Вверх

Nikon D7200: неделя с экспертом

Дата публикации: 18.06.2015

Управление. Настраиваем фотоаппарат

Берем Nikon D7200 в руки… Даже первых нескольких секунд хватает, чтобы понять: это серьезный, а главное, удобный творческий инструмент. В большой ладони фотоаппарат лежит комфортно, мизинец не сваливается с рукоятки. Под правой рукой оказываются сразу несколько важных органов управления: переднее и заднее управляющее колесо, две программируемые кнопки на передней панели (Pv и Fn), экспокоррекция и кнопка старта видеозаписи, блокировка экспозиции, навипэд, Live View.

Много это или мало? Суровые профессионалы, отснявшие не одну олимпиаду, возмутятся: а как же менять баланс белого и ISO, не отрываясь от видоискателя? В этом и заключается отличие полупрофессиональных камер от профессиональных: от видоискателя оторваться все же придется, соответствующие кнопки находятся на задней панели слева от экрана. Но прямой доступ к настройкам в одно касание они обеспечивают. Так что: спокойствие, только спокойствие! В Nikon D7200 все под контролем. Но если вам хочется еще лучше контролировать съёмку, давайте вместе посмотрим, как можно настроить управление фотокамерой в соответствии с вашими потребностями.

Первое, что я делаю, это настраиваю видоискатель. Я часто снимаю пейзажи и архитектуру, а для иллюстрации наших тестов мы используем только необработанные снимки. Так что я просто не имею права завалить горизонт при съёмке: поправить его в графическом редакторе уже не получится. В видоискателе я включаю сетку, а кнопку репетира диафрагмы Pv перестраиваю на индикацию уровня.

Включение виртуального горизонта

Включение виртуального горизонта

Включение сетки в видоискателе

Включение сетки в видоискателе

Непосредственно в видоискателе внизу выводится шкала одноосевого уровня. Она помогает не завалить горизонт при съемке

Непосредственно в видоискателе внизу выводится шкала одноосевого уровня. Она помогает не завалить горизонт при съемке

Прямой выбор точки автофокуса и так реализован в Nikon D7200, за это отвечает навипэд. Режимы фокусировки изменяются нажатием на совмещенную с селектором AF/M кнопку и одновременным вращением колеса: не слишком очевидно для новичка, но очень удобно для профессионала. Начинающим же фотографам придется выучить наизусть все сокращения и обозначения, выводящиеся на монохромном дисплее: при смене настроек автофокуса на большом основном дисплее никакой информации не индицируется.

Часть настроек выставляется при помощи монохромного дисплея. Например, данная комбинация букв означает: покадровый автофокус с одной активной точкой

Часть настроек выставляется при помощи монохромного дисплея. Например, данная комбинация букв означает: покадровый автофокус с одной активной точкой

Автофокус можно настроить достаточно тонко. Я же пока меняю лишь один параметр из десятка возможных: оставляю из 51 точки лишь 11 активных. При быстрой съёмке это позволяет оперативнее выбрать подходящую точку. В случае следящего автофокуса все равно работать будет 51 точка.

Так выглядят все точки автофокуса Nikon D7200. Для упрощения выбора нужной точки я оставляю активными только 11 из них.

Так выглядят все точки автофокуса Nikon D7200. Для упрощения выбора нужной точки я оставляю активными только 11 из них.

Камера работает с двумя картами памяти формата SD. Как записывать файлы на них — тоже выбирает фотограф. Я предпочитаю использовать вторую карту лишь для записи видео или в случае переполнения первой. Однако, можно писать всю информацию параллельно на обе карты или, например, сохранять на одну RAW, а на другую JPG-файлы.

Nikon D7200 работает с двумя картами памяти формата SD

Nikon D7200 работает с двумя картами памяти формата SD

Кстати о RAW: Nikon D7200, как и большинство фотоаппаратов Nikon, позволяет записывать как 12-битные, так и 14-битные сырые файлы в фирменном формате NEF.

Находящаяся в левом нижнем углу задней панели кнопка «i» вызывает быстрое экранное меню, где собран ряд настроек камеры. Признаться, присутствующие там по умолчанию настройки мной редко используются. Жаль, но я так и не нашел, где бы можно было перенастроить этот список. Также не совсем ясна ситуация с кнопкой «info»: она выводит на дисплей информацию о текущих настройках, но никак не позволяет их менять. Пожалуй, это единственные минусы, которые я нашел в системе управления Nikon D7200.

