Особые режимы видеосъёмки
Замедленная и ускоренная съёмка — это приятные дополнения к стандартным режимам записи. Замедленный режим я использовал в динамичных сюжетах, снимая на танцплощадке и на спортивном мероприятии. Замедленная съёмка быстротекущих событий всегда завораживает, а замедленные повторы в спортивных трансляциях давно стали неотъемлемой частью этого формата.
Ускоренная съёмка, как и замедленная, существует давно, но стала набирать популярность в последние годы, с появлением доступных устройств для её осуществления. Я использовал её, снимая неспешные события, ускоренный ход которых также смотрится очень впечатляюще. Широкоугольная съёмка на берегу реки позволила ускорить движение облаков и прогулочных кораблей. Эффект ускорения смотрится очень хорошо, если подобрать подходящую ему сцену или сюжет.
Небольшие сложности возникли при использовании замедленной съёмки в ручном режиме (М): при выборе максимального битрейта она невозможна. Никаких инструкций, советов или подсказок камера не предоставляет, и я был в небольшом замешательстве, пока вручную не понизил битрейт. Тогда режим замедленной съёмки появился в меню, и камера позволила им воспользоваться. В автоматическом режиме работы (AUTO) таких проблем нет, и меню режимов как замедленной, так и ускоренной съёмки отображается в полной мере. Для замедленной съёмки предусмотрена только одна установка — ½ нормальной скорости, в большинстве случаев этого достаточно, чтобы получить нужный эффект. Мне эта функция пригодилась, когда я снимал марафон, где замедленное движение отлично передаёт все детали техники бега и эмоции участников, особенно когда они пробегают через импровизированный освежающий душ.
Скачать в оригинальном качестве
Интересный эффект дала съёмка праздничного салюта в замедленном режиме при включении в настройках сюжетной программы «Фейерверк». Получился чёткий и яркий ролик с правильной экспозицией, который по-настоящему завораживает.
Скачать в оригинальном качестве
Ролик из скейт-парка, снятый в режиме замедленной съёмки, также помогает подсмотреть технику выполнения трюков и посчитать количество оборотов самоката во время прыжка юного спортсмена. Ну и конечно, это просто красиво.
Скачать в оригинальном качестве
Замедленная съёмка шоу в дельфинарии, на мой вкус, смотрится лучше, чем при скорости в реальном времени: прыжки дельфинов и брызги воды, плавные движения — при замедлении получается картинка, очень приятная глазу.
Скачать в оригинальном качестве
Для ускоренной съёмки камера предлагает заметно больше вариантов настроек, и это понятно, ведь для неё не требуется больших аппаратных мощностей. Камера работает фактически в роли фотоаппарата, делая кадры с определённым интервалом и «сшивая» их в видео. Вариантов применения режима ускорения — масса. Ускорив картинку в 2–4 раза, можно снять смешное кино, похожее по стилю на ретро-фильмы, которые снимались на камеры с ручным приводом механизма протяжки плёнки.
Ускорение в 10–20 раз лучше подходит для съёмки движения на оживлённых улицах, а 60-кратное и выше — для природных явлений, таких, как надвигающийся грозовой фронт, закат или любое другое событие, ход которого исчисляется десятками минут или даже часов.
Скачать в оригинальном качестве
Съёмка динамичных сюжетов
Мне очень понравились возможности камеры при съёмке спортивных событий. Фильтр «Вид» в режиме «Приоритет высокой яркости», сюжетная программа «Спорт», стабилизатор изображения в режиме «Динамичный» — это всё, что нужно установить для того, чтобы сделать видео вещательного качества.
Съёмка мини-футбола велась из-за сетки, но система фокусировки отработала очень точно — сетка ею игнорировалась, а фокусировка на нужный объект, будь то игрок или мяч, происходила моментально, и объект выбирался верно. В сюжетной программе «Спорт» изображение выглядит жёстким, чётким, даже быстрые движения не размазываются — я остался доволен результатом. Звук был записан на внешний микрофон, подключенный к рукоятке.
Скачать в оригинальном качестве
Снимая игру в баскетбол, я использовал те же настройки, что и для мини-футбола, разве что из-за большего размера площадки пришлось чаще пользоваться зумом, но и тут всё было на высоте. Отклик зума очень быстрый: пока отправленный с дистанции в пять-десять метров мяч летит в корзину, удаётся раскрыть зум от умеренного теле- до широкоугольного положения, и нет ощущения, что камера не успевает среагировать. «Динамичный» стабилизатор изображения обеспечивает картинку без рывков, и даже при быстрых движениях камеры изображение стабильное и выглядит гармонично. Штатив обеспечил бы аналогичную устойчивость, но точно не дал бы такую же свободу действий при съёмке. Хорошее комплексное решение внутри камеры позволяет успешно выполнить подобную задачу.
