Съемка с недостаточным освещением
В этой части нашего теста речь пойдет о съемке с недостаточным освещением. Но если вы думаете, что здесь будут лишь сухие тестовые снимки на высоких ISO, вы ошибаетесь. Вопрос шума на высокой чувствительности и качества детализации мы очень подробно разобрали в нашем студийном тесте Canon EOS 6D. Сегодня же я хочу поделиться реальным опытом съемки и настройки камеры в тех ситуациях, когда света по тем или иным причина не хватало.
Впервые с ситуацией, когда на ярком полуденном солнце света не хватает для обеспечения достаточно короткой выдержки и высокой резкости, я столкнулся чуть раньше, делая макроснимки для второй страницы теста. Второй раз с подобной же проблемой я столкнулся, отправившись в московский зоопарк. Даже не дойдя до вольеров с животными, я уже испытал некоторые трудности при съемке.
Выдержка 1/125 с, выставленная автоматикой, здесь оказалась слишком длинной
В пруду плавают утки всех возможных разновидностей! Они ныряют, дерутся, машут крыльями… А я все это пытаюсь снять на топовый светосильный телевик Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM. И что же получается? Целая серия кадров лишена резкости! Попробуем разобраться, что же я не так настроил. Первым делом перевожу режим работы стабилизатора на объективе из Mode 1 в Mode 2. В чем разница? В первом режиме стабилизатор объектива компенсирует любые колебания камеры во всех направлениях. Это здорово работает, когда вы снимаете статичные объекты. Но если фотограф ведет в кадре движущийся объект, стабилизатор может наоборот размыть изображения, пытаясь скомпенсировать движения камеры. Второй режим работы стабилизатора как раз и призван помочь снимать динамику. В этом режиме стабилизатор компенсирует колебания камеры лишь в одном направлении, позволяя фотографу вести объект в кадре (панорамировать).
Этот кадр получился значительно резче предыдущего
Я почти всегда снимаю в режиме приоритета диафрагмы. К тому же, в Canon EOS 6D есть возможность тонко настроить логику автоматической установки выдержки и ISO для этого режима. Максимально допустимую выдержку можно ограничить в основном меню. Правда, самое меньшее в списке значение — 1/250 с. А если позволить автоматике самостоятельно определять максимальную величину выдержки, то для 200 мм фокусного расстояния она будет не длинее 1/160-1/200 с. Так что в этот раз мне все же придется отказаться от своего любимого режима Av и перейти к съемке с приоритетом выдержки Tv.
Снимать движущихся уток с выдержкой длинее 1/800 смысла нет — они размываются в движении, достаточной резкости добиться не удается. Кстати, несмотря на солнечный день и применение светосильного объектива, ISO на серии кадров уже составляет 400-500 единиц! Через несколько снимков мне приходится еще больше сократить выдержку, до 1/1000: на воде разыгрываются нешуточные страсти. За брошенные посетителями кусочки хлеба с утками начинают соперничать рыбы. Карпы высовываются из воды и уводят лакомство буквально из-под носа у птиц. И в этой непростой съемочной ситуации я в который раз хочу сказать спасибо быстрому автофокусу Canon EOS 6D и Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM. При использовании самой цепкой центральной точки камера успевает сфокусироваться по упавшему на воду кусочку хлеба за мгновение то того, как его атакуют рыбы и птицы.
Дальше я отправляюсь к вольерам. Тут света значительно меньше: некоторые вольеры просто находятся в тени, а в некоторых и вовсе царит полумрак. Но короткая выдержка по-прежнему необходима: это только на снимках животные кажутся статичными. Эффектную позу нужно успеть не только поймать, но и “заморозить” при помощи короткой выдержки.
В этом кадре я специально не стал размывать сетку, чтобы подчеркнуть печальный взгляд птицы
Здесь нужно сказать несколько слов о специфике съемки через решетку в зоопарке. Я специально оставил ее лишь на одном кадре, чтобы показать читателям ее существование. Просто если поднести объектив к решетки вплотную, ее удастся размыть. При этом несколько снижается общий контраст снимка, но с этим можно смириться. Диафрагму я теперь должен контролировать вручную: чуть сильнее закрыл, и решетка “проявится” в кадре. Поэтому дальше я снимаю в приоритете диафрагмы, вручную ограничив ISO на достаточно высоком уровне. Моя цель — получать в каждом кадре короткую выдержку и не лезть лишний раз в настройки, переходя от вольера к вольеру.
