Качество изображения, боке
Для тестирования качества изображения Batis 1.8/85 мы использовали камеру Sony ILCE-7R, оснащённую немалым разрешением в 36 мегапикселей.
По первым же тестовым снимкам, сделанным на открытой диафрагме, можно понять, что перед нами типичный портретник. На f/1.8–2 объектив демонстрирует слегка уменьшенный микроконтраст, свойственный всем объективам подобного класса.
Детализация изображения на довольно высоком уровне. Замечу и сильное виньетирование, которым страдают все светосильные объективы при съёмке на открытой диафрагме.
Начиная с f/2.8 резкость снимков заметно повышается, но и потенциал по разрешающей способности у объектива ещё остаётся.
Фотографии начинают изобиловать деталями и резкостью, которая достигает своего максимального значения в диапазоне f/4–5.6. При этом виньетирование на этих диафрагмах уже практически незаметно.
На значениях f/8 и больше виньетирование полностью пропадает, однако здесь заметен эффект дифракции, который начинает потихоньку «скрадывать» резкость.
При уменьшении отверстия диафрагмы пропадает и эффект виньетирования.
Поэтому при дальнейшем увеличении диафрагменного числа начинает уменьшаться и общая детализация снимков. Однако она остаётся на хорошем уровне даже при f/13–22.
Пожалуй, боке — это самый субъективный критерий любой оптики, постоянно порождающий новые споры в комментариях к нашим статьям.
Боке Batis 1.8/85, на мой взгляд, слегка жестковато по сравнению с боке других портретных объективов последних лет. Переход между границами объектов в зоне нерезкости выглядит контрастным, а контуры легко читаются даже в расфокусе. Однако это особенность рисунка большинства объективов Carl Zeiss, за которую фанаты немецкой марки и предпочитают её другим производителям. Ведь индивидуальное, узнаваемое боке сегодня — большая редкость.
Говоря об объективной характеристике рисунка, замечу, что блики имеют мягкую границу с равномерным заполнением по всей площади. Их можно назвать правильными. Полностью отсутствует эффект чешуи или луковых колец (моветон для качественной оптики). Прямые линии в зоне боке не двоятся. Картинка в зоне размытия приятна глазу и выглядит «дорого».
Скажу пару слов и про бликозащиту Batis 1.8/85. На переднюю линзу объектива нанесено фирменное покрытие T*, благодаря которому «зайцев» наш герой ловит очень неохотно. Мне удалось получить их только в условиях сильного контрового света, когда солнце светило прямо в камеру.
Batis 1.8/85 справляется с появлением хроматических аберраций при съёмке на открытой диафрагме в контровом свете. Заметить их действительно сложно.
Обратите внимание на птиц, сидящих на памятнике. Вокруг них можно заметить пурпурную кайму — признак хроматических аберраций.
При съёмке фотографии подвергаются внутрикамерной обработке для уменьшения цветных ореолов. Причём это происходит вне зависимости от того, активирована ли соответствующая настройка в меню камеры. Но нас ведь интересует конечный результат, а тут претензий к Batis 1.8/85 не остаётся.
Напоследок упомяну про небольшую подушкообразную дисторсию, которая проявляется на снимках. В реальности заметить её довольно сложно. Проявление этого эффекта можно свести к минимуму: при съёмке в JPEG стоит активировать коррекцию геометрических искажений в настройках камеры. Те, кто предпочитает RAW, могут сделать это на этапе обработки в большинстве современных фоторедакторов.