Близкое знакомство
Главное, что хочется сказать после нескольких дней полевых испытаний этих камер: ничего подобного я ещё никогда в руках не держал. Фотоаппараты, конечно, уникальные! И работать с ними одно удовольствие.
Эргономика и управление
Чего стоит хотя бы продуманная до мелочей эргономика (которой, по моему мнению, отличаются вообще все старшие модели зеркалок Canon). Благодаря ей опытный фотограф довольно быстро приучается управлять камерой вслепую — без отрыва от видоискателя, не испытывая при этом никакого дискомфорта или сложностей. Этому способствуют множество приятных мелочей. Здесь отличные хват и развесовка. Аппарат сидит в руке как влитой, а пальцы без малейшего напряжения дотягиваются до всех органов управления. Радует большое количество самих этих органов (всяческих кнопок, джойстиков и дисков), с помощью которых при съёмке все основные функции вызываются максимум в один-два шага и без обращения к меню. Меню имеет широкий диапазон пользовательских настроек. Поколдовав над ним один раз, фотограф сможет навсегда избавить себя от необходимости поиска нужных пунктов, ведь все они могут быть вынесены на одну страницу в пользовательском меню.
Мне страшно нравится управление основными установками экспозиции с помощью двух расположенных сверху и на задней стороне камеры дисков. Они сами буквально ложатся под пальцы. Что же касается джойстика, позволяющего (после соответствующей его настройки) в одно движение перемещать точку фокусировки, то это вообще незаменимая вещь!
Очень упрощает работу с камерой и делает её гораздо более комфортной использование Wi-Fi адаптера. Подробно о нём уже писалось в специальном тесте, поэтому не стану повторяться. Скажу только, что его функционал выходит за рамки простой передачи данных в интернет. Хотя и эта функция весьма и весьма полезна. Для меня, например, вечной головной болью в дальних поездках становится необходимость возить с собой ноутбук. Передача готового материала из камеры напрямую в сеть решает эту проблему.
Ещё большее впечатление на меня произвела возможность дистанционного управления фотоаппаратом с мобильного устройства. Она спасает при съёмке с необычных ракурсов. Чтобы сфотографировать понравившийся одуванчик, теперь необязательно растягиваться на траве. Но главное, благодаря ей можно на большом качественном экране планшета или даже ноутбука в режиме реального времени видеть ещё не отснятый снимок и при необходимости корректировать настройки или композицию до спуска затвора. Это в разы ускоряет съёмку и уменьшает количество брака. Вот и прямая экономическая выгода.
Раз уж мы заговорили об окупаемости, отмечу, что практически все указанные выше достоинства камер влияют на неё (причём иногда значительно) за счёт повышения производительности. Благодаря им при прочих равных за одно и то же время можно успеть сделать больше кадров, меньше упустить в репортаже. А при длительной работе фотограф будет не так уставать в том случае, если ему не придётся каждую новую настройку сопровождать крепким словцом. Встречал я камеры, вызывающие именно такую неприятную реакцию. Наши «сёстры» явно не из их числа.
Эта фотография хорошо демонстрирует высокую детализацию и деликатность камеры. Здесь мягко и ненавязчиво прорисованы все попавшие в фокус мельчайшие детали.
Полный кадр и связанные с ним относительно низкие шумы, высокая детализация и широкий световой диапазон
Все эти качества также свойственны обеим камерам. Особенно если речь идёт про RAW. Их полнокадровые сенсоры позволяют практически без постобработки снимать при ISO 1600, светочувствительность ISO 3200 гарантирует возможность получить после обработки приемлемые как для печати, так и для стоков снимки (естественно, при условии правильной установки экспозиции). Но даже при ISO 6400 во многих случаях после коррекции можно рассчитывать на хороший результат.
Этот кадр был сделан в солнечный день, но чтобы получить «замороженную» воду на очень короткой выдержке, пришлось здорово задрать светочувствительность. При постобработке никаких действий, направленных на снижение уровня шума, не осуществлялось. Более того, производилась коррекция экспозиции и цветности (обычно это способствует увеличению уровня визуального шума). Тем не менее итоговая фотография получилась нешумной.
Фотография снималась с рук на высоком ISO, поэтому шум довольно-таки заметный (кроп ниже). Однако при необходимости эту настройку всё ещё можно использовать стоковому фотографу. После уменьшения и обработки с большой долей вероятности инспектора стоков примут такой кадр в работу.
При съёмке динамический диапазон кажется не слишком-то широким. Однако при последующей обработке RAW удаётся «вытащить» участки изображений, засвеченные или ушедшие в тени на полторы-две ступени. Не рекордные, но вполне замечательные показатели. Тем более, что огромное разрешение матрицы EOS 5DS позволяет даже в случае существенной (на уровне нескольких ступеней) коррекции экспозиции на выходе получать высокодетализированное и нешумное изображение.
В исходном виде этот кадр был недоэкспонирован, значительная его часть уходила в тень.
Однако после коррекции в RAW-конвертере изображение приобрело фактуру, при этом обошлось без образования шума.
Аналогичным образом удаётся «вытянуть» пересвеченные участки фотографии. На этом снимке почти вся верхняя часть исходного изображения высвечена.
Автофокус
Автофокус хорош! Мне показалось, что его высокая эффективность в первую очередь проявляется при работе в следящем режиме. Нет, при покадровой съёмке камера тоже фокусируется выше всяческих похвал: очень быстро, промахи редки, при хороших условиях их вообще не бывает. Но этим сегодня никого не удивить. На гладкой однотонной поверхности она всё-таки может иногда дать сбой, в темноте процент неудачных фокусировок ожидаемо увеличивается. Эту сложность можно легко преодолеть, например, используя для фокусировки группу точек.
Зато осуществив серию испытаний с проводкой и в режиме отслеживания, мы увидели, что значит отличный автофокус. В таких условиях камера выдаёт результат близкий к безукоризненному. Брака по резкости практически нет. Почти все кадры сфокусированы. И при этом в зависимости от сюжета фотограф может тонко менять настройки автофокуса, заставляя его либо удерживать в фокусе один конкретный движущийся объект, либо перескакивать на вновь появляющиеся в кадре предметы.
Мало какой камере даётся ночная проводка. 5DS справилась с этой задачей на отлично. Обратите внимание, с какой резкостью рисует объектив на почти полностью открытой диафрагме.
Фото кадрировано и подготовлено к отправке на стоки.
Автофокус производит великолепное впечатление. Но есть ещё одно уникальное качество, которое делает эти камеры особенными.
50 миллионов пикселей
Нет, не так! 50! Миллионов! Пикселей! Характеристика, от которой у впечатлительного фотографа может перехватить дух. На сегодняшний день это самая многомегапиксельная камера из всех полнокадровых зеркалок. Именно благодаря этой особенности вкупе с другими достоинствами, камера должна «отбить» свою солидную стоимость в руках профессионала. И здесь самое время поговорить о специфике нашего жанра — стоковой фотографии.
Здание телецентра в Останкино настолько пёстрое, что его впору использовать в качестве тестера для анализа цветопередачи. Что я и делаю.