Вверх

Nikon D7200: неделя с экспертом

Дата публикации: 18.06.2015

Качество изображения. Съёмка на высоком ISO

Наш большой тест мы продолжаем не съёмкой в авторежиме, как это обычно бывает с любительскими моделями фотоаппаратов, а сразу переходом к серьезным испытаниям. Я отправляюсь на вечернюю и ночную съёмку в центр города. Моя цель — посмотреть, как фотоаппарат снимает в условиях недостаточного освещения на высоких ISO.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/125 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 2500, F5.6, 1/30 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW

Компанию мне сегодня составляет светосильный зум Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. Это профессиональный зум, способный раскрыть весь потенциал матрицы Nikon D7200, обеспечив достойную резкость изображения. Тем не менее даже у этого объектива я стараюсь прикрывать диафрагму на ступень или больше. Во-первых, это положительно сказывается на резкости. Во-вторых, мне интересно поснимать на действительно высоких ISO.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/50 с, 42.0 мм экв.Cкачать RAW

Первое, на что обращаешь внимание, это работа автоматики баланса белого. В городе при свете натриевых ламп получить адекватный результат не всегда бывает просто. Более того, даже ручная установка баланса белого может представлять определенные сложности. Я честно попытался подобрать подходящую настройку вручную (в Nikon D7200 для этого есть все необходимые инструменты от установки баланса белого по эталону до указания цветовой температуры в Кельвинах). Но тот вариант, который мне предложила автоматика, оказался лучшим. Я использовал предустановку AUTO2, сохраняющую теплые оттенки в кадре. Однако, какого-то перенасыщения желтыми или оранжевыми оттенками, которое обычно случается при свете натриевых ламп, на снимках я не заметил.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/25 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 3600, F4, 1/30 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW

Съёмку я веду с рук. При этом автоматика смело поднимает ISO до 2000–3200 единиц, обеспечивая достаточно короткие для исключения смаза выдержки. Раньше я бы назвал подобное поведение автоматики излишне смелым. Но даже беглый просмотр снимков на дисплее камеры показывает: с детализацией и уровнем шума все в порядке на данных значениях светочувствительности.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 2800, F4, 1/60 с, 52.0 мм экв.Cкачать RAW

А один кадр меня просто поражает. Речь идет о снимке памятника Александру I. Кадр сделан с рук при довольно скромном освещении, поэтому автоматика здесь установила ISO 3200 единиц — довольно высокое значение. Но обратите внимание, насколько резкими выглядят мелкие детали на пьедестале: буквы, детали художественного литья. Шум не затронул текстуру кирпичной кладки на заднем плане. Да и в целом уровень шума достаточно низок.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/50 с, 45.0 мм экв.Cкачать RAW

Что же, самое время устроить фотоаппарату тест по съёмке на разных значениях ISO. Я выбираю сюжет, раскладываю штатив, включаю задержку срабатывания затвора и делаю серию кадров с одной и той же точки на разных ISO.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/15 с, 34.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW

При ISO 100 изображение идеально гладкое, без следов шума. Детализация высочайшая: все же в камере применяется матрица без противомуарного фильтра. Обратите внимание, как хорошо проработаны литые перила Патриаршего моста (фокус был именно на них).

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/2 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/4 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/8 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW

Первые следы шума появляются уже при ISO 400 в виде яркостных зерен очень мелкого размера. Практически это попиксельный шум. Он заметен на монотонных участках, например, на небе. Однако он не оказывает никакого существенного влияния на качество изображения, а нам интересен лишь с исследовательской точки зрения. При дальнейшем повышении ISO этот шум никуда не девается. Но и уровень его не спешит увеличиваться. Хотите снимать на ISO 1600? Пожалуйста! Лишь при максимальном увеличении вы сможете заметить, что снимки стали чуть более «рыхлыми» в тенях по сравнению с минимальной чувствительностью.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/15 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 3200, F8, 1/30 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 6400, F8, 1/60 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW

