Вверх

Nikon D7200: неделя с экспертом

Дата публикации: 18.06.2015

Качество изображения. Съёмка на высоком ISO

Наш большой тест мы продолжаем не съёмкой в авторежиме, как это обычно бывает с любительскими моделями фотоаппаратов, а сразу переходом к серьезным испытаниям. Я отправляюсь на вечернюю и ночную съёмку в центр города. Моя цель — посмотреть, как фотоаппарат снимает в условиях недостаточного освещения на высоких ISO.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/125 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 2500, F5.6, 1/30 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW

Компанию мне сегодня составляет светосильный зум Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. Это профессиональный зум, способный раскрыть весь потенциал матрицы Nikon D7200, обеспечив достойную резкость изображения. Тем не менее даже у этого объектива я стараюсь прикрывать диафрагму на ступень или больше. Во-первых, это положительно сказывается на резкости. Во-вторых, мне интересно поснимать на действительно высоких ISO.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/50 с, 42.0 мм экв.Cкачать RAW

Первое, на что обращаешь внимание, это работа автоматики баланса белого. В городе при свете натриевых ламп получить адекватный результат не всегда бывает просто. Более того, даже ручная установка баланса белого может представлять определенные сложности. Я честно попытался подобрать подходящую настройку вручную (в Nikon D7200 для этого есть все необходимые инструменты от установки баланса белого по эталону до указания цветовой температуры в Кельвинах). Но тот вариант, который мне предложила автоматика, оказался лучшим. Я использовал предустановку AUTO2, сохраняющую теплые оттенки в кадре. Однако, какого-то перенасыщения желтыми или оранжевыми оттенками, которое обычно случается при свете натриевых ламп, на снимках я не заметил.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/25 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 3600, F4, 1/30 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW

Съёмку я веду с рук. При этом автоматика смело поднимает ISO до 2000–3200 единиц, обеспечивая достаточно короткие для исключения смаза выдержки. Раньше я бы назвал подобное поведение автоматики излишне смелым. Но даже беглый просмотр снимков на дисплее камеры показывает: с детализацией и уровнем шума все в порядке на данных значениях светочувствительности.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 2800, F4, 1/60 с, 52.0 мм экв.Cкачать RAW

А один кадр меня просто поражает. Речь идет о снимке памятника Александру I. Кадр сделан с рук при довольно скромном освещении, поэтому автоматика здесь установила ISO 3200 единиц — довольно высокое значение. Но обратите внимание, насколько резкими выглядят мелкие детали на пьедестале: буквы, детали художественного литья. Шум не затронул текстуру кирпичной кладки на заднем плане. Да и в целом уровень шума достаточно низок.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/50 с, 45.0 мм экв.Cкачать RAW

Что же, самое время устроить фотоаппарату тест по съёмке на разных значениях ISO. Я выбираю сюжет, раскладываю штатив, включаю задержку срабатывания затвора и делаю серию кадров с одной и той же точки на разных ISO.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/15 с, 34.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW

При ISO 100 изображение идеально гладкое, без следов шума. Детализация высочайшая: все же в камере применяется матрица без противомуарного фильтра. Обратите внимание, как хорошо проработаны литые перила Патриаршего моста (фокус был именно на них).

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/2 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/4 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/8 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW

Первые следы шума появляются уже при ISO 400 в виде яркостных зерен очень мелкого размера. Практически это попиксельный шум. Он заметен на монотонных участках, например, на небе. Однако он не оказывает никакого существенного влияния на качество изображения, а нам интересен лишь с исследовательской точки зрения. При дальнейшем повышении ISO этот шум никуда не девается. Но и уровень его не спешит увеличиваться. Хотите снимать на ISO 1600? Пожалуйста! Лишь при максимальном увеличении вы сможете заметить, что снимки стали чуть более «рыхлыми» в тенях по сравнению с минимальной чувствительностью.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/15 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 3200, F8, 1/30 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 6400, F8, 1/60 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW

