Вверх

Тест профессиональной видеокамеры Canon XA35

Дата публикации: 25.07.2017

Особые режимы видеосъёмки

Замедленная и ускоренная съёмка — это приятные дополнения к стандартным режимам записи. Замедленный режим я использовал в динамичных сюжетах, снимая на танцплощадке и на спортивном мероприятии. Замедленная съёмка быстротекущих событий всегда завораживает, а замедленные повторы в спортивных трансляциях давно стали неотъемлемой частью этого формата.

Ускоренная съёмка, как и замедленная, существует давно, но стала набирать популярность в последние годы, с появлением доступных устройств для её осуществления. Я использовал её, снимая неспешные события, ускоренный ход которых также смотрится очень впечатляюще. Широкоугольная съёмка на берегу реки позволила ускорить движение облаков и прогулочных кораблей. Эффект ускорения смотрится очень хорошо, если подобрать подходящую ему сцену или сюжет.

Небольшие сложности возникли при использовании замедленной съёмки в ручном режиме (М): при выборе максимального битрейта она невозможна. Никаких инструкций, советов или подсказок камера не предоставляет, и я был в небольшом замешательстве, пока вручную не понизил битрейт. Тогда режим замедленной съёмки появился в меню, и камера позволила им воспользоваться. В автоматическом режиме работы (AUTO) таких проблем нет, и меню режимов как замедленной, так и ускоренной съёмки отображается в полной мере. Для замедленной съёмки предусмотрена только одна установка — ½ нормальной скорости, в большинстве случаев этого достаточно, чтобы получить нужный эффект. Мне эта функция пригодилась, когда я снимал марафон, где замедленное движение отлично передаёт все детали техники бега и эмоции участников, особенно когда они пробегают через импровизированный освежающий душ.

Скачать в оригинальном качестве

Интересный эффект дала съёмка праздничного салюта в замедленном режиме при включении в настройках сюжетной программы «Фейерверк». Получился чёткий и яркий ролик с правильной экспозицией, который по-настоящему завораживает.

Скачать в оригинальном качестве

Ролик из скейт-парка, снятый в режиме замедленной съёмки, также помогает подсмотреть технику выполнения трюков и посчитать количество оборотов самоката во время прыжка юного спортсмена. Ну и конечно, это просто красиво.

Скачать в оригинальном качестве

Замедленная съёмка шоу в дельфинарии, на мой вкус, смотрится лучше, чем при скорости в реальном времени: прыжки дельфинов и брызги воды, плавные движения — при замедлении получается картинка, очень приятная глазу.

Скачать в оригинальном качестве

Для ускоренной съёмки камера предлагает заметно больше вариантов настроек, и это понятно, ведь для неё не требуется больших аппаратных мощностей. Камера работает фактически в роли фотоаппарата, делая кадры с определённым интервалом и «сшивая» их в видео. Вариантов применения режима ускорения — масса. Ускорив картинку в 2–4 раза, можно снять смешное кино, похожее по стилю на ретро-фильмы, которые снимались на камеры с ручным приводом механизма протяжки плёнки.

Ускорение в 10–20 раз лучше подходит для съёмки движения на оживлённых улицах, а 60-кратное и выше — для природных явлений, таких, как надвигающийся грозовой фронт, закат или любое другое событие, ход которого исчисляется десятками минут или даже часов.

Скачать в оригинальном качестве

Съёмка динамичных сюжетов

Мне очень понравились возможности камеры при съёмке спортивных событий. Фильтр «Вид» в режиме «Приоритет высокой яркости», сюжетная программа «Спорт», стабилизатор изображения в режиме «Динамичный» — это всё, что нужно установить для того, чтобы сделать видео вещательного качества.

Съёмка мини-футбола велась из-за сетки, но система фокусировки отработала очень точно — сетка ею игнорировалась, а фокусировка на нужный объект, будь то игрок или мяч, происходила моментально, и объект выбирался верно. В сюжетной программе «Спорт» изображение выглядит жёстким, чётким, даже быстрые движения не размазываются — я остался доволен результатом. Звук был записан на внешний микрофон, подключенный к рукоятке.

