Вверх

Тест профессиональной видеокамеры Canon XA35

Дата публикации: 25.07.2017

Настройки управления, зумирование

Очень понравились мне настройки работы клавиш зумирования. При надетой рукоятке можно задать отдельно режим работы основных клавиш, клавиш на рукоятке и кольца на объективе. Последнее при помощи переключателя на задней части корпуса может работать в режиме либо фокусировки, либо зумирования. Также зумирование может выполняться при помощи сенсорного экрана или дистанционного пульта управления.

В итоге, оператору предоставляется на выбор сразу пять способов управления зумом, которые могут работать сообща.

Клавиша зума на рукоятке

Клавиша зума на рукоятке

Клавиша зума на корпусе камеры

Клавиша зума на корпусе камеры

Кольцо на объективе

Кольцо на объективе

Сенсорные зоны на экране

Сенсорные зоны на экране

Камера предоставляет массу настроек для работы с зумом. Для меня самым удобным оказался вариант, при котором основные клавиши зумирования на корпусе камеры были настроены на переменную скорость работы: чем сильнее/глубже нажимается клавиша, тем быстрее происходит зумирование.

Клавиши на рукоятке были настроены на постоянную скорость работы, независимо от силы нажатия, и в меню камеры я подобрал для себя оптимальную скорость движения зума. Кольцо фокусировки было настроено на переменную скорость работы.

Ролики ниже демонстрируют плавность хода зума с выбранной постоянной скоростью и качество изображения во всём диапазоне фокусных расстояний. По-моему, неплохо!

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Широкий набор настроек и органов управления обеспечил гибкий подход при съёмке. Так как камера снабжена 20-кратным зум-объективом, выбор нужного фокусного расстояния или зумирование в небольшом промежутке фокусных расстояний требует быстрого перестроения объектива — это очень удобно сделать кольцом.

Например, объектив камеры находится в широкоугольном положении, а сюжет требует плавного зумирования в промежутке между средним и телеположением. Тогда быстрым коротким движением кольца на объективе я сдвигаю зум в нужное положение, запускаю запись и далее клавишами на рукоятке максимально плавно «наезжаю» на объект. Очень удачное решение!

Кольцо на объективе также способно выполнять функцию фокусировки — его роль легко изменяется переключателем слева от видоискателя.

Очень удобно, что это не кнопка, а именно переключатель, положение которого можно ощущать тактильно. Расположен он под левой рукой, так что пользоваться им очень удобно даже во время съёмки. Через меню камеры дополнительно настраивается направление работы кольца в режиме фокусировки. Это очень удобно, если у оператора есть другие камеры/объективы — этот элемент управления можно унифицировать; тогда не придётся менять привычку и «переключаться» на другое направление при смене устройства/оптики.

Ещё один полезный программируемый орган управления расположен слева внизу под объективом: это диск/бочонок, который, благодаря его форме и рифлению, можно быстро нащупать рукой и повернуть. А какую функцию этот поворот изменит, определит клавиша Custom, расположенная рядом с диском.

Долгое нажатие на эту клавишу выводит меню функций диска — это крайне удобно во время съёмки незапланированного сюжета, импровизации или съёмки прямого эфира, где всё может внезапно пойти не по сценарию.

Клавиша Custom позволяет заниматься настройкой функции диска не только заранее, при подготовке к съёмке, но и «на лету», уже во время съёмки — это по-настоящему полезная возможность. При помощи диска можно изменять значение выдержки или диафрагмы в зависимости от выбранного режима приоритета (Tv/Av), а в ручном режиме М последовательным нажатием на клавишу Custom можно переключать следующие параметры: выдержка, диафрагма или усиление (Gain).

Также на диск можно «завести» регулировку компенсации экспозиции.

Возможности зум-объектива

Объектив камеры имеет светосилу f/1,8—f/2,8. По мере зумирования светосила падает сравнительно медленно, и это хорошо! Почти до среднего положения зума сохраняется светосила f/2.4. Сочетание этих факторов позволяет хорошо отделять объект съёмки от фона — ГРИП получается совсем небольшой. Так, в ролике с клумбой на закате благодаря хорошо «читаемым» насекомым и пылинкам в воздухе удалось получить «киношную» атмосферу. Тот же эффект можно увидеть и в ролике с марширующими на плацу солдатами — конвекционные потоки воздуха вполне осязаемы, как и радуга в фонтане (в ещё одном ролике). Объективу удаётся запечатлеть атмосферу и детали, порой незаметные глазу — это редкий дар владельцу камеры!

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Поэкспериментировав с настройкой диафрагмы в паре с фокусным расстоянием, можно научиться получать изображение с глубиной резкости как у зеркальных фотокамер с большим сенсорном. Это действительно впечатляет, так как обычно от камкордеров даже не ожидаешь такой способности.

