Вверх

Nikon D7200: неделя с экспертом

Дата публикации: 18.06.2015

Фотопутешествие: история одного снимка

Случайности… Я тщательно отношусь к планированию своих поездок, особенно если они связаны с фотосъёмкой. Почасовой прогноз погоды, время заката и восхода, интересные точки съёмки и даже дорожные пробки — все это я пытаюсь выяснить заранее. Но порой именно случайности дарят мне интересные сюжеты. Так было и в этот раз. Воскресным вечером, остановившись пообедать в Суздале, я увидел в неприметном углу торговых рядов вывеску «Фотографъ-амбротипистъ А. Кудряшовъ». Домой я приехал далеко за полночь, а весь вечер посвятил таинству создания настоящего амбротипа — серебряной фотографии на стекле.

Фотограф-амбротипист Артем Кудряшов

Фотограф-амбротипист Артем Кудряшов

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 500, F2.8, 1/5000 с, 45.0 мм экв.

Снимая на современные фотоаппараты, готовые через долю секунды предоставить в полное ваше распоряжение даже не один, а сразу несколько снимков с идеальной резкостью и цветопередачей, мы порой забываем, какой была фотография на заре своей истории. Окунуться в мир фотографии полуторавековой давности мне и помог мастер-амбротипист. А весь процесс создания кадра я заснял на Nikon D7200.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 560, F2.8, 1/50 с, 51.0 мм экв.

Фотоателье, как и театр, начинается с вешалки. Суздаль, пожалуй, лучшее место, чтобы отмотать назад ленту времени и погрузиться в атмосферу прошлого. Свою современную одежду мы оставляем на той самой вешалке при входе в фотоателье, взамен надеваем сшитую по оригинальным лекалам точную копию той одежды, которую носили на рубеже XIX —XX столетия. Мне достается военная форма, а моей жене — сарафан. А лучшее место для подобной съёмки — это торговые ряды города с их галереями.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/800 с, 25.0 мм экв.

Здесь самое время рассказать, что такое амбротип, на который мы хотим сфотографироваться. Этот способ фиксации изображения был изобретен в 1850 годах прошлого века, он пришел на смену более сложному процессу дагерротипии, требовавшему наличия у фотографа полированной серебряной пластины для каждого кадра. В амбротипии в качестве подложки используется стекло. Но серебро как основа фотографии никуда не исчезает: изображение на стекле формируется именно с помощью серебра. А чтобы это осуществить, от фотографа требуется мастерство и умение. Начинается фотографическая алхимия!

Старинная фотографическая техника удивительно гармонирует с древним Суздалем

Старинная фотографическая техника удивительно гармонирует с древним Суздалем

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/8000 с, 39.0 мм экв.

Сначала на стекло наносится слой коллодия с растворенными в нем солями — бромидами и йодидами. Затем пластинку погружают в нитрат серебра, где в результате реакции на пластине образуются галогениды серебра. Далее пластину необходимо проэкспонировать (сделать снимок) и тут же проявить, пока она не высохла. Поэтому такой процесс еще называют «мокрым».

Изображение на матовом стекле форматной камеры выглядит перевернутым, а видно только если накрыться черной накидкой

Изображение на матовом стекле форматной камеры выглядит перевернутым, а видно только если накрыться черной накидкой

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/100 с, 25.0 мм экв.

Чтобы фотографу успеть обработать мокрую пластину, приходится соответствующим образом организовывать съёмку. Компоновка кадра, наведение на резкость, определение экспозиции — все это делается до того, как приготовлена фотопластина. Далее фотограф покидает своих моделей на долгие пять минут, а нам остается сидеть и ждать его возвращения, не меняя позы. Выпасть из резкости проще простого. Глубина резкости у форматной камеры крошечная. Сравните, у моего Nikon D7200 довольно большая матрица — 23,5 х 15,6 мм, и он позволяет эффектно размывать фон на снимках. Размер кадра у камеры нашего фотографа — примерно 25,5 х 19 см! Отсюда и сильное размытие фона, и пластика изображения.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/500 с, 39.0 мм экв.