Скачать в оригинальном качестве

Снимая игру в баскетбол, я использовал те же настройки, что и для мини-футбола, разве что из-за большего размера площадки пришлось чаще пользоваться зумом, но и тут всё было на высоте. Отклик зума очень быстрый: пока отправленный с дистанции в пять-десять метров мяч летит в корзину, удаётся раскрыть зум от умеренного теле- до широкоугольного положения, и нет ощущения, что камера не успевает среагировать. «Динамичный» стабилизатор изображения обеспечивает картинку без рывков, и даже при быстрых движениях камеры изображение стабильное и выглядит гармонично. Штатив обеспечил бы аналогичную устойчивость, но точно не дал бы такую же свободу действий при съёмке. Хорошее комплексное решение внутри камеры позволяет успешно выполнить подобную задачу.

Скачать в оригинальном качестве

Съёмка движения хорошо сочетается с разными сюжетными программами, позволяющими учесть специфику сцены.

Волейбол на песке — сюжетная программа «Пляж»:

Скачать в оригинальном качестве

Сюжетная программа «Портрет»:

Скачать в оригинальном качестве

Сюжетная программа «Закат»:

Скачать в оригинальном качестве

Съёмка при недостаточной освещённости

Съёмка в тёмное время суток — сама по себе задача непростая, а когда в кадре присутствуют точечные яркие источники света, автоматика теоретически может не справиться с задачей и высветлить или затемнить кадр. Для съёмки торжественного вечера и факельного шествия я всё же выбрал автоматический режим работы камеры и не пожалел. Экспозиция кадра получилась правильная, яркие источники света не передержаны, при этом информация в тенях сохранена. Цифровой шум — на том уровне, когда он не отвлекает от действия в кадре, автофокус точно распознаёт лица и правильно выбирает объект съёмки, яркий огонь свечей не сбивает его с толку. Стабилизатор изображения позволил снимать с вытянутых рук над головой. Баланс белого выбран автоматикой верно; в некоторых случаях вмешалось уличное освещение, но это — непростые условия для съёмки, и камера хорошо с ними справилась.

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Снимая в темноте, если всё же автоматика будет излишне высветлять кадр или по задумке нужно ограничить его яркость, можно воспользоваться инструментом «Ограничение автоматической регулировки усиления» (AGС). Использовать его достаточно просто: при помощи кнопки Func на задней панели камеры или воспользовавшись сенсорным экраном. Включив ручной режим корректировки, при помощи шкалы в децибелах можно задать порог усиления, выше которого камера не сможет его использовать, — это почти экспокоррекция.

Функцию «Ограничение AGС» я использовал при съёмке башен московского Сити на закате, поскольку на автомате камера немного пересвечивала их, а при использовании ограничения картинку удалось сделать близкой к той, что была на самом деле.

Скачать в оригинальном качестве

В некоторых сценах при слабом освещении оптимальной может оказаться программа «Ночная сцена». Например, при съёмке мотоциклов со встроенной внушительной иллюминацией лучше всего оказался именно этот режим. Света не выбиты, но и тени сохранены. На мой вкус, это оптимальный вариант.

Скачать в оригинальном качестве

Режим ночной съёмки

Включение режима ИК-съёмки осуществляется механическим рычажком с маркировкой Infrared, расположенным рядом с отсеком для карт памяти на левой стороне корпуса.

Режим ночной съёмки делает камеру «зрячей» в полной темноте, благодаря съёмке в инфракрасном диапазоне, которая возможна как с использованием встроенной в рукоятку подсветки, так и без неё.

В современном городе сложно найти по-настоящему тёмный угол, но и просто при недостаточном освещении ИК-режим позволяет увидеть гораздо больше деталей. Когда я снимал на совершенно неосвещённой аллее, камера тоже передала детальное изображение.