Система фокусировки объектива имеет несколько режимов работы, а ещё прекрасно распознает лица, почти моментально перефокусируясь на них с других объектов. При необходимости эту функцию можно отключить.

Объектив снабжён многоступенчатым фильтром нейтральной плотности, который «выходит» автоматически в определённом диапазоне диафрагмы. Им нельзя воспользоваться, например, на максимально открытой диафрагме, что немного ограничивает его применение.

При отключенном ND-фильтре шаг значений диафрагмы вполне стандартный, а когда фильтр активен, только в диапазоне f/4–4.6 возможно пошаговое затемнение с его помощью на одну ступень.

Движение фильтра в объективе камеры можно заметить. Стоит учитывать, что при съёмке в контровом свете может появиться блик, который перемещается в кадре при изменении параметра затемнения. На следующем видео, демонстрирующем плавный ход диафрагмы от f/1.8 до f/8 и обратно, движущиеся блики как раз создал перемещающийся внутри объектива фильтр.

Скачать в оригинальном качестве

Роликом ниже я решил продемонстрировать работу диафрагмы, включая фильтр нейтральной плотности. На открытой диафрагме объектив показывает отличное качество картинки и способность к размытию фона. По мере закрытия диафрагмы фактически меняется только глубина резкости, а изображение становится более резким по краям кадра. Здесь тоже при желании можно заметить упомянутые блики.

О цифровом зуме

Я не большой любитель цифрового «растягивания» изображения за счёт уменьшения его разрешения. Тем не менее, возможности камеры позволили запечатлеть во весь кадр куранты на Спасской башне, хотя съёмка велась с площадки обозрения у здания Академии наук, а это ни много ни мало 5,3 км; диаметр часов — 6,12 метра.

Результат впечатляющий, даже несмотря на то, что толщина атмосферы, которую «пробивает» объектив, вносит очень сильные искажения. Из-за взвешенных частиц и конвекции воздуха изображение на таком расстоянии летом выглядит неконтрастным и «шевелящимся». В ясную осеннюю или зимнюю погоду такой зум будет более эффективным и позволит оператору дотянуться до очень отдалённых объектов.

Скачать в оригинальном качестве

С этой же площадки максимальное цифровое увеличение позволило рассмотреть символику на главном здании МГУ, расстояние до которого около 3 км. Элемент с гербом даже не поместился в кадр целиком, буквы же читаются отлично — впечатляет!

Скачать в оригинальном качестве

До комплекса высоток в Сити от смотровой площадки Академии Наук около 5 км. При максимальном увеличении в кадр едва умещаются два этажа.

Скачать в оригинальном качестве

Такие широкие возможности в выборе фокусных расстояний и электронного зумирования должны поддерживаться функцией стабилизации изображения, и она в Canon XA35, конечно же, есть.

Стабилизация изображения

Два режима работы стабилизатора изображения отлично справляются со своей функцией, оставляя без дела штатив и другие способы и методы жёсткой фиксации камеры.

Стандартный режим обеспечивает стабильную картинку с плавным движением при панорамировании даже на максимальных значениях оптического зума. Артефакты от его работы незаметны ни в статичных сюжетах, ни в динамичных, где требуется достаточно быстро перемещать камеру, следуя за объектом съёмки. Картинка просто стабильная, всё движется без рывков и скачков. В какой-то момент привыкаешь к этому и кажется, что так должно быть и без всяких дополнительных систем.

Для активных сцен с быстрым перемещением оператора всё же лучше использовать режим стабилизатора «динамичный». Этот электронный вариант стабилизации способен компенсировать бОльшие амплитуды колебаний камеры, чем стандартный режим, поэтому он особенно хорош при съёмке на ходу.

Использование обоих режимов показало, что штатив — вещь не обязательная. Конечно, без него невозможно обойтись при съёмке таймлапсов или каких-то других специфических эффектов, но при репортажной или уличной съёмке свобода и лёгкость пользования камерой выходят на первый план. Ведь копаясь с лишними железками, можно пропустить интересный момент или вдруг понять, что у штатива есть ограничения по наклону вверх или вниз, и съёмка с рук в этом случае куда предпочтительнее.

Статичный тест режимов стабилизатора изображения:

Скачать в оригинальном качестве

За всё время, что камера была у меня в руках, я не чувствовал необходимости поставить её на штатив, ограничив тем самым свободу выбора ракурса и степени панорамирования. Вот уж и правда, что движение — это жизнь!

