Вместо вывода. Бизнес-план для стокового фотографа
Камера Canon EOS 5DS сама по себе не то что хороша, она желанна. Съёмка ей доставляет настоящее удовольствие. По окончанию теста я поймал себя на том, что не вижу такого сюжета и таких условий съёмки, для которых эта камера была бы непригодна. С ней всегда можно рассчитывать на высококачественный кадр. Плохое освещение, удалённость, быстрое или, скажем, хаотичное движение объекта, внезапно возникший кадр, который нужно срочно снять… Вроде все самые сложные условия перебрал? Так вот, в каждом из них получить качественный снимок с EOS 5DS гораздо проще, чем с помощью любого другого фотоаппарата, которым я пользовался.
Стоимость камеры, конечно, высока. Но субъективно аппарат своих денег стоит. В моём бизнесе он окупился бы за счёт того, что, во-первых, позволил бы снимать те кадры, от которых в других случаях пришлось бы отказываться, а во-вторых, дал бы возможность работать с большей производительностью при рутинной съёмке. И это основное, ведь в стоковой фотографии важен темп. Необходимо обеспечить постоянный поток конкурентоспособного и свежего контента. Подробный расчёт окупаемости этой камеры в условиях моих бизнес-процессов прилагается ниже.
Основой моего стокового бизнеса сегодня является интерьерная съёмка. На её долю приходится порядка 70% всех нынешних загрузок. Плюсом — репортаж и то, что я для себя называю тревел-съёмкой (подразумеваются городские пейзажи, транспорт, арт-объекты — всё, что удаётся запечатлеть в режиме «хожу, снимаю», без предварительной организации съёмок). А ещё немного портретов. Средний объём производства — порядка 70 фотографий каждый рабочий день. Только для интерьерной съёмки покупать топовую камеру я бы не стал. Работа ведётся со штатива, поэтому качество снимков высокое даже при использовании гораздо более дешёвого фотоаппарата. Всё благодаря минимальному ISO, возможности не торопясь прицелиться, скадрировать и настроиться. Браку взяться неоткуда. Именно по этой причине мы почти не рассматривали подобные кадры в статье.
Другое дело — тревел и повседневная съёмка. Вот тут использование Canon EOS 5DS открывает новые перспективы. С этой камерой становятся доступны ночные городские репортажи. А это достаточно интересная и не слишком занятая ниша, которую я обязательно постарался бы освоить. Вечерние пробки, поток возвращающихся с работы и выбирающихся на прогулки горожан на фоне красочной подсветки, сливающихся в разноцветные стрелки огней автомобилей… Думаю, что эта тематика позволила бы увеличить количество производимых фотографий как минимум штук на 200 в неделю, а уровень востребованности таких кадров был бы не ниже среднего.
Возможности камеры, скорее всего, позволили бы расширить количество тревел и повседневных снимков процентов на 10. То есть в неделю можно было бы рассчитывать на производство дополнительных 230–250 фото (около 1000 фотографий ежемесячно). Повлекло бы это за собой рост затрат на обработку, сказать трудно. Возможно, нет, ведь большее количество фотографий может компенсироваться более быстрой и лёгкой их обработкой. Для простоты будем считать, что стоимость обработки не изменится. Тогда при нынешней окупаемости фотографий доход от загруженного в течение года дополнительного контента составит 9 тысяч долларов (напомню, в последнее время доход от загруженного вновь контента составляет порядка 77 центов с фотографии в год). Впрочем, эта цифра не означает чистого прироста. Отчасти он будет нивелироваться снижением продаж старого контента. Если ничего не изменится, по моим расчётам, падение дохода от него в этом году составит порядка 3,5 тысяч долларов. Плюс — налоги, дополнительные расходы на транспорт и прочее. Думаю, можно говорить о 3–4 тысячах дополнительного дохода. В этом случае покупка новой камеры окупится за полтора-два года. Сама же камера будет служить гораздо дольше.
Исходя из среднего количества срабатываний затвора за месяц на моих камерах (порядка 5000), за два года будет сделано около 120000 кадров. Это значительно ниже ресурса фотоаппарата, который существенно превосходит цифру, указываемую осторожными производителями. Каков он точно, сказать не могу, так как пока ни одна из моих камер Canon (а самой старшей из них уже 9 лет) не выработала свой ресурс и не попадала в мастерскую. Так что экономическая целесообразность покупки есть (по крайней мере, при подобном поверхностном анализе ситуации).