Вверх

Тест профессиональной видеокамеры Canon XA35

Дата публикации: 25.07.2017

Знакомство с конструкцией и эргономикой

Тест профессиональной видеокамеры Canon XA35

Сегодня в производстве видеоконтента используются самые разные устройства, от экшн-камер и даже камер смартфонов до крупных стационарных камкордеров. Несколько лет назад одним из удобных средств для видеосъёмки стали фотокамеры, которыми иногда пользуюсь и я, чтобы снимать ролики. Однако для съёмки продолжительных мероприятий они не подходят, так как их главный недостаток — ограничение записи по времени, в том числе из-за быстрого перегрева. Не слишком хороши они для длительной видеосъёмки и с точки зрения эргономики. Тут тоже явное преимущество остаётся за видеокамерами.

Уже несколько лет круг моих профессиональных задач включает видеосъёмку репортажей и интервью, корпоративных ивентов, видеозапись лекций со звуком и создание небольших промо-видео о различных компаниях. Во время работы мне приходится много перемещаться и снимать с разных точек как ближние, так и дальние планы. Поэтому наиболее удобным является форм-фактор небольшой по габаритам и не слишком тяжёлой камеры, которая оснащена мощным зум-объективом, предусматривает установку дополнительных аксессуаров и удобна в переноске.

Именно такими качествами обладают профессиональные видеокамеры серии Canon XA, которые с минимальной обвеской сравнимы по габаритам с любительскими моделями, но способны снимать видеоматериал профессионального уровня, пригодный для телевещания. Они позиционируются самим производителем как камеры для событийной и репортажной съёмки, и мне было очень интересно проверить в деле возможности старшей и самой новой модели серии — Canon XA35.

Заметим также, что у этой модели есть «младшая» сестра Canon XA30. Она отличается более демократичной ценой и отсутствием выхода HD/SD-SDI. Но вернемся к топовой модели — XA35. Именно на её примере мы будем рассматривать возможности серии XA.

Распаковка и первые приготовления камеры к работе сразу выявили несколько приятных моментов. Например, в комплекте с ХА35 идёт бленда (компендиум) со встроенной шторкой, выполняющей роль крышки объектива. Стандартная крышка на объектив тут же отправилась обратно в коробку.

Шторка этой бленды снабжена удобным приводом, поэтому открыть/закрыть объектив с её помощью можно очень быстро. Сравните это с необходимостью снять крышку, подыскать место, куда её спрятать и не забыть поставить обратно после съёмки. К тому же бленда со шторкой не слетает в сумке при транспортировке, что помогает сохранить объектив в чистоте и уберечь его от повреждений. Почему до сих пор такой механизм не реализовали в блендах для фотообъективов?

Идущая в комплекте с камерой рукоятка — полезнейший аксессуар. Она не только помогает удерживать камеру в руках при съёмке сюжетов там, где это оказалось удобно, но и дополняет её функциональность.

Рукоятка снабжена аудиоадаптером с двумя XLR-входами для подключения внешнего микрофона или источников звукового сигнала с линейным выходом, держателем для внешнего микрофона, дополнительной кнопкой «Старт/Стоп» с кольцом блокировки от случайного нажатия, дополнительными клавишами управления зумом, лампой ИК-подсветки для инфракрасной съёмки, «холодным башмаком» для подсоединения дополнительных аксессуаров.

В полном снаряжении Canon XA35 выглядит маленькой копией профессиональных камкордеров.

Если же повышенное внимание со стороны не входит в ваши планы, то, отсоединив компендиум и рукоятку, можно «упростить» внешний вид камеры до компактного любительского камкордера.

Мощный 20-кратный зум (400x — при использовании цифровых технологий) и 2-кратный цифровой телеконвертер всё равно останутся в камере, как и мощнейший стабилизатор, помогающий обойтись без штатива при съёмке 90% сюжетов.

Установка рукоятки очень проста и занимает буквально секунды: она крепится в «холодный башмак» и специальный паз, затем фиксируется кольцевым зажимом на резьбе и двумя винтами, которые можно затянуть руками, монеткой или толстой отвёрткой.

«Общение» адаптера и дополнительных кнопок и клавиш с камерой происходит при помощи контактной группы, ответными частями которой снабжены и устройство, и рукоятка. Никаких лишних кабелей, как у XC15, не требуется.

Корпус отлично сбалансирован: на внутренней стороне рукоятки имеется наплыв, с помощью которого камеру удавалось удерживать горизонтально всего одним пальцем, что обеспечивало дополнительную стабильность изображения.

