Съемка на прогулке
Часто, отправляясь на прогулку по городу или на природу, я беру с собой фотоаппарат. Уверен, что миллионы коллег-фотолюбителей делают так же, стараясь не упустить красивые кадры. Нет, речь не идет о серьезной пейзажной съемке с предварительным подбором места, времени, положения солнца… Но тем не менее, пейзажные сюжеты составляют большую часть снимков в подобных ситуациях. Сегодня посмотрим, как Canon EOS 6D справляется с подобной съемкой и какие функции и настройки могут помочь фотографу получить лучший результат.
Теплый летний вечер — идеальное время для съемки. Солнце уже склоняется к горизонту, его косые лучи помогают проработать объем на фотографиях. Теплый оттенок света добавляет изюминку к цветовому решению кадра. Вообще если говорить о средней полосе России, то вся природная пейзажная съемка в конечном счете сводится именно в поиску подобных “изюминок” и различных акцентов в кадре. Среднерусский пейзаж монотонен и необъятен: леса и поля на многие тысячи километров почти одинаковы. И задача фотографа — это поиск какого-либо выделяющегося из ландшафта элемента и ожидание наиболее выгодного для его фотографирования света и погоды.
Холм, одинокое дерево, дорога, — все это отлично смотрится в закатном свете. Но камера видит все иначе, чем человеческий глаз. И даже совершенный современный фотоаппарат не способен передать все детали такого контрастного сюжета. Небо пересвечивается, рядом с солнцем на фотографии зияет большое белое пятно. Даже при попытке обработать RAW-файл из пересвета не удается вытянуть цвет. Конечно, можно “дорисовать” недостающий участок снимка в фотошопе. Но это не наши методы! Лучше обратимся за помощью к камере. В настройках находим съемку HDR. С настройками я решил не мудрить, оставив право выбирать вилку экспозиции за камерой. В этом режиме фотоаппарат делает последовательно серию снимков с разной экспозицией (от совсем темного кадра до совсем светлого) и самостоятельно объединяет их в одну фотографию, сохраняя и совсем темные, и совсем светлые участки изображения.
В последнее время я стараюсь минимизировать трудозатраты на обработку снимков в графическом редакторе: сказывается и дефицит свободного времени, и специфика работы фототестером — ведь в наших тестах мы публикуем фотографии непосредственно из камеры, без обработки. Поэтому баланс белого, экспокоррекцию, стиль изображения я настраиваю в фотоаппарате особенно тщательно. Что касается баланса белого, то в Canon EOS 6D я полностью доверяю автоматике. Она справляется со своей задачей почти безошибочно. Экспокоррекцию приходится периодически задействовать, благо это не занимает много времени: эта функция вынесена на заднее управляющее колесо камеры и не требует даже нажатия на специальную кнопку. А вот про стиль изображения имеет смысл рассказать отдельно.
Подобная настройка есть почти в каждом фотоаппарате. Она отвечает за то, с какой насыщенностью, контрастностью, резкостью будут преобразованы в итоговое JPG-изображения данные с матрицы фотоаппарата. В Canon EOS 6D есть настройка Авто для данного параметра, и ее я применял для большинства сюжетов в этом тесте. Но все же для ряда кадров я использовал специальную пейзажную настройку. Это позволило чуть приукрасить действительность, добавив более ярких и сочных тонов снимкам и усилив тональные переходы. Я также использую реализованную в камере автокоррекцию яркости со стандартной настройкой.
При съемке с нижней точки я использовал визирование по экрану с индикацией вспомогательной сетки и электронного уровня
Для съемки с нижней точки я применяю режим Live View: это позволяет опустить камеру почти в самую траву и, лишь присев, удобно строить кадр по дисплею. Экспозицию будущего снимка можно видеть сразу же на экране. Я иногда ввожу небольшие поправки, добиваясь оптимального с моей точки зрения результата. Но если вы снимаете в RAW, то это, скорее всего, не понадобится. Подобные незначительные поправки можно внести и на этапе конвертации. Еще один плюс режиме Live View — электронный уровень, который помогает не завалить горизонт, и сетка кадрирования на дисплее камеры.
Контровый свет — не проблема для Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM
Естественно, на своих снимках, тем более пейзажных, я хочу видеть максимальную резкость. Поэтому из двух объективов с фокусным расстоянием 24-70 мм, попавших к нам в редакцию, я отдал предпочтение более новой версии — Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. За исключением буквально пары кадров все снимки на этой странице сделаны с его помощью. Детализация при максимальном увеличении снимков в итоге получилась просто отличная как в телеположении, так и в широкоугольном.
Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM обеспечивает отличную резкость даже на открытой диафрагме
Объектив отлично держит контровый свет, почти не давая паразитных засветок и абсолютно не теряя контраста. Я вообще люблю снимать именно в контровом вечернем свете: и пейзажи, и портреты. И могу с уверенностью заявить: далеко не каждый зум ведет себя так же хорошо в подобных условиях.
Объектив отлично держит контровый свет, не давая паразитных засветок
Впрочем, и с размытием фона дела у него обстоят неплохо. Мне нравится снимать различные фрагменты пейзажа, размывая задний план при помощи открытой диафрагмы. В этом сюжете я использовал значение диафрагмы f/2,8. Кстати, многие фотографы скептически относятся к ограничению минимальной выдержки в Canon EOS 6D 1/4000 с (для профессиональных зеркалок стандартом де-факто является минимальная выдержка 1/8000 с). Для этого сюжета, снятого в солнечный летний полдень, потребовалась выдержка 1/2500 и ISO 100. То есть, обладая более светосильным объективом, я смог бы снимать без пересвета в тех же условиях на f/1,8. Для этого мне просто пришлось бы понизить ISO до 50 единиц (камера это позволяет). Так что с уверенностью могу сказать: для большинства съемочных ситуаций 1/4000 с будет достаточно.
Я использовал максимально открытую диафрагму для отделения переднего плана. Но даже в солнечный день мне хватило диапазона выдержек, ограниченного 1/4000 с
Тем не менее, для большинства сюжетов я все же закрываю диафрагму: как для увеличения глубины резкости, так и для некоторых художественных приемов. Например, в этом кадре мне очень хотелось передать движение, показать, что рукодельные “цветы” не стоят на месте, в вращаются на ветру. Диафрагмы f/16 оказалось достаточно, чтобы обеспечить достаточно длинную для размытия движения выдержку.
При более длинной выдержке удалось размыть вращающиеся "цветы"
Отправляясь на очередную прогулку, на этот раз утреннюю, я взял с собой объектив Canon EF 24-70mm f/2.8L. Моя цель — снять и показать вам пару кадров, чтобы вы не торопились отправлять на пенсию эту еще молодую по фотографическим меркам модель объектива (он был представлен в 2002 году). Я специально сделал снимок на открытой диафрагме, чтобы отделить передний план, добавить объема в кадр. Ну а вы можете открыть снимки в полном размере и оценить получившуюся детализацию: резкости объектива оказалось достаточно, чтобы прорисовать каждую каплю росы на цветущем диком люпине. Естественно, прикрыв диафрагму, с этим объективом можно получить и более высокую детализацию.
Что в сухом остатке? Canon EOS 6D может похвастаться хорошей… нет, очень высокой детализацией снимков, если вы используете качественный объектив. Строить кадр удобнее по дисплею в режиме Live View. Если сюжет не содержит движущихся объектов, то даже при самом контрастном освещении удастся получить хороший результат, снимая в HDR-режиме. Будьте уверены, камера отработает на “отлично”. Просто выберите интересный сюжет, дождитесь эффектного света и нажмите на кнопку спуска.