Вверх

Nikon D7200: неделя с экспертом

Фотопутешествие: история одного снимка

Случайности… Я тщательно отношусь к планированию своих поездок, особенно если они связаны с фотосъёмкой. Почасовой прогноз погоды, время заката и восхода, интересные точки съёмки и даже дорожные пробки — все это я пытаюсь выяснить заранее. Но порой именно случайности дарят мне интересные сюжеты. Так было и в этот раз. Воскресным вечером, остановившись пообедать в Суздале, я увидел в неприметном углу торговых рядов вывеску «Фотографъ-амбротипистъ А. Кудряшовъ». Домой я приехал далеко за полночь, а весь вечер посвятил таинству создания настоящего амбротипа — серебряной фотографии на стекле.

Фотограф-амбротипист Артем Кудряшов

Фотограф-амбротипист Артем Кудряшов

Nikon D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 500, F2.8, 1/5000 с, 45.0 мм экв., 8.0 МБ

Снимая на современные фотоаппараты, готовые через долю секунды предоставить в полное ваше распоряжение даже не один, а сразу несколько снимков с идеальной резкостью и цветопередачей, мы порой забываем, какой была фотография на заре своей истории. Окунуться в мир фотографии полуторавековой давности мне и помог мастер-амбротипист. А весь процесс создания кадра я заснял на Nikon D7200.

<span role='device-inline' data-device-id=16381 data-device-review=16968-nikon-d7200-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D7200</span> - ISO 560, F2.8, 1/50 с, 51.0 мм экв., 9.0 МБ Nikon D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 560, F2.8, 1/50 с, 51.0 мм экв., 9.0 МБ

Фотоателье, как и театр, начинается с вешалки. Суздаль, пожалуй, лучшее место, чтобы отмотать назад ленту времени и погрузиться в атмосферу прошлого. Свою современную одежду мы оставляем на той самой вешалке при входе в фотоателье, взамен надеваем сшитую по оригинальным лекалам точную копию той одежды, которую носили на рубеже XIX —XX столетия. Мне достается военная форма, а моей жене — сарафан. А лучшее место для подобной съёмки — это торговые ряды города с их галереями.

<span role='device-inline' data-device-id=16381 data-device-review=16968-nikon-d7200-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D7200</span> - ISO 100, F2.8, 1/800 с, 25.0 мм экв., 8.0 МБ Nikon D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/800 с, 25.0 мм экв., 8.0 МБ

Здесь самое время рассказать, что такое амбротип, на который мы хотим сфотографироваться. Этот способ фиксации изображения был изобретен в 1850 годах прошлого века, он пришел на смену более сложному процессу дагерротипии, требовавшему наличия у фотографа полированной серебряной пластины для каждого кадра. В амбротипии в качестве подложки используется стекло. Но серебро как основа фотографии никуда не исчезает: изображение на стекле формируется именно с помощью серебра. А чтобы это осуществить, от фотографа требуется мастерство и умение. Начинается фотографическая алхимия!

Старинная фотографическая техника удивительно гармонирует с древним Суздалем

Старинная фотографическая техника удивительно гармонирует с древним Суздалем

Nikon D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/8000 с, 39.0 мм экв., 8.0 МБ

Сначала на стекло наносится слой коллодия с растворенными в нем солями — бромидами и йодидами. Затем пластинку погружают в нитрат серебра, где в результате реакции на пластине образуются галогениды серебра. Далее пластину необходимо проэкспонировать (сделать снимок) и тут же проявить, пока она не высохла. Поэтому такой процесс еще называют «мокрым».

Изображение на матовом стекле форматной камеры выглядит перевернутым, а видно только если накрыться черной накидкой

Изображение на матовом стекле форматной камеры выглядит перевернутым, а видно только если накрыться черной накидкой

Nikon D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/100 с, 25.0 мм экв., 6.0 МБ

Чтобы фотографу успеть обработать мокрую пластину, приходится соответствующим образом организовывать съёмку. Компоновка кадра, наведение на резкость, определение экспозиции — все это делается до того, как приготовлена фотопластина. Далее фотограф покидает своих моделей на долгие пять минут, а нам остается сидеть и ждать его возвращения, не меняя позы. Выпасть из резкости проще простого. Глубина резкости у форматной камеры крошечная. Сравните, у моего Nikon D7200 довольно большая матрица — 23,5 х 15,6 мм, и он позволяет эффектно размывать фон на снимках. Размер кадра у камеры нашего фотографа — примерно 25,5 х 19 см! Отсюда и сильное размытие фона, и пластика изображения.