Меню, вызываемое кнопкой i

Меню, вызываемое кнопкой i

Меню, вызываемое кнопкой i

Меню, вызываемое кнопкой i

Настройки камеры, вызываемые кнопкой info

Настройки камеры, вызываемые кнопкой info

Следующий этап — настройка съемочных параметров. Я много снимаю в полуавтоматических режимах, поэтому баланс белого и ISO часто отдаю на откуп автоматике. В случае с балансом белого я всегда был сторонником более теплых оттенков, поэтому я выбираю установку AUTO2, сохраняющую теплые тона в кадре.

Минимальную границу ISO я выставляю на уровне 100 единиц, однако включаю прямой доступ к ее изменению с помощью управляющего диска (это новая функция). Если мне понадобится снять какой-то кадр на высокой чувствительности, например, с короткой выдержкой в сумерках, я просто поверну управляющее колесо и изменю минимальное ISO. Максимальную чувствительность ограничиваю 6400 единицами: как правило, больше и не нужно. Также есть возможность ограничить максимальную выдержку. Причем кроме абсолютных значений, здесь предусмотрена и корректировка автоматической установки: можно указать автоматике устанавливать выдержки длиннее или короче обычных.

Меню АвтоISO

Меню АвтоISO

Установка длины выдержки для полуавтоматических режимов

Установка длины выдержки для полуавтоматических режимов

Для тех, кто снимает в JPG, важной настройкой будет Picture Control. Здесь можно тонко задать параметры JPG-конвертации, не только выбрав соответствующий профиль (например, пейзаж или портрет), но и отрегулировав отдельно повышение резкости, четкость, контраст, яркость, насыщенность, оттенок. Настраивать режимы можно не только непосредственно в камере, но и на компьютере, затем перенеся профили в фотоаппарат. Кстати, в Nikon D7200 реализован так полюбившийся многим видеографам профиль «равномерный», позволяющий получать малоконтрастную, зато отлично подходящую для последующей обработки картинку с широким динамическим диапазоном.

Меню Picture Control

Меню Picture Control

Работа с Picture Control

Работа с Picture Control

Второй важной для JPG настройкой является Active D-Lighting — внутрикамерный оптимизатор динамического диапазона. Забегая вперед, скажу, что матрица D7200 способна творить чудеса, фиксируя детали даже в сильно пересвеченных областях. При правильной настройке Active D-Lighting пересветов можно избежать даже при съёмке контрастных сюжетов в JPG. Достаточно выбрать установку «Усиленный».

Active D-Lighting в действии: детали в тенях и в светлый участках кадра бережно сохранены

Active D-Lighting в действии: детали в тенях и в светлый участках кадра бережно сохранены

NIKON D7200 / Nikon AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/800 с, 33.0 мм экв.Cкачать RAW

Безусловно, за кадром остался огромный набор тонких настроек, нельзя объять необъятное. Но потратив десять минут времени, я подстроил интерфейс камеры полностью под свои предпочтения. Ни один любительский фотоаппарат таких возможностей мне не дал бы.

Дата публикации: 18.06.2015
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Качество изображения. Съёмка на высоком ISO»
Яков Лесной, 2019-01-17T19:28:58

А мне кажется, что вы просто сделали тёмный кадр, а потом его вытягивали. И вопрос к вам, как к фотографу: зачем с 35мм. снимать неподвижные предметы с выдержкой 1/160? Не лучше ли было снять с 1/50 и выставить исо 320?

ALEX PHOTOGRAPH, 2019-01-17T18:41:02

Да, но получать такие кадры на Nikon D7200, вы конечно извините.
Это тоже самое, что купить хороший автомобиль, но ездить только на первой передачи, так как на 5-вы нарушите все мыслимые и немыслимые законы.
и вот мне интересно: как снимать, где пограничное состояние исо, какое стекло, и какое разрешение тогда, может не ставить 6000 на 4000?
И самое интересное, что это мнение очень многих, то есть люди реально начали разбираться в шумах, и начали замечать этот "минус", причем очень серьезный...
или может плавно перейти на ФФ типа 610Д??? :)

Alexander Savochkin, 2019-01-17T15:22:04

Шум — это не про стекло. И даже не про камеру. Шум — это про экспозицию, при условии, что камеру мы заменить не можем. Надо уменьшить шум — значит, надо увеличить экспозицию.

И да, при просмотре с оптимального просмотрового расстояния шум не виден. Кроме того, он и обычными устройствами вывода не воспроизводится.

Alexander Savochkin, 2019-01-17T15:14:48

Сравнивать с D7000 нечестно: ужмите этот снимок до 16 мегапикселей, и тогда ещё вопрос, какая модель будет лучше.