Скачать в оригинальном качестве
Съёмка движения хорошо сочетается с разными сюжетными программами, позволяющими учесть специфику сцены.
Волейбол на песке — сюжетная программа «Пляж»:
Скачать в оригинальном качестве
Сюжетная программа «Портрет»:
Скачать в оригинальном качестве
Сюжетная программа «Закат»:
Скачать в оригинальном качестве
Съёмка при недостаточной освещённости
Съёмка в тёмное время суток — сама по себе задача непростая, а когда в кадре присутствуют точечные яркие источники света, автоматика теоретически может не справиться с задачей и высветлить или затемнить кадр. Для съёмки торжественного вечера и факельного шествия я всё же выбрал автоматический режим работы камеры и не пожалел. Экспозиция кадра получилась правильная, яркие источники света не передержаны, при этом информация в тенях сохранена. Цифровой шум — на том уровне, когда он не отвлекает от действия в кадре, автофокус точно распознаёт лица и правильно выбирает объект съёмки, яркий огонь свечей не сбивает его с толку. Стабилизатор изображения позволил снимать с вытянутых рук над головой. Баланс белого выбран автоматикой верно; в некоторых случаях вмешалось уличное освещение, но это — непростые условия для съёмки, и камера хорошо с ними справилась.
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Снимая в темноте, если всё же автоматика будет излишне высветлять кадр или по задумке нужно ограничить его яркость, можно воспользоваться инструментом «Ограничение автоматической регулировки усиления» (AGС). Использовать его достаточно просто: при помощи кнопки Func на задней панели камеры или воспользовавшись сенсорным экраном. Включив ручной режим корректировки, при помощи шкалы в децибелах можно задать порог усиления, выше которого камера не сможет его использовать, — это почти экспокоррекция.
Функцию «Ограничение AGС» я использовал при съёмке башен московского Сити на закате, поскольку на автомате камера немного пересвечивала их, а при использовании ограничения картинку удалось сделать близкой к той, что была на самом деле.
Скачать в оригинальном качестве
В некоторых сценах при слабом освещении оптимальной может оказаться программа «Ночная сцена». Например, при съёмке мотоциклов со встроенной внушительной иллюминацией лучше всего оказался именно этот режим. Света не выбиты, но и тени сохранены. На мой вкус, это оптимальный вариант.
Скачать в оригинальном качестве
Режим ночной съёмки
Включение режима ИК-съёмки осуществляется механическим рычажком с маркировкой Infrared, расположенным рядом с отсеком для карт памяти на левой стороне корпуса.
Режим ночной съёмки делает камеру «зрячей» в полной темноте, благодаря съёмке в инфракрасном диапазоне, которая возможна как с использованием встроенной в рукоятку подсветки, так и без неё.
В современном городе сложно найти по-настоящему тёмный угол, но и просто при недостаточном освещении ИК-режим позволяет увидеть гораздо больше деталей. Когда я снимал на совершенно неосвещённой аллее, камера тоже передала детальное изображение.
Скачать в оригинальном качестве
Чтобы полностью прояснить для себя возможности режима ночной съёмки, я провёл небольшой эксперимент с букетом цветов. Он показал, что фильтр для ИК-съёмки, не пропускающий видимый спектр света, абсолютно прозрачен для камеры. ИК-подсветка на рукоятке камеры невидима для глаза, но освещает сцену с букетом и видима для сенсора камеры. Серый нейтральный фильтр переменной плотности (на видео он в круглой оправе) также при своём максимальном затемнении не пропускает видимый свет, но в ИК-диапазоне он прозрачный для камеры. Это значит, что при необходимости оператор сможет снимать объекты даже за непрозрачными препятствиями, которые пропускают тепло или ИК-подсветку.
Скачать в оригинальном качестве
Съёмка в инфракрасном режиме не обязательно должна вестись в полной темноте, ведь наличие явного света или подсветки в видимом спектре также могут дать интересный эффект. Понимание возможностей камеры при съёмке в ИК-диапазоне и умение его использовать могут пригодиться как в бытовой, так и в репортажной или творческой съёмке. Так что применение ИК-режима вовсе не ограничено съёмкой животных, ведущих ночной образ жизни и использованием камеры в роли прибора ночного видения.
ИК-видео получается монохромным, но его возможно тонировать в чёрно-белой или чёрно-зелёной гамме.
Работа со звуком
Если камера используется в компактном виде, без ручки, то звук пишется в стереорежиме на два встроенных микрофона. При установленной рукоятке без внешнего микрофона или подключённого звукового источника через меню камеры можно включить только один канал записи встроенного микрофона; стереозаписи не получится.
В работе с внешним микрофоном камера предлагает массу различных настроек, в которых обязательно стоит разобраться, если предстоит им воспользоваться.
Имевшийся у меня внешний микрофон отлично подошёл к камере для съёмки в автоматическом режиме стандартных сцен, например, для записи голосов и различных «шумелок» групп поддержки участников марафона.
