Объектив в работе. Качество изображения
Оптическая схема состоит из 10 элементов в 6 группах, в числе которых — два асферических элемента. Они призваны бороться с хроматическими аберрациями и прочими искажениями. Посмотрим, как объектив покажет себя в деле.
Резкость изображения и виньетирование
Давайте узнаем, насколько резкую картинку даёт объектив. Тестовые кадры сняты в форматах RAW+JPEG (Fine). Внутрикамерные программные коррекции искажений отключены, но для объективности лучше смотреть снимки в RAW. Диапазон диафрагмирования объектива — от F2 до F16.
Уже на F2 он даёт хорошую, полностью рабочую резкость. Но при изучении снимков в формате RAW можно заметить, что изображение на открытой диафрагме могло бы быть порезче, особенно в углах. Отметим, что даже на открытой диафрагме виньетирование совсем незначительное.
Максимальной резкости изображение достигает к F4–5.6. Далее резкость постепенно снижается под влиянием дифракции. Но даже при F16 картинка остаётся качественной: если не изучать изображение под микроскопом, а использовать в работе, такого уровня резкости хватит вполне.
Есть один нюанс при съёмке на минимальной дистанции фокусировки (22 см). При открытой диафрагме объектив даёт очень мягкую картинку. Чтобы получить резкое изображение, придётся прикрыть диафрагму до F4–5.6.
Ситуация быстро исправляется с увеличением дистанции фокусировки. Уже при съёмке с 40–50 см этой проблемы не заметно.
Хроматические аберрации
Следующий этап проверки — хроматические аберрации. Стоит отметить, что внутрикамерные алгоритмы коррекции убирают их везде и всегда. Если коррекция искажений включена, значит с хроматическими аберрациями вы почти наверняка не встретитесь. При отключённой коррекции или при просмотре фото в RAW хроматические аберрации можно найти вокруг контрастных объектов. Они особенно заметны на открытой диафрагме (в большей степени по краям), а в центре кадра практически пропадают к F5.6, но на периферии остаются при любой диафрагме.
На практике хроматические аберрации особых проблем не доставляют, поскольку скорректированы они достаточно хорошо.
Блики
Бликозащита важна, когда фотограф снимает при контровом освещении, ярком солнце или даже в условиях фотостудии. Передняя линза Fujinon XF 23mm f/2 R WR имеет специальное покрытие EBC (Electron Beam Coating), призванное свести бликование к минимуму.
Оценим работу объектива на разных значениях диафрагмы:
При съёмке в контровом свете контрастность изображения практически не снижается! На закрытых диафрагмах можно получить не только красивую «звезду» вместо точечного источника света, но и отдельные блики. Особенно хорошо они заметны в диапазоне F8–16. В целом работу объектива в контровом свете можно охарактеризовать как уверенную.
Дисторсия
Дисторсия в Fujinon XF 23mm f/2 R WR скорректирована очень хорошо. Прямые линии на фото всегда остаются прямыми. Отличный результат для широкоугольного объектива!
Боке
В силу короткого фокусного расстояния и светосилы F2 не стоит ждать от объектива очень сильного размытия фона. По работе с малой глубиной резкости и размытию фона нашего героя обходит Fujinon XF 23mm f/1.4 R — просто благодаря более высокой светосиле. Работа с боке и с малой глубиной резкости — удел более длиннофокусных объективов, таких как Fujinon XF 56mm F1.2 R или Fujinon XF 35mm F1.4 R. Однако Fujinon XF 23mm f/2 R WR способен красиво размывать фон при съёмке на малых дистанциях.
Отметим неправильную форму кружков в боке, наличие яркой каёмки по их краю и эффект «луковых колец» на некоторых фото. Тем не менее боке вполне приятное.
При съёмке на портретных дистанциях придётся довольствоваться лишь лёгким размытием фона.
Работа автофокуса
Производители постарались сделать автофокус быстрым и бесшумным, оснастив Fujinon XF 23mm f/2 R WR новым шаговым мотором. В полной мере быстроту и точность фокусировки смогут ощутить владельцы фотоаппаратов, обладающих системами фазовой фокусировки — Fujifilm X-T2 и Fujifilm X-Pro2.
Никакого рысканья или рывков при фокусировке не замечено. Конечно, особенно хорошо объектив работает при дневном освещении. Ночью скорость фокусировки немного снижается, но она по-прежнему остаётся весьма быстрой.
Для иллюстрации скорости и бесшумности фокусировки мы записали несколько роликов:
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Особенности видеосъёмки с Fujinon XF 23mm f/2 R WR
При съёмке видео фокусировка также почти бесшумная. Если в видео выкрутить громкость звука на максимум, работу системы автофокусировки всё же можно услышать. Однако этот минимальный шум — очень хороший результат. И при этом автофокусировка быстрая и точная.
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
В объективе нет оптической стабилизации, поэтому при съёмке с рук картинка может немного дрожать. Особенно это заметно при съёмке в 4К: когда детализация высока, любая тряска ощущается сильнее.
Скачать в оригинальном качестве
Объектив отлично подойдёт как для профессиональной, так и для любительской видеосъёмки. Снимать на Fujifilm X-T2 с ним не сложнее, чем на видеокамеру или мобильный телефон.