Удобный наплыв-выступ на рукоятке

Удобный наплыв-выступ на рукоятке

Носители и форматы записи

Для записи фотографий и видео камера использует сразу два слота для карт памяти формата SD/SDHC/SDXC. В меню их работу можно сконфигурировать несколькими способами:

  • на одну карту записывать фото, а на другую — видео;
  • записывать материал на одну карту, а при окончании на ней свободного места автоматически переходить на другую;
  • записывать фото и видео параллельно на две карты;
  • записывать одновременно видео на обе карты, но в разных форматах;
  • при необходимости копировать внутри камеры видеофрагменты с одной карты памяти на другую.

Canon XA35 записывает видео в двух форматах: AVCHD и MP4. Варианты битрейта в каждом из них позволяют балансировать между качеством и количеством сохранённого видео или выбирать оптимальные настройки в зависимости от значимости съёмки или варианта дальнейшего использования полученного материала.

Карты памяти, способные сохранять Full HD-видео, доступны сейчас для любого бюджета, так что можно организовать съёмку и в формате MP4 с высоким битрейтом 35 Мбит/с и частотой 50 кадров/с, чего достаточно для профессионального использования, и в формате AVCHD с битрейтом до 28 Мбит/с.

Варианты битрейта для формата AVCHD

Варианты битрейта для формата AVCHD

Варианты битрейта для формата MP4

Варианты битрейта для формата MP4

При максимальном битрейте, к сожалению, невозможна двойная запись на карты памяти. Также этот битрейт недоступен при съёмке в режиме CINEMA. Есть ещё некоторые ограничения, с которыми можно ознакомиться в руководстве по эксплуатации камеры.

Меню поможет оценить, в каком формате сколько материала поместится на карту памяти. При ограниченном пространстве или в случае дальней поездки эта функция позволит быть уверенным, что всё задуманное получится снять и сохранить.

Скачать в оригинальном качестве

А еще на карту памяти можно сохранить настройки меню камеры, что пригодится для съёмки эпизода в тех же условиях, но по прошествии какого-то времени, а также, если надо отвлечься на другую съёмку, а позже вернуться к прежнему проекту. Функциональность и разнообразие режимов работы с картами памяти меня впечатлили.

Доступ к картам простой: достаточно повернуть в рабочее положение встроенный сенсорный экран и сдвинуть шторку слота карт. При съёмке я использовал настройку, когда на одну карту записывались видеоролики, а на вторую — фотографии.

Средства визирования

Для контроля за изображением при съёмке камера предлагает два решения, которые отлично дополняют друг друга: яркий сенсорный поворотный экран и электронный видоискатель.

Поворотный экран, кроме изображения, получаемого камерой, выводит информацию о параметрах съёмки. С его помощью осуществляется основная работа с меню камеры, навигация, которая возможна как тактильная, через тач-интерфейс, так и при помощи джойстика на задней панели камеры и, конечно же, просмотр отснятого материала.

Электронный видоискатель расположен на задней панели камеры и, по умолчанию, сложен и выключен. Для включения его необходимо немного «вытянуть» из камеры, а когда он не нужен — просто задвинуть обратно. Это очень удачное решение, экономящее время и позволяющее не отвлекаться на лишние кнопки.

Видоискатель чёткий и яркий, пользоваться им очень удобно. Наглазник добавляет изображению стабильности, упираясь в бровь и становясь третьей точкой опоры камеры, если оператор держит её руками на уровне лица.

Два устройства визирования возможно использовать одновременно. При съёмке интервью экран может быть повёрнут в сторону спикера, чтобы он видел себя в кадре, а оператор будет контролировать изображение при помощи видоискателя. Эта функция пригодится и при съёмке динамичных сцен, где необходима «перекладка» камеры. Например, в одном дубле часть сцены необходимо снять стоя, а часть — расположив камеру на уровне земли. Видоискатель снабжён рычажком коррекции диоптрий, а наглазник можно сложить, что пригодится оператору, носящему очки.

Мне одинаково удобно воспринимать информацию как с экрана, так и из видоискателя, поэтому при съёмке выбор между ними зависел от условий и особенностей сцены, ракурса и удобства визирования в нём. Так, приведённые ниже видео с церемонии факельного шествия и концерта сняты при удерживании камеры над головой, и визирование в таком положении удобнее проводить по направленному вниз поворотному экрану.

Повторюсь, что экран достаточно яркий, снабжён датчиком освещённости для настройки оптимальной яркости в разных условиях освещения. Он хорошо подходит для визирования изображения даже в солнечный день, но в некоторых случаях удобнее было пользоваться видоискателем. Хорошо, что и экран, и видоискатель обеспечивают индивидуальный подход к их использованию при съёмке.