Когда фотопластина готова, можно делать снимок! Вот только кнопки спуска здесь нет, как нет автофокуса, экспоавтоматики… Есть просто крышка объектива, которую фотограф открывает замысловатым, почти танцевальным движением руки по кругу. Время экспозиции — четыре секунды: не моргать, не шевелиться, не зевать! Согласитесь, есть в этом что-то магическое. Современные камеры фиксируют неуловимые сотые и тысячные доли секунды вашей жизни, а старинные технологии позволяют зафиксировать вполне ощутимые и понятные отрезки времени, которые ты прожил перед камерой. Можно успеть ощутить сам процесс съёмки, время экспозиции.

Какой бы высокой чувствительностью ни обладал мой фотоаппарат, я не могу проследовать вслед за фотографом в темную комнату, где происходит проявка. А вот остальные процессы создания снимка запечатлеть могу. Nikon D7200 позволяет легко получать отличный результат в любых условиях. Фиксирование изображения происходит уже на свету. На пластине проявляются контуры, лица… Сейчас фото еще неконтрастное, еле читаемое. После фиксирования пластина отправится на промывку, которая длится около сорока минут. Чем лучше промыта пластина, тем больше она сможет храниться. Сотня лет для качественного амбротипа — не срок. Я же стараюсь запечатлеть все этапы создания кадра на свой фотоаппарат. Благо высокая чувствительность и светосильный объектив помогают мне снимать в довольно скудных условиях освещенности.

Фиксация изображения

Фиксация изображения

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 1000, F2.8, 1/80 с, 67.0 мм экв.

После промывки фотография готова ровно наполовину. Следующий этап — защита изображения. На пластину наносится лак. Этот лак не похож на те, которыми покрывают паркет или перила лестниц. Вместо отвратительных химических запахов по мастерской фотографа разливается аромат лаванды: лавандовое масло входит в состав лака. Просушка на спиртовой горелке делает аромат еще сильнее.

Лак просушивается на спиртовой горелке. Света в мастерской мало, но Nikon D7200 легко справляется с задачей

Лак просушивается на спиртовой горелке. Света в мастерской мало, но Nikon D7200 легко справляется с задачей

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Nikkor 35mm f/1.8G УСТАНОВКИ: ISO 3600, F8, 1/60 с, 52.0 мм экв.

Финальный аккорд — чудесное по своей простоте превращение негативного изображения в позитивное. Для этого достаточно закрасить одну сторону пластины черной краской! Там, где на фото были прозрачные пятна, образуется абсолютно черный цвет. Там же, где выкристаллизовалось серебро, мы видим белые и серые оттенки. А на ярком солнечном свете становятся заметны даже переливающиеся микроскопические зернышки металлического серебра.

Снимок на стеклянной пластине — уникальный сувенир. Он существует в единственном экземпляре

Снимок на стеклянной пластине — уникальный сувенир. Он существует в единственном экземпляре

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 720, F2.8, 1/100 с, 82.0 мм экв.

Четыре секунды экспозиции, более часа на подготовку и обработку снимка — такой была фотография раньше. Отправляйтесь в Суздаль и попробуйте пройти этот путь вместе с фотографом-амбротипистом Артемом Кудряшовым. Это действительно увлекательно!

Дата публикации: 18.06.2015
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Видеосъёмка. Wi-Fi. Выводы»
Яков Лесной, 2018-11-18T18:19:12

Вот когда "цветовой тон в целом примерно тот же" и заметна бывает разница в гамме, а на контрасте её всякий увидит. https://uploads.disquscdn.c...

Alexander Savochkin, 2018-11-18T18:03:51

Да там практически одинаковые цвета. Разница, если по моим измерениям, только в тоновой кривой. Выше средних тонов небольшой провал вниз от прямой. Поэтому света чуть темнее и за счёт этого чуть насыщеннее, а цветовой тон в целом примерно тот же.

Яков Лесной, 2018-11-18T17:51:13

А меня https://uploads.disquscdn.c... и в Д7200 цвета устраивают.