ISO 3200 также остается полностью рабочим. Шум все такой же мелкий. Одиночные попиксельные зерна не объединяются в кляксы, как это было у камер более ранних поколений, буквально лет пять назад. Детализация по-прежнему остается высокой. Пожалуй, критическим можно назвать значение ISO 6400: начинает падать контраст, значительно хуже прорабатываются полутона, детали в тенях теряются. Это ISO еще можно применять на практике за счет высокой детализации, но дальнейшее увеличение чувствительности стоит использовать лишь в крайнем случае. Кстати, именно такой алгоритм заложен по умолчанию в установках Авто ISO: максимальный порог 6400 единиц.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 12800, F8, 1/125 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 25600, F8, 1/250 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW

Если снимок делается для публикации в сети или печати небольшим форматом, то чувствительность 12800 единиц также применима. А вот при 25600 единицах качество уже очень низкое.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: F8, 1/400 с, 33.0 мм экв.
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: F8, 1/800 с, 33.0 мм экв.

В Nikon D7200 очень интересно реализованы сверхвысокие значения чувствительности: ISO 51200 и 102400. Снимок записывается только в JPG, причем в монохроме! Конечно, зернистость получается очень высокой, а полутона сильно деградируют. Но это чем-то похоже на высококонтрастную черно-белую пленку. И такое высокое ISO вполне можно применять в художественных целях.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 3 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW

На этом в исследовании высоких ISO можно было бы поставить точку: камера отлично снимает до ISO 6400, позволяет фотографировать в условиях городского ночного освещения с рук. Но опираясь на опыт западных коллег-тестеров, уже уделивших должное внимание динамическому диапазону камеры, я решил немного поработать с сырыми файлами Nikon D7200 в графическом редакторе (использовался Adobe Camera RAW). Результат меня очень сильно удивил. RAW у Nikon D7200 просто «резиновый»: его можно тянуть как в сторону осветления теней, так и в сторону вытягивания пересветов. Причем даже на высоких ISO результат получается достойным: две ступени экспозиции из теней вытянуть можно смело, из светов — полторы ступени точно.

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/50 с, 48.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат ручной конвертации RAW. Общая экспозиция кадра +2 ступени, осветление теней Shadows +34%, HighLights -78%

Результат ручной конвертации RAW. Общая экспозиция кадра +2 ступени, осветление теней Shadows +34%, HighLights -78%

NIKON D7200 / 17.0-55.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/50 с, 48.0 мм экв.Cкачать RAW

Если же вы снимаете на низком ISO, то результаты куда более впечатляющие. Сделать из ночи день, прибавив две ступени экспозиции в графическом редакторе, на 100% осветлив тени, на 100% снизив яркость пересветов и на 70% уменьшив яркость белых участков, — запросто! Этакий HDR из одного кадра. Обратите внимание на уровень шума, особенно на переднем плане, который был очень слабо освещен. Для таких серьезных преобразований шум чрезвычайно низкий. Ни в одном фотоаппарате любительского или полу-про класса подобных возможностей коррекции сырых файлов мы пока не видели. Даже самые современные конкуренты допускают коррекцию в гораздо более узких пределах. Мы постарались загрузить максимально много 14-битных RAW-файлов к нашим тестовым кадрам, чтобы вы могли попробовать сконвертировать их самостоятельно. В отдельных случаях сырой файл позволяет осветлять тени более чем на три — четыре ступени без потери итогового качества снимка!

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 4 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат коррекции в Adobe Camera Raw. Экспозиция +2 ступени, Highligts -100%, Shadows +100%, Whites -70%.

Результат коррекции в Adobe Camera Raw. Экспозиция +2 ступени, Highligts -100%, Shadows +100%, Whites -70%.

NIKON D7200 / 17.0-55.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 4 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F14, 4 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
Дата публикации: 18.06.2015
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Фотопутешествие: пейзажи»
Alexander Savochkin, 2019-01-20T18:18:08

Для владельца Д7200 эта мысль в буквальном понимании — познавательна, но далековата от практики. А вот ужать 24 Мп до 12-16 и пройтись шумодавом можно. В принципе, то на то и выйдет.