Я вам ещё большую тайну открою: шумит не камера, шумит окружающий мир. Ровно потому, что свет — это поток фотонов, и фотонов в этом потоке вовсе не бесконечное число. Чем выше ИСО, тем меньше света падает на сенсор, тем больше разброс количества фотонов, и тем шумнее картинка. Радикальный эффект в борьбе с этим явлением дают две меры: переход на сенсор большего размера, и уменьшение количества мегапикселей в снимке. А вот сохранение того же уровня шума при росте количества мегапикселей — как раз вполне себе эволюционное развитие, что мы в камерах кроп-сегмента и наблюдаем.

Подробнее я писал об этом буквально позавчера: https://prophotos.ru/review...

ALEX PHOTOGRAPH, 2019-01-16T13:34:56

Вот, у кого сомнения по поводу шумов на Nikon D7200, доказательство.
Простой снимок в помещении, при дневном свете и софтбоксом
Параметры: ИСО 800 (Карлы!), диафрагма 4.2, выдержка 1\160, фокусное 35мм
Для такой камеры, с такими параметрами-это стыд...старенький 7000 давал в 2 раза лучше результат по шума
https://uploads.disquscdn.c...

ALEX PHOTOGRAPH, 2019-01-16T12:39:41

Правый верхний угол фотографии, обратите внимание...что уже заметны шумы... и это уже на 500 не выдерживает..а что говорить о заявленных 1000 и выше? вот каким стеклом снимать что бы этого всего не было?
хотя при тесте, использовался если не ошибаюсь стандартный кит 18-140 3.5-5.6

Яков Лесной, 2019-01-14T09:26:10

Не знаю, Толя, по-моему это разговоры. https://uploads.disquscdn.c... Вот снимок на 500 исо, меня вполне устраивает.

ALEX PHOTOGRAPH, 2019-01-13T19:15:07

Абсолютно с вами согласен, на все 100%.
До этого начал искать проблему в обьективах..но не тут то было..прочел статью, понял...исо, шумы, все в лучших тонах как говорится...до этого был 7000 в связке с 18-70 3.5-4.5=красота, то есть для малого бизнеса, для семьи..хватало.
Но нет, угораздило меня купить 7200, тот же 18-70=жесть
в помещениях как минимум исо 800 , с плохим освещением..так ужас...потом решил купить 50 1.8G
Что тут скажешь: из 5, одна в фокусе, все остальное мыло, резкость от 2.8
Думал, что всему виной обьективы-ну нет...камера!!!!
Из плюсов лишь увидел: хороший хват, чуть быстрее фокусировка, ну и кому интересно вай фай..лично мне он не к чему... Думаю, сейчас, лучше бы купил какую ту 300s? и дешево и нормально
И самое главное, что продавать жалко, т.к пробег небольшой, а вот отдавать на 40% ниже стоимости, ну нафиг...вот так и мучаюсь.удачи всем, и успехов творческих

Alexander Savochkin, 2019-01-03T15:33:20

Про отсечку на АЦП добавлю, что это очень эффективный способ сделать чистыми тени даже в таких камерах, у которых они чистыми быть не могут в силу величины сенсора.

У моего Никона 14-битный АЦП без отсечки и из 16383 доступных значений яркости на снимке почти всегда есть не меньше 8000. Ещё я имею отношение к обзору камеры с 12-битным АЦП и отсечкой на уровне 253 из 4096. Градаций на снимке всего около 2000. Несмотря на формально меньшее количество градаций, чем у моего Никона, тени тянутся ничуть не хуже. Как раз за счёт того, что АЦП отбрасывает ту часть теней, из которой всё равно ничего нельзя вытянуть, а сигнал яркости делит более грубо, что тоже скрадывает шум. Выходит так, что сенсор объективно в худших условиях даёт лучшую картинку.

Анатолий, 2019-01-03T09:16:38

Спасибо огромное. Понял
Может я себя сам чрезмерно накручивал.

Alexander Savochkin, 2019-01-03T03:53:50

На каникулах я ленив, поэтому сравнил только Д7200 с Д5200 и только при ИСО 3200. Первичку я в основном записал по-старинному на бумаге карандашом, так что тут её (скриншотов и т.п.) почти не будет. Ограничусь такими выводами:

1. Картинка Д7200, судя по гистограмме, экспонирована на треть ступени светлее картинки Д5200. Для случайного глюка многовато, но для выводов о работе экспонометра этой информации недостаточно — нужен больший массив снимков.

2. Максимальный уровень белого в Д7200 на выходе АЦП соответствует значению 15750, тогда как в Д5200 максимальный уровень белого равен 16383. Соответственно, уровень чёрного в Д7200 равен 600 (всё, что меньше — отсекается на АЦП). Исходя из этого можно с некоторой натяжкой предположить, что в Д7200 таким образом задумали немножко победить шум теней, но точную причину такого решения установить невозможно. Может быть, АЦП оказался чуть более шумный, или были какие-то ещё сложности.

