Съемка макро на Canon EOS 6D
Canon EOS 6D — это серьезный фотоаппарат для опытного фотографа. Поэтому я не буду демонстрировать его способности съемки в авторежиме. Абсолютному большинству его покупателей эта функция вряд ли понадобится. Куда важнее уделить внимание другим возможностям камеры. Сегодня речь пойдет о макросъемке — направлении фотографии, где от техники зависит половина успеха.
Сейчас на дворе лето, и найти сюжеты для фотографирования крупным планом проще простого. Достаточно лишь выйти за порог. Впрочем, если там ненастная погода, то интересные кадры можно снимать даже дома. Но я все же пойду традиционным путем: моими моделями станут насекомые и растения.
Залог успеха любого макрофотографа — ранний подъем. На восходе есть шанс не только застать живописную росу на растениях и эффектный свет косых солнечных лучей. Дело в том, что многие насекомые утром наименее подвижны, и к ним можно подойти на необходимое для съемки расстояние.
К слову о дистанции съемки. Я предпочитаю использовать для съемки макро объективы с фокусным расстоянием 100 мм. Они позволяют делать снимки с крупным масштабом изображения буквально с нескольких десятков сантиметров, не прижимаясь к насекомому вплотную. Более короткофокусные объективы потребуют меньшей дистанции работы и будут куда менее удобны.
Я предпочитаю использовать 100-мм макрообъективы, они позволяют не спугнуть модель во время съемки
Свет на рассвете достаточно интересен, его просто жалко портить искусственным освещением. Поэтому вспышки и другие приборы мы оставим на потом. Я использую макрообъектив Canon EF 100mm f/2.8L Macro с совершенной системой стабилизации, которая значительно компенсирует движения камеры по нескольким осям, неизбежно возникающие при съемке с рук. Это существенное подспорье в работе: процент брака получается ощутимо ниже, чем при работе с нестабилизированной оптикой. Да даже просто строить кадр по замершей в видоискателе картинке значительно проще и приятнее. Но даже такое техническое решение не защищает от смаза снимков, вызванных ветром и раскачиванием объекта съемки перед объективом. Поэтому я поднимаю ISO до значения 640 единиц, чтобы максимально сократить выдержку и добиться идеальной резкости снимков. Для камер недавнего прошлого ISO 640 было сравнительно высоким значением. Но на снимках с EOS 6D при такой светочувствительности вы не найдете ни шума, ни падения детализации.
Откройте этот снимок в полный размер, чтобы оценить великолепную детализацию и рассмотреть каждую каплю утренней росы
От автофокуса при макросъемке я отказываюсь, потому что съемка ведется со слишком малой глубиной резкости. Автоматике камеры просто не удастся угадать, в каком именно месте я хочу видеть резкость на снимке. Если бы объект съемки был статичен, то автофокус отлично справился бы со своей задачей. Сейчас же травинки в карде раскачивается во всех возможных направлениях, постоянно выпадая из глубины резкости. Поэтому я просто выставляю максимальный масштаб съемки, сфокусировавшись на минимальной дистанции, а дальше ловлю резкость в видоискателе перемещением камеры вперед назад. Помогает серийная съемка со скоростью 4,5 кадра/с.
Этот кадр я снимал с ручной фокусировкой, наводясь на резкость приближением и отдалением камеры от объекта съемки
Алгоритм работы прост. Постепенно приближаю камеру к объекту съемки. Когда он окажется в резкости, я это не только увижу в видоискателе, дополнительно меня оповестит об этом камера звуком подтверждения фокусировки и миганием соответствующей точки. Жму на спуск и делаю короткую серию снимков. Из 3-4 кадров позже я выберу самый резкий.
Но если речь идет о более статичных объектах или же просто о съемке с меньшим масштабом, то автофокус я все же использую. Например, так я снимал вот эту ящерицу: с автофокусом и без всяких хитростей. Хотя для большей оперативности работы можно было бы воспользоваться лимитером фокусных расстояний на объективе, ограничив дистанцию фокусировки и уменьшив необходимое для этого время в разы.
При съемке не очень крупным масштабом я успешно применял автофокус
Тем временем солнце уходит в дымку, зато и ветер стихает. У меня появляется возможность работать с более длинными выдержками и иногда дополнительно понижать ISO. Здесь уже без стабилизатора в объективе точно никак. Добиться звенящей резкости при съемке с рук в масштабе 1:1 с выдержкой 1/100 без него было бы просто невозможно. ISO варьирую по обстоятельствам от 400 до 800 единиц. И в том, и в другом случае повышение чувствительности не сказывается негативно на результате: в кадре удается добиться и сочных цветов, и высокой детализации.
Благодаря стабилизатору удается получать резкие кадры с рук, снимая с выдержкой 1/100 и масштабом 1:1
Мои модели в этот раз — жуки-бронзовки. Их можно встретить в начале лета на цветущих кустах: сирень, бузина. Не брезгуют они и некоторыми садовыми цветами. Хотя признаюсь, в этой фотосессии иногда я все же пересаживал жуков на более выгодный для съемки цветок. А для больше выразительности создавал капли росы при помощи пульверизатора. Роса настоящая к тому моменту уже пропала.
Дневное солнце создает глубокие тени. В принципе, нет никаких проблем осветлить их потом при конвертации RAW. Но все снимки в наших тестах — это JPG без всякой обработки прямо из камеры. Поэтому с тенями было решено бороться радикальными методами. Я использую светодиодный фонарик и светодиодный осветитель. Все просто: в одной руке камера, в другой — источник освещения. Никаких стоек, штативов. По цветовой температуре и даже по яркости мои светодиодные осветители близки к солнечному свету. Но их приходится подносить почти вплотную к объекту съемки, что не всегда удобно.
Съемка только с естественным светом позволяет получить более мягкие цвета
Вторую часть фотосессии я провожу уже с использованием вспышки Canon Speedlite 580 EX II. Я устанавливаю ее прямо в горячий башмак камеры. Голову наклоняю максимально вниз и выдвигаю отражающий лепесток. Излучатель вспышки и лепесток-отражатель по своим размера близки к размеру объекта съемки, это позволяет добиться достаточно мягкого света, который направленная в лоб вспышка никогда не даст при съемке с большего расстояния. Я не ввожу никакой коррекции в ее работу, слегка варьирую лишь экспозицию всего кадра при помощи колесика на задней панели камеры — очень удобно!
Для подсветки я использовал внешнюю накамерную вспышку
Подведем промежуточные итоги. Сегодня Canon EOS 6D отработал на твердую пятерку. В совокупности со стабилизированным объективом он позволил вести макросъемку с рук при относительно длинных выдержках и порой высоких ISO без дополнительных источников света. Подтверждение автофокуса при ручной фокусировке оказалось приятным бонусом, на который я даже не рассчитывал. Серийная съемка 4,5 кадра/с вполне достаточна для подобного рода фотосессий. И, наконец, результат при просмотре дома на компьютере меня даже немного удивил. Детализация снимков оказалась выше всяких похвал. Каждый кадр можно печатать очень крупным форматом даже после некоторого кадрирования: в этом заслуга резкого объектива и многомегапиксельной матрицы.