А, ну и проявщик найти нормальный, после которого шум в глаза особо не бросается. Или не проявщик, а баланс шумоподавления и детализации в имеющемся проявщике.

И, главное, чтобы всё это было оправданным по затратам времени. А то я припоминаю, как в DxO Optics Pro с его действительно хорошим шумодавом загнал репортаж из какой-то темноты кадров на 500, и получил на выходе картинки отличного качества, но... в середине следующего дня. Ладно ещё тогда это обошлось, а ведь иногда срочно нужно.

Георгий Полицарнов, 2019-01-20T10:27:01

Усреднить шум можно еще одним интересным и эффективным образом, сочетая пункт 2 и программные алгоритмы шумоподавления. Рекомендую взять этот тест: https://prophotos.ru/review...

Далее рекомендую покрутить RAW с А7S и A7R Mark II. При ресайзе до 12 МП на высоких ISO разница будет минимальна.

Alexander Savochkin, 2019-01-20T07:31:34

Насчёт светосильной оптики немного разочарую: между 3,5 и 2,8 разница в полступени еле-еле, между 4 и 2,8 — ступень. Стало быть, вместо 800 ИСО станете снимать на 400, причём ценой стоимости объектива и потери глубины резкости.

Насчёт камеры тоже немного разочарую: камеры современные почти совсем не шумят, в смысле, от себя шумов практически не привносят. Исключение составляют только длинные выдержки, но это не ваш случай. Шум, с которым вы имеете дело, обусловлен вообще не камерой. А разница с Д7000 объясняется просто: ужмите снимок до 16 Мп, и получите те же самые шумы, что и на Д7000.

Если не трогать оптику и внутрикамерное шумоподавление на высоких ИСО, я бы начал вообще с программы-проявщика. От неё радикально зависит характер шума на изображении, причём сколько я их ни пробовал, все по-разному работают. Тут имеет смысл подобрать и саму программу, и режим проявки, то есть степень шумоподавления. Если интересно, можете прислать какой-нибудь файл, я попробую показать, чего в принципе можно добиться постобработкой.

ALEX PHOTOGRAPH, 2019-01-19T16:59:12

я вот не поленюсь и куплю еще светосильный обьектив , что бы в помещениях чувствовать себя более спокойно. но не уверен, что и это спасет. Тем Не Менее, вопрос стоил следующий: Nikon d7200 шумит уже с 800исо, и точка. не с 2000 не с 4000! а именно с 800! и одно меня беспокоит: какого лешего, я отдал 7000 и купил 7200, если разницы вообще никакой нету, так как все ровно приходится снимать на малых исо... НОНСЕНС
насчет выдержки меньше 1/80 стремно снимать с рук, как никак -уже не профессионально.
Скажем так, 21 век= и когда отдаешь клиентам фото, с мрачными шумами, и темными головами- так это уже край...

Яков Лесной, 2019-01-19T16:33:00

Шумов я там не вижу. Не хватает глубины резкозти - наверно, но я снимал его портрет - ГРИП мне была неважна.

Яков Лесной, 2019-01-19T16:27:37

И всё же трудно поверить в такое качество от 7200. Возможно ваш фрагмент, если не вытянут из ошибочной экспозиции, то сильно увеличен. А с выдержкой 1/50 на 35мм. неподвижку вы и сами сфоткаете.

Alexander Savochkin, 2019-01-19T15:19:29

Делюсь лайфхаком: камеру ставим в серийный режим и снимаем очередями по 2-3 кадра. Как правило, второй или третий кадр выходят куда стабильнее, чем первый. Таким образом с рук снимал до 1/15 довольно спокойно.

Alexander Savochkin, 2019-01-19T15:13:22

Отлично. Значит, нужно как-то увеличивать экспозицию, ну или смириться. В шуме ничего плохого нет, тем более, что обыкновенный ресайз прекрасно давит и шум, и дефекты фокусировки.