3. Среднеквадратическое отклонение (СКО) в точках с одинаковой яркостью различается на единицы процентов. В нашем случае чуть впереди Д5200, но по одному снимку полноценных выводов не сделать. Да и визуально заметить улучшение СКО на 2% невозможно.

Пока что увиденное подтверждает тезис, который я тут из раза в раз повторяю: камеры плюс-минус одного возраста с сенсором одного размера шумят примерно одинаково.

Повторю и другой тезис: технически фотограф не просто так нажимает на кнопку, он решает задачу — и исходя из условий задачи управляет параметрами снимка. Раньше для этого фотограф брал разные плёнки, сейчас достаточно возможностей одной и той же камеры. Например, мультиэкспозицией прямо при съёмке можно задавить шум почти на ступень ИСО. И это при равных прочих, без шумоподавления и потери детализации.

Ну а что касается конкретно шума, тут я дерзну поделиться частным мнением с претензией на близость к истине. По мне фотограф делает изображения, предназначенные для рассматривания людьми. Нормальному зрителю в большинстве случаев нет дела до технических параметров снимка: с оптимального просмотрового расстояния в 1,5 диагонали изображения зритель никогда не увидит ни субпиксельной нерезкости, ни шума. Более того, нормальный зритель будет смотреть вообще на другое — на образно-синтетический и логико-вербальный посылы фотографа, на его изобразительный язык. Зритель не рассуждает в терминах СКО, SNR, разрядности квантования и т.п. Разумеется, никто не запрещает использовать фотографию как спортивную дисциплину (я и сам это практиковал), и техническую кухню фотографу знать небесполезно. Однако продуктивнее относиться к технической стороне без фанатизма, употребив энергию и время на развитие гуманитарной стороны дела: художественное или философское образование, насмотренность и работу над стилем.

Анатолий, 2018-12-25T08:18:24

Спасибо
Понял.

Alexander Savochkin, 2018-12-25T08:13:40

Его я и нашёл. :) Хотя, по правде говоря, участок с менее выраженной резкой фактурой я бы предпочёл больше. Но переснимать не надо, нам для понимания этого хватит.

Анатолий, 2018-12-25T08:10:22

Спасибо

Анатолий, 2018-12-25T08:08:20

А на плоскость принтера внимание не обращайте
Смотрите по квадратному логотипу Energy Star (Этот участок - который не в центре кадра - дает все что надо - черный и гладкий)

Alexander Savochkin, 2018-12-25T08:03:10

Так нет же, не любую. Проблема конкретно этих снимков — сам принтер по фактуре неотличим от шума. Ну, трудноотличим. И если я буду измерять среднеквадратическое отклонение, а я именно его и хотел измерить — такая мишень исказит результаты. Лучше всего снимать самые обычные сюжеты, ну или какой-то тестовый натюрморт с серой картой. Вот примерно так, как у нас (и не только у нас) сделаны тестовые снимки на тему высоких ИСО.

Просто портрет или пейзаж, где будет видно, когда шум начинает искажать цвета и детали.

Впрочем, такие в первом приближении тоже пойдут. Там вроде бы есть сравнительно ровные участки.

Анатолий, 2018-12-25T07:58:45

А какие снимки выбирать - любую темную плоскость - там где шумы и лезут... Если шум есть - он везде и будет виден, если его нет - то его не будет.. Речь же не о специализированных лабораторных исследованиях о "шуме абсолютно черного тела в вакууме", а о шуме, который мешает получать любые снимки..
Ну спасибо.. Ок.

Alexander Savochkin, 2018-12-25T07:54:39

Андрей! По таким иллюстрациям ничего понять нельзя. Мне кажется, продуктивнее было бы попробовать их высветлить в разумных пределах (например, на пару ступеней ползунком Exposure в лайтруме или Adobe Camera RAW), тогда и характер шума был бы виднее, и интенсивность его тоже. Совсем идеально было бы измерить среднеквадратическое отклонение яркости, но фанатизм в нашем деле излишний.

Alexander Savochkin, 2018-12-25T07:52:20

Александр непременно посмотрит, как только обзаведётся для этого временем — именно сейчас его очень резко не хватает. Думаю, к выходным какой-нибудь ответ сформулирую.

Тестовые снимки, конечно, выбраны творчески — шумоподобная мишень для оценки шума на снимке лучше разве что совсем никакой, но что есть, то есть. Попробую сделать выводы из таких снимков. :)

Анатолий, 2018-12-24T23:16:01

Вообще-то это все было к Александру..

9d7411cc d7b2 46f6 8bf0 71dad1148055