Пользовательские настройки

Ещё с момента первой подготовки к работе камера понравилась мне своей целостностью: всё, что необходимо для съёмки, в ней есть. Никакие запчасти, даже такие мелкие, как крышка объектива, во время съёмки не надо снимать/ставить, корпус и органы управления очень удобные, всё под рукой. Голова свободна от мыслей, что что-то забыл или должен был взять ещё: камера в руках, значит взял всё — очень просто.

Пять программируемых кнопок (не считая диска под объективом) — это больше, чем у цифровой кинокамеры XC15. Функциональность клавиш и кнопок позволяет минимально отвлекаться на заходы в меню для доступа к нужным настройкам — камера отлично сбалансирована по эргономике и возможностям. Через меню программируемым кнопкам можно назначить массу функций.

Меню камеры «двухступенчатое», и это очень удобно. Кнопкой «функция» на задней панели корпуса вызывается экран с самыми необходимыми настройками, выполненными в графической, легко читаемой форме.

Для вызова меню настроек и других параметров, не вошедших в шорт-лист функций, необходимо пальцем или джойстиком задействовать значок «Меню», находящийся в углу первого экрана.

Фильтры эффектов

В меню камеры есть пункт «Эффекты изображения». Расположенные там пресеты — «Виды» — по умолчанию отключены. Всего видов семь: «Стандартный», «Приоритет высокой яркости», Wide DR, «Резкость», «Контраст», «Яркость» и «Глубокий цвет».

Вид «Стандартный» визуально не отличается от съёмки с выключенным эффектом. Дальше — интереснее. Вид «Приоритет высокой яркости» при съёмке в солнечный день или съёмке сцены, где содержится много белого или контрастного, в корне меняет изображение. Такое ощущение, что у камеры подключается дополнительный сенсор или вообще один заменяется другим: динамический диапазон в светах прирастает многократно и всё изображение в целом походит на снятое профессиональной камерой.

Вид Wide DR обеспечивает широкий динамический диапазон. Он не такой контрастный и яркий, как «Приоритет высокой яркости», но тоже неплохо справляется с сохранением деталей в светах и тенях.

Это как бы упрощённая версия видео, снятого в логарифмической гамме. Оно уже готово для использования, но всё же есть возможность небольшой коррекции цвета и тона (color grading) для придания настроения, выразительности или лучшего попадания в материал, отснятый на другие камеры. В тестовых роликах можно увидеть, как выглядит этот эффект с цветокоррекцией и без неё (использованное ПО: Final Cut Pro X + плагин Color Finale Pro).

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Остальные фильтры меню эффектов дают возможность вручную корректировать стандартные параметры изображения: яркость, контраст или насыщенность цвета. Настройки эти действуют и при выбранных видах Wide DR и «Приоритет высокой яркости». Я бы использовал эти два вида по умолчанию всё время, переходя на вид «Стандартный» или фильтр «Выкл.» только при съёмке сцен с узким динамическим диапазоном, например, в пасмурный день.

Скачать в оригинальном качестве

При пасмурной погоде вид «Стандартный» выглядит немного лучше остальных, но с оговоркой, что в дополнение к нему в меню функций мы добавляем «КЗС всегда вкл».

Аббревиатура и сокращение — не самые приятные на слух, но работает «КЗС всегда вкл.» превосходно! Согласно инструкции к камере — эта функция расшифровывается как «Коррекция контрового света».

Скачать в оригинальном качестве

Хоть эта функция предназначена для повышения яркости при съёмке объектов в контровом свете и помогает добиться (кстати, неплохо) правильной экспозиции кадра, она мне также понравилась при съёмке в пасмурную погоду, когда изображение недостаточно яркое.

Вид «Стандартный» неплохо работает с этой функцией, картинка и впрямь получается гораздо радостнее, чем на самом деле.

В остальных случаях оператору, которому предстоит работать с этой камерой, я посоветовал бы быть очень внимательным. Несмотря на предвзятое отношение профессионалов и продвинутых любителей к словосочетанию «Эффекты изображения», стоит изучить этот раздел настроек камеры, так как именно в нём заключён успех записи качественного видео. Здесь находятся те самые режимы, которые в сочетании с правильным использованием зум-объектива дадут наилучший результат. Эту камеру необходимо познавать и пробовать всё, что заложено заботливыми инженерами. Камера очень многогранна, и я советую перед работой обязательно устроить собственное расширенное тестирование, чтобы изучить её функции и достичь оптимального качества изображения.

Режим Cinema

Камера позволяет достаточно быстро, с очень небольшой задержкой, переключаться между основными режимами съёмки — автоматическим, ручным и «Кино» (Cinema).

При необходимости снять ролик с частотой кадров как у кинофильма достаточно переключить камеру ХА35 в режим Cinema. В отличие от, например, Canon XC15, карту памяти для этого переформатировать не нужно, что очень удобно.