<span role='device-inline' data-device-id=16381 data-device-review=16968-nikon-d7200-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D7200</span> - ISO 100, F2.8, 1/500 с, 39.0 мм экв., 7.0 МБ Nikon D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/500 с, 39.0 мм экв., 7.0 МБ

Когда фотопластина готова, можно делать снимок! Вот только кнопки спуска здесь нет, как нет автофокуса, экспоавтоматики… Есть просто крышка объектива, которую фотограф открывает замысловатым, почти танцевальным движением руки по кругу. Время экспозиции — четыре секунды: не моргать, не шевелиться, не зевать! Согласитесь, есть в этом что-то магическое. Современные камеры фиксируют неуловимые сотые и тысячные доли секунды вашей жизни, а старинные технологии позволяют зафиксировать вполне ощутимые и понятные отрезки времени, которые ты прожил перед камерой. Можно успеть ощутить сам процесс съёмки, время экспозиции.

Какой бы высокой чувствительностью ни обладал мой фотоаппарат, я не могу проследовать вслед за фотографом в темную комнату, где происходит проявка. А вот остальные процессы создания снимка запечатлеть могу. Nikon D7200 позволяет легко получать отличный результат в любых условиях. Фиксирование изображения происходит уже на свету. На пластине проявляются контуры, лица… Сейчас фото еще неконтрастное, еле читаемое. После фиксирования пластина отправится на промывку, которая длится около сорока минут. Чем лучше промыта пластина, тем больше она сможет храниться. Сотня лет для качественного амбротипа — не срок. Я же стараюсь запечатлеть все этапы создания кадра на свой фотоаппарат. Благо высокая чувствительность и светосильный объектив помогают мне снимать в довольно скудных условиях освещенности.

Фиксация изображения

Фиксация изображения

Nikon D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 1000, F2.8, 1/80 с, 67.0 мм экв., 8.0 МБ

После промывки фотография готова ровно наполовину. Следующий этап — защита изображения. На пластину наносится лак. Этот лак не похож на те, которыми покрывают паркет или перила лестниц. Вместо отвратительных химических запахов по мастерской фотографа разливается аромат лаванды: лавандовое масло входит в состав лака. Просушка на спиртовой горелке делает аромат еще сильнее.

Лак просушивается на спиртовой горелке. Света в мастерской мало, но <span role='device-inline' data-device-id=16381 data-device-review=16968-nikon-d7200-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D7200</span> легко справляется с задачей

Лак просушивается на спиртовой горелке. Света в мастерской мало, но Nikon D7200 легко справляется с задачей

Nikon D7200 / Nikon AF-S DX Nikkor 35mm f/1.8G УСТАНОВКИ: ISO 3600, F8, 1/60 с, 52.0 мм экв., 10.0 МБ

Финальный аккорд — чудесное по своей простоте превращение негативного изображения в позитивное. Для этого достаточно закрасить одну сторону пластины черной краской! Там, где на фото были прозрачные пятна, образуется абсолютно черный цвет. Там же, где выкристаллизовалось серебро, мы видим белые и серые оттенки. А на ярком солнечном свете становятся заметны даже переливающиеся микроскопические зернышки металлического серебра.

Снимок на стеклянной пластине — уникальный сувенир. Он существует в единственном экземпляре

Снимок на стеклянной пластине — уникальный сувенир. Он существует в единственном экземпляре

Nikon D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 720, F2.8, 1/100 с, 82.0 мм экв., 8.0 МБ

Четыре секунды экспозиции, более часа на подготовку и обработку снимка — такой была фотография раньше. Отправляйтесь в Суздаль и попробуйте пройти этот путь вместе с фотографом-амбротипистом Артемом Кудряшовым. Это действительно увлекательно!

Опубликовано: 18.06.2015

Обсудить
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов
Опубликовано 18.06.2015

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Александр Савочкин, 2017-05-12T11:43:40

О том и речь. Если уж договариваться с настоятелем, то лучше тогда за окнами мощный студийный импульсный свет с софтбоксами ставить и имитировать дневное освещение. Только таинство, боюсь, пропадёт, да и дорого. Как правило, в храмах хороший свет, особенно когда день длинный. Всегда можно выкрутиться на основе естественного освещения, а если уж горит сделать настолько хорошо, насколько возможно — проще и дешевле арендовать на день нормальную репортёрскую камеру со светосильной оптикой. Так что вспышка в храме не вариант, как ни крути.

Георгий Полицарнов, 2017-05-12T06:48:46

На самом деле, по договоренности с настоятелем. Но толку от вспышки мало. Атмосферу убивает часто так, что лучше уж вообще не снимать.

Александр Савочкин, 2017-05-11T23:49:45

Совсем забыл сказать. Объектив 55-200 вам скорее всего не пригодится: слишком тёмный и чрезмерно длиннофокусный. Хватит и полтинника. И ещё момент — вспышкой в храме пользоваться нельзя, хотя бы она у вас и была.