Даже на ISO 1250 мне удается проработать фактуру пера птиц и шерсти животных
Даже на ISO 1250 мне удается проработать фактуру пера птиц и шерсти животных. Canon EOS 6D вообще позволяет не волноваться о качестве проработки мелких деталей вплоть до ISO 3200. Если же не стоит цели передать очень мелкие детали в кадре, то смело можно поднимать чувствительность и до 6400. Возможность убедиться в этом появляется у меня буквально через час.
Мое следующее место съемки — станция Маяковская московского метро. В спешке городской жизни тысячи людей ежедневно проезжают мимо нее, а иногда и пробегают по станции, ничего не замечая вокруг. А станция, тем не менее, очень интересная. Ее сводчатый потолок украшен мозаиками, сделанными по эскизам Александра Дейнеки. Эти мозаики — своеобразные окна в гипотетическое советское будущее. Конечно, и многие другие станции метро имеют подобные украшения. Но эти мозаики отличаются большей легкостью, динамикой. Конечно, это уже не смелый конструктивизм двадцатых, но еще и не статичные и монументальные картины “сказочного быта” 50-х годов.
Баланс белого при свете энергосберегающих ламп лучше выставлять вручную
После первого кадра становится ясно: баланс белого автоматике здесь доверять нельзя. Мало того, что станция освещена двумя видами энергосберегающих ламп. Так еще и на снимках автоматика старается сохранить теплый оттенок освещения. В повседневной фотографии такая установка баланса белого очень даже уместна: на снимке сохраняется привычная глазу атмосфера. Но мне хочется чуть более чистых цветов, так что баланс белого я ставлю вручную.
Мой помощник в съемке — Canon EF 24-70mm f/2.8L. Жаль, что этот зум лишен стабилизатора. Как бы он мне пригодился! Снимать приходится, задрав камеру вертикально вверх. Зафиксировать ее надежно в руках в такой позе не получится, как ни старайся. Поэтому выход один — поднимать ISO и пытаться сократить выдержку. Но все же небольшая шевеленка на некоторых снимках присутствует. Сказывается отсутствие опоры.
Приятно, что с повышением чувствительности камера не искажает цвета. Также не появляется назойливого цветного шума. Есть лишь малозаметный яркостной шум в виде мелкого зерна на монотонных участках кадра.
В зависимости от компоновки кадра снимки получаются с разной экспозицией. Но даже на тех фотографиях, где мозаики выходят довольно темными, проработка деталей и цветов не страдает от действий системы шумоподавления.
Всю съемку я провел, глядя в видоискатель фотоаппарата. Конечно, использовать визирование по дисплею с сеткой кадрирования было бы удобнее. Но надежно зафиксировать фотоаппарат на вытянутых руках чуть сложнее, больше будет брака. Помните, в самом начале теста я обращал внимание читателей на 97% покрытия площади кадра в видоискателе? Так вот те 3% будущего снимка, которые были скрыты от моего взора, никак не мешали съемкам. То, что я видел в видоискателе, я видел и на дисплее сразу после нажатия на спуск: никакой разницы в компоновке кадров разглядеть мне не удалось.
В самом начале теста я уже писал, что в Canon EOS 6D применен датчик автофокуса с центральной точкой высокой чувствительности (до -3EV). Что это значит на практике? Это значит, что камера будет фокусироваться по центральной точке даже при очень плохом освещении. Я решил найти тот предел, за которым автофокус теряет работоспособность. Кадр ниже сделан почти в полночь на лесной дороге с объективом со светосилой f/2,8. Canon EOS 6D смог сфокусироваться по темным кронам деревьев. В более плохих условиях уже придется перейти на ручную фокусировку.
Центральная точка автофокуса сохраняет работоспособность даже ночью при свете луны. Этот кадр — предел ее возможностей
Подведем промежуточный итог? Canon EOS 6D на сегодняшний день — одна из лучших по качеству изображения на высоких ISO камера. Но даже это не гарантирует фотографу отличного результата в любой ситуации. Широкие возможности камеры еще нужно реализовать на практике. Надеюсь, мой опыт проб и ошибок поможет разобраться с основными настройками фотоаппарата новичкам, которые покупают себе EOS 6D.