Яков Лесной, 2018-11-18T17:24:25

Снимал на D5100, сейчас на D7200. Разница ощутимая. Но нужны скоростные карты памяти. Вот кадр с D7200 https://uploads.disquscdn.c...

Alexander Savochkin, 2018-11-17T17:58:57

Лично мне штатив в пейзаже нужен для выдержек порядка минут — я руками такие выдержки держать не умею. Другой вопрос, что я почти перестал так снимать, и штатив на пейзаж беру, но оставляю в машине. Как-то так.

Alexander Savochkin, 2018-11-17T17:57:41

У вас всё же специфика. :) Вообще лесной пейзаж весьма контрастен, поэтому там свои сложности есть с тем же подтягиванием теней при невыбитых светах. В некоторых случаях может помочь съёмка с недодержкой и вытягивание из рава, но это в лайтруме не сделать, поэтому нужен адекватный такому техпроцессу равконвертер. Проще поднять ИСО и смириться с выбитыми светами.

Alexander Savochkin, 2018-11-17T17:55:20

Я не поручусь, но вроде бы у всей семитысячной серии пылевлагозащита была. По крайней мере у меня Д7000 под моросящим дождём стоял на длинной выдержке, и ничего не заметил.

Яков Лесной, 2018-11-17T16:26:52

Интересно, что за стекло?

Яков Лесной, 2018-11-17T16:24:51

На взгляд и компакты выдают резкие снимки, оттого что в них меньше оттенков, а при этом кадры выглядят контрастней. А вот кадр с Д7200 https://uploads.disquscdn.c...

Яков Лесной, 2018-11-17T16:16:33

Я пробовал только 7200. Меня во всём устраивает, если бы ещё поворотный экран, для съёмки грибов... https://uploads.disquscdn.c...

Яков Лесной, 2018-11-17T16:05:31

Зачем в пейзаже штатив? Его можно снимать и на длинных выдержках, к тому же на коротком фокусе, что даёт дополнительные преимущества при выборе выдержки. Стаб. не будет лишним нигде. https://uploads.disquscdn.c... А для чего телевик в квартирной съёмке? Чтоб не попало лишнего, можно всегда на 2 шага приблизиться, а вот света телевик требует больше.

Яков Лесной, 2018-11-17T15:39:23

От объектива зависит больше чем от камеры: снимал 18-200 на Д5100, поменял стекло на TAMRON SP 70-200mm F/2.8 Di VC USD G2., а сейчас поменял и аппарат на Д7200. Так вот - фотографии с Тамроном на Д5100 и Д7200 по качеству не отличить, а вот Никор 18-200 заметно хуже, цвет тусклее и разрешение проигрывает. Вот фотка с Тамрона https://uploads.disquscdn.c...

Яков Лесной, 2018-11-17T15:09:19

Я даже в лиственном лесу стараюсь не поднимать ISO выше 800, но если хочется снять объект в движении при тех же условиях то приходится. https://uploads.disquscdn.c...

Яков Лесной, 2018-11-17T14:59:46

В 7200 защита от пыли и влаги точно есть, а у 7100 вроде не было. А вот фотка из 7200 https://uploads.disquscdn.c... из 7200

Alexander Savochkin, 2018-11-15T07:21:57

Никакой теории — я как раз практик цветокоррекции, причём с опытом именно что сведения картинок с разных камер к одному характеру изображения. Да и теоретических препятствий нет никаких: в цифровых камерах любой цвет характеризуется тремя числами, которые можно в пределах множества цветов цветового охвата преобразовать каким угодно способом. Специально для ленивых есть софт и методика: https://www.youtube.com/wat... Я ленивым быть перестал и таки изготовил лут, который приводит цвета D750 к цветам D7100 методом точного совпадения яркости и цветового тона. Попробуйте: https://cloud.mail.ru/publi...