ISO 3200 также остается полностью рабочим. Шум все такой же мелкий. Одиночные попиксельные зерна не объединяются в кляксы, как это было у камер более ранних поколений, буквально лет пять назад. Детализация по-прежнему остается высокой. Пожалуй, критическим можно назвать значение ISO 6400: начинает падать контраст, значительно хуже прорабатываются полутона, детали в тенях теряются. Это ISO еще можно применять на практике за счет высокой детализации, но дальнейшее увеличение чувствительности стоит использовать лишь в крайнем случае. Кстати, именно такой алгоритм заложен по умолчанию в установках Авто ISO: максимальный порог 6400 единиц.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 12800, F8, 1/125 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 25600, F8, 1/250 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW

Если снимок делается для публикации в сети или печати небольшим форматом, то чувствительность 12800 единиц также применима. А вот при 25600 единицах качество уже очень низкое.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: F8, 1/400 с, 33.0 мм экв.
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: F8, 1/800 с, 33.0 мм экв.

В Nikon D7200 очень интересно реализованы сверхвысокие значения чувствительности: ISO 51200 и 102400. Снимок записывается только в JPG, причем в монохроме! Конечно, зернистость получается очень высокой, а полутона сильно деградируют. Но это чем-то похоже на высококонтрастную черно-белую пленку. И такое высокое ISO вполне можно применять в художественных целях.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 3 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW

На этом в исследовании высоких ISO можно было бы поставить точку: камера отлично снимает до ISO 6400, позволяет фотографировать в условиях городского ночного освещения с рук. Но опираясь на опыт западных коллег-тестеров, уже уделивших должное внимание динамическому диапазону камеры, я решил немного поработать с сырыми файлами Nikon D7200 в графическом редакторе (использовался Adobe Camera RAW). Результат меня очень сильно удивил. RAW у Nikon D7200 просто «резиновый»: его можно тянуть как в сторону осветления теней, так и в сторону вытягивания пересветов. Причем даже на высоких ISO результат получается достойным: две ступени экспозиции из теней вытянуть можно смело, из светов — полторы ступени точно.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/50 с, 48.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат ручной конвертации RAW. Общая экспозиция кадра +2 ступени, осветление теней Shadows +34%, HighLights -78%

Результат ручной конвертации RAW. Общая экспозиция кадра +2 ступени, осветление теней Shadows +34%, HighLights -78%

NIKON D7200 / 17.0-55.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/50 с, 48.0 мм экв.Cкачать RAW

Если же вы снимаете на низком ISO, то результаты куда более впечатляющие. Сделать из ночи день, прибавив две ступени экспозиции в графическом редакторе, на 100% осветлив тени, на 100% снизив яркость пересветов и на 70% уменьшив яркость белых участков, — запросто! Этакий HDR из одного кадра. Обратите внимание на уровень шума, особенно на переднем плане, который был очень слабо освещен. Для таких серьезных преобразований шум чрезвычайно низкий. Ни в одном фотоаппарате любительского или полу-про класса подобных возможностей коррекции сырых файлов мы пока не видели. Даже самые современные конкуренты допускают коррекцию в гораздо более узких пределах. Мы постарались загрузить максимально много 14-битных RAW-файлов к нашим тестовым кадрам, чтобы вы могли попробовать сконвертировать их самостоятельно. В отдельных случаях сырой файл позволяет осветлять тени более чем на три — четыре ступени без потери итогового качества снимка!

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 4 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат коррекции в Adobe Camera Raw. Экспозиция +2 ступени, Highligts -100%, Shadows +100%, Whites -70%.

Результат коррекции в Adobe Camera Raw. Экспозиция +2 ступени, Highligts -100%, Shadows +100%, Whites -70%.

NIKON D7200 / 17.0-55.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 4 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F14, 4 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
Дата публикации: 18.06.2015
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Фотопутешествие: пейзажи»
Яков Лесной, 2018-11-18T18:19:12

Вот когда "цветовой тон в целом примерно тот же" и заметна бывает разница в гамме, а на контрасте её всякий увидит. https://uploads.disquscdn.c...

Alexander Savochkin, 2018-11-18T18:03:51

Да там практически одинаковые цвета. Разница, если по моим измерениям, только в тоновой кривой. Выше средних тонов небольшой провал вниз от прямой. Поэтому света чуть темнее и за счёт этого чуть насыщеннее, а цветовой тон в целом примерно тот же.

