мораль: при использовании длинного микрофона-пушки стоит убедиться, что в самом широком положении зума он не попадает в кадр.
Интерфейсы
Canon XA35, на первый взгляд, — обычный компактный камкордер для репортажной и событийной съёмки в автономном режиме «в поле», но это не совсем так. Набор интерфейсов, которыми снабжена камера, включает уже привычный аналоговый AV-выход (жёлтый разъём рядом с гнездом для адаптера питания). С его помощью можно подключить камеру как к современной технике, так и к допотопным телевизорам с кинескопом, снабжённым таким входом. Это может быть полезно для предварительного отсмотра материала в какой-нибудь провинциальной гостинице в пути.
Цифровой HDMI-выход позволяет подключать камеру уже к современным телевизорам, накамерным мониторам и внешним рекордерам, если такая необходимость возникнет.
Вишенкой на торте является наличие интерфейса SDI (HD/SD-SDI) — это профессиональный цифровой интерфейс для интеграции камеры в вещательную студию и возможности её использования совместно с другими камерами и оборудованием.
Через SDI-порт камеру можно подключить к видеосендеру — устройству, передающему видеосигнал по радиоканалу и позволяющему сохранить репортажные качества камеры при её интеграции в студию. Стандарт передачи данных SDI позволяет передавать не только видео, но и звук профессионального качества, а также такие метаданные, как адресно-временной код (Timecode) для синхронизации устройств.
Меню камеры содержит массу различных настроек для профессионалов, использующих возможности этого интерфейса.