Скачать в оригинальном качестве

Чтобы полностью прояснить для себя возможности режима ночной съёмки, я провёл небольшой эксперимент с букетом цветов. Он показал, что фильтр для ИК-съёмки, не пропускающий видимый спектр света, абсолютно прозрачен для камеры. ИК-подсветка на рукоятке камеры невидима для глаза, но освещает сцену с букетом и видима для сенсора камеры. Серый нейтральный фильтр переменной плотности (на видео он в круглой оправе) также при своём максимальном затемнении не пропускает видимый свет, но в ИК-диапазоне он прозрачный для камеры. Это значит, что при необходимости оператор сможет снимать объекты даже за непрозрачными препятствиями, которые пропускают тепло или ИК-подсветку.

Скачать в оригинальном качестве

Съёмка в инфракрасном режиме не обязательно должна вестись в полной темноте, ведь наличие явного света или подсветки в видимом спектре также могут дать интересный эффект. Понимание возможностей камеры при съёмке в ИК-диапазоне и умение его использовать могут пригодиться как в бытовой, так и в репортажной или творческой съёмке. Так что применение ИК-режима вовсе не ограничено съёмкой животных, ведущих ночной образ жизни и использованием камеры в роли прибора ночного видения.

ИК-видео получается монохромным, но его возможно тонировать в чёрно-белой или чёрно-зелёной гамме.

Работа со звуком

Если камера используется в компактном виде, без ручки, то звук пишется в стереорежиме на два встроенных микрофона. При установленной рукоятке без внешнего микрофона или подключённого звукового источника через меню камеры можно включить только один канал записи встроенного микрофона; стереозаписи не получится.

В работе с внешним микрофоном камера предлагает массу различных настроек, в которых обязательно стоит разобраться, если предстоит им воспользоваться.

Имевшийся у меня внешний микрофон отлично подошёл к камере для съёмки в автоматическом режиме стандартных сцен, например, для записи голосов и различных «шумелок» групп поддержки участников марафона.

Скачать в оригинальном качестве

В одном из фрагментов в этом ролике, справа вверху в кадре виден микрофон. Мораль: при использовании длинного микрофона-пушки стоит убедиться, что в самом широком положении зума он не попадает в кадр.

Интерфейсы

Canon XA35, на первый взгляд, — обычный компактный камкордер для репортажной и событийной съёмки в автономном режиме «в поле», но это не совсем так. Набор интерфейсов, которыми снабжена камера, включает уже привычный аналоговый AV-выход (жёлтый разъём рядом с гнездом для адаптера питания). С его помощью можно подключить камеру как к современной технике, так и к допотопным телевизорам с кинескопом, снабжённым таким входом. Это может быть полезно для предварительного отсмотра материала в какой-нибудь провинциальной гостинице в пути.

Цифровой HDMI-выход позволяет подключать камеру уже к современным телевизорам, накамерным мониторам и внешним рекордерам, если такая необходимость возникнет.

Вишенкой на торте является наличие интерфейса SDI (HD/SD-SDI) — это профессиональный цифровой интерфейс для интеграции камеры в вещательную студию и возможности её использования совместно с другими камерами и оборудованием.

Через SDI-порт камеру можно подключить к видеосендеру — устройству, передающему видеосигнал по радиоканалу и позволяющему сохранить репортажные качества камеры при её интеграции в студию. Стандарт передачи данных SDI позволяет передавать не только видео, но и звук профессионального качества, а также такие метаданные, как адресно-временной код (Timecode) для синхронизации устройств.

Меню камеры содержит массу различных настроек для профессионалов, использующих возможности этого интерфейса.

Дата публикации: 25.07.2017
Комментировать
Главы:12345
Предыдущая главаДалее «Беспроводная связь. Автономное питание»

Canon XA35: Рекомендуемые аксессуары

Alexander Savochkin, 2018-06-19T19:50:37

А что там написано?