Александр Савочкин, 2017-05-11T23:47:33

Татьяна! Попробуйте такие настройки:
1. Auto ISO с пределом 6400 и выдержкой 1/60. Камера будет автоматически подстраивать чувствительность, не допуская выдержек длиннее 1/60.
2. Диафрагма 1,8 или 1,4 — в общем, поставьте численно наименьшее значение, какое позволяет объектив. Будьте внимательны с фокусировкой, скорее всего, будут промахи. Делайте побольше дублей. А лучше потренируйтесь дома.
3. Диск режимов в положение А — это приоритет диафрагмы. То есть камера будет подстраивать выдержку под яркость сцены, а при необходимости сама подкрутит ISO.

Диск режимов и диафрагма выставляются непосредственно руками на камере, автоисо включается в меню. Если затрудняетесь, уточните по инструкции. Обычно эта настройка живёт в меню под вкладкой с пиктограммой фотоаппарата и называется ISO sensitivity settings. Там настраиваете максимальную чувствительность и минимальную скорость затвора.

Ах да. После съёмки не забудьте отключить автоисо.

Татьяна, 2017-05-11T23:01:57

Здравствуйте подскажите пожалуйста какие настройки лучше выставить для съёмки в церкви крещение ребёнка?Объектив есть полтинник им хотела бы снимать и ещё один 55- 200.вспышку пока не приобрела..встроенной мало наверное будет?

Дмитрий, 2017-04-25T16:18:02

То есть менее шумная картинка будет, я понял.
Кстати, смотрел спецификацию обеих камер на /www.imaging-resource.com/, в д7200 матрица другая, но тоже Тошиба, а не Сони (как многие думают). И еще 7200 здесь страшно ругают за шум, даже на невысоких ИСО, мол, мелкий пиксель - это "зло" и т.п.
Ребята, на моем 12МП д90 шумы видны уже на ИСО 400, а на ИСО 640 картинка просто рассыпается, цвет искажается, шумы синеватого цвета на лицах очень видны.... Однако при фотопечати 13 х 18 см этого ничего не видно, просто картинка как-бы мягче и чуть подгулявший цвет, но для домашнего альбома пойдет.

Георгий Полицарнов, 2017-04-25T06:37:43

При парном сравнении да. Особенно на ISO выше 800-1600.

Александр Савочкин, 2017-04-24T21:52:27

На прозрачность ОВИ влияет состояние аккумулятора. Когда он не заряжен, прозрачность может снижать просветный ЖК-дисплей, который подсвечивает точки автофокуса и сетку. С подозрениями на чёткость изображения в видоискателе есть смысл попробовать другой экземпляр камеры — погрешности у всех случаются.

Отделка корпуса значения не имеет, тем более, что она практически одинаковая.

Звук спуска затвора зависит как от состояния конкретного экземпляра, так и от устройства самого затвора. У коллеги два Canon 5D Mk3 издавали затворами абсолютно разные звуки, и это притом, что обе камеры были исправны. На D7100 и D90 затворы несколько различаются, поэтому и звук срабатывания чуть другой. В целом это не проблема.

При равных прочих D7200 лучше, чем D7100.

Дмитрий, 2017-04-24T20:57:16

И еще вопрос к Георгию.
Как Вы считаете, если отбросить все технические показатели, можно ли глазу увидеть разницу в качестве изображения (Jpeg, RAW) между 7100 и 7200 при одинаковых настройках и идентичных условиях?
Спасибо.

Дмитрий, 2017-04-24T20:51:53

Стоит у меня сейчас выбор между д7100 и д7200. Снимаю на д90+18-105 кит.
Был вчера в супермаркете электроники, где удалось подержать в руках обе модели (с китами 18-105), а на 7100 еще сделать пару десятков снимков (аккумулятор был заряжен). Мои наблюдения:
- отделка корпуса 7100 снаружи выглядит немножко дороже и качественнее, чем у 7200. Хотя полной уверенности нет, так показалось.

- спуск затвора 7100 жестче, чем у д90. Это сто процентов! Пробовал на разных выдержках, чувствуется отдача на корпус. Речь идет не о серийной съемке. По приезду домой попробовал спуск д90 - мягче, без отдачи, на любых выдержках. Может, из-за скорострельности затвора, зеркало в 7100 сильнее хлопает.

- видоискатель показался чуть более темным и менее разборчивым, чем в д90.
Диоптрийное колесико крутил. Модет, большее количество точек как-то влияет на ОВИ, не знаю.

Dmitry Shemonaev, 2017-04-23T10:15:42

Чем больше деталей вы будете тянуть, при постобработке, тем больше шума вылезет, а тут его и так много. Шумы и мыло прекрасно маскируются уменьшением размера изображения - а если не надо уменьшать размер, нужен оригинальный размер. Какие дальше танцы с бубном? Попиксельная резкость с матриц
с большим единичным пикселем лучше.это и дураку ясно, и в итоге Факт не скрыть, картинка не особо впечатляет.