Дата публикации: 25.07.2017
Комментировать
Главы:12345
Далее «Настройки управления, зумирование»
815b6db0 f281 4159 952b ac0da572acc9 square 100
Василий Буланов

Фотографией увлекается со школы, первая камера ему была подарена отцом. В коммерческой фотографии уже 12 лет. В основном, снимает репортажи и интерьеры, а также занимается предметной фотосъемкой. Сотрудничает с издательскими домами Conde Nast и «Бурда». Любит путешествовать на автомобиле.

Canon XA35: Рекомендуемые аксессуары

Alexander Savochkin, 2018-06-19T19:50:37

А что там написано?

Нетол Ерантный, 2018-06-19T15:24:38

Добрый день, возможно, я был не слишком внимателен, но доступна ли в камерах этой серии фокусировка прикосновением к экрану? Даже в мануале не слишком внятно написано

Alex, 2018-02-19T06:56:55

Футбол снимали с монопода, или с рук? Так то смотрится стабильно, стабилизатор хорошо работает

Alexander Savochkin, 2017-08-21T03:42:10

Самое впечатляющее качество FullHD я видел у камеры Canon C100 Mark 2, но она стоит почти вчетверо дороже. Зато можно снимать при свете луны. Это я всё к тому, что операторы выбирают не только качество материала, а целую систему. В неё кроме качества материала входит управление, функциональность, доступность компонентов системы на рынке, сервис. По комплексу показателей XA35 отнюдь не самая плохая камера своего класса.

Дух пионера, 2017-08-20T13:51:12

Чёт видео то не фонтан... Качество так себе. У меня JVC снимает лучше и стоит более чем в 2 раза дешевле, функций конечно меньше...

Alexander Savochkin, 2017-08-17T14:56:43

Мне кажется, что это определение ничего толком не объясняет. Чем отличается профессионал от любителя? Тем, что надёжно выдаёт результат стабильного качества. При этом уровень этого качества вторичен: свадебный оператор и, скажем, Сергей Урусевский — оба профессионалы, хотя ставить их в один ряд всё равно что сопоставлять SONY HDW-650P и Canon XA-35. Следовательно, профессиональная аппаратура обладает необходимыми средствами контроля качества, и достаточно надёжна для того, чтобы работать в конкретных условиях (а у свадебщика и анималиста условия слегка разные).

Если Canon XA-35 удовлетворяет этим критериям c точки зрения тех, кто с ней зарабатывает, это профессиональная камера. Да, простая и функционально не столь богатая, как другие камеры, но это ничего не меняет — профессионалы бывают разные, и задачи у них тоже не тождественны. В самом деле, та же Arri Alexa не принесёт большой пользы тому, кто работает с Ikegami HC-HD300.

Вадим Анохин, 2017-08-17T09:21:17

Скопирую ответ из Википедии: "В бизнесе есть понятие полупрофессиональный инструмент или оборудование, что обозначает продукты, которые лежат между любительским и профессиональным уровнями качества и стоимости (например, полупрофессиональный фотоаппарат, семипрозин), хотя в настоящее время вместо этого термина (semiprofessional) часто используют слово просьюмер".
Не я этот термин придумал, я его только использовал.

Alexander Savochkin, 2017-08-17T05:30:44

Здорово, если раскроете термин полу-про. А то одним достаточно порта HD-SDI, чтобы причислить камеру к профессиональному классу, а другие всё что проще ARRI Alexa за профтехнику не держат.

Вадим Анохин, 2017-08-16T20:56:22

Это - не профессиональная видеокамера, а полу-про в лучшем случае. Профессиональные стоят примерно от миллиона и гораздо выше (типа SONY HDW-650P). И это без оптики.

Rus lan, 2017-08-16T18:19:44

у Вас что телефона нет?))

Alexander Savochkin, 2017-08-01T10:04:31

В общих чертах можно утверждать, что чем ярче свет и ниже усиление, тем больше вероятность того, что фото не разочарует. Также в общих чертах отмечу, что видеокамера на роль фотоаппарата не особенно хорошо годится, равно как и наоборот. Это само со себе не плохо: те же смартфоны в равной степени не годятся на обе роли, что не мешает ими во всю снимать и фото, и видео.

Георгий Полицарнов, 2017-07-31T08:54:11

Не заостряли на этом аспекте внимание, к сожалению.

владимир, 2017-07-30T13:17:46

а фотографии с этой видеокамеры не делали? так просто чтобы убедиться вдруг понадобится сделать фото, а фотокамеры под рукой не оказалось

4a37c2ef e91f 40f6 a51e 1a315781a8f7