Нетол Ерантный, 2018-06-19T15:24:38

Добрый день, возможно, я был не слишком внимателен, но доступна ли в камерах этой серии фокусировка прикосновением к экрану? Даже в мануале не слишком внятно написано

Alex, 2018-02-19T06:56:55

Футбол снимали с монопода, или с рук? Так то смотрится стабильно, стабилизатор хорошо работает

Alexander Savochkin, 2017-08-21T03:42:10

Самое впечатляющее качество FullHD я видел у камеры Canon C100 Mark 2, но она стоит почти вчетверо дороже. Зато можно снимать при свете луны. Это я всё к тому, что операторы выбирают не только качество материала, а целую систему. В неё кроме качества материала входит управление, функциональность, доступность компонентов системы на рынке, сервис. По комплексу показателей XA35 отнюдь не самая плохая камера своего класса.

Дух пионера, 2017-08-20T13:51:12

Чёт видео то не фонтан... Качество так себе. У меня JVC снимает лучше и стоит более чем в 2 раза дешевле, функций конечно меньше...

Alexander Savochkin, 2017-08-17T14:56:43

Мне кажется, что это определение ничего толком не объясняет. Чем отличается профессионал от любителя? Тем, что надёжно выдаёт результат стабильного качества. При этом уровень этого качества вторичен: свадебный оператор и, скажем, Сергей Урусевский — оба профессионалы, хотя ставить их в один ряд всё равно что сопоставлять SONY HDW-650P и Canon XA-35. Следовательно, профессиональная аппаратура обладает необходимыми средствами контроля качества, и достаточно надёжна для того, чтобы работать в конкретных условиях (а у свадебщика и анималиста условия слегка разные).

Если Canon XA-35 удовлетворяет этим критериям c точки зрения тех, кто с ней зарабатывает, это профессиональная камера. Да, простая и функционально не столь богатая, как другие камеры, но это ничего не меняет — профессионалы бывают разные, и задачи у них тоже не тождественны. В самом деле, та же Arri Alexa не принесёт большой пользы тому, кто работает с Ikegami HC-HD300.

Вадим Анохин, 2017-08-17T09:21:17

Скопирую ответ из Википедии: "В бизнесе есть понятие полупрофессиональный инструмент или оборудование, что обозначает продукты, которые лежат между любительским и профессиональным уровнями качества и стоимости (например, полупрофессиональный фотоаппарат, семипрозин), хотя в настоящее время вместо этого термина (semiprofessional) часто используют слово просьюмер".
Не я этот термин придумал, я его только использовал.

Alexander Savochkin, 2017-08-17T05:30:44

Здорово, если раскроете термин полу-про. А то одним достаточно порта HD-SDI, чтобы причислить камеру к профессиональному классу, а другие всё что проще ARRI Alexa за профтехнику не держат.

Вадим Анохин, 2017-08-16T20:56:22

Это - не профессиональная видеокамера, а полу-про в лучшем случае. Профессиональные стоят примерно от миллиона и гораздо выше (типа SONY HDW-650P). И это без оптики.

Rus lan, 2017-08-16T18:19:44

у Вас что телефона нет?))

Alexander Savochkin, 2017-08-01T10:04:31

В общих чертах можно утверждать, что чем ярче свет и ниже усиление, тем больше вероятность того, что фото не разочарует. Также в общих чертах отмечу, что видеокамера на роль фотоаппарата не особенно хорошо годится, равно как и наоборот. Это само со себе не плохо: те же смартфоны в равной степени не годятся на обе роли, что не мешает ими во всю снимать и фото, и видео.

Георгий Полицарнов, 2017-07-31T08:54:11

Не заостряли на этом аспекте внимание, к сожалению.

владимир, 2017-07-30T13:17:46

а фотографии с этой видеокамеры не делали? так просто чтобы убедиться вдруг понадобится сделать фото, а фотокамеры под рукой не оказалось

42efc48b 55a3 4115 954e 2e47a2c0694b