Александр Савочкин, 2017-04-23T09:27:17

Предлагаю посмотреть на эту проблему с другой стороны. Чем больше пикселей приходится на смысловую единицу изображения (скажем, на лицо или цветок), тем больше деталей можно вытянуть постобработкой, причём не обязательно даже ручной. Дело в том, что детализация оптики не падает мгновенно, она уменьшается довольно плавно. Падает микроконтраст, но его как раз не так уж сложно усилить. Да, это требует понимания собственных действий и вдумчивой работы, но и результат того стоит.

Более того, даже уменьшенный снимок будет выглядеть лучше. Шумы и мыло прекрасно маскируются уменьшением размера изображения, поэтому чем больше микроконтраста можно сделать в исходнике, тем больше останется в результате. Для попиксельного изучения снимки предназначены в аэрофотосъёмке и фотограмметрии, а в остальных случаях оценка детализации упирается не в пиксели, а в возможности глаза с расстояния примерно в полторы диагонали изображения.

Dmitry Shemonaev, 2017-04-23T08:21:18

у D5100 картинка лучше. чем у обоих этих камер.

Dmitry Shemonaev, 2017-04-23T08:16:01

D5100 и 7000 очень классные камеры. это точно,

Dmitry Shemonaev, 2017-04-23T08:12:07

Дело не столько в оптике здесь....дело в 24 мегапикселях....это много. 16 мегапиксельные матрицы, на примере D5100 дают куда лучшую картинку,чем вами обозреваемая камера, Физику никакими крутыми технологиями увы не отменить. Качество картинки даже без особого рассмотрения у D7200 хуже. чем на 16 мегоматрицах D5100 или D7000, и по шумах картина там куда лучше.такое же дело и с D7100. ранние модели по результатам лучше, а вот новые дают что то странное.

Сергей, 2017-04-04T08:14:31

Хотите звенящую резкость, то Sigma Art вам в помощь. У меня 18-35 и ничего более резкого я не видел. Тот случай, когда объектив может и 30 пикселей позволить. Может конечно никкоры с золотыми кольцами не хуже, но все остальное для вас будет шлаком, раз такие требования к резкости.

Александр Савочкин, 2017-04-02T03:08:01

Всё зависит от задачи. Одним хватает универсального зума из комплекта камеры, другим нужны специальные объективы. Макросъёмка, спортивный репортаж, отчасти портретная фотография, съёмка виртуальных панорам — всё это требует своей специальной оптики.

Александр Савочкин, 2017-04-02T03:06:31

Инфракрасные фильтры использовать можно. Снимать неудобно: надо установить камеру на штатив, скомпоновать кадр, сфокусироваться, надеть фильтр и в ручном режиме установить выдержку порядка 30 секунд при открытой диафрагме. В солнечный день получите насыщенный красный кадр, из которого при некотором старании можно даже вытянуть цветное изображение. https://uploads.disquscdn.c...

Полярик нужен в основном только для пейзажа. Нейтральный фильтр лучше брать регулируемой плотности. Градиентный нужен только в пейзаже, но можно нелпохо обойтись и без него.

Александр Савочкин, 2017-04-02T02:51:12

Свадьба — технически довольно сложный жанр, и для этого ремесла невозможно посоветовать объектив, подходящий каждому. Например, если вы можете снимать всю свадьбу в красивом интерьере — вам пойдёт любой широкоугольник, а ваши заказчики играют свадьбу в обычных квартирах, то вам полезнее будет умеренный телеобъектив, чтобы в кадр попадало как можно меньше фона. Также выбор зависит от того, в какой манере вы снимаете. Наконец, ограниченный бюджет — понятие растяжимое. Например, бюджет в 30 тысяч подразумевает выбор среди сильно меньшего множества объективов, чем бюджет в 100 тысяч.

Как объектив общего назначения я бы советовал 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX, вот его обзор: http://prophotos.ru/reviews... Он оптимален практически для всего, что вы перечислили, и стоит сравнительно умеренно, около 50 тысяч.

Широкоугольник 10-20 мм хорош для пейзажа, если будете плотно им заниматься — пригодится.

Стабилизатор в камере и объективе особо не нужен, если присмотреться к вашим задачам. В пейзаже полезнее штатив или хотя бы монопод. На свадьбе стабилизатор бесполезен, и если нужно заморозить движение, лучше уж вооружиться вспышкой.

Derik, 2017-04-02T02:13:21

И стоило ли брать nioon d7200 с китовым объективом 18-140, или нужно было сразу взять отдельные объективы? Как думаете? Может действительно нужно покупать body, а к нему парочку нормальных объективов? Думаю для тех кто хочет купить будет интересно знать.

D09a3ed9 ba7c 44fc a42d 2de9cb56db63