Яков Лесной, 2018-11-18T17:51:13

А меня https://uploads.disquscdn.c... и в Д7200 цвета устраивают.

Яков Лесной, 2018-11-18T17:24:25

Снимал на D5100, сейчас на D7200. Разница ощутимая. Но нужны скоростные карты памяти. Вот кадр с D7200 https://uploads.disquscdn.c...

Alexander Savochkin, 2018-11-17T17:58:57

Лично мне штатив в пейзаже нужен для выдержек порядка минут — я руками такие выдержки держать не умею. Другой вопрос, что я почти перестал так снимать, и штатив на пейзаж беру, но оставляю в машине. Как-то так.

Alexander Savochkin, 2018-11-17T17:57:41

У вас всё же специфика. :) Вообще лесной пейзаж весьма контрастен, поэтому там свои сложности есть с тем же подтягиванием теней при невыбитых светах. В некоторых случаях может помочь съёмка с недодержкой и вытягивание из рава, но это в лайтруме не сделать, поэтому нужен адекватный такому техпроцессу равконвертер. Проще поднять ИСО и смириться с выбитыми светами.

Alexander Savochkin, 2018-11-17T17:55:20

Я не поручусь, но вроде бы у всей семитысячной серии пылевлагозащита была. По крайней мере у меня Д7000 под моросящим дождём стоял на длинной выдержке, и ничего не заметил.

Яков Лесной, 2018-11-17T16:26:52

Интересно, что за стекло?

Яков Лесной, 2018-11-17T16:24:51

На взгляд и компакты выдают резкие снимки, оттого что в них меньше оттенков, а при этом кадры выглядят контрастней. А вот кадр с Д7200 https://uploads.disquscdn.c...

Яков Лесной, 2018-11-17T16:16:33

Я пробовал только 7200. Меня во всём устраивает, если бы ещё поворотный экран, для съёмки грибов... https://uploads.disquscdn.c...

Яков Лесной, 2018-11-17T16:05:31

Зачем в пейзаже штатив? Его можно снимать и на длинных выдержках, к тому же на коротком фокусе, что даёт дополнительные преимущества при выборе выдержки. Стаб. не будет лишним нигде. https://uploads.disquscdn.c... А для чего телевик в квартирной съёмке? Чтоб не попало лишнего, можно всегда на 2 шага приблизиться, а вот света телевик требует больше.

Яков Лесной, 2018-11-17T15:39:23

От объектива зависит больше чем от камеры: снимал 18-200 на Д5100, поменял стекло на TAMRON SP 70-200mm F/2.8 Di VC USD G2., а сейчас поменял и аппарат на Д7200. Так вот - фотографии с Тамроном на Д5100 и Д7200 по качеству не отличить, а вот Никор 18-200 заметно хуже, цвет тусклее и разрешение проигрывает. Вот фотка с Тамрона https://uploads.disquscdn.c...

Яков Лесной, 2018-11-17T15:09:19

Я даже в лиственном лесу стараюсь не поднимать ISO выше 800, но если хочется снять объект в движении при тех же условиях то приходится. https://uploads.disquscdn.c...

Яков Лесной, 2018-11-17T14:59:46

В 7200 защита от пыли и влаги точно есть, а у 7100 вроде не было. А вот фотка из 7200 https://uploads.disquscdn.c... из 7200

Alexander Savochkin, 2018-11-15T07:21:57

Никакой теории — я как раз практик цветокоррекции, причём с опытом именно что сведения картинок с разных камер к одному характеру изображения. Да и теоретических препятствий нет никаких: в цифровых камерах любой цвет характеризуется тремя числами, которые можно в пределах множества цветов цветового охвата преобразовать каким угодно способом. Специально для ленивых есть софт и методика: https://www.youtube.com/wat... Я ленивым быть перестал и таки изготовил лут, который приводит цвета D750 к цветам D7100 методом точного совпадения яркости и цветового тона. Попробуйте: https://cloud.mail.ru/publi...