Важно понимать, что камера, как правило, меньше всего виновата в шумной картинке. На точке может быть темно, фотограф может прокосить с экспозицией и уйти в недодержку, всё это влечёт шумное изображение ровно потому, что на сенсор попало меньше фотонов, чем могло бы.

Соответственно, если нельзя усилить освещение, и не получается взять более светосильный объектив, единственный вариант — перейти на фулфрейм. Выгадаете где-то ступень ИСО. Не дофига, но чудес не бывает: опять же, современные камеры не виноваты в шуме на высоких ИСО. Даже если камера идеальна и вообще не шумит, на высоких ИСО будет шум.

Чтобы не выглядеть теоретиком, дам собственный пример. Камера Nikon D7000 и штатный зум 18-105. На точке было очень темно. И тем не менее: https://www.facebook.com/al...

ALEX PHOTOGRAPH, 2019-01-19T15:02:32

хочу уточнить -речь идет о детской фотосесии, репортаж в основном- там особо со штативом не попрыгаешь6))

ALEX PHOTOGRAPH, 2019-01-19T15:01:27

ну вор первых-это кусок фотографии, так как целиком не могу ее выложить (по этическим соображениям), во вторых-это была репортажная фотосессия- там особо и не отдохнешь по выбору 35, 40 или 30 мм.
и в третьих -если вы снимаете на 1/50 с рук, и без шевеленки- то низкий вам поклон!

Alexander Savochkin, 2019-01-18T20:07:25

Можно ещё поставить камеру на штатив и снять с ИСО 100. А ещё можно сделать штук 20 одинаковых снимков, усреднить их между собой, и получится снимок практически совсем без шума.

Alexander Savochkin, 2019-01-18T19:53:50

С автомобилем — так себе аналогия. Ни на каком автомобиле нельзя превышать 20 км/ч во дворе (та самая первая передача), ни по одной дороге общего пользования в России нельзя ездить быстрее 130 км/ч.

Пограничного значения ИСО не существует, поскольку шум есть всегда, просто с повышением ИСО становится заметным его нарастание. Кому-то и на 6400 результат пойдёт, кому-то выше 400 подниматься неприемлемо. Отсюда ответ: снимать подобает адекватно понятой и осознанной задаче. Не в каждом случае шум мешает: https://www.facebook.com/al...

В шумах люди не разбираются, поэтому мы из раза в раз повторяем: шум зависит от количества фотонов, которое прилетит за время экспозиции на сенсор. Прилетит много — шум незаметен, прилетит мало — заметен. Практических способов решения проблемы три:

1. Увеличить сенсор. На сенсор большей площади прилетит больше фотонов. Соответственно, переход на фулфрейм или средний формат снизит шум.

2. Не трогая сенсор, увеличить пиксели. Большие пиксели усреднят шум. В реальности это означает купить Сони A7S с 12 мегапикселями. Правда, там контрастный автофокус и неотключаемый шумоподавитель, но то такое.

3. Ничего не менять и просто увеличить экспозицию. Шум пропорционален квадратному корню величины экспозиции. поэтому снижение ИСО или удлинение выдержки на 2 ступени уменьшает шум вдвое.

Переход на фулфрейм снизит шум в 1,7 раза просто за счёт размера сенсора. Так что перейти на Д610 — вполне себе способ.

Яков Лесной, 2019-01-17T19:28:58

А мне кажется, что вы просто сделали тёмный кадр, а потом его вытягивали. И вопрос к вам, как к фотографу: зачем с 35мм. снимать неподвижные предметы с выдержкой 1/160? Не лучше ли было снять с 1/50 и выставить исо 320?

