Что такое стоковая фотография сегодня? Болезни среднего возраста
Раз уж разговор идёт о микростоках, мне придётся сделать небольшое отступление от темы фототехники и рассказать о том, что сегодня представляют собой фотобанки.
Это относительно новый бизнес, сделавший свои первые шаги без малого 20 лет назад. К настоящему времени он, похоже, закончил этап формирования и превратился во вполне развитую отрасль со всеми вытекающими из этого последствиями, главные из которых — замедление темпов роста и существенное усиление конкуренции.
Хотя доступ к фотобанкам по-прежнему открыт для любого мало-мальски умелого фотографа, заработать на них заметно труднее, чем несколько лет назад. Похоже, что определённой временной гранью, после которой в полном соответствии с теорией классиков количество перешло в качество, стал 2016 год. Тогда многие (судя по тревожным возгласам на профессиональных форумах) ощутили резкое снижение доходов практически на всех основных площадках. Причём произошло это на фоне положительной отчётности самих микростоков: они продолжали получать прибыль, темпы роста которой, правда, несколько замедлились. А раз так, то спад авторских заработков стал следствием не кризиса отрасли, а возросшей конкуренции между фотографами.
Всё больше и больше людей регистрировались в качестве авторов и выставляли свои работы, рост портфолио фотобанков стал опережать увеличение их прибыли. В среднем на каждый снимок в базе данных стало приходиться гораздо меньше заработка, чем раньше.
Вот конкретный пример. Если на конец 2015 года я получил со всех загруженных в этот год на Shutterstock фотографий в среднем без малого по одному доллару, то в 2016 этот показатель упал до 77 центов. Причём среди фотографий, появившихся в моём портфолио в этом году, гораздо меньше тех, которые попали впоследствии в топы и продавались в среднем хотя бы по нескольку раз в неделю. И эти изменения, повторимся, коснулись всех площадок.
Эта фотография — лидер среди загруженных на Shutterstock в 2015 году. За 2 года она продалась 681 раз и принесла 504 доллара.
Из загруженных в 2016 году лучше всего продаётся эта фотография. За год с небольшим она скачивалась 234 раза и заработала 226 долларов.
Из всех фотографий 2017 года пока лучше всего продаётся вот эта — 42 продажи и 17,5 долларов за 2 с половиной месяца.
Ну а этот фургон — лидер в абсолютном зачёте. Загруженный на Shutterstock ещё в 2009 году, он с тех пор продался более полутора тысяч раз и принёс в общую копилку более 1000 долларов.
Рост числа фотографов ещё не закончился, следовательно, в ближайшее время конкуренция будет только возрастать. В таких условиях продолжать получать высокий доход на стоках смогут, скорее всего, лишь две категории авторов. Первая — назовём её «Гении» — талантливые люди, умеющие предложить эксклюзивно качественный высокохудожественный товар. Они могут снимать хоть «мыльницей» и всё равно выдавать шедевры.
Вторая категория — Мастера. Причём именно с большой буквы, поскольку эта категория вызывает у меня не меньшее уважение, чем представители предыдущей группы. Имея талант, легко добиться успеха, а вот попробуй продвинуться на одном лишь упорстве и трудолюбии! Так вот, фотографам, не умеющим то и дело создавать эксклюзивные шедевры, каждый из которых будет продаваться по множеству раз, но владеющим фотографическим ремеслом (сегодня без этого на микростоках никак!), придётся сделать ставку на профессиональный, промышленный подход. Чтобы увеличивать свои доходы, нужно будет наращивать количество производимого востребованного контента. Причём контент должен постоянно обновляться и пополняться: на стоках лучше продаются «свежие» загрузки. Десятки снимков ежедневно. А это потребует не только полной занятости (время, когда успешные стокеры запросто могли объединять сотрудничество с фотобанками с какой-то другой деятельностью, потихоньку уходит в прошлое), но и командной работы, и построения бизнес-процессов, и понимания рынка, и использования высококачественной профессиональной аппаратуры. Возможно, такой, как камеры серии Canon EOS 5DS?..