Вверх

Nikon D7200: неделя с экспертом

Дата публикации: 18.06.2015

Фотопутешествие: история одного снимка

Случайности… Я тщательно отношусь к планированию своих поездок, особенно если они связаны с фотосъёмкой. Почасовой прогноз погоды, время заката и восхода, интересные точки съёмки и даже дорожные пробки — все это я пытаюсь выяснить заранее. Но порой именно случайности дарят мне интересные сюжеты. Так было и в этот раз. Воскресным вечером, остановившись пообедать в Суздале, я увидел в неприметном углу торговых рядов вывеску «Фотографъ-амбротипистъ А. Кудряшовъ». Домой я приехал далеко за полночь, а весь вечер посвятил таинству создания настоящего амбротипа — серебряной фотографии на стекле.

Фотограф-амбротипист Артем Кудряшов

Фотограф-амбротипист Артем Кудряшов

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 500, F2.8, 1/5000 с, 45.0 мм экв.

Снимая на современные фотоаппараты, готовые через долю секунды предоставить в полное ваше распоряжение даже не один, а сразу несколько снимков с идеальной резкостью и цветопередачей, мы порой забываем, какой была фотография на заре своей истории. Окунуться в мир фотографии полуторавековой давности мне и помог мастер-амбротипист. А весь процесс создания кадра я заснял на Nikon D7200.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 560, F2.8, 1/50 с, 51.0 мм экв.

Фотоателье, как и театр, начинается с вешалки. Суздаль, пожалуй, лучшее место, чтобы отмотать назад ленту времени и погрузиться в атмосферу прошлого. Свою современную одежду мы оставляем на той самой вешалке при входе в фотоателье, взамен надеваем сшитую по оригинальным лекалам точную копию той одежды, которую носили на рубеже XIX —XX столетия. Мне достается военная форма, а моей жене — сарафан. А лучшее место для подобной съёмки — это торговые ряды города с их галереями.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/800 с, 25.0 мм экв.

Здесь самое время рассказать, что такое амбротип, на который мы хотим сфотографироваться. Этот способ фиксации изображения был изобретен в 1850 годах прошлого века, он пришел на смену более сложному процессу дагерротипии, требовавшему наличия у фотографа полированной серебряной пластины для каждого кадра. В амбротипии в качестве подложки используется стекло. Но серебро как основа фотографии никуда не исчезает: изображение на стекле формируется именно с помощью серебра. А чтобы это осуществить, от фотографа требуется мастерство и умение. Начинается фотографическая алхимия!

Старинная фотографическая техника удивительно гармонирует с древним Суздалем

Старинная фотографическая техника удивительно гармонирует с древним Суздалем

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/8000 с, 39.0 мм экв.

Сначала на стекло наносится слой коллодия с растворенными в нем солями — бромидами и йодидами. Затем пластинку погружают в нитрат серебра, где в результате реакции на пластине образуются галогениды серебра. Далее пластину необходимо проэкспонировать (сделать снимок) и тут же проявить, пока она не высохла. Поэтому такой процесс еще называют «мокрым».

Изображение на матовом стекле форматной камеры выглядит перевернутым, а видно только если накрыться черной накидкой

Изображение на матовом стекле форматной камеры выглядит перевернутым, а видно только если накрыться черной накидкой

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/100 с, 25.0 мм экв.

Чтобы фотографу успеть обработать мокрую пластину, приходится соответствующим образом организовывать съёмку. Компоновка кадра, наведение на резкость, определение экспозиции — все это делается до того, как приготовлена фотопластина. Далее фотограф покидает своих моделей на долгие пять минут, а нам остается сидеть и ждать его возвращения, не меняя позы. Выпасть из резкости проще простого. Глубина резкости у форматной камеры крошечная. Сравните, у моего Nikon D7200 довольно большая матрица — 23,5 х 15,6 мм, и он позволяет эффектно размывать фон на снимках. Размер кадра у камеры нашего фотографа — примерно 25,5 х 19 см! Отсюда и сильное размытие фона, и пластика изображения.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/500 с, 39.0 мм экв.