Анатолий, 2018-11-14T09:54:48

Вот опять те же теоретические рассуждения. Да, и кто то и вправду подумает что он сможет подобрать палитру и - что еще глупее - и сядет это делать. На третем дне своих мук поймет что не осилил, плюнет и закроет.
В теории да - можно и на Луну пешком сходить - но к сожалению, мы живем в реальном мире и то, что кажется достижимым в теоретических рассуждениях далеко не всегда возможно реализовать на практике..
В том и особенности сенсоров что каждый из них по своему уникален и непередаваем. И в том и был прорыв с выходом на рынок Д5200 (а затем Д7100), моделей которые и до сегодня остаются эталоном цветопередачи

Анатолий, 2018-11-14T09:51:07

Ну а, например, Нурамбеков снимает только нижнюю половину тела людей. Вы же сами понимаете, что это не показатель того что шум допустим на снимках, особенно при требованиях к чистоте.
Одинаковые матрицы не шумят одинаково - а должны шуметь одинаково (а это разные вещи), что не есть аксиомой (опять же вы склоняетесь к теоретическим рассуждениям, а я говорю о физической практике)
Переход на полный кадр может попроавить ситуацию (в силу работы также использую Д750 - шумит меньше, но вынужден признать, не так уж и намного), но этот переход потеряет возможности матрицы которая стоит в Д7100 - тут уж остается выбирать - либо использовать полный кадр, либо использовать несравненную палитру 7100/5200.

Alexander Savochkin, 2018-11-14T01:58:45

Зачем такие сложности? Берём два снимка с колорчекером — их даже самому снимать не надо, можно позаимствовать на Дипревью — и по одному строим профиль для другого. Делается это автоматически, результат цветокоррекции в слепом тесте неотличим от оригинала. Руками ничего делать не надо.

При съёмке, возможно, придётся ещё подкорректировать настройки экспонометра, но это не факт. В остальном всё будет в точности то же самое, никаких чудес в цвете из сенсора Тошибы нет и быть не может.

Alexander Savochkin, 2018-11-14T01:48:09

Ну как вам сказать, вон Сергей Максимишин тоже не заморачивается шумом и вообще у него рабочее ИСО (в смысле, на котором лично он работает) начинается от 1000. Это не значит, что всем надо быть как он, но и придавать шуму значение сверх разумного в конкретном случае тоже, пожалуй, не обязательно. За пределами стоковой фотографии специальных требований к шуму нет нигде: в остальных занятиях уровень шума либо легко сделать низким, либо его важность ничтожна по сравнению с другими критериями оценки снимка.

Что же до простоты подхода — он оправдан физически. Свет штука дискретная, камера по сути считает единичные фотоны, и шум будет всегда. И потери детализации из-за него будут всегда. Поэтому единственное, что можно обеспечить без специальных мер — увеличить экспозицию, для чего потребуется снизить ИСО до 100-200, в зависимости от камеры. Это же с некоторой вероятностью уменьшит влияние неотключаемых обработчиков в камере. Лучше будет только взять полнокадровую камеру.

Ну а кроп-камеры одного поколения на одном сенсоре шумят одинаково. Если по-разному, значит, разницу можно нивелировать постобработкой, иногда даже прямо в камере.

Анатолий, 2018-11-13T21:43:55

ООчевиднові снимаете просто для семейного альбома фото 10 на 15, что у вас такое поверхностное отношение к шумам. Шумы это как раз основной фактор, который будет портить практически даже идеально проэкспонированное фото. Для семейного альбома соглашусь, там не имеет значение - главное память.
И к сожалению, Д7100 казалось бы классом выше, но шумы очень сильные даже на исо 100 - в отличие от того же низшего класса Д5200 в котором этот же сенсор появился немногим раньше.
Вы и вправду шумами не сильно заморачиваетесь, раз такое отношение - ну есть, ну и плевать, ну ИСО понизить...ну и что... ))
Я вам откровенно завидую - настолько не заморачиваться качеством .. А может это и правильно.... Так легче жить, относясь ко всему с такой наплевательской легкостью..

Cae4ceca 7c30 4187 9c4b e8de1a2ce35f