Скачать в оригинальном качестве
В одном из фрагментов в этом ролике, справа вверху в кадре виден микрофон. Мораль: при использовании длинного микрофона-пушки стоит убедиться, что в самом широком положении зума он не попадает в кадр.
Интерфейсы
Canon XA35, на первый взгляд, — обычный компактный камкордер для репортажной и событийной съёмки в автономном режиме «в поле», но это не совсем так. Набор интерфейсов, которыми снабжена камера, включает уже привычный аналоговый AV-выход (жёлтый разъём рядом с гнездом для адаптера питания). С его помощью можно подключить камеру как к современной технике, так и к допотопным телевизорам с кинескопом, снабжённым таким входом. Это может быть полезно для предварительного отсмотра материала в какой-нибудь провинциальной гостинице в пути.
Цифровой HDMI-выход позволяет подключать камеру уже к современным телевизорам, накамерным мониторам и внешним рекордерам, если такая необходимость возникнет.
Вишенкой на торте является наличие интерфейса SDI (HD/SD-SDI) — это профессиональный цифровой интерфейс для интеграции камеры в вещательную студию и возможности её использования совместно с другими камерами и оборудованием.
Через SDI-порт камеру можно подключить к видеосендеру — устройству, передающему видеосигнал по радиоканалу и позволяющему сохранить репортажные качества камеры при её интеграции в студию. Стандарт передачи данных SDI позволяет передавать не только видео, но и звук профессионального качества, а также такие метаданные, как адресно-временной код (Timecode) для синхронизации устройств.
Меню камеры содержит массу различных настроек для профессионалов, использующих возможности этого интерфейса.
А что там написано?
Добрый день, возможно, я был не слишком внимателен, но доступна ли в камерах этой серии фокусировка прикосновением к экрану? Даже в мануале не слишком внятно написано
Футбол снимали с монопода, или с рук? Так то смотрится стабильно, стабилизатор хорошо работает
Самое впечатляющее качество FullHD я видел у камеры Canon C100 Mark 2, но она стоит почти вчетверо дороже. Зато можно снимать при свете луны. Это я всё к тому, что операторы выбирают не только качество материала, а целую систему. В неё кроме качества материала входит управление, функциональность, доступность компонентов системы на рынке, сервис. По комплексу показателей XA35 отнюдь не самая плохая камера своего класса.
Чёт видео то не фонтан... Качество так себе. У меня JVC снимает лучше и стоит более чем в 2 раза дешевле, функций конечно меньше...
Мне кажется, что это определение ничего толком не объясняет. Чем отличается профессионал от любителя? Тем, что надёжно выдаёт результат стабильного качества. При этом уровень этого качества вторичен: свадебный оператор и, скажем, Сергей Урусевский — оба профессионалы, хотя ставить их в один ряд всё равно что сопоставлять SONY HDW-650P и Canon XA-35. Следовательно, профессиональная аппаратура обладает необходимыми средствами контроля качества, и достаточно надёжна для того, чтобы работать в конкретных условиях (а у свадебщика и анималиста условия слегка разные).
Если Canon XA-35 удовлетворяет этим критериям c точки зрения тех, кто с ней зарабатывает, это профессиональная камера. Да, простая и функционально не столь богатая, как другие камеры, но это ничего не меняет — профессионалы бывают разные, и задачи у них тоже не тождественны. В самом деле, та же Arri Alexa не принесёт большой пользы тому, кто работает с Ikegami HC-HD300.
Скопирую ответ из Википедии: "В бизнесе есть понятие полупрофессиональный инструмент или оборудование, что обозначает продукты, которые лежат между любительским и профессиональным уровнями качества и стоимости (например, полупрофессиональный фотоаппарат, семипрозин), хотя в настоящее время вместо этого термина (semiprofessional) часто используют слово просьюмер".
Не я этот термин придумал, я его только использовал.
Здорово, если раскроете термин полу-про. А то одним достаточно порта HD-SDI, чтобы причислить камеру к профессиональному классу, а другие всё что проще ARRI Alexa за профтехнику не держат.
Это - не профессиональная видеокамера, а полу-про в лучшем случае. Профессиональные стоят примерно от миллиона и гораздо выше (типа SONY HDW-650P). И это без оптики.
у Вас что телефона нет?))
В общих чертах можно утверждать, что чем ярче свет и ниже усиление, тем больше вероятность того, что фото не разочарует. Также в общих чертах отмечу, что видеокамера на роль фотоаппарата не особенно хорошо годится, равно как и наоборот. Это само со себе не плохо: те же смартфоны в равной степени не годятся на обе роли, что не мешает ими во всю снимать и фото, и видео.
Не заостряли на этом аспекте внимание, к сожалению.
а фотографии с этой видеокамеры не делали? так просто чтобы убедиться вдруг понадобится сделать фото, а фотокамеры под рукой не оказалось