Когда фотопластина готова, можно делать снимок! Вот только кнопки спуска здесь нет, как нет автофокуса, экспоавтоматики… Есть просто крышка объектива, которую фотограф открывает замысловатым, почти танцевальным движением руки по кругу. Время экспозиции — четыре секунды: не моргать, не шевелиться, не зевать! Согласитесь, есть в этом что-то магическое. Современные камеры фиксируют неуловимые сотые и тысячные доли секунды вашей жизни, а старинные технологии позволяют зафиксировать вполне ощутимые и понятные отрезки времени, которые ты прожил перед камерой. Можно успеть ощутить сам процесс съёмки, время экспозиции.

Какой бы высокой чувствительностью ни обладал мой фотоаппарат, я не могу проследовать вслед за фотографом в темную комнату, где происходит проявка. А вот остальные процессы создания снимка запечатлеть могу. Nikon D7200 позволяет легко получать отличный результат в любых условиях. Фиксирование изображения происходит уже на свету. На пластине проявляются контуры, лица… Сейчас фото еще неконтрастное, еле читаемое. После фиксирования пластина отправится на промывку, которая длится около сорока минут. Чем лучше промыта пластина, тем больше она сможет храниться. Сотня лет для качественного амбротипа — не срок. Я же стараюсь запечатлеть все этапы создания кадра на свой фотоаппарат. Благо высокая чувствительность и светосильный объектив помогают мне снимать в довольно скудных условиях освещенности.

Фиксация изображения

Фиксация изображения

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 1000, F2.8, 1/80 с, 67.0 мм экв.

После промывки фотография готова ровно наполовину. Следующий этап — защита изображения. На пластину наносится лак. Этот лак не похож на те, которыми покрывают паркет или перила лестниц. Вместо отвратительных химических запахов по мастерской фотографа разливается аромат лаванды: лавандовое масло входит в состав лака. Просушка на спиртовой горелке делает аромат еще сильнее.

Лак просушивается на спиртовой горелке. Света в мастерской мало, но Nikon D7200 легко справляется с задачей

Лак просушивается на спиртовой горелке. Света в мастерской мало, но Nikon D7200 легко справляется с задачей

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Nikkor 35mm f/1.8G УСТАНОВКИ: ISO 3600, F8, 1/60 с, 52.0 мм экв.

Финальный аккорд — чудесное по своей простоте превращение негативного изображения в позитивное. Для этого достаточно закрасить одну сторону пластины черной краской! Там, где на фото были прозрачные пятна, образуется абсолютно черный цвет. Там же, где выкристаллизовалось серебро, мы видим белые и серые оттенки. А на ярком солнечном свете становятся заметны даже переливающиеся микроскопические зернышки металлического серебра.

Снимок на стеклянной пластине — уникальный сувенир. Он существует в единственном экземпляре

Снимок на стеклянной пластине — уникальный сувенир. Он существует в единственном экземпляре

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 720, F2.8, 1/100 с, 82.0 мм экв.

Четыре секунды экспозиции, более часа на подготовку и обработку снимка — такой была фотография раньше. Отправляйтесь в Суздаль и попробуйте пройти этот путь вместе с фотографом-амбротипистом Артемом Кудряшовым. Это действительно увлекательно!

Дата публикации: 18.06.2015
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Видеосъёмка. Wi-Fi. Выводы»
Alexander Savochkin, 2019-04-10T17:01:11

FastStone (и иже с ним) не показывают RAW-картинку, они показывают джипег-превью, подшитый к раву именно для скорости просмотра. Камера, кстати, тоже показывает встроенный джипег. Вот это вот что на снимке — артефакты сжатия и, предположу, ещё масштабирования. Видеокарта джипеги особо не обрабатывает, и, поскольку это процесс стандартный и отработанный, никаких сюрпризов в этом быть не может, так что проблема не в видеокарте точно. Корректно картинки показывает фотошоп (и лайтрум - если в него закинуть именно рав), ну а для просмотра именно равов есть Fast Raw Viewer.

