Серийная съёмка, репортаж
Мне повезло получить на тест Nikon D5 на майские праздники. Это время богато не только на «цветочные» сюжеты, но и на интересные события. Например, традиционные репетиции Парада Победы в Москве, во время которых можно практически беспрепятственно снимать самую современную военную технику на улицах столицы и в небе над городом. Именно с авиационной части и начнём!
Этот снимок сделан 9 мая, в день проведения парада.
Репетиционный пролёт авиации над Москвой практически не отличается от того, что будет происходить на 9 Мая. Единственное отличие — погода. Получить облачный фон на репетиции куда проще, чем в День Победы, когда облака специально разгоняют.
Зато к услугам фотографа самые удачные точки съёмки, с которых видно и «салют» в виде отстрела тепловых ловушек над Красной площадью, и пролёт Су-25 с трёхцветными дымами.
В этой съёмке мне помогает Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor. Я заранее выбираю сокращённый диапазон дистанций фокусировки: от пяти метров до бесконечности. Но после первых кадров становится ясно: и без этой подстраховки скорости и точности автофокуса мне бы хватило.
Автофокус
В Nikon D5 установлен совершенно новый модуль фазового автофокуса Multi-CAM 20K. При визировании через видоискатель точки автофокуса перекрывают достаточно большую для комфортной съёмки площадь кадра. Выбирать можно между 55 или 15 точками (настраивается в меню). Но мы-то помним, что всего точек — 153.
Остальные выбрать вручную нельзя, но они обеспечивают более стабильную работу автофокуса. Если вы не снимаете портреты с малой глубиной резкости, то работать с одной точкой вообще не имеет смысла. Во-первых, это не так оперативно. Во-вторых, гораздо удобнее работать с группой точек. Кстати, камера распознаёт лица в кадре даже при визировании через видоискатель, отдавая им приоритет при фокусировке.
Я работал с непрерывным автофокусом практически на протяжении всего теста. Это даёт возможность не задумываться о наведении на резкость вообще: достаточно лишь выбрать джойстиком нужную область кадра или вовсе включить 3D-слежение и расслабиться.
Да, Nikon D5 буквально расслабляет фотографа. Ты просто наводишь фотоаппарат на летящий реактивный самолёт, зажимаешь кнопку спуска и снимаешь, обращая внимание лишь на компоновку кадра. Автоматика делает всё остальное за фотографа: быстро, безошибочно и стабильно. Из практически 800 кадров (это пять минут съёмки воздушной репетиции парада) в брак по фокусу ушло не более пяти снимков. Как правило, это были первые кадры серии, когда кнопка спуска уже нажата, но камера ещё не наведена.
Скоростная съёмка
Скорость серийной съёмки составляет до 12 кадров в секунду со следящим автофокусом и до 14 с блокировкой поднятого зеркала. Естественно, здесь был использован следящий автофокус. Затемнение кадра при этом минимально. Фотограф не теряет контакт с происходящим и может оперативно перестраивать кадр.
Серия со следящим автофокусом
При использовании карт XQD можно рассчитывать на непрерывную серию из 72 кадров в RAW (14 бит, сжатие без потерь) + JPEG со скоростью 14 кадров в секунду. Затем темп падает, но съёмка продолжается. Во время записи снимков на карту памяти ничего не тормозит и не подвисает, камера работает как часы.
Если чуть пожертвовать качеством и записывать RAW в 12-битном формате со стандартным сжатием + JPEG, то объём непрерывной серии со скоростью 14 кадров в секунду возрастает до 100 снимков. А в RAW без JPEG объём непрерывной серии может достигать и 200 снимков.
Съёмка репортажа, субъективные замечания
Начавшаяся утром съёмка продолжилась вечером, во время «ночной» репетиции наземной части парада. Здесь требования к технике немного ниже: объекты съёмки не столь быстрые. Главная сложность — поймать момент. Ведь парад — это не только и не столько военная техника, сколько люди: участники и зрители.
Первое, что замечаешь — боязнь камеры. Всё же Nikon D5 большой и «страшный». Фотограф не может долго смотреть через объектив на случайного прохожего. Тот чувствует себя как перед дулом крупнокалиберной пушки. Поэтому съёмку приходится проводить навскидку.
Точку автофокуса я часто выбираю предварительно: отдельно для вертикального и горизонтального положения камеры. Это очень удобно! Режим работы автофокуса — непрерывный. Фотоаппарат мгновенно «вцепляется» в снимаемый объект и не отпускает его. Фокус не дрожит, не елозит: просто непрерывно удерживает снимаемый объект.
Скорость серийной съёмки я понижаю до 8 кадров в секунду. Этого более чем достаточно, чтобы сделать серию из пары-тройки снимков за одно нажатие спуска. Фотоаппарат позволяет для «медленной» серийной съёмки выбрать любое количество кадров в секунду.
У меня включена функция Active D-Lighting, которая помогает несколько осветлить тени при съёмке в JPEG. Напомню, все кадры в тесте мы показываем без обработки, кроме отдельных случаев (обращайте внимание на подписи к снимкам). На ISO выше 1600 из-за действий Active D-Lighting в тенях может чуть повышаться уровень монохромного шума, но на итоговое качество картинки это не оказывает существенного влияния. Впрочем, об ISO я вообще не задумываюсь, отдав его на откуп автоматики. Запас по рабочим значениям у меня огромный!
Подводя промежуточный итог, хочется отметить действительно профессиональные возможности Nikon D5. Этот фотоаппарат максимально разгружает фотографа, снимая с него всю заботу о технической части съёмки. Весь процесс фотографирования сводится лишь к поиску сюжета. Такого ощущения не дают другие камеры даже сравнительно высокого уровня. В этом — отличительная черта топовых репортажных зеркалок.
Снимок сконвертирован из RAW в Adobe Photoshop.