Знакомство с конструкцией и эргономикой
Сегодня в производстве видеоконтента используются самые разные устройства, от экшн-камер и даже камер смартфонов до крупных стационарных камкордеров. Несколько лет назад одним из удобных средств для видеосъёмки стали фотокамеры, которыми иногда пользуюсь и я, чтобы снимать ролики. Однако для съёмки продолжительных мероприятий они не подходят, так как их главный недостаток — ограничение записи по времени, в том числе из-за быстрого перегрева. Не слишком хороши они для длительной видеосъёмки и с точки зрения эргономики. Тут тоже явное преимущество остаётся за видеокамерами.
Уже несколько лет круг моих профессиональных задач включает видеосъёмку репортажей и интервью, корпоративных ивентов, видеозапись лекций со звуком и создание небольших промо-видео о различных компаниях. Во время работы мне приходится много перемещаться и снимать с разных точек как ближние, так и дальние планы. Поэтому наиболее удобным является форм-фактор небольшой по габаритам и не слишком тяжёлой камеры, которая оснащена мощным зум-объективом, предусматривает установку дополнительных аксессуаров и удобна в переноске.
Именно такими качествами обладают профессиональные видеокамеры серии Canon XA, которые с минимальной обвеской сравнимы по габаритам с любительскими моделями, но способны снимать видеоматериал профессионального уровня, пригодный для телевещания. Они позиционируются самим производителем как камеры для событийной и репортажной съёмки, и мне было очень интересно проверить в деле возможности старшей и самой новой модели серии — Canon XA35.
Заметим также, что у этой модели есть «младшая» сестра Canon XA30. Она отличается более демократичной ценой и отсутствием выхода HD/SD-SDI. Но вернемся к топовой модели — XA35. Именно на её примере мы будем рассматривать возможности серии XA.
Распаковка и первые приготовления камеры к работе сразу выявили несколько приятных моментов. Например, в комплекте с ХА35 идёт бленда (компендиум) со встроенной шторкой, выполняющей роль крышки объектива. Стандартная крышка на объектив тут же отправилась обратно в коробку.
Шторка этой бленды снабжена удобным приводом, поэтому открыть/закрыть объектив с её помощью можно очень быстро. Сравните это с необходимостью снять крышку, подыскать место, куда её спрятать и не забыть поставить обратно после съёмки. К тому же бленда со шторкой не слетает в сумке при транспортировке, что помогает сохранить объектив в чистоте и уберечь его от повреждений. Почему до сих пор такой механизм не реализовали в блендах для фотообъективов?
Идущая в комплекте с камерой рукоятка — полезнейший аксессуар. Она не только помогает удерживать камеру в руках при съёмке сюжетов там, где это оказалось удобно, но и дополняет её функциональность.
Рукоятка снабжена аудиоадаптером с двумя XLR-входами для подключения внешнего микрофона или источников звукового сигнала с линейным выходом, держателем для внешнего микрофона, дополнительной кнопкой «Старт/Стоп» с кольцом блокировки от случайного нажатия, дополнительными клавишами управления зумом, лампой ИК-подсветки для инфракрасной съёмки, «холодным башмаком» для подсоединения дополнительных аксессуаров.
В полном снаряжении Canon XA35 выглядит маленькой копией профессиональных камкордеров.
Если же повышенное внимание со стороны не входит в ваши планы, то, отсоединив компендиум и рукоятку, можно «упростить» внешний вид камеры до компактного любительского камкордера.
Мощный 20-кратный зум (400x — при использовании цифровых технологий) и 2-кратный цифровой телеконвертер всё равно останутся в камере, как и мощнейший стабилизатор, помогающий обойтись без штатива при съёмке 90% сюжетов.
Установка рукоятки очень проста и занимает буквально секунды: она крепится в «холодный башмак» и специальный паз, затем фиксируется кольцевым зажимом на резьбе и двумя винтами, которые можно затянуть руками, монеткой или толстой отвёрткой.
«Общение» адаптера и дополнительных кнопок и клавиш с камерой происходит при помощи контактной группы, ответными частями которой снабжены и устройство, и рукоятка. Никаких лишних кабелей, как у XC15, не требуется.
Корпус отлично сбалансирован: на внутренней стороне рукоятки имеется наплыв, с помощью которого камеру удавалось удерживать горизонтально всего одним пальцем, что обеспечивало дополнительную стабильность изображения.