Георгий Полицарнов, 2019-03-29T11:32:40

FastStone мог вам зашитую в RAW превьюшку показывать, а даже не полноразмерный JPEG.

Игорь Степанов, 2019-03-28T12:06:25

Георгий, благодарю за помощь и прояснение в данном вопросе. Извините что отвлёк от чего-то, но вы первый кто помог разобраться в данном вопросе. Стандартная отмазка была: Снимать нужно уметь! Буду разбираться со своей техникой. Скорее всего дело в ноуте, он у меня недорогой и наверное так видеокарта его обрабатывает. Тогда понятно, почему на джипег с камеры артефактов нет - сжатие и карте обрабатывать легче. А я уж всю голову сломал! Успехов вам и вашей команде! Всего доброго.

Открыл в фотошопе, о, теперь и у меня всё нормально!
Наверное я тогда погорячился и фото 2 раза в лайтруме открыл. Значит FastStone открывает не чистый RAW, а конвертирует его в джипег. DxO у меня тоже только джипег открывает. Ещё раз благодарю за то, что помогли разобраться! Успехов!

Георгий Полицарнов, 2019-03-28T05:58:37

Боюсь, что дело не в камере, а в Вашем технологическим процессом работы с файлом. Открыл в Adobe Photoshop, увеличил до 100%, сделал скриншот: https://www.dropbox.com/s/3...

И второй файл: https://www.dropbox.com/s/h...

Игорь Степанов, 2019-03-27T22:11:36

https://yadi.sk/d/dX22aPpc6... Вот ссылка на 2 RAW, кропы с которых я делал, на ваш Суздальский и RAW с джипегом с сони. Сюда выложить не удалось, тут до 5 Мб только разрешают.

Георгий Полицарнов, 2019-03-27T17:59:55

А не могли бы Вы просто RAW выложить? Я посмотрю. То, что на картинке — это артефакты сжатия. Их не должно быть в RAW.

Игорь Степанов, 2019-03-27T12:35:52

Благодарю Григорий за ответ. Наверное дело всё таки в электронике камеры, потому как это всё в наличии в любых программах: FastStone, DxO, Photoshop, Лайтрум. В DxO они заметны менее всего. Получается нужно пытать ребят из сервиса. Хотя в сервисе камера уже была, после того как обнаружились проблемы с резкостью. После сервиса стало лучше, но бывают проблемы с микросмазом из-за хлопка зеркала. А через некоторое время ещё и вот эта вылезла. А из-за видеокарты это может быть? Не должно вроде, я же не экранный снимок делаю. Хотя бывает что и на фото скачанных с фотосайтов и даже с вашего (например из этого обзора, на 7200, фото Суздальских кадров с церковью, присутствуют те же артефакты на RAW, который я скачал и так же на картинке в тексте 2-я картинка. Кроп RAW .
https://uploads.disquscdn.c...

), я такие же артефакты наблюдаю. Но из других источников они встречаются гораздо реже, а у меня практически в каждом кадре.
У меня есть ещё камера Sony A37, тут просматривал архив с неё и обнаружил одну удивительную вещь: на RAW, на некоторых кадрах, этот эффект у неё так же есть, правда гораздо слабее чем на Никоне, а на тех же кадрах, но конвертируемых самой камерой в джипег - нет! На Никоне, я камерный джипег поудалял, остался только RAW. Так что сравнить не могу. Это нужно заново тестовые снимки делать. Но если это подтвердится и на Никоне, то как так? Джипег же менее качественен? И рекомендуют снимать только в RAW, а тут вот такая ерунда?

Георгий Полицарнов, 2019-03-27T07:04:28

Игорь, в какой программе открыт RAW, когда сделан этот скриншот? На снимках артефакты JPEG-сжатия.

