Качество изображения
Традиционно перед тем, как перейти к полевым испытаниям камеры, мы стараемся изучить её возможности в плане качества изображения, чтобы знать, какие настройки применять. В первую очередь это касается ISO и установок экспозиции вообще. Начнём с уровня шумов.
Минимальная чувствительность, с которой позволяет снимать фотоаппарат, — ISO 50. Естественно, при этом никаких шумов на изображении нет, а фотография выглядит детализированной и резкой. Однако это «расширяемое» (программно получаемое) значение Lo1, то есть данное ISO не является для камеры основным. На практике это означает лишь одно: в кадре возможны пересветы, которые не убрать даже при конвертации RAW. Они хорошо определяются на снимке в виде светлых пятен на мосту.
Примечательно, что при переходе к основному диапазону чувствительностей пересветы исчезают не то что в RAW, но даже в JPEG. ISO 100 в светах обеспечивает куда более широкий динамический диапазон.
Повышение ISO до 800 единиц включительно практически ничего не меняет в качестве изображения. Уровень шума не возрастает — снимки выглядят гладкими. Цветопередача не изменяется. Разница будет заметна лишь при редактировании RAW: в процессе осветления теней на более высоких ISO шумов будет чуть-чуть больше.
ISO 1600 является первым значением чувствительности, на котором становятся заметны минимальные недостатки в качестве картинки. На небе при максимальном увеличении становится виден слабый монохромный шум. Но будем честными: подобный уровень шумов ряд любительских камер дают уже на ISO 100. ISO 3200 лишь немного повышает уровень монохромного шума.
При ISO 6400 изображение перестаёт быть идеальным. Фотографу придётся искать компромисс между реальностью и внутренним перфекционизмом. Такое значение чувствительности остаётся полностью рабочим, однако в JPEG монохромный шум начинает собираться в сгустки и пятна, картинка становится чуть рыхлой. При съёмке в RAW для получения гладкой картинки нужно применять шумоподавление. Однако резкой деградации качества не происходит. Выигрыш перед «обычными» зеркальными фотоаппаратами очевиден. ISO 12800 также рабочее. Снимки пригодны для печати крупным форматом, хоть монохромный шум и присутствует.
Следующая важная граница — ISO 25600. Изображение становится всё более рыхлым, а детализация начинает снижаться. Фотографии пригодны для печати сравнительно небольшим форматом до А4 включительно или публикации в сети без дополнительной обработки. Это значение мы также причислим к рабочим значениям ISO.
При ISO 51200 начинает проступать цветной шум в JPEG. В RAW приходится применять мощное шумоподавление, чтобы убрать монохромное зерно. Несколько страдает насыщенность цветов и теряются мелкие детали, причём в тенях — безвозвратно. Такое значение чувствительности можно использовать лишь в том случае, если снимки в будущем не будут значительно редактироваться, а их применение будет ограничено публикацией в сети или печатью форматом А4 и меньше. Примечательно, что JPEG из камеры очень хорош: чтобы получить такой же результат при конвертации из RAW, придётся как следует поработать (при использовании сторонних редакторов, например, от Adobe).
Дальнейшее повышение ISO возможно лишь с помощью «расширенных» значений Hi1 — Hi5. Здесь без сильной деградации изображения не обходится. ISO 102400 отличается резким снижением детализации и динамического диапазона, из-за чего оно применимо лишь в самых крайних случаях, когда важно запечатлеть редкий момент.
Более высокие значения условно применимы на практике из-за крайне высокого шума. Впрочем, лучше иметь их в своём арсенале, чем не иметь. Возможно, в каких-то ситуациях даже такая зашумленная картинка не помешает фотографу сделать уникальный кадр.
Динамический диапазон
С момента выхода Nikon D5 не утихают споры насчёт динамического диапазона этой камеры. Мы решили не обходить это обсуждение стороной и сделать собственные выводы.
Оригинал кадра.
Возьмём один из контрастных кадров с репетиции Парада Победы 2016 года. Здесь явно нужно вытягивать и тени, и света. Действительно, камера не очень охотно отдаёт детали в тенях. До полутора-двух ступеней в плюс экспозиция «тянется» почти безболезненно, однако при более глубокой коррекции начинает сильно проступать шум. После увеличения экспозиции на 2,5 ступени новые детали из теней уже не появляются. Здесь мы работали с 12-битным RAW.
Результат коррекции в Adobe Photoshop: Shadows +85%, Highlights -74%.
Оригинал снимка.
Есть неплохой запас в светах. Чуть меньше пары ступеней экспозиции из пересветов достать можно. Например, подобный запас мне пригодился при редактировании фотографий с салютом. Пересвеченные залпы удалось неплохо восстановить из 14-битного RAW, вернув разрывам и цвет, и текстуру. Практически ко всем кадрам в нашем тесте мы выкладываем RAW-файл, чтобы у вас была возможность обработать его самостоятельно.
Оригинал кадра.
Подводя итог этой части теста, хочется отметить широчайший диапазон рабочих ISO у Nikon D5, простирающийся практически до ISO 51200. Вероятно, в жертву таким рекордным возможностям разработчики и принесли динамический диапазон, который стал несколько уже по сравнению с некоторыми другими фотоаппаратами этого же производителя. Однако катастрофы в этом нет, запаса достаточно для серьёзной постобработки снимков. Подобный компромисс вполне оправдан: всё же перед нами фотоаппарат прежде всего для репортажной съёмки.
Оригинал кадра.