Носители и форматы записи
Для записи фотографий и видео камера использует сразу два слота для карт памяти формата SD/SDHC/SDXC. В меню их работу можно сконфигурировать несколькими способами:
- на одну карту записывать фото, а на другую — видео;
- записывать материал на одну карту, а при окончании на ней свободного места автоматически переходить на другую;
- записывать фото и видео параллельно на две карты;
- записывать одновременно видео на обе карты, но в разных форматах;
- при необходимости копировать внутри камеры видеофрагменты с одной карты памяти на другую.
Canon XA35 записывает видео в двух форматах: AVCHD и MP4. Варианты битрейта в каждом из них позволяют балансировать между качеством и количеством сохранённого видео или выбирать оптимальные настройки в зависимости от значимости съёмки или варианта дальнейшего использования полученного материала.
Карты памяти, способные сохранять Full HD-видео, доступны сейчас для любого бюджета, так что можно организовать съёмку и в формате MP4 с высоким битрейтом 35 Мбит/с и частотой 50 кадров/с, чего достаточно для профессионального использования, и в формате AVCHD с битрейтом до 28 Мбит/с.
При максимальном битрейте, к сожалению, невозможна двойная запись на карты памяти. Также этот битрейт недоступен при съёмке в режиме CINEMA. Есть ещё некоторые ограничения, с которыми можно ознакомиться в руководстве по эксплуатации камеры.
Меню поможет оценить, в каком формате сколько материала поместится на карту памяти. При ограниченном пространстве или в случае дальней поездки эта функция позволит быть уверенным, что всё задуманное получится снять и сохранить.
Скачать в оригинальном качестве
А еще на карту памяти можно сохранить настройки меню камеры, что пригодится для съёмки эпизода в тех же условиях, но по прошествии какого-то времени, а также, если надо отвлечься на другую съёмку, а позже вернуться к прежнему проекту. Функциональность и разнообразие режимов работы с картами памяти меня впечатлили.
Доступ к картам простой: достаточно повернуть в рабочее положение встроенный сенсорный экран и сдвинуть шторку слота карт. При съёмке я использовал настройку, когда на одну карту записывались видеоролики, а на вторую — фотографии.
Средства визирования
Для контроля за изображением при съёмке камера предлагает два решения, которые отлично дополняют друг друга: яркий сенсорный поворотный экран и электронный видоискатель.
Поворотный экран, кроме изображения, получаемого камерой, выводит информацию о параметрах съёмки. С его помощью осуществляется основная работа с меню камеры, навигация, которая возможна как тактильная, через тач-интерфейс, так и при помощи джойстика на задней панели камеры и, конечно же, просмотр отснятого материала.
Электронный видоискатель расположен на задней панели камеры и, по умолчанию, сложен и выключен. Для включения его необходимо немного «вытянуть» из камеры, а когда он не нужен — просто задвинуть обратно. Это очень удачное решение, экономящее время и позволяющее не отвлекаться на лишние кнопки.
Видоискатель чёткий и яркий, пользоваться им очень удобно. Наглазник добавляет изображению стабильности, упираясь в бровь и становясь третьей точкой опоры камеры, если оператор держит её руками на уровне лица.
Два устройства визирования возможно использовать одновременно. При съёмке интервью экран может быть повёрнут в сторону спикера, чтобы он видел себя в кадре, а оператор будет контролировать изображение при помощи видоискателя. Эта функция пригодится и при съёмке динамичных сцен, где необходима «перекладка» камеры. Например, в одном дубле часть сцены необходимо снять стоя, а часть — расположив камеру на уровне земли. Видоискатель снабжён рычажком коррекции диоптрий, а наглазник можно сложить, что пригодится оператору, носящему очки.
Мне одинаково удобно воспринимать информацию как с экрана, так и из видоискателя, поэтому при съёмке выбор между ними зависел от условий и особенностей сцены, ракурса и удобства визирования в нём. Так, приведённые ниже видео с церемонии факельного шествия и концерта сняты при удерживании камеры над головой, и визирование в таком положении удобнее проводить по направленному вниз поворотному экрану.
Повторюсь, что экран достаточно яркий, снабжён датчиком освещённости для настройки оптимальной яркости в разных условиях освещения. Он хорошо подходит для визирования изображения даже в солнечный день, но в некоторых случаях удобнее было пользоваться видоискателем. Хорошо, что и экран, и видоискатель обеспечивают индивидуальный подход к их использованию при съёмке.