Игорь Степанов, 2019-03-26T20:18:47

Здравствуйте! Во первых эти артефакты сильнее всего видны в RAW, на джипеге видны меньше. Кроп сделан с картинки именно RAW, вырезана часть кадра чтобы проявить сильнее. Размер кадра максимальный для моего фотоаппарата 6000х4000. Если масштаб деталей снимка крупный - это не мешает, а вот скажем пейзаж и света поменьше, чем на ярком солнце, съёмка сквозь листву деревьев - тогда это проявляется по полной и начинает мешать, размывая и так невеликую резкость. Ещё сильно они проявляются в бликах отражения солнца от металлических деталей(например столбы освещения вдоль дорог) на некоторых кадрах они выглядят "лохматыми". Просто это всё раздражает и никто толком не может подсказать способ борьбы с этим.

Георгий Полицарнов, 2019-03-26T05:17:59

Эти артефакты — следы сильного сжатия JPEG. Проверьте, какие установки качества Вы используете. Просто выставите максимальное качество, и они уйдут.

Игорь Степанов, 2019-03-25T19:58:25

Здравствуйте! Благодарю за ответ. Часть ответов для себя я нашёл на вашем сайте, что говорит о профессионализме вашей команды. попробую загрузить изображения. Я качество рассматриваю при 100% и именно в таком формате обнаружил данные артефакты. https://uploads.disquscdn.c... https://uploads.disquscdn.c... https://uploads.disquscdn.c...
Вот кропы части изображений. Здесь артефакты о которых говорил видны очень явно. Может это вина и просмотрщика, мне интересно. Будет их видно вам? Иногда на фото бывают ещё заметны достаточно резкие переходы тонов, например небо не плавный градиент, а ступеньками. От этого избавляться в фотошопе?

Георгий Полицарнов, 2019-03-25T06:56:20

1. Если проблема системная, есть на всех сюжетах, то нести в сервис.
2. Вопросы к учебнику физики, там где про корпускулярно-волновой дуализм света. Свет состоит из фотонов. Если их мало, то матрица с трудом может измерить количество света в конкретной точке, появляются ошибки. Шум имеет ту же природу — ошибка измерения числа попавших на пиксель фотонов. Эти ошибки вы и видите в тенях в виде пониженной детализации. Выход прост: обеспечить большее количество света! Это уже к фотографу вопрос, как. Можно использовать вспышки, светосильные объективы, штатив и длинную выдержку — в зависимости от сюжета.
3. Про шум во втором пункте. И еще могу посоветовать поработать с RAW. Часто там можно сделать небольшое чувство на этапе обработки. Примеры «волосатости» лучше показать. Не понял, о чем речь.

Step_I, 2019-03-22T22:33:01

Здравствуйте уважаемые! Имею Никон 5600, у него тот же процессор и те же проблемы имеются. Но кроме этих проблем, есть и другие. Может кто подскажет как с этим бороться. Часть решений я уже прочитал, приму к сведенью.
1) Проблема №1 -отсутствует резкость на безконечности. До определённого расстояния всё нормально, а дальше мыло. Правда частично это может быть связанно с тем, что у меня объективы недорогие.
2) Вторая- ниже определённого предела и освещения - падает уровень детализации(это здорово похоже на картинку с веточками, как человек приводил). Например что-то с обилием мелких деталей в близкой контрастности: листва, кроны и ветки деревьев зимой , ели - массив. Края, особенно на контрастном фоне, просматриваются иголочками, а ниже - сплошное мыло с очертаниями крупных деталей.
3) И да, тот самый шум. Тоже есть, правда он себя непонятно проявляет. Иногда заметен уже на ИСО400, а делал тестовые ночные снимки, так даже на 5600 порой ничего снимки были. Но в сочетании с первыми 2-мя факторами - 80% снимков в помойку! Плюс ореолы и контуры ореолов вокруг мелких деталей снимка, как некая "волосатость" или лохматость.
И вот как с этим всем бороться?