Анатолий, 2018-11-14T09:54:48

Вот опять те же теоретические рассуждения. Да, и кто то и вправду подумает что он сможет подобрать палитру и - что еще глупее - и сядет это делать. На третем дне своих мук поймет что не осилил, плюнет и закроет.
В теории да - можно и на Луну пешком сходить - но к сожалению, мы живем в реальном мире и то, что кажется достижимым в теоретических рассуждениях далеко не всегда возможно реализовать на практике..
В том и особенности сенсоров что каждый из них по своему уникален и непередаваем. И в том и был прорыв с выходом на рынок Д5200 (а затем Д7100), моделей которые и до сегодня остаются эталоном цветопередачи

Анатолий, 2018-11-14T09:51:07

Ну а, например, Нурамбеков снимает только нижнюю половину тела людей. Вы же сами понимаете, что это не показатель того что шум допустим на снимках, особенно при требованиях к чистоте.
Одинаковые матрицы не шумят одинаково - а должны шуметь одинаково (а это разные вещи), что не есть аксиомой (опять же вы склоняетесь к теоретическим рассуждениям, а я говорю о физической практике)
Переход на полный кадр может попроавить ситуацию (в силу работы также использую Д750 - шумит меньше, но вынужден признать, не так уж и намного), но этот переход потеряет возможности матрицы которая стоит в Д7100 - тут уж остается выбирать - либо использовать полный кадр, либо использовать несравненную палитру 7100/5200.

Alexander Savochkin, 2018-11-14T01:58:45

Зачем такие сложности? Берём два снимка с колорчекером — их даже самому снимать не надо, можно позаимствовать на Дипревью — и по одному строим профиль для другого. Делается это автоматически, результат цветокоррекции в слепом тесте неотличим от оригинала. Руками ничего делать не надо.

При съёмке, возможно, придётся ещё подкорректировать настройки экспонометра, но это не факт. В остальном всё будет в точности то же самое, никаких чудес в цвете из сенсора Тошибы нет и быть не может.

Alexander Savochkin, 2018-11-14T01:48:09

Ну как вам сказать, вон Сергей Максимишин тоже не заморачивается шумом и вообще у него рабочее ИСО (в смысле, на котором лично он работает) начинается от 1000. Это не значит, что всем надо быть как он, но и придавать шуму значение сверх разумного в конкретном случае тоже, пожалуй, не обязательно. За пределами стоковой фотографии специальных требований к шуму нет нигде: в остальных занятиях уровень шума либо легко сделать низким, либо его важность ничтожна по сравнению с другими критериями оценки снимка.

Что же до простоты подхода — он оправдан физически. Свет штука дискретная, камера по сути считает единичные фотоны, и шум будет всегда. И потери детализации из-за него будут всегда. Поэтому единственное, что можно обеспечить без специальных мер — увеличить экспозицию, для чего потребуется снизить ИСО до 100-200, в зависимости от камеры. Это же с некоторой вероятностью уменьшит влияние неотключаемых обработчиков в камере. Лучше будет только взять полнокадровую камеру.

Ну а кроп-камеры одного поколения на одном сенсоре шумят одинаково. Если по-разному, значит, разницу можно нивелировать постобработкой, иногда даже прямо в камере.

Анатолий, 2018-11-13T21:43:55

ООчевиднові снимаете просто для семейного альбома фото 10 на 15, что у вас такое поверхностное отношение к шумам. Шумы это как раз основной фактор, который будет портить практически даже идеально проэкспонированное фото. Для семейного альбома соглашусь, там не имеет значение - главное память.
И к сожалению, Д7100 казалось бы классом выше, но шумы очень сильные даже на исо 100 - в отличие от того же низшего класса Д5200 в котором этот же сенсор появился немногим раньше.
Вы и вправду шумами не сильно заморачиваетесь, раз такое отношение - ну есть, ну и плевать, ну ИСО понизить...ну и что... ))
Я вам откровенно завидую - настолько не заморачиваться качеством .. А может это и правильно.... Так легче жить, относясь ко всему с такой наплевательской легкостью..

Cae4ceca 7c30 4187 9c4b e8de1a2ce35f