Серийная съёмка, репортаж
Мне повезло получить на тест Nikon D5 на майские праздники. Это время богато не только на «цветочные» сюжеты, но и на интересные события. Например, традиционные репетиции Парада Победы в Москве, во время которых можно практически беспрепятственно снимать самую современную военную технику на улицах столицы и в небе над городом. Именно с авиационной части и начнём!
![Этот снимок сделан 9 мая, в день проведения парада.](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/122990/thumb_630.jpg)
Этот снимок сделан 9 мая, в день проведения парада.
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/122991/thumb_304.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/122992/thumb_304.jpg)
Репетиционный пролёт авиации над Москвой практически не отличается от того, что будет происходить на 9 Мая. Единственное отличие — погода. Получить облачный фон на репетиции куда проще, чем в День Победы, когда облака специально разгоняют.
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/122999/thumb_630.jpg)
Зато к услугам фотографа самые удачные точки съёмки, с которых видно и «салют» в виде отстрела тепловых ловушек над Красной площадью, и пролёт Су-25 с трёхцветными дымами.
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/122993/thumb_630.jpg)
В этой съёмке мне помогает Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor. Я заранее выбираю сокращённый диапазон дистанций фокусировки: от пяти метров до бесконечности. Но после первых кадров становится ясно: и без этой подстраховки скорости и точности автофокуса мне бы хватило.
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/122994/thumb_630.jpg)
Автофокус
В Nikon D5 установлен совершенно новый модуль фазового автофокуса Multi-CAM 20K. При визировании через видоискатель точки автофокуса перекрывают достаточно большую для комфортной съёмки площадь кадра. Выбирать можно между 55 или 15 точками (настраивается в меню). Но мы-то помним, что всего точек — 153.
Остальные выбрать вручную нельзя, но они обеспечивают более стабильную работу автофокуса. Если вы не снимаете портреты с малой глубиной резкости, то работать с одной точкой вообще не имеет смысла. Во-первых, это не так оперативно. Во-вторых, гораздо удобнее работать с группой точек. Кстати, камера распознаёт лица в кадре даже при визировании через видоискатель, отдавая им приоритет при фокусировке.
Я работал с непрерывным автофокусом практически на протяжении всего теста. Это даёт возможность не задумываться о наведении на резкость вообще: достаточно лишь выбрать джойстиком нужную область кадра или вовсе включить 3D-слежение и расслабиться.
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123001/thumb_630.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123002/thumb_304.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123003/thumb_304.jpg)
Да, Nikon D5 буквально расслабляет фотографа. Ты просто наводишь фотоаппарат на летящий реактивный самолёт, зажимаешь кнопку спуска и снимаешь, обращая внимание лишь на компоновку кадра. Автоматика делает всё остальное за фотографа: быстро, безошибочно и стабильно. Из практически 800 кадров (это пять минут съёмки воздушной репетиции парада) в брак по фокусу ушло не более пяти снимков. Как правило, это были первые кадры серии, когда кнопка спуска уже нажата, но камера ещё не наведена.
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123000/thumb_630.jpg)
Скоростная съёмка
Скорость серийной съёмки составляет до 12 кадров в секунду со следящим автофокусом и до 14 с блокировкой поднятого зеркала. Естественно, здесь был использован следящий автофокус. Затемнение кадра при этом минимально. Фотограф не теряет контакт с происходящим и может оперативно перестраивать кадр.
Серия со следящим автофокусом
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123004/thumb_109.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123005/thumb_109.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123006/thumb_109.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123009/thumb_109.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123010/thumb_109.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123011/thumb_109.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123014/thumb_109.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123015/thumb_109.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123016/thumb_109.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123019/thumb_109.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123020/thumb_109.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123021/thumb_109.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123024/thumb_630.jpg)
При использовании карт XQD можно рассчитывать на непрерывную серию из 72 кадров в RAW (14 бит, сжатие без потерь) + JPEG со скоростью 14 кадров в секунду. Затем темп падает, но съёмка продолжается. Во время записи снимков на карту памяти ничего не тормозит и не подвисает, камера работает как часы.
Если чуть пожертвовать качеством и записывать RAW в 12-битном формате со стандартным сжатием + JPEG, то объём непрерывной серии со скоростью 14 кадров в секунду возрастает до 100 снимков. А в RAW без JPEG объём непрерывной серии может достигать и 200 снимков.
Съёмка репортажа, субъективные замечания
Начавшаяся утром съёмка продолжилась вечером, во время «ночной» репетиции наземной части парада. Здесь требования к технике немного ниже: объекты съёмки не столь быстрые. Главная сложность — поймать момент. Ведь парад — это не только и не столько военная техника, сколько люди: участники и зрители.
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123025/thumb_630.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123031/thumb_630.jpg)
Первое, что замечаешь — боязнь камеры. Всё же Nikon D5 большой и «страшный». Фотограф не может долго смотреть через объектив на случайного прохожего. Тот чувствует себя как перед дулом крупнокалиберной пушки. Поэтому съёмку приходится проводить навскидку.
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123030/thumb_630.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123026/thumb_304.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123029/thumb_304.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123027/thumb_304.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123028/thumb_304.jpg)
Точку автофокуса я часто выбираю предварительно: отдельно для вертикального и горизонтального положения камеры. Это очень удобно! Режим работы автофокуса — непрерывный. Фотоаппарат мгновенно «вцепляется» в снимаемый объект и не отпускает его. Фокус не дрожит, не елозит: просто непрерывно удерживает снимаемый объект.
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123033/thumb_630.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123035/thumb_630.jpg)
Скорость серийной съёмки я понижаю до 8 кадров в секунду. Этого более чем достаточно, чтобы сделать серию из пары-тройки снимков за одно нажатие спуска. Фотоаппарат позволяет для «медленной» серийной съёмки выбрать любое количество кадров в секунду.
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123032/thumb_630.jpg)
У меня включена функция Active D-Lighting, которая помогает несколько осветлить тени при съёмке в JPEG. Напомню, все кадры в тесте мы показываем без обработки, кроме отдельных случаев (обращайте внимание на подписи к снимкам). На ISO выше 1600 из-за действий Active D-Lighting в тенях может чуть повышаться уровень монохромного шума, но на итоговое качество картинки это не оказывает существенного влияния. Впрочем, об ISO я вообще не задумываюсь, отдав его на откуп автоматики. Запас по рабочим значениям у меня огромный!
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123034/thumb_630.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123036/thumb_304.jpg)
![](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123037/thumb_304.jpg)
Подводя промежуточный итог, хочется отметить действительно профессиональные возможности Nikon D5. Этот фотоаппарат максимально разгружает фотографа, снимая с него всю заботу о технической части съёмки. Весь процесс фотографирования сводится лишь к поиску сюжета. Такого ощущения не дают другие камеры даже сравнительно высокого уровня. В этом — отличительная черта топовых репортажных зеркалок.
![Снимок сконвертирован из RAW в Adobe Photoshop.](http://assets.prophotos.ru/data/articles/0001/8191/123039/thumb_630.jpg)
Снимок сконвертирован из RAW в Adobe Photoshop.