Alexander Savochkin, 2019-01-20T18:18:08

Для владельца Д7200 эта мысль в буквальном понимании — познавательна, но далековата от практики. А вот ужать 24 Мп до 12-16 и пройтись шумодавом можно. В принципе, то на то и выйдет.

А, ну и проявщик найти нормальный, после которого шум в глаза особо не бросается. Или не проявщик, а баланс шумоподавления и детализации в имеющемся проявщике.

И, главное, чтобы всё это было оправданным по затратам времени. А то я припоминаю, как в DxO Optics Pro с его действительно хорошим шумодавом загнал репортаж из какой-то темноты кадров на 500, и получил на выходе картинки отличного качества, но... в середине следующего дня. Ладно ещё тогда это обошлось, а ведь иногда срочно нужно.

Георгий Полицарнов, 2019-01-20T10:27:01

Усреднить шум можно еще одним интересным и эффективным образом, сочетая пункт 2 и программные алгоритмы шумоподавления. Рекомендую взять этот тест: https://prophotos.ru/review...

Далее рекомендую покрутить RAW с А7S и A7R Mark II. При ресайзе до 12 МП на высоких ISO разница будет минимальна.

Alexander Savochkin, 2019-01-20T07:31:34

Насчёт светосильной оптики немного разочарую: между 3,5 и 2,8 разница в полступени еле-еле, между 4 и 2,8 — ступень. Стало быть, вместо 800 ИСО станете снимать на 400, причём ценой стоимости объектива и потери глубины резкости.

Насчёт камеры тоже немного разочарую: камеры современные почти совсем не шумят, в смысле, от себя шумов практически не привносят. Исключение составляют только длинные выдержки, но это не ваш случай. Шум, с которым вы имеете дело, обусловлен вообще не камерой. А разница с Д7000 объясняется просто: ужмите снимок до 16 Мп, и получите те же самые шумы, что и на Д7000.

Если не трогать оптику и внутрикамерное шумоподавление на высоких ИСО, я бы начал вообще с программы-проявщика. От неё радикально зависит характер шума на изображении, причём сколько я их ни пробовал, все по-разному работают. Тут имеет смысл подобрать и саму программу, и режим проявки, то есть степень шумоподавления. Если интересно, можете прислать какой-нибудь файл, я попробую показать, чего в принципе можно добиться постобработкой.

ALEX PHOTOGRAPH, 2019-01-19T16:59:12

я вот не поленюсь и куплю еще светосильный обьектив , что бы в помещениях чувствовать себя более спокойно. но не уверен, что и это спасет. Тем Не Менее, вопрос стоил следующий: Nikon d7200 шумит уже с 800исо, и точка. не с 2000 не с 4000! а именно с 800! и одно меня беспокоит: какого лешего, я отдал 7000 и купил 7200, если разницы вообще никакой нету, так как все ровно приходится снимать на малых исо... НОНСЕНС
насчет выдержки меньше 1/80 стремно снимать с рук, как никак -уже не профессионально.
Скажем так, 21 век= и когда отдаешь клиентам фото, с мрачными шумами, и темными головами- так это уже край...

Яков Лесной, 2019-01-19T16:33:00

Шумов я там не вижу. Не хватает глубины резкозти - наверно, но я снимал его портрет - ГРИП мне была неважна.

Яков Лесной, 2019-01-19T16:27:37

И всё же трудно поверить в такое качество от 7200. Возможно ваш фрагмент, если не вытянут из ошибочной экспозиции, то сильно увеличен. А с выдержкой 1/50 на 35мм. неподвижку вы и сами сфоткаете.

Alexander Savochkin, 2019-01-19T15:19:29

Делюсь лайфхаком: камеру ставим в серийный режим и снимаем очередями по 2-3 кадра. Как правило, второй или третий кадр выходят куда стабильнее, чем первый. Таким образом с рук снимал до 1/15 довольно спокойно.

6e152eed f8b2 4bda 88ef 28bb671c728f