ALEX PHOTOGRAPH, 2019-01-17T18:41:02

Да, но получать такие кадры на Nikon D7200, вы конечно извините.
Это тоже самое, что купить хороший автомобиль, но ездить только на первой передачи, так как на 5-вы нарушите все мыслимые и немыслимые законы.
и вот мне интересно: как снимать, где пограничное состояние исо, какое стекло, и какое разрешение тогда, может не ставить 6000 на 4000?
И самое интересное, что это мнение очень многих, то есть люди реально начали разбираться в шумах, и начали замечать этот "минус", причем очень серьезный...
или может плавно перейти на ФФ типа 610Д??? :)

Alexander Savochkin, 2019-01-17T15:22:04

Шум — это не про стекло. И даже не про камеру. Шум — это про экспозицию, при условии, что камеру мы заменить не можем. Надо уменьшить шум — значит, надо увеличить экспозицию.

И да, при просмотре с оптимального просмотрового расстояния шум не виден. Кроме того, он и обычными устройствами вывода не воспроизводится.

Alexander Savochkin, 2019-01-17T15:14:48

Сравнивать с D7000 нечестно: ужмите этот снимок до 16 мегапикселей, и тогда ещё вопрос, какая модель будет лучше.

Я вам ещё большую тайну открою: шумит не камера, шумит окружающий мир. Ровно потому, что свет — это поток фотонов, и фотонов в этом потоке вовсе не бесконечное число. Чем выше ИСО, тем меньше света падает на сенсор, тем больше разброс количества фотонов, и тем шумнее картинка. Радикальный эффект в борьбе с этим явлением дают две меры: переход на сенсор большего размера, и уменьшение количества мегапикселей в снимке. А вот сохранение того же уровня шума при росте количества мегапикселей — как раз вполне себе эволюционное развитие, что мы в камерах кроп-сегмента и наблюдаем.

Подробнее я писал об этом буквально позавчера: https://prophotos.ru/review...

ALEX PHOTOGRAPH, 2019-01-16T13:34:56

Вот, у кого сомнения по поводу шумов на Nikon D7200, доказательство.
Простой снимок в помещении, при дневном свете и софтбоксом
Параметры: ИСО 800 (Карлы!), диафрагма 4.2, выдержка 1\160, фокусное 35мм
Для такой камеры, с такими параметрами-это стыд...старенький 7000 давал в 2 раза лучше результат по шума
https://uploads.disquscdn.c...

ALEX PHOTOGRAPH, 2019-01-16T12:39:41

Правый верхний угол фотографии, обратите внимание...что уже заметны шумы... и это уже на 500 не выдерживает..а что говорить о заявленных 1000 и выше? вот каким стеклом снимать что бы этого всего не было?
хотя при тесте, использовался если не ошибаюсь стандартный кит 18-140 3.5-5.6

Яков Лесной, 2019-01-14T09:26:10

Не знаю, Толя, по-моему это разговоры. https://uploads.disquscdn.c... Вот снимок на 500 исо, меня вполне устраивает.

ALEX PHOTOGRAPH, 2019-01-13T19:15:07

Абсолютно с вами согласен, на все 100%.
До этого начал искать проблему в обьективах..но не тут то было..прочел статью, понял...исо, шумы, все в лучших тонах как говорится...до этого был 7000 в связке с 18-70 3.5-4.5=красота, то есть для малого бизнеса, для семьи..хватало.
Но нет, угораздило меня купить 7200, тот же 18-70=жесть
в помещениях как минимум исо 800 , с плохим освещением..так ужас...потом решил купить 50 1.8G
Что тут скажешь: из 5, одна в фокусе, все остальное мыло, резкость от 2.8
Думал, что всему виной обьективы-ну нет...камера!!!!
Из плюсов лишь увидел: хороший хват, чуть быстрее фокусировка, ну и кому интересно вай фай..лично мне он не к чему... Думаю, сейчас, лучше бы купил какую ту 300s? и дешево и нормально
И самое главное, что продавать жалко, т.к пробег небольшой, а вот отдавать на 40% ниже стоимости, ну нафиг...вот так и мучаюсь.удачи всем, и успехов творческих

A613e51f 2acb 4435 b6fd 61a2e9d21b65