Скачать в оригинальном качестве

В кинорежиме возможно применять различные фильтры, чем-то похожие на фильтры инстаграма. При желании или необходимости (прямая трансляция в студии) ими можно воспользоваться, но я всё же потерпел бы до монтажа и программной обработки на компьютере — вдруг изменится творческая задумка.

Скачать в оригинальном качестве

Дата публикации: 25.07.2017
Комментировать
Главы:12345
Предыдущая главаДалее «Особые режимы видеосъёмки»

Canon XA35: Рекомендуемые аксессуары

Alexander Savochkin, 2018-06-19T19:50:37

А что там написано?

Нетол Ерантный, 2018-06-19T15:24:38

Добрый день, возможно, я был не слишком внимателен, но доступна ли в камерах этой серии фокусировка прикосновением к экрану? Даже в мануале не слишком внятно написано

Alex, 2018-02-19T06:56:55

Футбол снимали с монопода, или с рук? Так то смотрится стабильно, стабилизатор хорошо работает

Alexander Savochkin, 2017-08-21T03:42:10

Самое впечатляющее качество FullHD я видел у камеры Canon C100 Mark 2, но она стоит почти вчетверо дороже. Зато можно снимать при свете луны. Это я всё к тому, что операторы выбирают не только качество материала, а целую систему. В неё кроме качества материала входит управление, функциональность, доступность компонентов системы на рынке, сервис. По комплексу показателей XA35 отнюдь не самая плохая камера своего класса.

Дух пионера, 2017-08-20T13:51:12

Чёт видео то не фонтан... Качество так себе. У меня JVC снимает лучше и стоит более чем в 2 раза дешевле, функций конечно меньше...

Alexander Savochkin, 2017-08-17T14:56:43

Мне кажется, что это определение ничего толком не объясняет. Чем отличается профессионал от любителя? Тем, что надёжно выдаёт результат стабильного качества. При этом уровень этого качества вторичен: свадебный оператор и, скажем, Сергей Урусевский — оба профессионалы, хотя ставить их в один ряд всё равно что сопоставлять SONY HDW-650P и Canon XA-35. Следовательно, профессиональная аппаратура обладает необходимыми средствами контроля качества, и достаточно надёжна для того, чтобы работать в конкретных условиях (а у свадебщика и анималиста условия слегка разные).

Если Canon XA-35 удовлетворяет этим критериям c точки зрения тех, кто с ней зарабатывает, это профессиональная камера. Да, простая и функционально не столь богатая, как другие камеры, но это ничего не меняет — профессионалы бывают разные, и задачи у них тоже не тождественны. В самом деле, та же Arri Alexa не принесёт большой пользы тому, кто работает с Ikegami HC-HD300.

Вадим Анохин, 2017-08-17T09:21:17

Скопирую ответ из Википедии: "В бизнесе есть понятие полупрофессиональный инструмент или оборудование, что обозначает продукты, которые лежат между любительским и профессиональным уровнями качества и стоимости (например, полупрофессиональный фотоаппарат, семипрозин), хотя в настоящее время вместо этого термина (semiprofessional) часто используют слово просьюмер".
Не я этот термин придумал, я его только использовал.

Alexander Savochkin, 2017-08-17T05:30:44

Здорово, если раскроете термин полу-про. А то одним достаточно порта HD-SDI, чтобы причислить камеру к профессиональному классу, а другие всё что проще ARRI Alexa за профтехнику не держат.

Вадим Анохин, 2017-08-16T20:56:22

Это - не профессиональная видеокамера, а полу-про в лучшем случае. Профессиональные стоят примерно от миллиона и гораздо выше (типа SONY HDW-650P). И это без оптики.

Rus lan, 2017-08-16T18:19:44

у Вас что телефона нет?))

Alexander Savochkin, 2017-08-01T10:04:31

В общих чертах можно утверждать, что чем ярче свет и ниже усиление, тем больше вероятность того, что фото не разочарует. Также в общих чертах отмечу, что видеокамера на роль фотоаппарата не особенно хорошо годится, равно как и наоборот. Это само со себе не плохо: те же смартфоны в равной степени не годятся на обе роли, что не мешает ими во всю снимать и фото, и видео.

Георгий Полицарнов, 2017-07-31T08:54:11

Не заостряли на этом аспекте внимание, к сожалению.

владимир, 2017-07-30T13:17:46

а фотографии с этой видеокамеры не делали? так просто чтобы убедиться вдруг понадобится сделать фото, а фотокамеры под рукой не оказалось

A741acea 0c6a 4aef 9cf5 4b0314a02ede